В
год 967 (1459). Поставили в Москве Иону
архиепископом Новгорода Великого. В тот
же год Иона-митрополит в церкви
Пречистой поставил придел, церковь
каменную во имя Похвалы святой
богородицы. В тот же год князь великий,
прознав, что Григорий Перхушков
вятчанам потворствовал, повелел его
схватить и вести в Муром и посадить на
цепь, а на Вятку послал наместником
князя Ивана Юрьевича, а с ним воевод
своих и дворян с ним своих всех. Тот же,
отправясь, города захватил Орлов да
Котельнич, а под Хлыновом стоял долго,
сражаясь каждый день. Вятчане же, видя,
что их всегда побеждают, били челом
князю Ивану, покорясь его воле, чего и
желал государь князь великий.
В
год 968 (1460). Князь великий Василий
Васильевич был в Новгороде Великом с
миром. Тогда же Федор Васильевич Басенок
пировал у посадника и поехал ночью на
Городище, и напали на него шильники, и
убили у него слугу по имени Илейка
Усатый, рязанца, а сам едва убежал на
Городище с товарищами. Новгородцы же,
услышав шум, взволновались и пришли всем
городом к великому князю в Городище; решили,
что князя великого сын пришел войною на
них, и едва успокоились; мало не уберег
бог от кровопролития. В тот же год,
месяца июля четырнадцатого, буря была
страшная очень, лес ломало и дома
срывало, а в восемнадцатый день в тот же
месяц солнце исчезло. В тот же год царь
Ахмат из Большой Орды, сын Кичи-Ахмета,
приходил войной к Переяславлю-Рязанскому
и стоял под городом три недели, каждый
день идя на приступ и сражаясь; горожане
же, милостью божьей и пречистой его
матери, одолевали его и много у него
татар перебили, а из горожан ни один
поранен не был; и ушел прочь в великом
позоре, а на улана Казат-мирзу держал
большую досаду, ибо тот и привел его, не
ожидая от русских никакого
сопротивления. В тот же год на
монастырском дворе Троице-Сергиева
монастыря поставлена была церковь
каменная святого Богоявления, да в тот
же год перед княжьим дворцом
Васильевича, у Боровицких ворот,
заложили церковь каменную святого
Иоанна Предтечи.
В
год 69 (1461). Скончался князь великий Борис
Александрович Тверской февраля в
восемнадцатый день. И той же весною
скончался Иона, митрополит киевский и
всея Руси, марта в тридцать первый день.
И поставили на митрополию Феодосия,
архиепископа ростовского, мая в третий
день.
В
год 970 (1462). Месяца января двадцать
четвертого, в день воскресный, в Чудовом
монастыре у гроба святого Алексия-митрополита
и чудотворца исцелило чернеца Наума, у
которого была нога от рождения
искривлена, почему и ходил на костыле, и
стал здоровым. В ту же зиму, первого
февраля, поставили в Москве епископа на
Рязань Давыда, казначея Ионы. В ту же
весну, в Великий пост на Федоровой
неделе, пришла весть князю великому, что
князя Василия Ярославича дети боярские
и иные дворяне хитростью некоей хотели
своего государя князя высвободить в
Угличе из заключения, и обнаружился
замысел их, и повелел князь великий схватить
их; Володьку Давыдова, Парфена Бреила,
Луку Посивьева и иных многих,— казнить,
пороть и пытать, и конями волочить по
всему городу и по всем площадям, а после
всего повелел им головы отрубить.
Множество же людей, видя все это, из бояр,
и из купцов знатных, и из священников, и
из простых людей, в великом были ужасе и
изумлении, и жалостно видеть, как очи
всех были слезами залиты, ибо никогда
до того о таком и не слыхивали, не то чтоб
видели, чтобы так у русских князей
бывало; ведь к тому же и недостойно
православного великого государя,
единственного во всей вселенной,
подобными казнями казнить и кровь проливать
в святой Великий пост. Той же весною,
немного спустя, в тот же Святой пост
князь великий повелел у себя на спине
трут попалить из-за сухотной болезни,
великая же княгиня его и бояре его все
воспрещали ему, он же их не послушал и с
тех пор разболелся. В тот же год, месяца
марта двадцать седьмого, скончался
благоверный и христолюбивый князь
Василии Васильевич, а княжение великое,
престол свой, завещал сыну своему,
князю великому Ивану Васильевичу. А
князю Юрию дал город Дмитров, да Можайск,
да Серпухов, да Хотунь, да бабки села и
волости, великой княгини Софьи. А князю
Андрею Старшему город Угличе Поле, да
Бежецкий Верх, да Звенигород, да и мать
его, великая княгиня Мария, после
великого князя кончины добавила ему
Романов-городок на Волге, а до того было
за ним Ярославское княжество. А князю
Борису дал город Волок на Ламе, да Ржев,
да Рузу, да и после князь великий Иван
добавил ему Вышгород на Протве да и села
Марьи Голтяевой, бабки его, ему же отдал.
А сыну своему князю Андрею Младшему дал
город Вологду да Заозерье на Кубенском
озере, да князь великий Иван после
добавил ему городок Тарусу да Городец на
Протве. В тот же год князь великий Иван
Васильевич сел на престол отца своего на
великом княжении во Владимире и на
великом княжении в Новгороде Великом и
Нижнем, и по всей Русской земле <...>.
В
год 971 (1463). В городе Ярославле, при князе
Александре Федоровиче Ярославском, у
святого Спаса в монастыре у братии
явился чудотворец, князь великий Федор
Ростиславич Смоленский, погребенный с
детьми — с князем Константином и с
Давыдом, и совершилось у их гроба
прощение множества людей — исцелялись
без числа. Всем же князьям ярославским
эти чудотворцы явились не на пользу:
распрощались те со всеми своими
владеньями навеки, отдавали их великому
князю Ивану Васильевичу, а князь великий
взамен их владений дал им другие волости
и села; и изначала хлопотал о владеньях
тех перед князем великим прежним
Алексей Полуектович, дьяк великого
князя, чтобы владенья те никак не вернулись
им обратно. А после того объявился в том
же граде Ярославле новый чудотворец,
Иван Агафонович Сущий, соглядатай
Ярославской земли: у кого село доброе —
то и отнял, а у кого деревня хорошая —
тоже отнял да отписал на великого князя
ее, а кто будет и сам хорош, боярин иль
сын боярский, тут и его самого записал; а
прочих его чудес великое множество
невозможно ни написать, ни исчесть,
потому что во плоти он есть цьяшос (дьявол).
В
год 972 (1464). Месяца января двадцать
восьмого князь великий <...> рязанский
женился в Москве, у великого князя Ивана
Васильевича взяв сестру его, княжну Анну.
Той же зимою в месяце марте поставили в
Москве Иосифа Грека архиепископом в
Кесарию Филиппову <...>.
В
год 973 (1465). Феодосий-митрополит оставил
митрополию сентября 13. Той же осенью,
месяца ноября одиннадцатого, поставили
в Москве митрополитом архиепископа
суздальского Филиппа.
В
год 975 (1467). Месяца апреля двадцать
второго скончалась великая княгиня
Марья тверитянка в три часа ночи. В тот
же год Трифон оставил архиепископство
ростовское. В тот же год церковь
каменная в честь святого Вознесения
обновлена внутри Кремля <...>.
В
год 76 (1468). Князь великий Иван Васильевич
посылал под Казань царевича Касыма, да с
ним князя Ивана Юрьевича, да князя Ивана
Васильевича Стригу и дворян своих. И
стали у Волги скрытно. И лишь вышли было
татары на них из судов,— а наши хотели их
отрезать от берега,— как юноша некий, по
имени Айдар, постельник великого князя,
исполнясь ратного духа и не дав им
времени отойти от судов их, заорал, и они
устрашились, и бросились в суда, и
побежали на Волгу; так в тот день и
случилось: спаслись татары по милости
Айдара, сына Григория Карповича. В ту же
осень Филипп-митрополит церковь
Вознесения освящал в городе каменную.
Тогда же и поход был на черемис. Той же
осенью - поставили архимандрита
спасского Вассиана Рыло на архиепископство
в Ростов, декабря тринадцатого.
В
год 977 (1469). Месяца мая двадцать седьмого,
в неделю о Слепом, князь Андрей
Васильевич Старший женился, взял в жены
княжну Елену, мезецкого князя дочь. Той
же весною князь великий Иван Васильевич
послал на Казань войско судами, а
берегом направил брата своего, князя
Юрия Васильевича, да князя Андрея
Старшего, а с ними всех князей, и воевод своих, и дворян своих
всех.
И
корабельное войско раньше пришло, мая
двадцать первого, в воскресенье, на
Пятидесятницу, на ранней заре; и взять бы
им город, так внезапно пришли они, когда
татары еще спали. Но почтил их наш
воевода, по имени Иван Дмитриевич, по
прозвищу Руно: отогнал от ворот прочь.
И
после того, месяца июня четвертого,
Хрипун, князя Семена сын, из Ряполовских,
разбил татар на берегу за Волгой и убил
лиходея татарина Колупая, злейшего из
всех татар — и ордынских, и казанских. В
тот же год князя великого дети боярские
с устюжанами шли в кораблях Волгой мимо
Казани и надеялись, что войско великого
князя еще под Казанью, а татары
перехватили их на судах, и был у них бой
весьма жестокий; и детей боярских, и
устюжан перебили, а прочих схватили, а
князя великого войско в ту пору было в
Новгороде в Нижнем, потому что татары
все войско, бывшее в судах, от Казани
отбили. А убили тогда на Волге князя Данила
Васильевича Ярославского да Никиту
Константинова, сына Бровцына, да устюжан
много, а Тимофея Плещеева Юрлища в плен
взяли и других много <...>.
В
год 978 (1470). Месяца сентября первого князь
Юрий Васильевич подошел к Казани со
всеми войсками; и корабельная рать пошла
пешком под город; татары же выехали из
города и, посражавшись немного, побежали
в город, а русские погнались за ними, и
стали под городом, и, окружив их, как
могучий лес, воду переняли у них. Царь же
Ибрагим, видя
себя в большой беде, начал слать послов к
князю Юрию Васильевичу, прося мира;
князь же Юрий заключил с ним мир по
своему желанию и так, как нужно было
брату его, великому князю. В тот же год,
месяца августа тридцатого, погорел
город Москва внутри весь.
В
год 979 (1471). Ноября восьмого скончался
архиепископ Иона в Новгороде. Той же
осенью поставлен Прохор-игумен епископом
саранским. Той же весною, месяца мая
девятого, князь Борис Васильевич
женился в Москве, а взял в жены княжну
Ульяну, дочь князя Михаила Дмитриевича
Холмского. В тот же год, месяца июня
двадцатого, князь великий Иван
Васильевич с братьями и со всем войском
пошел к Новгороду Великому со всех
сторон, покоряя и полоняя новгородцев
за измену и непокорство. Новгородцы же,
собрав большое войско, пошли к реке
Шелони на битву с великим князем. А в то
время случилось тут быть князя великого
воеводам: князю Даниле Дмитриевичу
Холмскому да Федору Давыдовичу, и князя
Юрия воеводе Василию Федоровичу
Вельяминову, — и воеводы, увидев
новгородскую рать, пошли на них за реку
Шелонь и, перейдя ее вброд, начали биться.
Новгородцы же, немного сразившись,
побежали, москвичи же погнали их,
избивая, и посекая, и пленя, потому что
ведь много очень пришло новгородцев, как
деревьев в лесу, а москвичей было мало
очень, поскольку не по одному пути князя
великого войско пошло, но многими
дорогами. И тут, схватив посадников
знатных и людей богатых новгородцев,
выкуп с них взяли, а посадников привели к
великому князю; тот же, возъярясь за их
измену, повелел казнить их: кнутами
бить и головы им отрубить. Был же этот
бой месяца июля четырнадцатого <...>.
В
тот же год вятчане Сарай взяли. В тот же
год князя великого воеводы: Василий
Федорович Образец да Борис Тютчев Слепец,
а с ними устюжане, да вологжане, да
вятчане пришли на Двину на судах, и
встретил их князь Василий Васильевич
Суздальский с большим новгородским
войском и со всеми двинянами, тоже на
кораблях, и, рассудя меж собою, выбрали,
выйдя на берег, место сраженья, и был
между ними очень большой бой, и победили
князя Василия, и новгородской войско
побили; мало их осталось, а князь Василий
бежал. Так везде бог помогал великому
князю за его справедливое дело.
В
год 980 (1472). Сентября первого князь
великий вернулся в Москву со многой
добычей, а нареченный архиепископ
Феофил с оставшимися в живых знатными
новгородцами бил ему челом по всей его
воле. В тот же год, месяца ноября восьмого,
поставили игумена Филофея из
Ферапонтова монастыря в Пермь
епископом. Той же осенью, месяца декабря
восьмого, поставлен был епископом в
Рязань Феодосий, архимандрит Чудского
монастыря. Того же месяца, пятнадцатого,
поставили в Москве в архиепископы в
Новгород Великий Феофила. Той же зимой
после Рождества Христова явилась
звезда великая, а от нее луч большой, и
длинный, и очень светлый, светлее самой
звезды; а всходила около шести часов
вечера, там, где солнце встает летом, и
шла к закату летнему; а луч впереди нее, а
на конце луча того будто птичий хвост
распростертый. В тот же год месяца
января явилась другая звезда хвостатая,
но на заходе летнем; хвост же ее тонок и
не очень длинен, вверх, к той звезде
концом, а луч темнее, чем у первой звезды;
но первая звезда за три часа до восхода
солнечного исчезала на том месте, где
возникала, а эта другая звезда через
столько же часов после захождения
солнца на том же месте являлась. Той же
зимою князь великий послал князя
Федора <...> Пестрого воевать Пермь
Великую за их непокорство. Той же весною,
месяца апреля тридцатого, Филипп-митрополит
заложил церковь Успения святой
богородицы на площади у своего двора и
разобрал церковь каменную же, которую
Петр-митрополит еще заложил; и извлекли
мощи святого Петра-митрополита, и
Феогноста, и Киприана, и Фотия, и Ионы-мнтрополита
<...>. В тот же год, июня двадцать шестого,
в пятницу, пришла к князю великому весть
из Перми, что воевода его князь Федор
Пестрый землю Пермскую покорил, а тех,
которые князю великому зло причинили,
всех поймал и к великому князю отправил,
земля же вся ему присягала. В тот же год,
июля двадцатого, на Ильин день, в третий
час ночи загорелся посад в Москве, и
много дворов погорело и церквей, начиная
от Голутвинского подворья. В том же году
безбожный царь Ахмат Кичиахметьевич со
всею Ордою пошел на Русь, и, дойдя до Руси,
оставил с царицами старых и больных и малых,
и пошел с проводниками по бездорожью, и
подошел к реке Оке под городок под
Алексин у литовской границы, а в городке
том был воеводой Семен Васильевич
Беклемишев, человек в бою очень храбрый.
И приказал ему князь великий защитников
распустить, потому что не успели
никакого оружия запасти, которым с
татарами биться. И он пожелал получить
отступного с них, и горожане-алексинцы
давали ему пять рублей, а он захотел от
них еще и шестого, для жены своей; и пока
так они толковали, пришли татары. И Семен
побежал за реку Оку с женой и со слугами,
да и татары за ним в воду. А в то время
подоспел к берегу князь Василий
Михайлович Удалой с немногими людьми, и
начал с татарами биться, и не пустил их
за реку.
А
немного спустя пришел князь Юрий
Васильевич из Серпухова со многими
своими войсками; и потом подошел князь
Борис Васильевич, брат его, от Козлова
брода с дворянами своими; и тотчас же
князя великого воевода Петр Федорович
Челяднин подоспел со множеством воинов,
князя великого дворян, — и было видеть
татарам очень страшно, также и самому
царю, множество воинов русских. А
случился тогда день солнечный: будто
море колеблющееся или озеро синеющее,
все в обнаженных доспехах и в шлемах с
яловцами, и не смог царь ничего поделать,
и приказал к городу приступить татарам
своим; осажденные же твердо стали
сражаться с ними из города и убили у них
много татар под Алексином. И начали уже
изнемогать в городе люди, потому что
нечем им стало сражаться, не осталось у
них никакого запаса: ни пушек, ни ружей,
ни пищалей, ни стрел. И татары подожгли
город, а жители городские решили лучше в
огне сгореть, чем сдаться в руки
неверным. Князья же и воеводы, видя христиан
погибающих, горько восплакались, ибо
никак не могли пособить им из-за широкой
реки Оки непроходимой. Царь же и все
татары, видев множество русских, больше
всего боялись князя Юрия Васильевича,
потому что и имени его трепетали, и
невозможно было начать боя —
предполагали татары, что и князь великий
сам тут. И начали звать через реку наших
татар, а когда те подъехали на берег
напротив их, стали расспрашивать про
великого князя, и про царевича Данияра, и
про братьев великого князя. Те же
открыли им, что князь великий стоит под
Ростиславлем со многим войском, а царевич
Данияр Касымович в Коломне стоит со
своими дворянами и с ним множество
воинов и великого князя воевод, а князь
Андрей Васильевич да брат его князь
Андрей Васильевич Младший стоят в
Тарусе с дворянами своими и с иными
многими войсками. Татары же, подивившись
множеству воинов русских, спросили: «А
здесь кто стоит против царя?» И ответили
наши: «А это князь Юрий да князь Борис,
братья великого князя, только они и
пришли со своими дворянами», Услышав все
это, татары передали царю своему, царь же
тотчас устремился прочь.
А
с собою увел посла великого князя,
киличея Григория Волнина, остерегаясь
того, что князя великого царевичи захватят
Орду и цариц его. Тогда же княгиня
великая поехала в Ростов и разболелась в
Ростове. Князь же великий пришел в
Москву, и князь Юрий с ним, но, прознав о
болезни матери, помчался навестить
мать с младшими братьями. А князь Юрий
разболелся и умер в год 81 (1472) сентября
двенадцатого.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЯ
В ЕРМОЛИНСКОЙ ЛЕТОПИСИ, СВЯЗАННЫЕ С
ВАСИЛИЕМ ДМИТРИЕВИЧЕМ ЕРМОЛИНЫМ
[6970]
(1462) <...>. В тот же год, месяца июля
двадцать седьмого, освящена была
церковь каменная святого Афанасия в
Москве при Фроловских воротах, с
приделом в честь святого Пантелеймона;
а ставил ее Василий Дмитриев сын Ермолин.
В тот же год обновлена городская стена
от Свибловой башни до Боровицких ворот
камнем под руководством Василия Дмитриева
сына Ермолина.
[6972]
(1464) <...>. В тот же год, месяца июля
пятнадцатого, поставлено изображение
святого великого мученика Георгия на
воротах Фроловских, вырезанное из камня
по подряду Васильеву Дмитриева сына
Ермолина.
В
год 974 (1466) <...>. Поставлено было
изображение святого великого мученика
Дмитрия на Фроловских воротах изнутри
кремля, а резан из камня, повелением
Василия Дмитриева сына Ермолина.
[6975]
(1467) <...>. В тот же год обновлена внутри
кремля церковь каменная святого
Вознесения, которую заложила княгиня
великая Евдокия после кончины своего
государя великого князя Дмитрия
Ивановича, повелением великой княгини
Марии и по подряду Василия Дмитриева
сына Ермолина.
[6977]
(1469) <...>. В тот же год в Сергиевом
монастыре у Троицы поставили трапезу
каменную, а руководствовал Василий
Дмитриев, сын Ермолин. <...> В тот же год во
Владимире обновили две церкви каменные,
Воздвиженья на торгу, а другую на
Золотых Воротах, по подряду Василия
Дмитриева сына Ермолина.
[6979]
(1471) <...>. В том же году в городе Юрьеве-Польскоv
развалившуюся до основания церковь
каменную святого Георгия, с приделом
святой Троицы, с резьбой по камню повелением
князя великого Василий Дмитриев собрал
и поставил как прежде.
[6980]
(1472) <...>. Той же весною, месяца апреля 30,
Филипп-митрополит заложил церковь
Успения святой богородицы <...>. А
руководителями были у той церкви
Василий Дмитриев да Иван Владимиров
Голова, и меж ними возникла ссора, и
отступился от этой работы Василий, а
Иван стал распоряжаться.

