КИЕВО-ПЕЧЕРСКИИ
ПАТЕРИК
ПАТЕРИК
ПЕЧЕРСКИИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ СОЗДАНИЮ ЦЕРКВИ,
ЧТОБЫ ЗНАЛИ ВСЕ, КАК САМОГО ГОСПОДА
ПРОМЫСЛОМ И ВОЛЕЮ И ЕГО ПРЕЧИСТОЙ МАТЕРИ
МОЛИТВОЙ И БЛАГОВОЛЕНЬЕМ СОЗДАЛАСЬ И
СВЕРШИЛАСЬ БОГОЛЕПНАЯ, НЕБУ ПОДОБНАЯ,
ВЕЛИКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ,
АРХИМАНДРИТИЯ ВСЕЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ, КОТОРАЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ЛАВРОЙ СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО ОТЦА
НАШЕГО ФЕОДОСИЯ
СЛОВО
1. БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ
Был в земле Варяжской князь Африкан, брат
Якуна Слепого, который в битве потерял свой
золотой плащ, сражаясь на стороне Ярослава
с лютым Мстиславом. У этого Африкана было
два сына—Фрианд и Шимон. Когда умер их отец,
Якун изгнал обоих братьев из их владений. И
пришел Шимон к благоверному князю нашему
Ярославу; тот принял его, держал в чести и
отослал его к сыну своему Всеволоду, чтобы
был он у него старшим, и принял Шимон
великую власть от Всеволода. Причина же
любви Шимона такова к святому тому месту.
Во время княжения благоверного и великого
князя Изяслава в Киеве, когда пришли в 6576(1068)
году половцы на Русскую землю и пошли трое
Ярославичей — Изяслав, Святослав и
Всеволод — навстречу им, с ними был и этот
Шимон. Когда же пришли они к великому и
святому Антонию для молитвы и
благословения, старец отверз неложные свои
уста и ожидающую их погибель без утайки
предсказал. Варяг же этот, пав в ноги старцу,
молил, чтобы уберечься ему от такой беды.
Блаженный же сказал ему: «О чадо! Многие
падут от острия меча, и, когда побежите вы от
врагов ваших, будут вас топтать, наносить
вам раны, будете тонуть в воде; ты же,
спасенный там, будешь положен в церкви,
которую здесь создадут».
И вот, когда они были на Альте, сошлись оба
войска, и по божию гневу побеждены были
христиане, и, когда обратились в бегство,
были убиты воеводы и множество воинов в
этом сражении. Тут же и раненый Шимон среди
них лежал. Взглянул он вверх на небо и
увидел церковь превеликую — такую, какую
уже прежде видел на море, и вспомнил он
слова спасителя и сказал: «Господи! избавь
меня от горькой этой смерти молитвами
пречистой твоей матери и преподобных отцов
Антония и Феодосия!» И тут вдруг некая сила
исторгла его из среды мертвецов, он тотчас
исцелился от ран и всех своих нашел целыми и
здоровыми.
И он вернулся назад, и пришел к блаженному
Антонию, и поведал ему историю дивную, так
говоря: «Отец мой Африкан сделал крест и на
нем изобразил красками богомужное подобие
Христа, образ новой работы, как чтут
латиняне, большой величины — в десять
локтей. И воздавая честь ему, отец мой
украсил чресла его поясом, весом в
пятьдесят гривен золота, и на голову
возложил венец золотой. Когда же дядя мой
Якун изгнал меня из владений моих, я взял
пояс с Иисуса и венец с головы его и услышал
глас от образа; обратившись ко мне, он
сказал: «Никогда не возлагай этого венца,
человече, на свою голову, неси его на
уготовленное ему место, где созидается
церковь матери моей преподобным Феодосием,
и тому в руки передай, чтобы он повесил над
жертвенником моим». Я же упал от страха и,
оцепенев, лежал, как мертвый; затем, встав, я
поспешно взошел на корабль.
И когда мы плыли, поднялась буря великая,
так что все мы отчаялись в спасении, и начал
я взывать: «Господи, прости меня, ибо ради
этого пояса погибаю за то, что взял его от
честного твоего и человекоподобного образа!»
И вот увидел я церковь наверху и подумал: «Что
это за церковь?» И был свыше к нам голос,
говорящий: «Та, что будет создана
преподобным во имя божией матери, в ней же и
ты положен будешь». И видели мы ее величину
и высоту, если размерить ее тем золотым
поясом, то двадцать мер — в ширину, тридцать
— в длину, тридцать — в вышину стены, а с
верхом — пятьдесят. Мы же все прославили
бога и утешились радостью великой, что
избавились от горькой смерти. И вот доныне
не знал я, где создастся церковь, показанная
мне на море и на Альте, когда я уже находился
при смерти, пока не услыхал я из твоих
честных уст, что здесь меня положат в церкви,
которая будет создана». И, вынув золотой
пояс, он отдал его, говоря: «Вот мера и
основа, этот же венец пусть будет повешен
над святым жертвенником».
Старец же восхвалил бога за это и сказал
варягу: «Чадо! С этих пор не будешь ты
называться Шимоном, но Симон будет имя твое».
Призвав же блаженного Феодосия, Антоний
сказал: «Симон этот такую вот церковь хочет
построить», и отдал ему пояс и венец. С тех
пор великую любовь имел Симон к святому
Феодосию и давал ему много денег на
устроение монастыря.
Однажды этот Симон пришел к блаженному и
после обычной беседы сказал святому: «Отче,
прошу у тебя дара одного». Феодосии же
спросил его: «О чадо, что просит твое
величие от нашего смирения?» Симон же
сказал: «Великого, выше силы моей, прошу я от
тебя дара». Феодосии же ответил: «Ты знаешь,
чадо, убожество наше: часто и хлеба
недостает в дневную пищу, а другого не знаю,
что и имею». Симон же сказал: «Если захочешь
одарить меня, то сможешь по данной тебе
благодати от господа, который назвал тебя
преподобным. Когда я снимал венец с главы
Иисуса, он мне сказал: «Неси на
приготовленное место и отдай в руки
преподобному, который строит церковь
матери моей». Вот чего прошу я у тебя: дай
мне слово, что благословит меня душа твоя
как при жизни, так и по смерти твоей и моей».
И отвечал святой: «О Симон, выше силы
прошение твое, но если ты увидишь меня,
отходящего отсюда, из мира этого, и если по
моем отшествии церковь эта устроится и
данные ей уставы будут соблюдаться в ней, то,
да будет тебе известно, что имею я
дерзновение у бога, теперь же не знаю,
доходит ли моя молитва».
Симон же сказал: «От господа было мне
свидетельство, я сам слышал о тебе это из
пречистых уст святого его образа, потому и
молю тебя — как о своих черноризцах, так и
обо мне, грешном, помолись, и о сыне моем
Георгии, и до последних рода моего». Святой
же, обещавши ему это, сказал: «Не о них
единых молюсь я, но и обо всех, любящих это
святое место ради меня». Тогда Симон
поклонился до земли и сказал: «Не уйду, отче,
от тебя, если писанием своим не удостоверишь
меня».
Преподобный же, побуждаемый любовью к нему,
написал такую молитву: «Во имя отца и сына и
святого духа», что и доныне вкладывают
умершим в руку. И с тех пор утвердился
обычай класть такое письмо с умершим,
прежде же никто не делал этого на Руси.
Написано же было и это в молитве: «Помяни
меня, господи, когда придешь во царствие
твое, чтобы воздать каждому по делам его,
тогда, владыка, и рабов своих, Симона и
Георгия, сподоби справа от тебя стать, в
славе твоей, и слышать благой твой глас: «Придите,
благословенные отцом моим, наследуйте
уготованное вам царство от создания мира».
И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче,
чтобы отпустились грехи родителям моим и
ближним моим». Феодосии же, воздев руки к
небу, сказал: «Да благословит тебя господь
от Сиона, и да узрите вы благодать
Иерусалима во все дни жизни вашей и до
последнего в роду вашем!» Симон же принял
молитву и благословение от святого как
некую драгоценность и дар великий. Тот, кто
прежде был варягом, теперь же благодатью
Христовой стал христианином, просвещенный
святым отцом нашим Феодосием; оставил он
латинское заблуждение и истинно уверовал в
господа нашего Иисуса Христа со всем домом
своим, около трех тысяч душ, и со всеми
священниками своими, ради чудес бывших от
святых Антония и Феодосия. Этот Симон был
первым погребен в той церкви. С тех пор сын
его, Георгий, великую любовь имел к святому
тому месту. Этого Георгия послал Владимир
Мономах в Суздальскую землю и поручил ему
сына своего, Георгия. Спустя много лет сел
Георгий Владимирович в Киеве; тысяцкому же
своему Георгию, как отцу родному, поручил
область Суздальскую.
СЛОВО
О ПРИХОДЕ МАСТЕРОВ ЦЕРКОВНЫХ ИЗ ЦАРЬГРАДА К
АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ. СЛОВО 2
И это вам, братья, расскажу другое дивное и
преславное чудо о той богоизбранной церкви
богородичной. Пришли из Царьграда четыре
мастера церковных, люди очень богатые, в
пещеру к великому Антонию и Феодосию, и
спросили они: «Где хотите ставить церковь?»
Те же им ответили: «Там, где господь место
обозначит». Пришедшие же сказали: «Как же
так, — свою собственную смерть предвидя, —
места еще не назначили, столько золота
вручив нам?» Тогда Антоний и Феодосии,
призвав всю братию, стали расспрашивать
греков, говоря: «Скажите истину: как это
было?»
Мастера же эти рассказали: «Однажды, когда
мы еще спали в домах своих, рано, на восходе
солнца, пришли к каждому из нас
благообразные скопцы, говоря: «Зовет вас
царица во Влахерну». Когда мы пошли, взяв с
собою друзей и ближних своих, то пришли все
в одно время и рассудили, что одно и то же
повеление царицы слышал каждый из нас и
одни и те же посланцы были у нас. И вот
увидели мы царицу и множество воинов при
ней, мы поклонились ей, и она сказала нам: «Хочу
церковь построить себе на Руси, в Киеве,
повелеваю же это вам, возьмите золота себе
на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «О
госпожа царица! В чужую страну посылаешь ты
нас, — к кому мы там придем?» Она же сказала:
«К ним посылаю, к Антонию и Феодосию». Мы же
сказали: «Зачем же, госпожа, на три года
золота даешь нам? Им и прикажи о нас, чтобы
на пропитание от них нам было потребное, а
одаришь нас, чем сама захочешь». Царица же
сказала: «Сей Антоний, только благословив,
отойдет из этого мира на вечный покой, а сей
Феодосии через два года после него отойдет
к господу. Вы же возьмите золота с избытком,
а что до того, чтобы почтить вас, то не может
так никто, как я: дам вам, чего и ухо не
слыхало и что на сердце человеку не
всходило. Я и сама приду посмотреть церковь
и в ней буду жить». Дала она нам и мощи
святых мучеников: Артемия и Полиевкта,
Леонтия, Акакия, Арефы, Якова, Феодора,
сказав нам: «Это Положите в основание». Мы
же взяли золота с избытком. И сказала она
нам: «Выйдите наружу, посмотрите церковь». И
увидели мы церковь на небе, и, вернувшись,
поклонились царице, и спросили: «О госпожа,
каково имя церкви?» Она же сказала, что
хочет ее своим именем назвать. Мы же не
посмели ее спросить: «Как твое имя?» Она же
сказала: «Богородицына будет церковь», и
дала нам эту икону, говоря: «Она будет
наместной». Мы же, поклонившись ей, пошли в
дома свои, неся эту икону, полученную из рук
царицы».
И тогда все прославили бога и ту, которая
его родила. Антоний же ответил: «О чада, мы
никогда не выходили из места сего». Греки же
клятвенно говорили: «Из ваших рук взяли мы
золото перед многими свидетелями, и до
корабля с ними вас проводили, и через месяц
после вашего ухода отправились в путь, и вот
сейчас десятый день, как мы вышли из Царьграда.
Спрашивали мы царицу о величине церкви, и
она сказала нам: «Я меру послала — пояс сына
моего, — по его повелению».
И отвечал Антоний: «О чада, великой
благодати Христос удостоил вас, ибо вы его
воли вершители. Звавшие вас, те
благообразные скопцы — пресвятые ангелы, а
царица во Влахерне — сама, зримо явившаяся
вам, пресвятая, чистая и непорочная
владычица наша, богородица и приснодева
Мария, стоявшие же при ней воины —
бесплотные ангельские силы. Подобные же нам,
и данное вам золото — то бог ведает, так как
он сам сотворил и свершил это со своими
рабами. Благословен приход ваш, и добрую
спутницу имеете вы, эту честную икону
госпожи, и она даст вам, как обещала, чего
ухо не слышало и что на сердце человеку не
всходило: этого никто не может дать, кроме
нее и сына ее, господа бога и спасителя
нашего Иисуса Христа, пояс которого и венец,
принесенные сюда варягами, являются мерой
ширины, и длины, и высоты той пречестной
церкви,— голос с неба известил это от
великой славы».
Греки же со страхом поклонились святым и
сказали: «Где то место? Покажите». Антоний
же сказал: «Три дня будем молиться, и
господь обозначит нам». И в первую ночь,
когда он молился, явился ему господь и
сказал: «Обрел ты благодать передо мной».
Антоний же сказал: «Господи! если я обрел
благодать перед тобой, пусть будет по всей
земле роса, а место, которое тебе угодно
освятить, пусть будет сухо». Наутро нашли
сухим то место, где ныне церковь стоит, а по
всей земле была роса. На другую же ночь,
также помолившись, Антоний сказал: «Пусть
будет по всей земле сухо, а на месте святом
роса». Пошли и нашли так. В третий же день,
ставши на месте том, помолившись и
благословив место это, измерили золотым
поясом ширину и длину. И, воздев руки к небу,
сказал Антоний громким голосом: «Услышь
меня, господи, ныне отметь место огнем,
пусть разумеют все, что тебе оно угодно». И
тотчас пал огонь с неба и пожег все деревья
и терновник, росу полизал и долину выжег,
рву подобную. И все бывшие со святыми от
страха упали, как мертвые. Так положено было
начало той божественной церкви.
СЛОВО
О ТОМ, КОГДА ОСНОВАНА БЫЛА ЦЕРКОВЬ
ПЕЧЕРСКАЯ. 3
Основана же была сия божественная церковь
Богородицы в 6581 (1073) году. В дни княжения
благоверного князя Святослава, сына
Ярославова, была заложена церковь эта, и сам
он своими руками начал ров копать.
Христолюбивый князь Святослав дал сто
гривен золота в помощь блаженному и размеры
определил золотым поясом, как повелел голос,
услышанный с небес на море. В Житии святого
Антония найдешь об этом подробнее. Из Жития
же Феодосия всем известно, как являлся
столп огненный от земли до неба, иногда же
облако или же радуга сходили с верха старой
церкви на это место, много раз и икона
переходила, — ангелы переносили ее в то
место, где ей надлежало быть.
Что, братия, чудеснее этого? Перелистав все
книги Ветхого и Нового заветов, нигде не
найдешь таких чудес о святых церквах, как об
этой: от варягов, и от самого господа нашего
Иисуса Христа, и честного его и
божественного и человекообразного
изображения — святой головы Христовой
венец, и божественный голос слышали от
Христова изображения, повелевший венец
нести на уготованное место, и небесный
голос велел поясом этим измерить церковь,
которую видели еще до ее созидания. А из
Греции икона пришла с мастерами, и мощи
святых мучеников положены были подо всеми
стенами, и были изображены эти святые над
мощами по стенам.
Должно же нам похвалить прежде отшедших
благоверных князей, и христолюбивых бояр, и
честных иноков, и всех христиан
православных. Блажен и преблажен,
сподобившийся погребенным быть здесь,
великой благодати и милости господней
удостоится он молитвами святой богородицы
и всех святых. Блажен и преблажен, тут в
поминание записанный, ибо примет он
отпущение грехов и награда небесная его не
минует. Ведь сказано: «Радуйтесь и
веселитесь, ибо имена ваши написаны на
небесах» — церковь эта любима богом паче
небесной. Родившая его пожелала ее создать,
как обещала во Влахерне мастерам, так
сказав: «Приду, чтобы видеть эту церковь, и
буду в ней жить». Доброе и предоброе это
дело — находиться в ее святой и
божественной церкви, и какую славу и
похвалу обретет положенный здесь и
записанный в ней в поминальные книги —
перед ее очами будет он поминаться всегда.
И еще, возлюбленные мои, предложу вам слово,
чтобы укрепить вас. Нет того злее, чем от
такого света отречься, и возлюбить тьму, и
отвергнуть богонареченную церковь,
оставить богом построенную и искать людьми
сотворенную за мзду от насилий и грабежей,
что сама взывает к богу на строителя своего.
Этой же церкви создатель, и устроитель, и
художник, и творец — сам бог, который своим
божественным огнем спалил вещи тленные,
деревья же и горы сравнял для дома матери
своей на благо рабов своих. Разумейте,
братья, основание и начало ее: бог-отец
свыше благословил росой, и столпом огненным,
и облаком светлым, бог-сын меру дал своим
поясом: хотя и деревянный был крест, но
божиею силою облечен; святой же дух огнем
невещественным ров ископал, где положить
основание, и на таком камне создал господь
церковь эту, что и врата адовы не одолеют ее.
Так же и богородица: на три года золота дала
строителям, и своего пречистого образа
икону даровала и ее наместной поставила, —
от иконы этой чудеса многие свершаются.
СЛОВО
О ПРИХОДЕ ИКОНОПИСЦЕВ К ИГУМЕНУ НИКОНУ ИЗ
ЦАРЬГРАДА. 4
И вот еще дивное чудо, о котором расскажу
вам. Пришли из того же богохранимого града
Константинополя к игумену Никону
иконописцы и стали говорить: «Поставь перед
нами тех, с которыми мы рядились, хотим с
ними тяжбу вести: нам они показали церковь
малую, так мы и урядились с ними перед
многими свидетелями, эта же церковь очень
уж велика; вот возьмите ваше золото, а мы
вернемся в Царьград». В ответ на это игумен
спросил: «А кто рядился с вами?» Иконописцы
рассказали, на кого они похожи и каков облик
их, и назвали имена Антония и Феодосия. И
сказал им игумен: «О чада, не в силах мы
показать их: десять лет тому как отошли они
из этого мира, и теперь непрестанно молятся
за нас, и неотступно хранят эту церковь, и
заботятся о своем монастыре, и пекутся о
живущих в нем».
Услышав такой ответ, греки, ужаснувшись,
привели и других многих купцов, греков и
кавказцев, которые пришли вместе с ними из
тех земель. И сказали они: «Вот перед ними
рядились мы и золото взяли из рук тех
старцев, а ты не хочешь позвать их сюда. Если
же они умерли, то покажи нам изображение их:
пусть все увидят, те ли это?» Тогда игумен
вынес перед всеми иконы их. Увидев лики
святых, греки и кавказцы поклонились,
говоря: «Воистину, это они, и мы веруем, что
они живы и по смерти, и могут помогать, и
спасать, и охранять прибегающих к ним». И
они отдали в монастырь мозаику, которую
принесли было на продажу, ею теперь святой
алтарь украшен.
Иконописцы же начали каяться в своем
согрешении. «Когда, — говорили, — пришли мы
в Канев на ладьях, то увидели в высоте эту
церковь. И спросили мы бывших с нами: «Какая
это церковь?» И нам ответили: «Печерская,
которую вы должны расписывать». Мы же
рассердились и хотели плыть назад. И той же
ночью поднялась буря сильная на реке. Утром
же когда мы проснулись, то увидели, что
находимся у Треполя, и ладья сама шла против
течения, как будто сила некая влекла ее. Мы
же с трудом удержали ее и простояли весь
день, размышляя, что бы это значило, что
прошли мы за одну ночь, не гребя, такой путь,
какой другие в три дня с трудом проходят? На
другую же ночь снова увидели мы эту церковь
и чудную икону наместную, говорившую нам: «Люди,
зачем напрасно мечетесь, не покоряясь воле
сына моего и моей; если не послушаетесь меня
и захотите бежать,— я возьму всех вас и
прямо в ладье поставлю в церкви моей. И то
знайте, что вы оттуда не выйдете, но, в
монастыре моем постригшись, там и
скончаетесь, и я вам дарую милость в будущем
веке ради строителей этой церкви, Антония и
Феодосия». Мы же, на другой день вставши,
хотели плыть вниз и гребли изо всей силы, а
лодка шла вверх, против течения. Тогда мы,
повинуясь воле и силе божьей, покорились, и
вскоре ладья под монастырем сама пристала».
Тогда все вместе, черноризцы и греки,
мастера и иконописцы, прославили великого
бога и его пречистую мать, чудотворную
икону, и святых отцов Антония и Феодосия. И
со временем те и другие, мастера и
иконописцы, окончили жизнь свою в
монашеском чину в Печерском монастыре и
положены в своем притворе; свиты их и ныне
лежат на полатях, и книги их греческие
хранятся в память такого чуда.
Когда игумен Стефан, демественник, который
был изгнан из монастыря, увидал преславные
чудеса — как пришли мастера, принесли икону,
рассказали о видении царицы во Влахерне, то
сам создал на Клове церковь по подобию
Влахернской. Благоверный же князь Владимир
Всеволодович Мономах, тогда еще юный,
самовидцем был того дивного чуда, когда пал
с неба огонь и выгорела яма, где потом
заложено было основание церкви по размерам
пояса. Слух об этом разошелся по всей земле
Русской. Поэтому-то Всеволод с сыном своим
Владимиром приехал из Переяславля, чтобы
видеть то великое чудо. Тогда Владимир был
болен, и тем золотым поясом опоясали его, и
он тотчас же выздоровел молитвами святых
отцов наших, Антония и Феодосия.
И во время своего княжения христолюбец
Владимир, взяв размеры той божественной
церкви Печерской, создал во всем подобную
церковь в городе Ростове такой же вышины,
ширины и длины и на хартии записал, где и в
каком месте церкви какой праздник
изображен, и все это было повторено по
образцу той великой, богом ознаменованной
церкви. Сын же его, Георгий-князь, слышавший
от своего отца Владимира о всем, что было с
этой церковью, и сам в своем княжении
построил в городе Суздале церковь в ту же
меру. И все те церкви со временем
разрушились; эта же, Богородицына, одна
пребывает вовеки.
ОБ
ИОАННЕ И СЕРГИИ ЧУДО НЕОБЫЧНОЕ В
БОЖЕСТВЕННОЙ ПЕЧЕРСКОЙ ЦЕРКВИ,
СВЕРШИВШЕЕСЯ ПЕРЕД ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ
БОГОРОДИЦЫ. СЛОВО 5
Были два неких человека именитых из города
того, друзья между собой, Иоанн и Сергий.
Однажды пришли они в церковь
богонареченную и увидели свет, ярче
солнечного, на чудной иконе богородицы, и в
духовное братство вступили.
Спустя много лет Иоанн разболелся, а у него
оставался пятилетний сын, Захария. И вот
больной призвал игумена Никона и раздал
свое имущество нищим, а сыновнюю часть,
тысячу гривен серебра и сто гривен золота,
дал Сергию. Малолетнего же сына своего,
Захарию, отдал на попечение другу своему,
как брату верному, завещав ему: «Когда
возмужает сын мой, отдай ему золото и
серебро».
Когда исполнилось Захарии пятнадцать лет,
захотел он взять у Сергия золото и серебро
отца своего. Тот же, подстрекаемый дьяволом,
задумал приобрести богатство, решившись
ради этого жизнь с душою погубить, и сказал
он юноше: «Отец твой все богатство свое богу
отдал, у того и проси золото и серебро: он
тебе должен, может быть и помилует тебя. Я же
ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной
златницы. Вот что сделал с тобой отец твой
по безумию своему, раздав все свое
имущество в милостыню, а тебя нищим и убогим
оставив».
Выслушав это, юноша стал тужить о своем
лишении. Обратился он с мольбой к Сергию,
говоря: «Дай мне хоть половину, а половину
оставь себе». Сергий же жестокими словами
укорял отца его и его самого. Захария же
стал просить третью часть и даже десятую.
Наконец, видя, что он лишился всего, сказал
Сергию: «Приди и поклянись мне в церкви
Печерской, перед чудотворной иконой
богородицы, где ты вступил в братство с
отцом моим».
Тот же пошел в церковь и, став перед иконой
богородицы, сказал, клянясь, что не брал ни
тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота,
и хотел поцеловать икону, но не мог
приблизиться к ней. И когда выходил он из
дверей, то стал вопить: «О святые Антоний и
Феодосии, не велите погубить меня этому
ангелу немилостивому, помолитесь святой
богородице, чтобы отогнала она от меня
бесчисленных бесов, которым я предан.
Возьмите золото и серебро: оно спрятано в
доме моем». И страх охватил всех. С тех пор
никому не, давали клясться той иконой
святой богородицы.
Послали в дом к Сергию, взяли сосуд
запечатанный и нашли в нем две тысячи
гривен серебра и двести гривен золота: так
вот удвоил господь богатство, вознаграждая
творящих милостыню. Захария же все деньги
отдал игумену Иоанну, чтобы тот употребил
их, как хочет. Сам же постригся и жизнь
окончил здесь. На серебро же и золото это
построена была церковь святого Иоанна
Предтечи, где всход на полати, в память
Иоанна-боярина и сына его Захарии, чьих было
золото и серебро.
СКАЗАНИЕ
О СВЯТОМ ЖЕРТВЕННИКЕ И ОБ ОСВЯЩЕНИИ ТОЙ
ВЕЛИКОЙ ЦЕРКВИ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. СЛОВО 6
Освящена была церковь Печерская в 6597 (1089)
году, в первый год игуменства Иоанна. И не
было плиты каменной для сооружения
жертвенника. И долго разыскивали, кто бы мог
сделать жертвенник каменный и не нашли ни
одного мастера; тогда сделали деревянную
доску и положили ее. Но митрополит Иоанн не
хотел, чтобы в столь великой церкви был
деревянный жертвенник, и из-за этого игумен
пребывал в большой печали. Прошло несколько
дней, а освящения все не было. В тринадцатый
день августа вошли иноки в церковь петь, по
обычаю, вечерню, и увидели, что у алтарной
ограды лежит каменная плита и подпоры для
устроения жертвенника. Тотчас дали знать об
этом митрополиту. Он же восхвалил бога и
повелел свершить освящение и вечерню.
Долго разыскивали, откуда и кем принесена
была эта плита и как в церковь внесена,
когда она заперта была? И всюду
расспрашивали, откуда она привезена была,
водой ли или по суше, и нигде не нашлось
никаких следов тех, кто привез ее. Послали
туда, где делаются такие вещи, три гривны
серебра, чтобы мастер взял деньги за свой
труд. Посланные обошли все места и не нашли
мастера. Мудрый создатель и помощник всех,
бог, сотворивший это чудо, жертвенник
сделал, и положил, и утвердил его руками
святительскими на приношение своего
пречистого тела и святой крови, возжелав,
чтобы его за весь мир во все дни приносили в
жертву на том жертвеннике, который сам
даровал.
На другой день пришли с митрополитом
Иоанном епископ Иоанн Черниговский, Исайя
Ростовский, епископ Антоний Юрьевский,
епископ Лука Белгородский, никем не званные,
пришли они на чин освящения. И спросил их
блаженный митрополит: «Почему пришли вы,
когда вас не звали?» И отвечали епископы: «Владыка,
посланец от тебя сказал нам, что
четырнадцатого августа будет освящение
церкви Печерской, и мы все должны быть с
тобой на литургии. Мы не смели ослушаться
твоего слова, и вот мы здесь». Антоний же,
епископ Юрьевский, сказал: «Я был болен, и
вот этой ночью вошел чернец ко мне и сказал
мне: «Завтра освящается церковь Печерская,
будь там». И только что услышал я это, как
сразу выздоровел, и вот я здесь по повелению
твоему».
Святитель хотел разыскать тех людей,
которые звали их, и вдруг раздался голос: «Да
исчезнет испытывающий предначертанное!»
Тогда митрополит воздел руки к небу и
сказал: «Пресвятая богородица! как на
успение свое ты со всех концов вселенной
собрала апостолов, в честь своего
погребения, так и ныне, на освящение своей
церкви, созвала ты их наместников и наших
сослужебников!»
И все в ужасе были от великих чудес. Обошли
вокруг церкви трижды и начали петь: «Поднимите,
врата, верхи ваши», и не было никого в церкви,
кто бы мог отпеть: «Кто есть сей царь славы?»,
потому что все до одного вышли из церкви,
дивясь приходу епископов. После долгого
молчания вдруг из церкви раздался голос,
похожий на ангельский: «Кто есть сей царь
славы?» Стали искать, что это за голоса,
откуда они и чьи. Когда же вошли в церковь,
то все двери были затворены, и ни одного
человека не нашлось в ней. И стало ясно всем,
что все свершается божьим промыслом о той
святой и божественной церкви.
После этого и мы скажем: «О бездна богатства,
и премудрости, и ведения божия! Кто познает
ум господен или кто может быть соратником
ему?» Господь да сохранит вас и будет блюсти
вас во все дни жизни вашей молитвами
пречистой богородицы и преподобных и
блаженных отцов наших печерских, Антония и
Феодосия, и святых черноризцев монастыря
того. С ними же да удостоимся и мы получить
милость в этом веке и в будущем о Христе
Иисусе господе нашем, ему же слава с отцом и
со святым духом ныне, и присно, и во веки
веков. Аминь.
НЕСТОРА,
ИНОКА ОБИТЕЛИ МОНАСТЫРЯ ПЕЧЕРСКОГО,
СКАЗАНИЕ О ТОМ, ПОЧЕМУ МОНАСТЫРЬ БЫЛ
ПРОЗВАН ПЕЧЕРСКИМ. СЛОВО 7
Во время княжения самодержца Русской земли,
благоверного великого князя Владимира
Святославича, соблаговолил бог, чтобы
появился просветитель Русской земли и
наставник иноков, о котором и будет это
сказание.
Жил в городе Любече некий благочестивый муж,
в которого смолоду вселился страх божий, и
захотел он стать иноком. Человеколюбивый же
господь вложил в его душу желание идти в
страну Греческую и там постричься в монахи.
Немедля устремился он в путь, странствуя за
странствовавшего и трудившегося ради
нашего спасения господа, и достиг Царьграда.
И пришел он на Святую Гору, и обошел
афонские святые монастыри, и, увидев эти
монастыри на Святой Горе и жизнь монахов,
превосходящую человеческие возможности, —
оставаясь во плоти, они подражали
ангельскому житию, — еще сильнее воспылал
он любовью ко Христу и захотел - повторить
подвиги этих монахов. Пришел он в один из
тамошних монастырей и умолил игумена, чтобы
тот возложил на него ангельский образ
иноческого чина. Игумен же, прозрев, что он
свершит великие добрые дела, послушал его,
постриг под именем Антония, наставив и
обучив иноческому житию. Антоний же,
угождая во всем богу, в остальном
подвизался в покорности и послушании, так
что все радовались за него. И сказал ему
однажды игумен: «Антоний, иди снова на Русь,
да будешь там и другим примером их успеха и
утверждения в вере, и будет с тобой
благословение Святой Горы».
Антоний же пришел в город Киев и стал думать,
где бы ему жить. Походил он по монастырям и
не пожелал ни в одном из них поселиться:
потому что бог не хотел. И стал он ходить по
лесам, и по горам, и по разным местам, и,
придя в Берестово, нашел пещеру, которую
когда-то выкопали варяги, и поселился в ней,
и жил в ней в великом воздержании. Через
некоторое время после этого умер великий
князь Владимир, и захватил власть безбожный
и окаянный Святополк, и, сев в Киеве, стал
избивать братьев своих, и убил святых
Бориса и Глеба. Антоний же, увидев такое
кровопролитие, содеянное окаянным
Святополком, снова удалился на Святую Гору.
Когда благочестивый князь Ярослав победил
Святополка, то сел он в Киеве. И так как
полюбил боголюбивый князь Ярослав
Берестово и тамошнюю церковь святых
Апостолов, то многих священников содержал
при ней. Был между ними пресвитер, именем
Иларион, муж благочестивый, знаток
божественного Писания и постник. И ходил он
с Берестова к Днепру, на холм, где ныне
старый монастырь Печерский, и здесь молился,
ибо был тогда там лес дремучий, и выкопал он
тут маленькую двусаженную пещерку, и,
приходя из Берестова, пел псалмы, и молился
богу втайне.
И, по прошествии некоторого времени, бог
вложил в сердце благоверному великому
князю Ярославу благую мысль: собрал он в 6559
(1051) году епископов и поставил Илариона
митрополитом в святой Софии, а пещерка его
сохранилась.
Когда Антоний находился на Святой Горе, в
монастыре, где свершилось его пострижение,
то было от бога возвещение игумену: «Отпусти,
сказал он, Антония на Русь, я его требую».
Призвал его игумен и сказал ему: «Антоний!
Иди снова на Русь, такова воля бога, и будет
с тобой благословение от Святой Горы, и
многие от тебя черноризцами станут».
Благословив, отпустил он его и сказал ему: «Иди
с миром!»
Когда же Антоний вернулся в Киев и пришел на
холм, где Иларион вырыл малую пещерку,
полюбилось ему место это, и поселился он
здесь. И начал молиться богу со слезами,
говоря: «Господи, утверди меня на месте этом,
и да будет благословение на нем Святой Горы
и молитва отца моего, который постриг меня».
И стал он жить тут, молясь богу. Пищей же его
был хлеб сухой, и воды пил в меру, и копал он
пещеру, и, не давая себе покоя ни днем, ни
ночью, так жил в постоянных трудах, пребывая
в бдении и молитвах. Потом узнали о нем люди,
стали приходить к нему и приносили, что было
нужно. И прошла о нем слава, как о великом
Антонии, и начали приходить к нему, прося от
него благословения.
Потом же, когда умер великий князь Ярослав,
принял власть сын его Изяслав и сел на
киевский стол. Антоний к тому времени уже
прославился по Русской земле. Князь же
Изяслав, прослышав о житии его, пришел к
нему с дружиной своей, прося у него
благословения и молитвы. И сделался
известен всем великий Антоний, и почитали
его все. И начали приходить к нему
боголюбивые люди, чтобы постричься, и он
принимал их и постригал. И собралась у него
братия в двенадцать человек. И Феодосий, к
нему придя, постригся. И выкопали они пещеру
большую, и церковь, и келии, которые целы и
теперь в пещере, под старым монастырем.
Когда собралась братия, сказал им великий
Антоний: «Это, братия, бог объединил нас, и
благословение на нас Святой Горы, с которым
меня постриг игумен Святой Горы, я же вас
постриг, и да будет же на вас благословение,
во-первых, от бога и пречистой богородицы,
во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им
еще: «Живите теперь сами по себе, и я
поставлю вам игумена, а сам пойду на другую
гору и там останусь один. Ведь я уже и прежде
привык уединяться». И поставил он игуменом
Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе
другую пещеру, которая теперь под новым
монастырем, в ней он и умер, живши в
добродетели сорок лет, не выходив из пещеры,
в ней же лежат честные мощи его, творящие
чудеса и доныне.
Игумен же и братия продолжали жить в пещере.
И умножилось их число, и не могли они уже в
пещере вместиться, и задумали они рядом с
пещерой поставить монастырь. И пришли
игумен и братия к святому Антонию, и сказали
ему: «Отче! Братии стало так много, что не
можем поместиться в пещере, да благословит
бог и пречистая богородица, и твоя молитва,
чтобы нам поставить маленькую церковь вне
пещеры». И разрешил им преподобный. Они же
поклонились ему до земли и вышли. И
поставили церковку маленькую над пещерой
во имя Успения святой богородицы.
И стал бог, молитвами пречистой богородицы
и преподобного Антония, умножать
черноризцев, и братия, посоветовавшись с
игуменом, решили построить монастырь. И
пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче,
братия умножается, и хотим мы построить
монастырь». Антоний же возрадовался и
сказал: «Благословен бог за все, молитва
святой богородицы и отцов Святой Горы да
будет с вами!» И сказав это, послал одного из
братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже
благочестивый, бог умножает братию, а
местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал
ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же
Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к
ним боярина своего, чтобы передать им гору
ту.
Игумен же и братия заложили церковь большую
и монастырь, обнесли оградой, и много келий
поставили, и, поставив церковь, украсили ее
иконами. И с тех пор прозвался монастырь
Печерским, потому что черноризцы прежде
жили в пещере. И с тех пор называется он
Печерским монастырем, и на нем
благословение Святой Горы.
Когда монастырь уже был основан, а
игуменствовал в нем Варлаам, князь Изяслав
поставил монастырь святого Димитрия и
перевел Варлаама на игуменство в монастырь
святого Димитрия; надеясь на богатство, он
хотел сделать свой монастырь выше
Печерского. Многие монастыри поставлены
царями, боярами и богатством; но не таковы
они, как поставленные слезами и пощением,
молитвою и бдением. Антоний вот не имел ни
золота, ни серебра, а все приобрел слезами и
постом, как я уже рассказал.
Когда Варлаам ушел в монастырь святого
Димитрия, то братия, посоветовавшись, пошли
к старцу Антонию и сказали ему: «Отче,
поставь нам игумена». Он же спросил их: «Кого
хотите?» Они же ответили ему: «Кого хочет
бог, и пречистая богородица, и ты, честной
отче». И сказал им великий Антоний: «Кто
еще есть среди вас столь послушлив, кроток и
смирен, как блаженный Феодосии? Пусть он и
будет вам игуменом». Все братья рады были,
поклонились ему до земли, и поставили
Феодосия игуменом. Было тогда братии
двадцать человек.
Принявши монастырь, Феодосии ввел в нем
воздержание строгое, пощение и молитвы со
слезами. И стал принимать он многих
черноризцев, и собрал братии сто человек. И
начал он разыскивать устав монастырский, а
в это время оказался тут
честной инок Михаил из монастыря
Студийского, который пришел из Греции с
митрополитом Георгием. И решил Феодосий
расспросить его о уставе иноков студийских,
и найдя у него устав, списал его. И установил
в монастыре своем, как петь пение
монастырское, как поклоны держать и чтение
читать, как стоять в церкви, и весь порядок
церковный, и как за трапезой сидеть, и что
есть в какие дни. Все это по уставу Феодосий
определил и ввел в своем монастыре, а от
Печерского монастыря переняли все русские
монастыри этот устав. Потому и честь
Печерскому монастырю, так как древнее он
всех и честью выше всех.
И так, когда жил Феодосии в монастыре, ведя
добродетельную жизнь, соблюдая иноческое
правило и принимая всякого, приходящего к
нему, пришел к нему и я, грешный и
недостойный раб Нестор, и он принял меня, а
было мне тогда семнадцать лет от роду. И вот
я написал это и изложил, в каком году возник
монастырь и почему называется Печерским. А
о житии Феодосия ниже расскажем (...)
|
|