Слово шестнадцатое,
против ереси новгородских еретиков,
говорящих, что если еретики или отступники,
обличенные в своих ересях и отступничестве
и осужденные, начнут каяться, то следует
принять их покаяние и удостоить их милости.
Здесь же собраны свидетельства святых книг
о том, что если еретик или отступник начнет
каяться не по своей воле, но лишь будучи
обличен и осужден, то такое покаяние нельзя
принимать; ведь и воры, и разбойники, и
убийцы, и разорители могил, и другие злодеи
каются тогда, когда бывают обличены и
осуждены, но покаяние их не принимается.
Нет ничего
сильнее чистой и несомненной веры во Отца и
Сына и Святого Духа. И нет ничего более
пагубного, чем неверие и сомнение, от
которого впадают в ересь и в отступление,
как это случилось с появившимися недавно
новгородскими еретиками и отступниками, о
которых мы много говорили до сих пор.
Теперь же мы скажем еще об
одном их лукавом и злодейском утверждении:
если, говорят они, еретики или отступники,
обличенные и осужденные в своих ересях и
отступлениях, начнут каяться, то следует их
принимать на покаяние.
В предыдущем слове мы,
основываясь на священных правилах и других
святых книгах, говорили о том, как следует
принимать на покаяние еретиков и
отступников. Но о появившихся теперь
еретиках и отступниках (я имею в виду
новгородских), о покаянии их, не написано ни
в одной из дошедших до нас книг. Мы не нашли
ни одного лекарства, чтобы исцелить эту
болезнь. Можно лишь молиться со слезами и
сокрушением сердца Господу Богу
Вседержителю, чтобы Он упразднил и
искоренил этот еретический душепагубный
недуг.
Так поступали преподобные
и богоносные отцы наши, священноначальники
и святители. И блаженный Александр,
патриарх Константинопольский, и святой Лев,
папа Римский, и блаженный Архелай, епископ
Месопотамский, о которых мы писали в
предыдущем слове, и многие другие
божественные святители поступали так. Эти
божественные святители, чудотворцы,
прославленные дивными знамениями, были
подобны божественным пророкам и святым
апостолам. А теперь люди ослабели, и
недостойны просвещения Святого Духа, и не
могут творить таких дел, какие творили
древние святители и преподобные и
богоносные отцы наши. Но мы не должны
отчаиваться: Человеколюбец Бог дал нам
книги для того, чтобы мы, наставляемые ими,
не были соблазнены скверными еретиками.
Так, святитель Златоуст
говорит: во-первых, мы плаваем с помощью
парусов, то есть Святым Духом, а во-вторых, с
помощью весел, то есть святых книг. Святые
же книги учат, как поступать, если возникнет
какое-нибудь недоумение относительно
согрешения душевного или телесного или
появится где-нибудь новая ересь, а в
священных правилах и прочих святых книгах
не обнаружится указаний, как исцелять такие
грехи и укрощать ереси. Так получилось с
новоявленной ересью новгородских еретиков:
ни в священных правилах, ни в прочих святых
книгах не написано, как принимать их
покаяние, поскольку они прежде не каялись, а
теперь лицемерным, не истинным покаянием
погубили множество душ, и губят и доныне. В
таком случае следует православным царям и
князьям, судьям мирским,
священноначальному пастырю, святителям и
священникам и всем православным христианам
стараться и стремиться к тому, чтобы
Господь просветил, вразумил и научил, как
распознавать и обличать скрывающихся
еретиков, и как принимать на покаяние тех,
кто был обличен и поневоле покаялся.
Если бы они сами, до
обличения, стали каяться и сами по себе
исповедали бы свое отступление, то покаяние
их было бы принято, но они не сделали этого и
стали каяться лишь тогда, когда были
обличены и осуждены на смерть, и потому
покаяние их не принимается. Ведь Бог
говорит через пророка: “Говори о грехах
своих прежде, чтоб оправдаться”(См. Ис. 43,
26.). Пророк не просто сказал: “Говори о
грехах своих”, – но что он сказал? “Говори
о грехах своих прежде”. Требуется не просто
сказать, но сказать прежде, не дожидаясь
обличающего и осуждающего.
Так, Адам исповедал грех не
прежде, но после того, как был обличен Богом,
лишь тогда стал говорить о своем грехе, и
потому не был услышан, но даже осужден Богом.
Так и Каин, после страшного
братоубийственного греха, исповедал грех
свой не прежде, но после того, как был
обличен Богом, лишь тогда стал исповедовать
грех свой, и потому был проклят и погиб.
Подобно тому и Исав
пострадал; божественный апостол Павел
говорит о нем: “Чтобы не было между вами
какого блудника, или нечестивца, который бы,
как Исав... не обрел места покаяния, хотя и
просил о том со слезами”(См. Евр. 12, 16 – 17.).
Так и Гиезий, ученик
пророка Елисея, украв золото, исповедал
грех свой не прежде, но после того, как был
обличен пророком, лишь тогда исповедал грех
свой, и потому не был услышан, но даже был
осужден: здесь, до смерти, страдать от
проказы, а в будущем веке – пребывать в
страшных мучениях во веки вечные.
Пророк говорит: “Во время
благоприятное Я услышал Тебя”(Ис. 49, 8. Пс. 2,
12.). Что же такое “время благоприятное”?
Другой пророк говорит: “Приимите наказание,
да не когда прогневается Господь”. Появившиеся же
теперь отступники исполнены столь злых и
тяжких согрешений, каких никто из живущих
под небесами никогда не творил – и ни разу
не каялись, но лишь когда были обличены и
осуждены на смерть, тогда покаялись. И если
будет принято их покаяние, то тогда следует
принимать и покаяние воров, разбойников,
убийц, осквернителей могил и прочих злодеев,
ведь все они каются тогда, когда бывают
обличены и осуждены на смерть или на лютые
муки; однако покаяние их не принимается, и
они бывают осуждены, каждый по своим делам.
Но согрешения еретические, а тем более
отступнические, бывают тяжелее согрешений
разбойников, воров, убийц, блудников,
прелюбодеев, осквернителей могил, тяжелее
всех смертных грехов. В священных правилах
написано, сколько лет должно длиться
покаяние разбойников, убийц, прелюбодеев и
прочих грешников, но не указано, сколько лет
должно длиться покаяние раскаявшихся
отступников: они не должны причащаться
Божественных Таин в течение всей своей
жизни и допускаются к причастию лишь при
исходе души (73-е правило Василия Великого; 2-е
правило Григория Нисского.). Однако
причащаться Божественных Таин при исходе
души могут лишь те отступники, которые
покаялись по своей воле, прежде обличения;
из теперешних же отступников ни один не
покаялся прежде обличения.
Но сколь велико
немилосердие и злоба, а лучше сказать,
неразумие людское! Ибо когда братья наши,
православные христиане, впадают в какие-либо
согрешения, по неразумию или по принуждению,
то все единоверные христиане
отворачиваются от них, все ненавидят их и
гнушаются ими; и когда они каются, никто не
милует их, когда же ведут их на страшную
смерть, никто не подает им руку помощи,
никто не скорбит о них, никто не скажет, что
нужно дать им возможность покаяться и
сподобить милости, но все говорят, что они
достойны смерти или наказаний, на которые
осуждены.
Но вот схвачены отступники,
которые не по принуждению, а по своей воле
отвергли Христа и предали Его поруганию,
осквернили всякую святыню, пытались всех
православных христиан привести к жидовству,
а тех, которых не смогли привести к
жидовству, старались осквернить
всевозможной скверной. За всю свою жизнь
они не покаялись ни разу, когда же были
обличены в своих отступлениях и скверных
делах и осуждены на смерть, тогда стали
говорить: “Каемся в своих согрешениях”. И
это ложное покаяние погубило и привело в
жидовство множество душ, сосчитать которые
невозможно. И теперь, когда их осудили на
смерть, православные христиане скорбят и
тужат о них, протягивают им руку помощи и
говорят, что нужно их сподобить милости.
Разве православные цари и
святые отцы, бывшие на Вселенских и
поместных Соборах, не милостивы и не
милосердны? Но ведь они повелели всем,
записали в священных правилах и заповедали
всем грядущим поколениям, чтобы цари,
князья и мирские судьи предавали еретиков,
а тем более отступников, лютым казням и
смерти, как убийц, разбойников и иных
злодеев. Найдется ли такой безумец, а лучше
сказать безбожник, который дерзнул бы
извращать божественные писания
православных царей и святых отцов,
составивших священные правила и
утвердивших и написавших, что проклят
всякий, отвергающий и извращающий
божественные писания святых отцов!
Если же кто-нибудь скажет:
“Это гражданские законы, а не писания
святых отцов”, – пусть он прочтет
тринадцатое слово, помещенное в этой книге,
и тогда узнает, что гражданские законы
подобны писаниям пророков, апостолов и
святых отцов.
В Священном Писании
сказано: “Живу Я, говорит Господь Бог: не
хочу смерти грешника, но чтобы грешник
обратился и жив был”(Иез. 33, 11.). Нет греха
непрощаемого, – не прощается только
нераскаянный грех. И еще говорит Господь: “Я
пришел призвать не праведников, но
грешников к покаянию”(Мф. 9, 13.). И много
говорится об этом в Священном Писании.
Я знаю, что человек –
существо, подверженное изменениям, и
естество его тленно; и потому я с радостью
принимаю слова Божии, и поклоняюсь
Сказавшему их, и передаю другим. Священное
Писание говорит, что Бог принял кающегося
Манассию (2 Пар. 33.), а я дерзаю утверждать,
что Он примет и кающегося дьявола; ведь
Манассия, хотя и был великим грешником, но,
покаявшись в согрешениях, до смерти
пребывал в покаянии – и угодил Богу.
Бесчисленное множество грешников спаслось
покаянием, и доныне спасаются, потому что,
покаявшись, они пребывали в покаянии и
умилении и хранили православную веру до
самой смерти.
Нынешние же отступники
после покаяния соделали еще большее зло, а
теперь, когда они обличены и осуждены на
смерть, говорят: “Каемся”. И кто сможет
понять и разобраться, каются они истинно
или ложно, как и прежде? Но если нельзя
разобраться и понять, лживо или истинно их
покаяние, то у кого хватит дерзновения
принять их как истинно кающихся и дать им
прощение, как ранее дали им возможность
покаяться и простили их царь и архиепископ
Геннадий, не зная об их лукавстве? О
нынешних отступниках теперь уже всем людям
известно и ведомо, каковы они и что
сотворили, и мы уже много раз говорили об
этом. И если кто-нибудь сам дерзнет или
станет другим советовать простить их, то за
все зло, которое сотворят потом отступники,
за каждую душу, которую они приведут к ереси
или к жидовству или осквернят, – за все это
спросится с него и будет он предан мукам,
потому что знал, каковы они, но простил их, и
тем согрешил.
Поскольку в святых книгах
не говорится, как принимать таковых
еретиков и как определить, достойные ли
плоды принесло их покаяние, не следует
прощать их и давать им волю и послабление.
Нужно всем верующим во Христа сначала
старательно помолиться Господу Богу, как мы
уже говорили, а потом искать в святых книгах
подобные случаи, которые бывали и в древние,
и в недавние, и в последние времена.
Прежде всего следует
посмотреть, как поступали православные
цари и святые отцы, которые были на
вселенских и поместных соборах. Когда
еретиков, после проклятия, осуждали в
заточение, их содержали в темницах до конца
их жизни, опасаясь, чтобы они не прельстили
православных.
Если же кто-нибудь из них
захочет покаяться, можно каяться и в
темнице, ибо в скорбях и в бедах Бог лучше
слышит кающихся.
Так, Бог услышал кающегося
Манассию, заточенного даже не в темнице, а в
медном воле. Бог принял и покаяние
Навуходоносора, не просто скитающегося по
горам и пещерам, но обращенного в звериный
образ (Дан. 4, 26 – 34.). Также принял Бог и
покаяние Тиридата, который был не только
покорен бесом, но и обращен в кабана.
Ведь многие из
православных христиан впадали в плотские
прегрешения, в блуд или прелюбодеяние, или в
убийство, и когда начинали каяться, то
некоторые сами на себя возлагали железные
цепи, как написано в Отечнике. Так, некий
пресвитер, живший в Константинополе, впал в
блуд и пришел каяться к отцу Петру, на гору
Олимп (К прп. Петру Патрикию; память 1 июля.);
при этом он наложил на себя вериги, и сам
себя заключил в ров, и до самой смерти своей
не выходил оттуда. Другие же сами себя
заключали в темницы, как блаженный Даниил
Скитский, который, убив варвара, по своей
воле пребывал в темнице. И блаженный
Григорий, папа Римский, пишет: монах некий,
по имени Мартин, отрекшись от мира,
затворился в пещере, и ногу свою приковал к
стене железной цепью. И еще написано в
Отечнике, что брат некий жил в скиту и сидел
в келье своей, имея на ногах своих железные
оковы; однажды пришел к нему брат, который
прислуживал ему, увидел его без оков и
спросил: “Авва, кто снял с тебя оковы?” Он
же отвечал ему: “Оковы с меня снял Тот, Кто
простил грехи мои”.
И много подобного есть в
святых книгах.
Те же из древних еретиков,
которые не хотели каяться, испускали дух
свой в страшных мучениях, но не прельстили
никого из православных.
И такую ревность о
благочестии имели православные цари, что не
только простых людей, но и патриархов, и
святителей, и священников, если они впадали
в ересь, прокляв, отправляли в изгнание и в
темницы, пока они не испускали дух свой в
страшных мучениях.
Так, царь Феодосий Великий
осудил на заточение, лишив почестей,
Македония, патриарха Царьграда, вместе с
епископами, последователями его. И царь
Феодосий Младший осудил таким же судом
Нестория, патриарха Царьграда, вместе с
епископами, его сторонниками. И
благочестивый царь Маркиан точно так же
казнил Диоскора, патриарха
Александрийского, со всеми епископами-единомышленниками.
Благочестивая же царица Феодора и сын ее
Михаил таким же образом предали смерти
Анния (Иоанн VII Грамматик),
патриарха Константинопольского, с
епископами, приверженцами его. Подобным
образом поступали и прочие православные
цари: Юстиниан Великий, на Пятом Соборе, и
Константин, внук Ираклиев, на Шестом Соборе;
ведь патриархи тогда были православными, но
было много святителей и священников,
придерживающихся ереси. И всех их, по
проклятии, осудили в заточение и в темницы,
и потому они не прельстили никого из
православных.
Вот каким судом были
осуждены патриархи, митрополиты и епископы,
придерживавшиеся ересей; но разве нынешние
отступники, которые хуже всех еретиков и
отступников, не достойны такого же
осуждения, как и вышеупомянутые еретики? И
если теперь православные самодержцы не
поступят так же, то совершенно невозможно
ничем иным искоренить еретиков и
отступников. Если же они подвигнутся на это
и покажут ревность о Христе – ввергнут
еретиков и отступников в темницы, до самой
смерти их, – умиротворится Церковь Божия и
угаснет скверное жидовское учение
злочестивых еретиков и отступников.
Бывало так, что
православные цари сначала проклинали, а
потом прощали еретиков, однако ереси при
этом не искоренялись, но было последнее
хуже первого (Ср.: Лк. 11, 26.). Ведь еретики не
только не каялись, но прельщали многих из
православных и приводили к ереси.
Кто еще имел такое
попечение о православной христианской вере,
как великий и равноапостольный царь
Константин? Когда же он проклял Ария и иных еретиков и осудил
их в заточение и в темницы, как и следовало,
– некоторые епископы и другие люди, из
придворных его, тайно придерживавшиеся
ереси, убедили благочестивого царя
Константина даровать еретикам прощение,
чтобы умиротворить Церковь Божию. Но еретики
не только не покаялись, но и погубили
множество душ. Это произошло потому, что сей
блаженный и приснопамятный царь еще не знал
о лукавстве еретиков; когда же он понял их
бесовское коварство, то не только осудил их
в заточение и в темницы, но и повелел усечь
мечом всех, кто не верует во Святую и
Единосущную Троицу.
Так же и Константин и Ирина
прокляли еретиков на Седьмом Соборе, но не
осудили их ни в заточение, ни в темницы, и
оттого ереси не были искоренены. А царь Лев
Армянин и Феофил, прельщенные теми
еретиками, вновь воздвигли еще более
страшное иконоборчество, пока царица
Феодора и сын ее Михаил не осудили еретиков
в заточение и в темницы, с начальником ереси,
патриархом Аннием, до конца дней их, – и с
тех пор прекратилась эта скверная ересь.
Позднее, во времена
благочестивого царя греческого, Кир
Андроника Палеолога, пришли из Калабрии
Италийской в царствующий град еретики
Варлаам и Акиндин, против которых
благочестивый царь Андроник собрал Собор и
повелел их проклясть; по проклятии же не
осудил их в заточение и в темницу, но
даровал им прощение. И они прельстили
многих верующих, пока Варлаам не был убит
православными людьми; Акиндин же был
осужден царем в заточение, и ересь
прекратилась.
Подобное происходило и в
Русской земле.
Так, был некий человек,
исполненный гнусных и скверных дел, по
имени Карп, по ремеслу стригольник, живший во Пскове.
Он, окаянный, стал родоначальником скверной
и мерзкой ереси. Как известно, многие из
православных христиан, слабые и неразумные,
были последователями этой ереси, пока
архиепископ Дионисий Суздальский не
отправился по поводу ее в Константинополь и
не принес послание от Вселенского
патриарха Антония во Псков, к посадникам,
чтобы они позаботились о православии и
уничтожили еретиков. Посадники проявили
большое усердие в уничтожении ереси и
просили благочестивых князей, святителей и
воевод помочь в уничтожении еретиков. Ересь
удалось уничтожить лишь тогда, когда
посадники, по совету благочестивых князей и
святителей и иных именитых христиан, велели
схватить стригольников и не оставили ни
одного, но всех заточили в темницу, до самой
смерти их. Таким образом удалось искоренить
и уничтожить эту соблазнительную ересь.
Точно так же поступил и
державный великий князь Иван Васильевич,
повелев святителям проклинать нынешних
еретиков и по проклятии сажать их в темницы,
где они и умирали в муках, не прельстив
никого из православных.
Но другие стали каяться, и
державный, поверив их покаянию, даровал им
прощение. И тогда они сотворили множество
неописуемых злодеяний, многих из
православных христиан привели к жидовству
и хотят сделать то же, что и древние еретики,
которые не раз губили страны и царства
великие.
Так некогда Тимофей Элур,
Петр, белильщик Кнафейский, Иулиан
Аликарнасейский, единомышленники Евтихия и
Диоскора, пришли в великое царство
Армянское, в котором тогда все были
православными, мыслили по-христиански.
Еретики стали тайно сеять злое учение среди
неразумных людей; сначала они прельстили
лишь некоторых, со временем – многих, а
потом стали сеять свое скверное
еретическое семя среди благородных людей,
среди бояр и князей. Так, постепенно, в
течение многих лет, и все Армянское царство,
увы, пришло к гибели, и доныне пребывает в
этом погибельном состоянии.
Подобно тому и великое
Эфиопское царство много лет пребывало в
христианской православной вере. Но что
сделал вселукавый враг – дьявол? Он научил
неких еретиков, так называемых яковитов,
единомышленников Сергия, Пира и Феодора
Фаранского, и когда те пришли в Эфиопию, то
сначала научили своей ереси немногих, потом
многих, а спустя много лет и все Эфиопское
царство отошло от православной
христианской веры, и даже и доныне
эфиопляне, прельщенные, придерживаются
этой скверной ереси.
Так же и великое царство
Римское девятьсот лет пребывало в
православии, до папы Формоза (891 – 896 гг.),
первого отступника от православной
христианской веры. Когда из западных стран
пришли еретики и стали тайно прельщать
православных, Формоз уверял четырех
патриархов, что придерживается
православной веры, а сам тайно, вместе с
еретиками, учил православных
придерживаться латинской ереси. И через
много лет великое царство Римское и все
царства и страны, бывшие под римским
владычеством, отступили от соборной и
апостольской церкви и от православной
христианской веры.
Так же и великая Русская
земля: пятьсот лет пребывала она в
православной вере христианской; когда же
враг человеческого спасения, дьявол, привел
скверных и помраченных евреев в Великий
Новгород, сначала они немногих привели в
жидовство, а потом – бесчисленное
множество, как было сказано об этом выше.
Итак, мы узнали и поняли,
сколь велика и какова бывает погибель
православным христианам от еретиков и
отступников. Ведь еретики совершенно
погубили и привели к ереси и отступничеству
не только села и города, но и великие и
дивные царства, каких не бывало под
небесами.
Нынешние же отступники
гораздо хуже тех, сквернее и лукавее. Как
змеи, которые таят в себе яд и уязвляют,
улучив время, – так поступают и нынешние
отступники.
Находясь среди
православных, они выказывают себя
православными, и если кто-либо крепко стоит
в вере Христовой и православии, от того они
всячески таятся; если же увидят кого-нибудь
из более простодушных, то готовы уловить
его. Чтобы привлекать людей в жидовство, они
дерзают даже становиться священниками. И
если найдется среди их духовных чад кто-нибудь,
легко склоняемый к греховному игу, то учат
его отступлению от веры и обращают в
жидовство, а если он чем-то согрешил, блудом
или прелюбодейством, или убийством, или
иными тяжкими грехами, это прощается ему
немедленно, без епитимьи.
Если же кто-либо из
православных захочет восстать на них с
обличением, то они отрекаются от жидовской
веры, да еще и проклинают ее последователей,
и клянутся страшными клятвами, что они
православные, – для того, чтобы их не
разоблачили и им удобнее было бы тайно
прельщать православных.
И благодаря такому
пронырству и дьявольскому лукавству они
погубили множество душ, увели их от
православной христианской веры в жидовство.
Древние еретики, хотя и многих привели к
ереси, не дерзнули на то, на что дерзнули
нынешние еретики и отступники: осквернить
Божии церкви и все освященные вещи, все
православное, – осквернить таким
осквернением, о каком никогда и нигде даже
не слышали. Потому всем, кто любит Христа,
следует проявить большое усердие и
старание, чтобы и мы не погибли так, как
погибли Армянское, Эфиопское и Римское
царства. Ведь они погибли по небрежению
тогдашних православных царей и святителей,
и за такое небрежение эти цари и святители
будут осуждены на Страшном Суде Христовом.
Вот что пишет православный
и равноапостольный царь, великий
Константин, о царях, князьях и судьях
мирских: Итак, слушайте и разумейте, цари,
князья и судьи мирские, и бойтесь Вышнего (Ср.:
Прем. 6, 1.), да не внидет в мир смерть из-за
вашего небрежения: ибо малое небрежение
влечет за собой великие беды, и “проклят,
кто дело Господне делает небрежно”(Иер. 48,
10.). Ведь всякий царь или князь, живущий в
небрежении, не пекущийся о своих подданных
и не имеющий страха Божия, становится
слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно
найдет на него гнев Господень. Говорю же вам
это, цари и князья, не от себя, но получив
вразумление от Бога: из пастырей стада
Христова не обращайтесь в волков и не
предавайте стада Христова на расхищение
зверям, то есть иудеям и эллинам, еретикам и
отступникам и всем неверным. Итак,
неверующих во Святую и Единосущную Троицу
мы повелеваем посечь мечом и богатство их
отдать на разграбление; повелеваем
предавать лютым казням татей, разбойников,
мужеложников, блудников, прелюбодеев, убийц,
чародеев, фальшивомонетчиков,
осквернителей могил и прочих людей,
творящих злое. Повелеваем и вам поступать
так же: ведь вы – “боги и сыны Всевышнего”(Пс.
81, 6.), смотрите же, чтобы не стать сынами
гнева, не умереть, как люди (Ср.: Пс. 81, 7.) и не
быть низринутыми во ад, как псы. Итак,
уразумейте, цари и князья, и бойтесь Вышнего;
я написал это для вашего спасения, чтобы вы,
исполнив волю Божию, получили от Него
милость, потому что Бог посадил вас вместо
Себя на престолах ваших (Ср.: Прем. 6, 1 – 3.).
Цари и князья должны всячески заботиться о
благочестии и охранять своих подданных от
треволнения душевного и телесного. Так, у
солнца свое дело: освещать живущих на земле,
а у царя – свое: заботиться о всех своих
подданных. Получив от Бога царский скипетр,
следи за тем, как угождаешь Давшему его тебе,
ведь ты ответишь Богу не только за себя:
если другие творят зло, то ты, давший им волю,
будешь отвечать перед Богом. Ибо царь
естеством подобен всем людям, властью же
подобен Богу Вышнему. И как Бог хочет спасти
всех людей, так и царь должен охранять от
всякого вреда, душевного и телесного, все,
что ему подвластно (В рукописи Соловецкой
библиотеки №237: “поручено”.), чтобы,
исполнив волю Божию, получить от Бога
вечную радость, с бесплотными силами, как и
Сам Он обещал вам: “Где Я, там и слуга Мой
будет”(Ин. 12, 26.), – и вы воцаритесь с Ним, и
будете радоваться вместе с Ним во веки.
Подобно тому говорит и
величайший из царей, православный царь
Юстиниан, в царских книгах, в главе 60-й: Да
будет известно, что все возлюбившие Бога и
поступающие по заповедям Его и по закону
Его, сподобятся жизни. Но есть среди
христиан и такие, которые носят имя
христианское лишь в осуждение себе, а сами
окаяннее бесов, омрачены дьяволом – это те,
кто рассуждает по-еретически, ввергнув себя
в богохульство, в телесную нечистоту – в
содомский грех, которого и скоты
бессловесные не творят, в прелюбодеяние,
блуд и убийство: всем им мы повелеваем
удаляться от этих нечистот и хулений
еретических. Ведь из-за этих грехов
множество городов были разорены до
основания, и слух об их гибели витает и
доныне, – что же говорить о хульных словах,
о еретических учениях! Небо удивилось и
земля устрашилась, а эти богоотступники и
преступники совершенно бесчувственны. Если
хула на человека не может быть
безнаказанной, то тем более – хула на Бога.
И если после этого нашего постановления
обнаружится кто-нибудь, пребывающий в
вышеупомянутых грехах, пусть примет по
делам своим законное мучение. Повелеваем
епарху города казнить по закону и предавать
тягчайшим мучениям богохульников, еретиков
и отступников, блудников, прелюбодеев и
творящих иные скверные дела, отвергнувших
Христа, мужеложников, воров и разбойников –
не щадить творящих зло пред Богом. Ведь Саул
пощадил врага Божия, и Ахав тоже, и потому
сами погибли. И если кто-нибудь знает, что
некие люди пребывают в таких грехах, и
покрывает это, а не делает явным, то он, как
помогающий беззаконию, тоже будет осужден
Владыкой. И тот епарх, который по лености
или по какой-то другой причине, по своей
воле, не подвергнет преступника законному
наказанию, прежде всего подлежит Божию суду,
а кроме того, обратится на него и наше
негодование.
Святые апостолы так
говорят о царях и святителях, которые не
заботятся и не пекутся о своих подданных:
царь злочестивый, не заботящийся о своих
подданных, – не царь, но мучитель; и злой
епископ, не заботящийся о пастве, – не
пастырь, но волк. К таким пастырям Бог
обращается через пророка Иезекииля: “Горе
пастырям, расточающим и губящим овец стада
Моего! Вот, Я – на пастырей, и взыщу овец
Моих от руки их, и накажу их за лукавые дела,
потому что пасли пастыри самих себя, а овец
Моих не пасли, думая лишь о мзде и заботясь
не о пользе людей, но о скверной мзде
человеческой”(Ср.: Иез. 34, 2, 10, 8.). И еще
говорит: “Сын человеческий! Я поставил тебя
стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать
слово из уст Моих, и будешь вразумлять их: и
если ты засвидетельствуешь им, и они не
отвратятся от беззаконий своих, то умрут в
своем грехе; если же не скажешь им, то Я
взыщу кровь их от рук твоих”(Ср.: Иез. 3, 17 –
19.). Ибо это дело истинного пастыря –
положить душу свою за людей, чтобы Господь,
придя, возрадовался о нем и об овцах
возвеселился: возрадуется, если все
окажутся невредимыми и никто из них не
потеряется; если же обнаружится, что овцы
потерялись, горе будет тем пастырям. И
потому следует пастырям иметь всяческую
заботу и попечение о стаде овец Христовых,
ведь Владыка Христос поручил им бережно
хранить паству, чтобы за преступления,
оставленные без внимания и наказания, не
получить им мучительного воздаяния в День
Судный. Соблюдающие Божественные правила
сподобляются помощи от Владыки Бога, а
преступающие их подвергают себя
окончательному осуждению. Когда не
соблюдаются Божественные правила,
происходят различные преступления: оттого
и гнев Божий на нас, и всевозможные
наказания, и окончательный суд; и виной
всему – пастыри, которые не заботятся о
стаде Христовом и не охраняют его.
И нынешние пастыри и
учители должны уподобляться
первоначальным пастырям, которые проясняли
вероучение и отгоняли зловерие, утверждали
православных в заповедях Божиих и поражали
злославных божественными стрелами,
пастырям – мечам на еретиков, пастырям,
которые не отрекались от находящих скорбей,
но полагали души свои за паству и проливали
кровь свою за веру, подражали вере и
ревности праотца своего Авраама и почивают
ныне на лоне его, о Христе Иисусе, Господе
нашем, Которому подобает всякая слава и
честь и держава, со Отцем и со Святым и
Благим и Животворящим Духом, ныне, всегда и
во веки веков. Аминь.
 
|
|