ПОСЛАНИЕ ВАСИЛИЯ НОВГОРОДСКОГО ФЕОДОРУ ТВЕРСКОМУ О РАЕ

 

 

 

ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО ВАСИЛИЯ К ВЛАДЫКЕ ТВЕРСКОМУ ФЕОДОРУ

 

 

    Василий, милостью божией архиепископ Новгорода, священному епископу Феодору Тверскому, брату о господе; благодать и мир от бога-отца, вседержителя, тебе и твоему священству, и всему священному собору, игуменам и попам, и детям твоим духовным.

    Узнало смирение наше и весь святой священный собор, игумены и священнослужители, что учинилось у вас, в Твери, между вами, людьми божиими, умышлением и советом дьявольским и лихих людей,— распря, как слышали мы, о честном рае, и провел я много дней в стремлении постигнуть истину в познании божественного закона. И то, что нашел я, то и пишу  тебе, ибо должны мы, брат, по божию повелению друг к другу послания творить о понятых нами божественных писаниях святых апостолов и великих святителей, подобно тому, как и сами те святые апостолы беспрестанно послания творили друг к другу; так и нам подобает делать, ибо на их место поставлены мы. Кто на что призван, тот пусть в этом и пребывает.

    Слышал я, брат, что говоришь ты: «Рай, в котором был Адам, погиб».

    Но мы, брат, о гибели того рая не слыхали, и в Писании, где об этом святом рае пишется, о том не нашли, хотя все ведь знаем из святого Писания, что насадил бог рай на востоке, в эдеме, и ввел в него человека, и заповедал ему, сказав: «Если сохранишь заповедь мою — жив будешь, если же преступишь — смертью да умрешь, и в ту же землю пойдешь, из которой ты сотворен». И человек преступил заповедь божию, и изгнан был из рая, и, горько заплакав, возопил: «О рай святой, меня ради посаженный и Евы ради затворенный! Умоли твоего творца и моего создателя, пусть хоть когда-нибудь вновь насыщусь я красотой цветения твоего!». Поэтому Спас человеку и говорил: «Не хочу я погубить мое создание, но хочу спасти и в разумение истины привести», и обещал ему что вновь войдет он в рай.

    А в Паремии называются четыре реки, которые текут из рая, с востока, — Тигр, Нил, Фисон, Евфрат; Нил же — во владениях Египта, в нем вылавливают и алойные дерева; течет же он с высоких гор, которые возвысились от земли и до неба, и место это недоступно для людей, и на самом верху его рахманы живут.

    А вот, брат, в Прологе, в описании чудес святого архангела Михаила, для всех засвидетельствовано, что, взяв праведного Еноха, посадил он его в честном раю. А вот и Илия святой в раю живет, встретил его там Агапий святой и кусок хлеба у него взял. И святой Макарий за двадцать поприщ жил от святого рая. А Ефросим святой был в раю, и три яблока принес из рая, и дал игумену своему Василию, от них же много исцелений было.

    И ныне, брат, ты думаешь, что существует только духовный рай, а все духовное представляется лишь как видение. А то, что Христос сказал в Евангелии о втором пришествии, вы разве и это считаете существующим только в воображении? Стоящим справа от него скажет Христос: «Придите, получившие благословение отца моего, наследуйте царство, уготованное вам еще до создания мира». И стоящим слева от него скажет: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный дьяволу и слугам его». «Не вам, — сказал он, — приготовил муки эти, но дьяволу и слугам его».

    Об этих двух местах великий Иван Златоуст сказал: «Насадил бог рай на востоке, а на западе — муки приготовил, подобно тому как внутри царского двора — радость и веселие, а вне двора — темница».

    А вот что священномученик Патрикий говорит: «Два места приготовил бог: одно — наполнено всем благим, а другое — тьмы и огня преисполнено».

    К тому же, брат, не дано богом видеть людям святой рай, а муки — и теперь находятся на западе. Многие из детей моих духовных, новгородцев, видели это на Дышащем море: червь неусыпающий, и скрежет зубовный, и река кипящая Морг, и вода уходит там в преисподнюю и вновь выходит наверх трижды за день. И если те все места мучений не погибли, то как же могло святое это место погибнуть, поведай мне, брат,— место, в котором и пречистая богородица находится и множество святых, которые после воскресения господа явились многим людям в Иерусалиме и вновь вошли в рай? Ведь сказано было им: «Уже пламенное оружие не стережет ворот эдема», ибо пришел Спас мой, призывая верных: «Войдите вновь в рай».

    И вот, брат, что в «Блаженных» поется: «Ради плода древесного вывел Адама из рая дьявол, а Христос разбойника крестом в рай ввел». И когда приблизилось успение владычицы нашей богородицы, ангел цветущие финиковые ветви из рая принес, знаменуя этим, где она теперь будет. А если рай существует только в воображении, то зачем ангел ветвь эту — видимую, а не воображаемую — принес? Апостолы видели, и множество неверных иудеев ветвь эту видело.

    Ни одно из дел божиих не является тленным, но все дела божии нетленны, я самовидец этого, брат. Когда Христос добровольно шел на страдания, то затворил он своими руками городские ворота — они и до сего времени стоят не отворены. А когда постился Христос у реки Иордана, — я своими глазами видел скит его,— посадил он сто фиников, и сохранились они и доныне, не погибли, не сгнили.

    Или, брат, ты станешь думать так: если бог насадил рай, на востоке, то почему оказалось в Иерусалиме тело Адама? Но разве ты не знаешь, брат, службы ангелов, как они скоропослушливы, без произносимых вслух слов служат богу, во мгновение ока всю землю облетят и небеса насквозь пройдут? Может ведь бог одним словом Адама из рая в Иерусалим переместить; и херувиму велел охранять ворота эдема, и после воскресения своего велел Адаму в рай войти и множеству святых с ним. Слово божие быстро претворяется в дело. А то место святого рая находил Моислав-новгородец и сын его Иаков. И всех их было три юмы, и одна из них погибла после долгих скитаний, а две других еще долго носило по морю ветром и принесло к высоким горам. И увидели на горе той изображение деисуса, написанное лазорем чудесным и сверх меры украшенное, как будто не человеческими руками созданное, но божиею благодатью. И свет был в месте том самосветящийся, даже невозможно человеку рассказать о нем. 

    И долго оставались на месте том, а солнца не видели, но свет был многообразно светящийся, сияющий ярче солнца. А на горах тех слышали они пение, ликованья и веселья исполненное. И велели они одному из товарищей своих взойти по шегле на гору эту, чтобы увидеть, откуда свет и кто поет ликующими голосами; и случилось так, что когда он взошел на гору ту, то, тотчас всплеснув руками и засмеявшись, бросился от товарищей своих на звук пения. Они же очень удивились этому и другого послали, строго наказав ему, чтобы, обернувшись к ним, он рассказал о том, что происходит на гope. Но и этот так же поступил, не только не вернулся к своим, но с великой радостью побежал от них. Они же страха исполнились и стали размышлять, говоря себе: «Если и смерть случится, но мы бы хотели узнать о сиянии места

этого». И послали третьего на гору, привязав веревку к его ноге. И тот захотел так же поступить: всплеснул радостно руками и побежал, забыв от радости про веревку на своей ноге. Они же сдернули его веревкой, и тут же оказался он мертвым. Они же устремились оттуда прочь: нельзя им было дальше ни смотреть на это — на эту светлость неизреченную, ни слушать веселья и ликованья. А дети и внучата этих мореходов и теперь, брат, живы-здоровы.

    А что, брат, говоришь: «Рай духовный», то так, брат, и есть духовный, и будет. Но и тот рай, что посажен,— не погиб, и ныне существует. В нем свет светит самосветящийся, а твердь его недоступна людям, только до райских гор дойти они могут.

    А духовный рай—это то, брат, когда вся земля огнем обновлена будет, по апостольскому слову: «Ждем мы небес новых и земли новой, когда истинный свет — Христос — сойдет на землю».

    Подумай, брат, каким светлым называется в Книге Бытия горний свет, огражденный твердью, но еще удивительнее и светлее того истинный свет — Христос, а с ним девять чинов светлых, служащих ему: первый чин — ангелы, второй чин — архангелы, третий — начала, четвертый — власти, пятый — силы, шестой — престолы, седьмой — господства, восьмой — херувимы со многими очами, девятый — серафимы шестикрылые. Когда господь наш явится в сиянии божества своего на землю и силы небесные двинутся вместе с ним, ангелы оставят дела свои и явят светлость свою, сотворенную богом, это и есть, брат, духовный рай,— когда вся земля освещена будет светом неизреченным, наполнится радостью и весельем, как и апостол Павел сказал, когда вознесен был до третьего неба:

«Око не видело, и ухо не слышало, и сердцем человек не чувствовал того, что приготовил бог любящим его».

    Об этом рае духовном Христос сказал: «Некоторые из вас, здесь стоящих, не узнают смерти, пока не увидят царство божие, пришедшее во всей его силе». Вот, брат, те, кто узрел Царство божие: Моисей и Илья, Петр, Иаков, Иоанн на Фаворской горе; как увидели ученики его, бросились ниц, на прах земной, не имея сил смотреть на сияние божества его.

     Невозможно ведь, брат, даже святым, когда они во плоти существуют, видеть его, этот духовный рай, поэтому, увидев такое, святые и не могли устоять, ниц на землю упали.

    И ты, брат Феодор, не испытывай сомнения в этом утверждении: рай на востоке, созданный Адама ради, не погиб. И ты сам уверуй в эти слова, брат, и весь священный собор этому научи и укрепи его в этом рассуждении, как я показал тебе на основе божественного Писания в этом послании.

    Мир и любовь тебе во имя всемогущего бога, господа нашего Иисуса Христа, слава ему вовеки. Аминь.    

 

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2001 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru

 


Hosted by uCoz