ЖИТИЕ
АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ПОВЕСТЬ
О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
Во
имя господа нашего Иисуса Христа, сына
божия.
Я,
жалкий и многогрешный, недалекий умом,
осмеливаюсь описать житие святого князя
Александра, сына Ярославова, внука
Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов
своих и сам был свидетелем зрелого возраста
его, то рад был поведать о святой, и честной,
и славной жизни его. Но как сказал Приточник:
"В лукавую душу не войдет премудрость:
ибо на возвышенных местах пребывает она,
посреди дорог стоит, при вратах людей
знатных останавливается". Хота и прост я
умом, но все же начну, помолившись святой
Богородице и уповая на помощь святого князя
Александра.
Сей
князь Александр родился от отца
милосердного и человеколюбивого, и более
всего - кроткого, князя великого Ярослава и
от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк:
"Так говорит господь: "Князей я ставлю,
священны ибо они, и я их веду". И воистину -
не без божьего повеления было княжение его.
И
красив он был, как никто другой, и голос его -
как труба в народе, лицо его - как лицо
Иосифа, которого египетский царь поставил
вторым царем в Египте, сила же его была
частью от силы Самсона, и дал ему бог
премудрость Соломона, храбрость же его - как
у царя римского Веспасиана, который покорил
всю землю Иудейскую. Однажды приготовился
тот к осаде города Иоатапаты, и вышли
горожане, и разгромили войско его. И остался
один Веспасиан, и повернул выступивших
против него к городу, к городским воротам, и
посмеялся над дружиною своею, и укорил ее,
сказав: "Оставили меня одного". Так же и
князь Александр - побеждал, но был непобедим.
Потому-то
один из именитых мужей Западной страны, из
тех, что называют себя слугами божьими,
пришел, желая видеть зрелость силы его, как
в древности приходила к Соломону царица
Савская, желая послушать мудрых речей его.
Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя
Александра, вернулся к своим и сказал: "Прошел
я страны, народы и не видел такого ни царя
среди царей, ни князя среди князей".
Услышав
о такой доблести князя Александра, король
страны Римской из северной земли подумал
про себя: "Пойду и завоюю землю
Александрову". И собрал силу великую, и
наполнил многие корабли полками своими,
двинулся с огромным войском, пыхая духом
ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием,
и отправил послов своих, возгордившись, в
Новгород к князю Александру, говоря: "Если
можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю
землю твою".
Александр
же, услышав такие слова, разгорелся сердцем,
и вошел в церковь святой Софии, и, упав на
колени пред алтарем, начал молиться со
слезами: "Боже славный, праведный, боже
великий, сильный, боже превечный,
сотворивший небо и землю и установивший
пределы народам, ты повелел жить, не
преступая чужих границ". И, припомнив
слова пророка, сказал: "Суди, господи,
обидящих меня и огради от борющихся со мною,
возьми оружие и щит и встань на помощь мне".
И,
окончив молитву, он встал, поклонился
архиепископу. Архиепископ же был тогда
Спиридон, он благословил его и отпустил.
Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и
начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в
силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца,
который сказал: "Одни с оружием, а другие
на конях, мы же имя господа бога нашего
призовем; они, поверженные, пали, мы же
устояли и стоим прямо"». Сказав это, пошел
на врагов с малою дружиною, не дожидаясь
своего большого войска, но уповая на святую
троицу.
Скорбно
же было слышать, что отец его, князь великий
Ярослав не знал о нашествии на сына своего,
милого Александра, и ему некогда было
послать весть отцу своему, ибо уже
приближались враги. Потому и многие
новгородцы не успели присоединиться, так
как поспешил князь выступить. И выступил
против них в воскресенье пятнадцатого июля,
имея веру великую к святым мученикам Борису
и Глебу.
И
был один муж, старейшина земли Ижорской,
именем Пелугий, ему поручена была ночная
стража на море. Был он крещен и жил среди
рода своего, язычников, наречено же имя ему
в святом крещении Филипп, и жил он
богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу,
потому и удостоил его бог видеть видение
чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав
о силе неприятеля, он вышел навстречу князю
Александру, чтобы рассказать ему о станах
врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за
обоими путями, и провел всю ночь без сна.
Когда же начало всходить солнце, он услышал
шум сильный на море и увидел один насад,
плывущий по морю, и стоящих посреди насада
святых мучеников Бориса и Глеба в красных
одеждах, держащих руки на плечах друг друга.
Гребцы же сидели, словно мглою одетые.
Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести,
да поможем сроднику своему князю
Александру". Увидев такое видение и
услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял,
трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре
после этого пришел Александр, и Пелугий,
радостно встретив князя Александра,
поведал ему одному о видении. Князь же
сказал ему: "Не рассказывай этого никому".
После
того Александр поспешил напасть на врагов в
шестом часу дня, и была сеча великая с
римлянами, и перебил их князь бесчисленное
множество, а на лице самого короля оставил
след острого копья своего.
Проявили себя
здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка
Александра.
Первый — по имени Гаврило
Олексич. Он напал на шнек и, увидев
королевича, влекомого под руки, въехал до
самого корабля по сходням, по которым
бежали с королевичем; преследуемые им
схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со
сходен вместе с конем. Но по божьей милости
он вышел из воды невредим, и снова напал на
них, и бился с самим воеводою посреди их
войска.
Второй,
по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот
много раз нападал на войско их и бился одним
топором, не имея страха в душе своей; и пали
многие от руки его, и дивились силе и
храбрости его.
Третий
- Яков, родом полочанин, был ловчим у князя.
Этот напал на полк с мечом, и похвалил его
князь.
Четвертый
- новгородец, по имени Меша. Этот пеший с
дружиною своею напал на корабли и потопил
три корабля.
Пятый
- из младшей дружины, по имени Сава. Этот
ворвался в большой королевский златоверхий
шатер и подсек столб шатерный. Полки
Александровы, видевши падение шатра,
возрадовались.
Шестой
- из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот
бился пешим, и обступили его враги многие.
Он же от многих ран пал и так скончался.
Все
это слышал я от господина своего великого
князя Александра и от иных, участвовавших в
то время в этой битве. Было же в то время
чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе.
Когда пришел Сенахирим, царь ассирийский,
на Иерусалим, желая покорить святой град
Иерусалим, внезапно явился ангел господень
и перебил сто восемьдесят пять тысяч из
войска ассирийского, и, встав утром, нашли
только мертвые трупы. Так было и после
победы Александровой: когда победил он
короля, на противоположной стороне реки
Ижоры, где не могли пройти полки
Александровы, здесь нашли несметное
множество убитых ангелом господним.
Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы
мертвых воинов своих набросали в корабли и
потопили их в море. Князь же Александр
возвратился с победою, хваля и славя имя
своего творца.
На
второй же год после возвращения с победой
князя Александра вновь пришли из Западной
страны и построили город на земле
Александровой. Князь же Александр вскоре
пошел и разрушил город их до основания, а их
самих - одних повесил, других с собою увел, а
иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно
милостив.
После победы Александровой,
когда победил он короля, на третий год, в
зимнее время, пошел он с великй силой на
землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря:
"Покорим себе славянский народ".
А
был ими уже взят город Псков и наместники
немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из
Пскова и немцев перебил, а иных связал и
город освободил от безбожных немцев, а
землю их повоевал и пожег и пленных взял
бесчисленное множество, а других перебил.
Немцы же, дерзкие, соединились и сказали:
"Пойдем, и победим Александра, и захватим
его".
Когда
же приблизились немцы, то проведали о них
стражи. Князь же Александр приготовился к
бою, и пошли они друг против друга, и
покрылось озеро Чудское множеством тех и
других воинов. Отец Александра, Ярослав,
прислал ему на помощь младшего брата Андрея
с большою дружиною. Да и у князя Александра
было много храбрых воинов, как в древности у
Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи
Александра исполнились духа ратного, ведь
были сердца их как сердца львов, и
воскликнули: "О княже наш славный! Ныне
пришло нам время положить головы свои за
тебя". Князь же Александр воздел руки к
небу и сказал: "Суди меня, боже, рассуди
распрю мою с народом неправедным и помоги
мне, господи, как в древности помог Моисею
одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу
окаянного Святополка".
Была
же тогда суббота, и когда взошло солнце,
сошлись противники. И была сеча жестокая, и
стоял треск от ломающихся копий и звон от
ударов мечей, и казалось, что двинулось
замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо
покрылось оно кровью.
А
это слышал я от очевидца, который поведал
мне, что видел воинство божие в воздухе,
пришедшее на помощь Александру. И так
победил врагов помощью божьей, и обратились
они в бегство, Александр же рубил их, гоня,
как по воздуху, и некуда было им скрыться.
Здесь прославил бог Александра пред всеми
полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А
того, кто сказал: "Захватим Александра",
- отдал бог в руки Александра. И никогда не
было противника, достойного его в бою. И
возвратился князь Александр с победою
славною, и было много пленных в войске его, и
вели босыми подле коней тех, кто называет
себя "божьими рыцарям".
И
когда приблизился князь к городу Пскову, то
игумены, и священники, и весь народ
встретили его перед городом с крестами,
воздавая хвалу богу и прославляя господина
князя Александра, поюще ему песнь: "Ты,
господи, помог кроткому Давиду победить
иноплеменников и верному князю нашему
оружием веры освободить город Псков от
иноязычников рукою Александровою".
И
сказал Александр: "О невежественные
псковичи! Если забудете это до правнуков
Александровых, то уподобитесь иудеям,
которых питал господь в пустыне манною
небесною и перепелами печеными, но забыли
все это они и бога своего, избавившего их от
плена египетского".
И
прославилось имя его во всех странах, от
моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту
сторону моря Варяжского и до великого Рима.
В
то же время набрал силу народ литовский и
начал грабить владения Александровы. Он же
выезжал и избивал их. Однажды случилось ему
выехать на врагов, и победил он семь полков
за один выезд и многих князей их перебил, а
иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь,
привязывали их к хвостам коней своих. И
начали они с того времени бояться имени его.
В
то же время был в восточной стране сильный
царь, которому покорил бог народы многие от
востока и до запада. Тот царь, прослышав о
такой славе и храбрости Александра,
отправил к нему послов и сказал: "Александр,
знаешь ли, что бог покорил мне многие народы.
Что же - один ты не хочешь мне покориться? Но
если хочешь сохранить землю свою, то приди
скорее ко мне и увидишь славу царства моего".
После
смерти отца своего пришел князь Александр
во Владимир в силе великой. И был грозен
приезд его, и промчалась весть о нем до
устья Волги. И жены моавитские начали
стращать детей своих, говоря: "Вот идет
Александр!"
Решил
князь Александр пойти к царю в Орду, и
благословил его епископ Кирилл. И увидел
его царь Батый, и поразился, и сказал
вельможам своим: "Истину мне сказали, что
нет князя, подобного ему". Почтив же его
достойно, он отпустил Александра.
После
этого разгневался царь Батый на меньшего
брата его Андрея и послал воеводу своего
Неврюя разорить землю Суздальскую. После
разорения Неврюем земли Суздальской князь
великий Александр воздвиг церкви, города
отстроил, людей разогнанных собрал в дома
их. О таких сказал Исайя-пророк: "Князь
хороший в странах - тих, приветлив, кроток,
смиренен - и тем подобен богу". Не
прельщаясь богатством, не забывая о крови
праведников, сирот и вдов по правде судит,
милостив, добр для домочадцев своих и
радушен к приходящим из чужих стран. Таким и
бог помогает, ибо бог не ангелов любит, но
людей, в щедрости своей щедро одаривает и
являет в мире милосердие свое.
Наполнил
же бог землю Александра богатством и славою
и продлил бог дни его.
Однажды
пришли к нему послы от папы из великого Рима
с такими словами: «Папа наш так говорит: "Слышали
мы, что ты князь достойный и славный и земля
твоя велика. Потому и прислали к тебе из
двенадцати кардиналов двух умнейших -
Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи
их о законе божьем"».
Князь
же Александр, подумав с мудрецами своими,
написал ему такой ответ: "От Адама до
потопа, от потопа до разделения народов, от
смешения народов до начала Авраама, от
Авраама до прохождения израильтян сквозь
море, от исхода сынов Израилевых до смерти
Давида-царя, от начала царствования
Соломона до Августа и до Христова рождества,
от рождества Христова и до распятия его и
воскресения, от воскресения же его и
вознесения на небеса и до царствования
Константинова, от начала царствования
Константинова до первого собора и седьмого
- обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения
не примем". Они же возвратились восвояси.
И
умножились дни жизни его в великой славе,
ибо любил священников, и монахов, и нищих,
митрополитов же и епископов почитал и
внимал им, как самому Христу.
Было
в те времена насилие великое от иноверных,
гнали они христиан, заставляя их воевать на
своей стороне. Князь же великий Александр
пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от
этой беды.
А
сына своего Дмитрия послал в Западные
страны, и все полки свои послал с ним, и
близких своих домочадцев, сказав им; "Служите
сыну моему, как самому мне, всей жизнью
своей". И пошел князь Дмитрий в силе
великой, и завоевал землю Немецкую, и взял
город Юрьев, и возвратился в Новгород со
множеством пленных и с большою добычею.
Отец
же его великий князь Александр возвратился
из Орды от царя, и дошел до Нижнего
Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец,
разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как
можешь описать кончину господина своего!
Как не выпадут зеницы твои вместе со
слезами! Как не вырвется сердце твое с
корнем! Ибо отца оставить человек может, но
доброго господина нельзя оставить; если бы
можно было, то в гроб бы сошел с ним.
Много
потрудившись богу, он оставил царство
земное и стал монахом, ибо имел безмерное
желание принять ангельский образ. Сподобил
же его бог и больший чин принять - схиму. И
так с миром богу дух свой предал месяца
ноября в четырнадцатый день, на память
святого апостола Филиппа.
Митрополит
же Кирилл говорил: "Дети мои, знайте, что
уже зашло солнце земли Суздальской!"
Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые
и все люди восклицали: "Уже погибаем!"
Святое
же тело Александра понесли к городу
Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и
весь народ, малые и большие, встречали его в
Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же
толпились, стремясь прикоснуться к святому
телу его на честном одре. Стояли же вопль, и
стон, и плач, каких никогда не было, даже
земля содрогнулась. Положено же было тело
его в церкви Рождества святой Богородицы, в
великой архимандритье, месяца ноября в 24
день, на память святого отца Амфилохия.
Было
же тогда чудо дивное и памяти достойное.
Когда было положено святое тело его в
гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит
хотели разжать его руку, чтобы вложить
грамоту духовную. Он же, будто живой,
простер руку свою и принял грамоту из руки
митрополита. И смятение охватило их, и едва
отступили они от гробницы его. Об этом
возвестили всем митрополит и эконом
Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь
тело его было мертво и везли его из дальних
краев в зимнее время. И так прославил бог
угодника своего.
|
|