ФИЗИОЛОГ
СЛОВО
И СКАЗАНИЕ О ЗВЕРЯХ И ПТИЦАХ
Физиолог
о льве. Три свойства имеет лев. Когда львица
родит, то приносит мертвого и слепого
детеныша, сидит она и сторожит его до трех
дней. Через три же дня приходит лев, дунет
ему в ноздри, и детеныш оживет. То же и с верными
народами. До крещения они мертвы, а после
крещения очищаются святым духом.
Второе
свойство льва. Когда спит, то глаза его
бодрствуют. Так и господь наш говорит
иудеям: «Я сплю, а глаза мои божественные и
сердце бодрствуют».
А
третье свойство льва,— когда львица бежит,
то следы свои заметает своим хвостом, и
охотник не может отыскать ее следов.
Так
и ты, человек. Когда творишь милостыню, то
пусть левая рука не знает, что делает твоя
правая. Да не помешает дьявол делам помысла
твоего.
Об
антилопе. У антилопы два рога. Живет она
около реки-океана на краю земли. Когда же
захочет пить, то пьет из реки и упивается,
упирается в землю и роет ее рогами своими. И
есть там дерево, называемое танис, сильно
напоминающее виноградную лозу широкими
ветвями и густыми прутьями,— и, продираясь
сквозь прутья, антилопа запутывается в них,—
тогда охотник ее ловит и одолевает.
Так
и человек. Вместо рогов бог дал ему оба
Завета, Ветхий и Новый. Рога — это
сопротивление силе; как говорит пророк
Давид: «С тобою избодаем рогами врагов
наших». Река океанская — это богатство.
Танис же — житейские наслаждения.
Запутывается в них человек, который не
заботится о вере, и находит его дьявол и
одолевает его.
О
слоне. Слон живет в горах. Слониха находит
траву, называемую мандрагорой, и поглощает
ее. Так же и слон; и сходится с нею. А когда
слониха рожает, то входит в реку до вымени и
рожает в воде. Спит же слон стоя около дерева.
А если упадет, то вопит, и приходит большой
слон, но не может поднять его; и затем
приходят другие двенадцать. Но и они
поднять не могут. И тогда завопят все
двенадцать слонов. И приходит маленький
слон, и подставляет хобот свой, и поднимает
его.
Таким
образом, первый слон — это Ева, второй — Адам.
Трава — древо ослушания. И если вкусил, то
совершил преступление. А если, увы мне, то
согрешил<?>. А что такое озеро? — Рождества рай. А что такое склоненные
деревья? — Оплот райский. И кто с топором,
тот дьявол. А что топор? — Это язык змеи. И
когда упал, то был изгнан. А кто большой слон?
— Моисей. А кто двенадцать слонов, которые
не могли поднять его, и кто поднял его? — Христос,
который вывел того Адама из ада.
Об
олене. Олень живет пятьдесят лет. А затем
уходит в долины и горные леса, и учует
запах змеи, и где найдет ее, трижды
сменившую кожу, обнюхивает ее и отбрасывает
ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не
пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет
другие пятьдесят лет. Об этом говорит
пророк: как стремится олень к источникам
водным.
Так
и ты, человек, заключаешь в себе три
обновления: крещение, покаяние и нетление. А
когда согрешишь, то устремись к церкви, и к
живому книжному источнику, и к пророческому
сказанию, и испей живой воды, то есть
святого причастия.
Об
орле. Орел живет лет сто. И растет кончик
клюва его. И ослепнут глаза его, так что он
не видит и не может охотиться. Тогда он
взлетает в высоту, бросается на утес, и отломится
кончик клюва его; и искупается в золотом
озере. А потом садится на солнцепек. Когда
же он согреется, с него сходит чешуя, и он
опять становится птенцом.
Так
и ты, человек, если много нагрешишь,
возвысься, то есть обратись к вере, и
оплакивай проявление греха, и умойся
слезами своими. Отогрейся в церкви и сбрось
с себя грехи.
О
фениксе. Феникс самая красивая птица из
всех, и красивее павлина. У павлина в
обличье ни золота, ни серебра, а у феникса — иакинфы
и многоценные камни. Голова его украшена
венцом, а на ногах — сапоги, как у царя.
Обитает же феникс близ Индии, около
Солнечного города. Возлежит он лет пятьсот
на кедрах ливанских без еды. Питается же от святого
духа. И по пятьсот лет наполняет крылья свои
благовониями. И бьет в било иерей
Солнечного города, и та птица идет к иерею и
входит в церковь. Иерей же садится на солее
с птицей. И превращается птица в пепел. А
назавтра приходит иерей и находит птицу в
виде малого птенца. А через два дня он
находит ее зрелой, какой была раньше. И
целует ее иерей, а она опять уходит на свое
место.
А
неразумные жиды не верят в тридневное
воскресение господа нашего Иисуса Христа. И
что эту птицу он сам оживляет и будто сам
себя не воскрешает. Сего ради пророк Давид
говорит: «Праведник процветает, как феникс,
как кедр ливанский, умножится насаждение в
доме господнем».
О
куропатке. Куропатка кладет много яиц в
гнезде своем. Она весьма чадолюбива. И даже
идет к чужим гнездам и таскает оттуда яйца.
Только чтобы увеличить число птенцов своих.
Так
и ты, человек: когда собираешь богатство, не
можешь насытиться, и все тебе мало.
О
горлице. Горлица — птица-однолюб. Если
погибнет одна из четы, то другая улетает в
пустыню, садится на сухом дереве и
оплакивает супруга своего. И уже не
сочетается больше ни с кем другим никогда.
Так
и ты, человек, если разлучился с женой своей,
то не прилепись к другой.
О
пеликане. Пеликан — чадолюбивая птица.
Самка проклевывает ребра птенцам своим. А
самец прилетает с кормом, раздирает клювом
грудь свою и вытекшей кровью оживляет
птенца.
Так
и господь наш. Его ребра прокололи жиды копьем. Выступили кровь и вода. И оживил он
вселенную, то есть умерших. Сего ради и
говорит пророк, что уподобился пеликану в
пустыне.
О
ласточке. Ласточкино гнездо в пустыне на
распутье. Когда ослепнет один из птенцов ее,
она отправляется в пустыню, и приносит
травы, и кладет их на очи его. И он
прозревает.
Так
и ты, человек, когда согрешишь, то обратись к
молитве и прими покаяние, и ради
единосущной троицы ты избавишься от того
греха.
Об
удоде. Удод свивает гнездо свое и
выкармливает птенцов своих. А затем птицы
линяют и делаются нагими. Тогда выходит
один из их птенцов и приносит пищу
родителям своим, пока они не оперятся и не
взлетят оба.
Так
и ты, человек. Когда состаришься, не
отчаивайся, но, идя в церковь, помолись и
обретешь милость.
О
дятле. Дятел — пестрая птица, живет она в
горах, садится. на кедры и стучит своим
клювом. А где найдет мягкое дерево, там
делает себе гнездо.
Так
и дьявол борется с людьми. И когда в ком-то
найдет слабость и пренебрежение к
молитвам, то войдет в него и угнездится.
Если же в другом найдет крепость, то бежит
от него.
О
лисице. Лисица, когда будет голодна, идет на
солнечное место, и ложится на солнцепеке, и
сдерживает свое дыхание. Увидев это, птицы,
принимая ее за мертвую, слетаются, чтобы
клевать ее. Когда же они приблизятся к ней,
она вскакивает, хватает какую-нибудь из
них и съедает. Так и кормится.
О
жене и о муже. Жена на западе, а муж на
востоке. И вот они сходятся, и жена съедает
голову своего мужа, и зачнет, и родит двойню.
А как родит, сразу тут съедает своих детей. И
тотчас умирает. И уходит муж на восток, а
жена на запад.
Так
и ты, человек. Когда настигнет тебя
житейская беда, устремись в церковь,
прослезись и плачь. И отступит от тебя
неудача.
О
Горгоне. У Горгоны обличие красивой женщины
и блудницы. Волосы же на ее голове — змеи. А
взгляд ее — смерть. Играет она и все время
смеется. Живет она в горах на западе. И
когда приходит ее брачная пора, встанет она
и начнет звать. Начиная от льва и прочих
зверей, от человека до домашних животных и
птиц и змей, зовет, говоря: «Идите ко мне!»
Как только они услышат ее зов, то идут к ней.
А увидев ее, умирают.
И
знает она язык всех зверей. Каким же образом
одолевает ее волхв: он своей мудростью по
звездам узнает день ее брачной поры. И идет
на место ее, волхвуя издалеча. Она станет
звать, начиная от льва и всех прочих зверей.
Когда
же дойдет до языка волхвов, он ей отзовется
так: «Выкопай на этом месте яму и вложи в
нее свою голову, чтобы я не видел ее и не
умер. Тогда я приду и лягу с тобой». И она
сделает так.
Тогда
волхв, придя, убьет ее, не глядя на нее и не
видя головы ее, поэтому и не умирает. И
прячет голову в сосуд. А если он увидит змею,
или человека, или зверя, то покажет им голову
Горгоны, и тотчас они оцепенеют; и Александр
ведь имел эту голову и победил все народы. И
ты, человек, имей уважение к господу и
непременно одолеешь вражьи силы.
О
змее. Когда змея идет пить воду, то яд свой в
гнезде своем оставляет. Чтобы не отравить
пьющих после нее.
И
ты, человек, когда идешь в церковь святую,
всякую злобу оставь дома.
И
еще: когда состарится змея и не видит,
влезает в узкую расселину в скале, и
постится сорок дней, и затаится, и полиняет,
и опять станет молодой.
И
ты, человек, постился сорок дней, чтобы
сбросить с себя лесть дьявола и принять
новый облик, обновляющийся во Христе.
И
еще: когда змея видит одетого человека, то
убегает от него. Если она увидит его
раздетым, то нападает и борется с ним. Если
же он защищен верою, то она бежит от него.
Сего
ради господь говорил: «Будьте мудры, как
змея, и чисты, как голуби».
О
голубе. Голубь — славнейшая из всех птиц.
Различай же белую и черную голубку, как
ходят белые, и пестрые, и черные, и красные
и кормят птенцов своих по-голубиному. Не
могут они сами возлететь,— пока красная
голубка не появится и не подаст им пищу,
они не возлетят.
Так
и Спасово пришествие предсказали пророки
Моисей и Аарон, Самуил, Даниил, Малахия,
Исайя, Иеремия и прочие пророки о Иисусе. И
не могли удостоверить свое слово, пока не
пришла красная голубка — Иоанн Креститель;
он же и крестил Иисуса, говоря: «Это агнец
божий, принявший грехи всего мира». И ты,
человек, не отдаляйся от церкви, чтобы не
услышать: «Не знаю вас».
О
ехидне. Ехидна от пояса и выше имеет
человеческий образ. А от пояса и ниже — образ
крокодила. Идут же и самец и самка на соитие.
И когда распалится самка и хочет сойтись с
самцом, она идет к самцу, съедает лоно его. И
зачинает, и тотчас умрет самец. А когда
приблизятся роды у самки, съедают чрево ее детеныши.
И она умирает. И потом выходят отцеубийцы и
матереубийцы, как и жиды отцеубийцы и
матереубийцы.
Они
убили отца, то есть Христа, убили мать, то
есть церковь. Того ради Иоанн поносил их,
говоря: «Порождения ехиднины! кто велел вам
бежать от грядущего гнева?»
Об
аисте. Аист — чадолюбивая птица. И когда
самец приносит корм, то сторожит самка его
птенца. И по очереди кормят птенцов. И
сторожат гнездо свое.
Так
и ты, человек, ни вечером, ни утром не
забывай молиться, не забывай и церкви. И
никогда не одолеет тебя дьявол.
О
водном коне. От пояса и выше имеет образ
коня, а ниже пояса образ рыбы кита. Плавает,
же в море и воевода над всеми рыбами. На
окраинной же стороне земли стоит золотая
рыба и не сходит со своего места, чтобы не
попасться рыбакам на пути к водному коню. А
он как воевода над рыбами идет на окраину
земли к той золотой рыбе. Оближет ее, и затем
ее облизывают все рыбьи самцы. И уходят на
свои места сначала самцы, а потом самки. И
самцы мечут семя, а самки, идя за ними,
принимают его и становятся чреваты. И через
семь дней родят. Когда же они ходят на
окраинные земли, то рыбаки ставят сети свои
на пути рыб. Пока же будут чреваты, их не
ловят.
Водный
конь толкуется: Моисей начал пророчества.
Море же — весь мир, а рыбы — люди. Золотая
рыба толкуется как вход правоверия. Идут же
прежде пророки и приобщаются к святому
духу. Люди, приобщающиеся к учению
пророчества, от них получают духовную
благодать. Рыбаки же — это бесы. Сеть же —
это пагуба и льстивые вожделения,— если не
следуют водному коню, то есть Моисееву
закону, тогда отдаляются и попадают в сети
тех рыбаков и погибают. А идущих за
пророками не настигнет ни сеть, ни невод.
Об
аисте и о прочих птицах. Аист — добрая птица.
Когда настанет весна, соберутся все вместе
с другими прочими птицами, с гусями и утками
и со всякими птичьими родами, из Египта, и
Ливии, и из Сарацин. И взлетают все, и прибудут
в Лукию на реку, называемую Ксанфон, и
вступают там в бой с воронами, воронами и
галками и сколько хищников есть.
Следует
и тем знающим время находиться там всем. Да
пеликаново воинство, и журавлиное, и прочих
водных птиц и травоядных выстроится по
берегу на одной стороне реки. А вороново и
всех прочих хищных птиц — на другом берегу
реки.
Строятся
же шесть месяцев и соберутся на бой. Знают
же и дни, в которые хотят биться. Да слышен
до небес шум, и течет кровь птиц, дерущихся в
бою, и выпадают перья без числа.
Оттого-то
лукиане все имеют перины на постелях своих.
По окончании же боя того видят ворон
раненых и прочих хищных птиц множество, а
также и аистов. И пеликанов немало, и других
птиц. Многие же из них в бою том падают
замертво.
Бой
же их между собой и победа одной из сторон
являет собой знамение всем людям. Если
аистово воинство победит, то будет изобилие
пшеницы и прочих всех злаков. Если же вороново
воинство победит, то будет множество овец, и
коров, и других четвероногих.
Аисты
же имеют и другое примечательное свойство.
Когда состарятся их родители и не могут
уже летать, тогда их дети, поддерживая с
обеих сторон и под пазухи, переносят их с места
на место. Так и кормятся. А если начнут
слепнуть, то их дети влагают корм им в рот. И
таковы им награда и воздаяние.
|
|