ПОВЕСТЬ
О ТИМОФЕЕ ВЛАДИМИРСКОМ
ПОВЕСТЬ
О СВЯЩЕННИКЕ, ВПАВШЕМ В ВЕЛИКИЙ ГРЕХ ТЯЖКИЙ,
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ ВО ВРЕМЯ
КНЯЖЕНИЯ ГОСУДАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА И
ПРИ МИТРОПОЛИТЕ ФИЛИППЕ
Жил в городе Владимире некий священник, по
имени Тимофей. Случилось ему, по божьему
попущению, в такое искушение впасть на
пагубу своей души.
В первую неделю святого и Великого поста
есть обычай у православных христиан и
боголюбивых людей, чтобы и мужчины, и
женщины, и малые дети постились всю неделю.
После же поста в пятницу вечером они
приходят к духовным отцам для покаяния и
очищаются от своих грехов, а в субботу на
литургии причащаются: принимают святое
тело и кровь Христа, бога нашего. Так и к
этому попу Тимофею пришла на исповедь
грехов своих некая девица, очень красивая,
дочь известных в городе родителей. Остались
они вдвоем в церкви наедине, и начал дьявол
разжигать неутолимое плотское желание
священника. Священник же не смог выдержать
своего столь сильного желания и согрешил с
девицею в церкви, не убоялся ни божьего суда,
ни вечного мучения лютого.
И совершив грех с девицей, и испугавшись,
что его схватят, он бежал из церкви вон, в
дом свой, и спрятался там от всех людей,
чтобы утаиться от правителей города и чтобы
не пришлось ему умереть злой смертью.
Оседлал он своего коня, изменил свой облик
поповский, оделся в воинскую одежду, не
появился и не сказался ни жене своей, ни
детям своим, но сел на коня и быстро
поскакал из дома своего и из города своего,
бежал в чужую страну, в поганую землю
татарскую, в Казань.
И, прибежав в Орду, стал служить казанскому
царю и отрекся от веры христианской,
пренебрег своим священническим саном,
принял басурманскую сарацинскую злую веру
и взял себе две жены.
Ох, увы! Вначале был очистителем душ,
благочестивым священником, предстателем за
души грешных у престола божия, потом — стал
злым гонителем, и лютым кровопийцей
христиан, и храбрым воеводой в Казани. И
часто посылал его царь с татарами своими
воевать его отечество, христиан Русской
земли. Жил же он тридцать лет в Казани, царю
служил и очень разбогател.
Бог же не хочет смерти грешника, но хочет,
чтобы исправился он и был живым, захотел он
и этого преступника в прежнее благочестие
привести.
Через некоторое время послал его царь на то
же обычное и беззаконное дело, что и прежде,—
проливать кровь неповинных русских людей.
Он же пошел по повелению царя и вернулся в
Казань с русскими пленными. Когда он шел
чистым и великим полем к Казани, то пустил
отряд свой впереди себя, сам же отстал и
ехал один — ради какого-то дела — сзади.
Когда же ехал он на коне своем в полдень
далеко позади полка своего, запел жалостно
свой любимый красивый стих пресвятой
богородице: «О тебе радуется, обрадованная,
всякая тварь».
Тогда же случилось так, что бежал пленник из
Казани, некий юноша русский, и лежал он,
прижавшись к земле, укрываясь в дубраве, в
стороне от дороги, ожидая, пока пройдет все
войско татарское, чтобы подняться из своего
укрытия и опять побежать, не опасаясь
погони, на Русь.
И когда отрок услышал пение стиха, он встал
с места, где лежал, без страха, так как думал,
что человек, поющий стих,— русский, и,
радостный, вышел оттуда, и побежал из
дубравы на дорогу, и появился перед
окаянным варваром, бывшим попом. Тот же с
яростью взглянул на отрока своими
звериными глазами, выхватил меч обнаженный
и хотел отроку голову отсечь. Пленник же
упал на землю с горькими слезами, милости
прося у него, чтобы тот его не убил. И
рассказал ему про себя: «Пленник я, русский,
бежал из Казани на Русь, и, услышав тебя,
поющего по-русски великий стих богоматери,
— тот стих, что приятнее для души всех
других стихов богородичных, и у нас на Руси
его с благоговением поют, почитая и славя
пресвятую богородицу, молитвенницу и
заступницу нашу, — подумал я, что ты русский,
и поэтому показался, господин, перед лицом
твоим без страха». Когда преступник услышал
это, умилилось его жестокое и каменное
сердце, и начал он громко и жалостно плакать
и рыдать, и сошел с коня, упал на землю с
рыданием, так что напугался отрок и чуть не
побежал от него, недоумевая, что такое
случилось; отрок тот был образованным
человеком. И плакал Тимофей от полудня того
до вечера, до тех пор, пока гортань его не
замолчала и слез в глазах его не осталось. И
осмотрелись они с отроком вокруг, и спал он
до утра на траве, дав отроку немного поесть,
сам же ничего не ел.
Пленник же начал подробно расспрашивать
его: «Что случилось, господин, и что значит
плач твой, и почему горько плачешь? Расскажи
мне, рабу своему». Он же перестал плакать и,
придя в себя, рассказал отроку все то, что
уже было написано выше, — что он попом был
на Руси. Пленник же увещевал его покаяться,
ибо бог наш милостив и тех, кто кается, от
грехов очищает. Он же ответил отроку: «Молю
тебя, отрок, и заклинаю богом вашим Иисусом
Христом, пришедшим в мир спасти грешников,
покажи мне свою любовь духовную: иди сейчас
от меня без боязни к Москве, на Русь, и, придя,
возвести обо мне митрополиту вашему,
расскажи ему все, что я сказал тебе. Если
есть такому грешнику покаяние, пусть бы они
меня приняли обратно, и дали отпущение
грехов, и простили, как подобает по заповеди
господа нашего Иисуса Христа; пусть
попросит он за меня великого князя
московского, чтобы и он простил меня за мое
зло, ведь много лет воевал я землю его и
христиан губил. Пусть бы он прощение мне во
всех моих грехах в грамоте написал и двумя
печатями бы запечатал — печатью великого
князя да своею другой печатью, митрополита,
тогда я поверю в прощение и поеду к Москве
без страха. Да пусть бы он прислал через два
месяца грамоту с тобой на это же самое место,
и я бы с радостью и без сомнения к Москве из
Казани поехал, и пошел бы я в монастырь
оплакивать свои грехи. Ты же, брат,
потрудись бога ради обо мне всем сердцем
своим, без лености, господь же за труд твой
воздаст тебе мзду в царстве небесном». И
одарил отрока серебром богато. И обещал ему
отрок истинно и без обмана выполнить его
повеления.
И когда встали утром, снова так же много
плакал басурман тот, и поцеловались оба и
разъехались. Отрока он отпустил на Русь, а
сам быстро в Казань погнал вслед за полком
своим.
Отрок же пришел в Москву и сразу же
рассказал об этом митрополиту Филиппу.
Истинный же пастырь церкви Христовой в тот
же час, не замедлив, пошел во дворец и
возвестил сыну своему духовному, великому
князю, все подробно и последовательно, о чем
ему отрок сказал. Князь же великий и
митрополит очень разжалобились, и оба долго
размышляли, и позвали отрока к себе, и
расспрашивали его, действительно ли так все
было. Отрок же опять то же самое рассказал
им, всю истину подробно. И помянули они
евангельское слово: «Если выведешь честное
из нечистоты, то будешь как будто бы уста
мои». И, посоветовавшись между собой, князь
и митрополит написали грамоту, запечатали
ее своими печатями и послали с отроком к
тому басурману, и прощение ему,
покаявшемуся и возвратившемуся из тьмы в
свет, написали, и во всем его простили, и
велели звать его, чтобы ехал он к Москве
безо всякой боязни и честно бы служил
великому князю.
Когда настал третий месяц, бывший пленник,
отрок тот, стремился безо лжи сотворить
любовь божию и идти туда, ибо это и есть
любовь истинная, если кто положит душу свою
за брата своего. И шел отрок полем много
дней до назначенного места того. И поспел в
срок, и, придя туда, ждал басурмана два дня, и
думал уже, что тот не придет.
В третий же день увидел отрок, пристально
глядя в сторону Казани — он на высокой горе
влез на дерево: вот едет полем один человек
со стороны Казани на двух быстрых дорогих
конях, едет к месту тому и очень торопится.
Отрок же узнал друга своего, басурмана, и
спрятался от него, чтобы его проверить.
Басурман же прискакал на место то и, не
увидев отрока, подумал, что тот солгал ему и
не пришел в назначенный день и час. И
бросился с коней своих ниц на землю, и
плакал так горько, что мог бы и камень
заставить плакать вместе с собой, и не мог
от плача утешиться, хотя по возрасту было
ему уже пятьдесят лет. Тогда быстро отрок
вышел к нему. Он же, увидев отрока, бегущего
к нему с горы, узнал его и побежал к нему
навстречу, и, обняв, упал ему на шею, и
целовал его, и плакал горькими слезами, и
говорил ему: «Чем я отплачу тебе, любимый
мой брат, не обманувший меня друг и верный
посланник мой, много потрудившийся для меня,
за все, что ты для меня, поганого, сделал!»
Отрок же, взяв некую суму из-за пазухи,
раскрыл ее, и вынул из нее грамоту, и дал ему.
Басурман же принял ее, и прочел со многими
слезами, и вопил непрестанно голосом мытаря:
«Боже, милостив будь ко мне, грешному,
беззаконному преступнику! Боже, очисти меня
от грехов и помилуй меня!» И простер руки
свои к небу и сказал: «Боже щедрый,
благодарю тебя, человеколюбца, милостивого
к грешникам, что сподобил меня, окаянного,
получить прощение моему беззаконию от
первого из пастырей!» И затем внезапно тихо
упал на землю, и ноги свои, как живой,
протянул, и умер.
Отрок же долго был в ужасе и убедился, что
тот умер. И снял с него дорогие одежды, и всю
сбрую с коней, и одел его в свои смиренные
одежды, выкопал могилу и предал его
погребению со слезами, и ночь ту спал у
могилы его. Тимофей же явился ему во сне у
своей могилы и благодарил его: «Так как
благодаря тебе принял я от бога прощение
грехов своих, то возьми моих коней со всем,
что есть на них, за труды свои и иди отсюда
на Русь, и поминай меня до конца своей жизни
в молитвах, и милостыню и прощение твори».
Отрок же утром попрощался с могилой его,
взял обоих дорогих коней Тимофеевых со
сбруей и нашел на них сумки большие, доверху
насыпанные золотом, серебром и
драгоценными камнями, сел на коня и поехал
на Русь, радуясь и веселясь душой.
И приехал к Москве, и подробно рассказал то,
что случилось с Тимофеем, великому
московскому князю и митрополиту, и то, как
он похоронил его и как видел во сне, и все,
что привез, показал им. Князь же и
митрополит дивились случившемуся, тому, как
Тимофей покаянием и слезами очистился от
грехов, и простились ему грехи его, и душа
его была спасена, и прославили бога. Князь и
митрополит все имение Тимофеево повелели
отроку тому отдать. Еще к этому князь и
земли в удел ему дал.
Эта повесть много лет была не записана, но в
рассказах была известна людям. Я же слышал
от многих эту историю и записал ее пользы
ради всех читающих, чтобы не отчаивались
согрешившие в спасении своем, но обращались
к всемилостивому богу с истинным покаянием;
и отпущение грехов они получат, и
сподобятся жизнь вечную принять, и в
бесконечные времена на небе с преподобными
будут царствовать. Аминь.
  |
|