ПОУЧЕНИЕ
ДАНИИЛА, МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИ
Подобает нам
прежде всего, о благоразумные чада,
возлюбить каждому из нас внимание и заботу
о себе и осуществлять всячески искусное
попечение о душах наших. Видите, как быстро
идут дни жизни нашей? Как быстро бежит конь,
и как птица по воздуху быстро летит, — так и
дни наши, и часы, и минуты проходят быстро.
Ибо не вечны мы здесь, в настоящей жизни, и
как бы в гостях пребываем; непостоянно это
житие, и не здесь уготовано нам жить. Но того
ради привел нас господь бог в настоящую
жизнь, чтобы мы не настоящему внимали н не
о преходящем заботились, но чтобы все к
будущей жизни промышляли и готовили.
3десь не отечество наше, но
временное пребывание и, больше того, если
истинно говорить — изгнание. Ибо в изгнании
мы здесь, все люди, как сказано: здесь
пришлецы мы и странники. Взыщем же
отечества нашего и не приобщим ни себя, ни
других быстротекущей сей жизни. Ибо не
вечна она, не постоянна и не надежна ни для
кого из нас, как и прежде было сказано, как
гостей принимает нас, и скоро, как гостей,
отпускает на будущее житие, и ничего не дает
нам в путь, если сами не уготовим себе
благих дел.
Потому подобает нам пребывать в
трезвости, и быть готовыми всякий день и час,
и смотреть на себя, не согрешили ли в чем,— в
деле, слове ли, в помышлении ли, или в зрении,
в осуждении, в гордости, в величании. И в чем
если случится изобличить себя, всегда
подобает о случившихся винах каяться, и
рыдать, и плакать, да простит нам господь
бог согрешения наши и помилует нас в
сем веке и в будущем. Ибо
к истязанию и испытанию приведены будем о
всяких вещах, все люди: и пастыри, и учители,
и весь священнический причт, и мужи, и жены,
и юные, и старцы, рабы и свободные, воины и
купцы, ремесленники и земледельцы. Также
цари, и князья, и все, пребывающие в великой
славе, ниоткуда не получат помощи, кроме
как только от добрых дел. Ибо когда
неведомая кончина возьмет нас из сей жизни
и предстанем мы суду Страшному, подобает
нам предстать пред судом Христовым, дабы
каждой душе принять за то, что соделала
вместе с телом — благого или злого.
Потому, помня об этом и не
предаваясь лености, будем шествовать
дорогой этой и подвижническим путем и, имея
всегда в себе страх божий и память о
страшном том дне суда Христова, честно и
добродетельно кончим жизнь на этой земле
божией.
Как же будет нам дана надежда
спасения, когда, живя на земле божией,
упражняемся в небрежении? Что за польза нам
иметь позорное и постыдное житие? Потому
всего больше надлежит подумать о себе. И
особенно тем, кто посвящен богу, подобает во
всем прилежание и попечение блюсти: и в
одеждах, и в обуви, и в обличье и внешнем
виде, во время хождения по улице, в торгу, и в
доме, и за разговором, и в молчании, и во
время обеда — во всем стремиться к простоте,
благоустроению и пользе. Ибо сказано: бог на
сердце зрит, человек же — на лицо; только
богу известны сердечные помышления, люди
же судят по внешнему о внутреннем и сокровенном:
если приметят кого не в благообразии пребывающим,
в деле или в словах кого в чем осудят, то так
по внешнему бесчинному шатанию начинают
судить и о том, что внутри. И так соблазн и
преткновение бывает многим.
Потому и глаголет великий
апостол Павел: «Не подавайте соблазна ни
иудеям, ни эллинам, ни церкви божией». И в
священных правилах написали святые
апостолы о епископах, и о причетниках, и о
простых людях, дабы не смехотворное и
бесчинное житие иметь им. То же самое вслед
за святыми апостолами пастыри, учители и
преподобные и богоносные отцы наши
утвердили, и установили, и в святые правила
положили на память и на утверждение
последнему роду. Великая польза и
приобретение бывает чтущим священные правила
и прочие божественные писания. Кто разумеет
их и, принимая труды и подвиги и поты
проливая, ищет проникнуть в мудрость их и
волю божию, и, бегая как от змея от
срамословия и суесловия, и от сборищ
словесных, губящих душу, приемлет одни
заповеди господни, предания и учение святых
апостолов и преподобных и богоносных отцов
наших тот радуется и утешается ими, и
радуется душа их. Не то что скоморохи, и
плясуны, и игральщики в шахматы и шашки,
которых предали отрешению святые апостолы
и святые отцы.
Ныне же некие из духовного сана
— пресвитеры, и диаконы, и поддиаконы, и
чтецы, и певцы, глумятся и играют на гуслях,
на домрах, смычками, и даже в кости, и в
шахматы, и в шашки, и в песнях бесовских, и в
безмерном и премногом пьянстве обретаются,
и всякое плотское ухищрение и наслаждение
больше духовного любят, и так себе и другим
великий вред приносят.
И мы отныне наказываем и святыми
писаниями подкрепляем, чтоб не бывать
таковому бесчинному обычаю, всяческого стыда,
и срама, и осуждения исполненному. И
наипервее всего — во священном сем доме
пречистой богородицы, в великой и
святейшей митрополии всея Руси, ни
глумиться, ни играть в сем святом месте
пречистой богородицы и великих чудотворцев
Петра и Алексея ни пресвитерам, ни диаконам,
ни поддиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни
свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, ни
всем прочим простым людям. Подобает живущим
в священном сем дому быть добрым примером
всем людям.
А святые апостолы и богоносные
отцы заповедали иметь жизнь непостыдную, и
добродетельную, и благочестивую всем людям:
и епископам, и пресвитерам, и прочему
священному причту, также и мирским людям.
Как гласит сорок второе правило святых
апостолов: «Епископ, или пресвитер, или
дьякон, обретающийся в пьянстве или в кости
играющий, либо да перестанет такое творить,
либо да отлучен будет». Оттуда же правило
сорок третье: «Иподиакон, или певец, или
чтец, таковое же творящий, либо да
перестанет это творить, либо да отлучен
будет. Так же и простой человек». Толкование
Иоанна Зонары: «Епископам и клирикам всем
подобает быть для всех утешением в
добродетели и примером и побудителем к
добрым делам. Так как и из них некие
уклоняются от добра, в шахматы и кости
играют или упиваются, повелевает правило
таковым перестать это творить или же:
епископам, пресвитерам и диаконам
совлачаться сана, а иподиаконам, чтецам и
певцам, если не перестанут это творить,
подвергнуться отлучению. То же и мирским
людям, в шахматах и пьянстве упражняющимся.
«Не подобает пить вина до опьянения», — повелевает
Писание. И снова: «Не упивайтесь вином, ибо
в этом блуд».
И корчемному делу
не попущено предаваться клирику по девятому
правилу Трульского собора. Правило девятое
Шестого собора в Труле: «Не достойно
причту в корчемных домах обретаться. Если
же возбранено причту входить в корчму, то,
тем более, служить иным в корчмах — это то,
что вовсе непристойно ему. Если же кто что-либо
подобное соделает, пусть или прекратит это
творить, либо совлачится сана». Того же
собора правило пятидесятое: «Никому,—
ни клирику, ни простому человеку, — не
играть в кости. Если же кто будет таковое
делать, то, если он клирик, да извержен будет,
если же простой человек, да будет отлучен».
Того же собора правило
пятьдесят первое: «Полностью отметает
святой сей собор вселенский тех, кто
именуется лицедеями, и зрелища их. Также ни
игрищ, ни зрелищ, ни плясок ни в домах, ни на
торжищах не творить. Если же кто этим пренебрежет
и к чему-либо из таковых запретов себя
обратит, то, если он клирик, да отвержен
будет, если же простой человек, да будет
отлучен».
Того же собора правило
шестьдесят первое: «Кто предает себя
колдунам или так называемым колдуньим
сотникам, или иным, подобным таковым, чтобы
от них узнать о том, что они откроют, по
прежним установлениям о них святых отцов,
да будет повинен епитимий на шесть лет». Под
таковой же приговор подобает подвести и
водящих медведей и прочих подобных
животных на забаву и вред неискушенным, и
предсказывающих по звездам, смущая
разными прельстительными словами, случаи,
приобретения и рождения, и так называемых
облакопрогонников, и чародеев, и наузников,
и волхвов. Всех, пребывающих в том, и не
отстающих, и не отбегающих от пагубных тех
эллинских обычаев, отметать от церкви повелеваем, как и священные каноны
повелевают. Что за общение свету со тьмой,
как сказал апостол, или же что за соединение
божией церкви с кумирами, или же что общего
верному с неверным, или же что за согласие
Христу с диаволом?!
Того же собора правило
шестьдесят второе: «Также от так называемых
календ, или вот, или врумалий и от в первый
день марта месяца совершаемого торжества
отвратить желаем верных горожан. И женских
пред людьми плясаний как нечестивых и
многий вред и пагубу творить могущих, и
плясаний мужчин и женщин во имя
ложноименных эллинских богов и празднеств,
творимых по некоторому древнему и чуждому
христианству обычаю, отметаемся, запрещая
женам в . мужскую, а мужам в женскую одежду
облачаться, ни в личинах игрецов,
забавников и козлогласовников не ходить, ни
скверного Диониса имени, топча виноград в
точиле, не призывать, не смеяться по образу
невежества или в суете бесовской лести,
разливая вино по бочкам. Того, кто в здравом
уме начнет творить что-либо из
перечисленного, если он клирик — отвергнуть,
если же простец — отлучить повелеваем».
Того же Шестого собора правило
двадцать четвертое: «Не следует никому из
причитаемых к духовному чину и монахам на
конское ристалище ходить или бесовскими
играми наслаждаться. Но если кто из
клириков на брак зван будет, то, когда
начнутся соблазны и искушения, пусть
встанет и сразу же уходит. Так учители и
отцы нам повелевают. Если же кто в том будет
изобличен, то пусть или перестанет это
творить, или да будет лишен сана».
Или вот Лаодикийского собора
правило пятьдесят третье: «Не подобает
христианам, будучи позванным на брак,
плясать и плескать в ладони, но достойно и
благочестиво ужинать или обедать, как и
пристало христианам». Того же собора
Правило пятьдесят четвертое о том, что «не
подобает священникам или клирикам взирать
на некие зрелища на браках и во время
званых обедов, но прежде входа лицедеев
следует им встать и уйти».
Из окончания
пятнадцатого правила Карфагенского собора:
о том, что «чадам священническим
в зрелищах мирских не участвовать, не
взирать на них. То же всегда проповедуется и
всем христианам, чтобы от таковых удалялись
и туда, где хуление есть, не приступали».
Так говорят священные правила.
Подобно же им и святой Ефрем глаголет, что
не подобает участвовать в игрищах и
глумлениях, как и святые правила возвещают
о том, что ходящий на игрища к
идолослужителям приобщается. Так и великий
апостол глаголет: «Ведомо ли вам, братия моя
любимая, что возвращаетесь вспять и снова
хотите действовать по-язычески? Ибо всякий,
пекущийся о плотском, глумясь, не Христа ли
совлекся, будто не верит слову о воздаянии в
день оный. Ибо, как глаголет господь
божественными своими устами, и о праздном
слове воздадут люди ответ в день этот. Если
же за слова придется держать столь грозный
ответ, то каков же будет ответ о делах?» И
еще он же сказал: «Когда зовет Христос через
пророков, апостолов и евангелистов, то от
многих людей мало приходит. Когда же
позовет дьявол гуслями, и плясанием, и
непристойными песнями, тогда многие на то
собираются. Человеколюбец же бог призывает
нас и говорит: «Приидите ко мне все», и нет
никого идущего, никого устремляющегося и
подвизающегося. А если ненавидящий
человека дьявол позовет на какое сборище,
то многие стекутся. Когда же по заповедям
предписывается пост или бдение, то все
ужаснутся и отойдут, и будто мертвые будут.
А если объявятся пиры и застолья, или гусли,
или свирели, или непристойные песни, то все
окажутся готовы, и, проснувшись, устремятся,
призывая друг друга, и потекут злым тем
путем, и возликуют на злом том сборище, не
так, как христианам подобает, но как поганым».
И еще сказано:
«Проповедано
тебе, брат, апостолом все во славу божию
творить». Так в плясании ли есть слава божия,
— погаными
ты делами дьяволу угождаешь, человеколюбца-бога
не почитаешь. Следует тебе непрестанно
молиться богу, а ты беспрестанно смеешься и
играешь. Если хочешь разуметь, что
бесовское это дело — игра, послушай
апостола, говорящего: «Не
будьте служителями бесам, ибо было уже
написано о том, как сели люди есть и пить и
встали играть, и прогневили бога, и погибло
их в том грехе двадцать три тысячи. Опасайся
и ты, не люби игрищ, да не окажешься там с бесовскими
слугами. Ибо каждый понесет свое бремя и пожнет
то, что посеял. Итак, соблюдай себя, ибо если
здесь посеешь плевелы смехом и глумлением,
то там пожнешь слезы и рыдание».
Подобно сему и великий Иоанн
Златоуст глаголет: «Всякая лютость и
постыдные дела, проникающие в души слушающих,
от играния и глумления бывают, единственная
их забота — исторгнуть всякое целомудрие
до основания и посрамить естество,
исполнив его вожделением лукавого беса. Ибо
там и слова постыдные и дела постыднейшие, и
таковые же прически, и таковые же походки,
и одежды, и возгласы, и виляние членов, и
очей развращение, и свирели, и сопели, и
деяния, и проступки, и, попросту, все
исполненное конечного стыда. Когда
протрезвишься, скажи мне, таково ли тяжело
было тебе удержаться от изливающего
блудодеяние дьявола, подносящего таковую
невоздержания чашу!»
И еще он же сказал: «Будем же
прибегать к слушанию таковых словес, в
поте лица стяжая целомудрие, понемногу уклоняясь
от смеха, и песней, и постыдных сих словес.
Ибо вполне может душа, обогащаясь так,
стать честной и целомудренной. А если в
таковых песнях обретаемся, не ведаете ли,
что наиболее к злобе уклоняемся. Ибо когда
сотворяем таковое художество и дело, разве
сможем избежать печи оной огненной? Не
слышал ли, что сказал Павел? «Радуйтесь, —
сказал, — о господе». Не сказал: о дьяволе.
Когда же сможешь услышать Павла, когда
придешь в сознание своих прегрешений,
пьянствуя вечно и непрестанно от
созерцания оного дьявола». Так святой
Златоуст, и святой Ефрем, и другие многие из
таковых сказали. И священные правила
возбраняют подобному бывать, что кратко и
выше показано было, как священников и тех,
кто причислен к причту, они извергают и
полагают под запрещение, а простых людей
отлучают от причащения.
Всего ради этого молю вас, не
любите сквернословия, игрищ и глумления,
отступайте от бесед, растлевающих душу, и
соблюдайте сердца свои всячески от
нечистых и скверных помыслов. Храните очи
свои от пагубных зрелищ и берегитесь
слушания всего, что вредит душе. И как от
змея бегайте от величания, и гордости, и
зависти, и пьянства. Ибо много нам суждено
страха и боязни в настоящем сем житии, и
потому всегда есть нужда ко бдению и
трезвости. Потому бдите и будьте трезвы, и много
смирения и воздержания во всем имейте, и
никто да не отступит из вас от учения
божественного Писания, но всегда
поучайтесь божественным Писанием, читайте,
пойте, молитве прилежно внимайте,
рукодельствуйте, суетные помышления из ума
исторгайте, в мечтания и плен скверных и
тщеславных помыслов не уклоняйтесь, от
общения церковного не отлучайтесь, нищим
давайте, о рае и царствии небесном
беседуйте, помните о смерти, всекрасную и
премудрую простоту, кротость и смирение
больше всего соблюдайте, да избавит нас
господь бог от сетей вражних, и от всякого
плотского мудрования, и от злокозненных
людей, да помилует и спасет нас молитвами
преславной и пречистой богородицы и всех
святых. Аминь.
 
|
|