КАЛЯЗИНСКАЯ
ЧЕЛОБИТНАЯ
СПИСОК
С ЧЕЛОБИТНЫЕ, КАКОВА ПОДАНА ВЪ 185 (1677) ГОДУ
КАЛЯЗИНА МАНАСТЫРЯ ОТ КРЫЛОШАН НА
АРХИМАНДРИТА ГАВРИИЛА ВЪ ЕГО НЕИСПРАВНОМ
ЖИТИИ СЛОВО В СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОМУ СИМЕОНУ,
АРХИЕПИСКОПУ ТВЕРСКОМУ И КАШИНСКОМУ
Великому
господину преосвященному архиепископу
Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом
богомольцы твои, Колязина монастыря
крылошаня, черной дьякон Дамаско с товарыщами.
Жалоба,
государь, нам, богомольцам твоим, того же
Колязина монастыря, на архимарита Гавриила.
Живет он, архимарит, не гораздо, забыл страх
божий и иноческое обещание и досаждает нам,
богомольцам твоим. Научил он, архимарит, понамарей
плутов в колокола не во время звонить и в
доски колотить, и оне, плуты понамари, ис
колокол меди много вызвонили и железные
языки перебили, и три доски исколотили,
шесть колокол розбили, в день и ночью нам,
богомольцом твоим, покою нет.
Да
он же, архимарит, приказал старцу Уару в
полночь з дубиною по кельям ходить, в двери
колотить, нашу братью будить, велит часто к
церкве ходить. А мы, богомольцы твои, в то
время круг ведра с пивом без порток в кельях
сидим, около ведра ходя, правило говорим, не
успеть нам, богомольцам твоим, келейного
правила исправить, из ведра пива
испорознить, не то, что к церкве часто
ходить и в книги говорить. А как он,
архимарит, старца к нам присылает, и мы,
богомольцы твои, то все покидаем, ис келей
вон выбегаем.
Да
он же, архимарит, монастырскую казну не
бережет, ладану да свечь много прижог. А
монастырские слуги, теша обычай архимаричей,
на уголье сожгли четыре овина. И он,
архимарит, во уголье ладан насыпает и по
церкви иконы кадит, и тем он иконы запылил и
кадило закоптил, и нам, богомольцам твоим,
от того очи выело, горло засадило.
Да
он же, архимарит, приказал в воротах с
шелепом
стоять кривому старцу Фалалею, нас,
богомольцев твоих, за ворота не пустить, и в
слободу не велит сходить, и скотья двора присмотрить,
чтоб телят в хлев загнать и кур в подполье
посажать, благословение коровнице подать.
Да
он же, архимарит, приехав в Колязин, почал
монастырской чин разорять, пьяных старых
всех разганял, и чють он, архимарит,
монастырь не запустошил: некому впредь
заводу заводить, чтоб пива наварить и
медом насытить, и на достальные деньги вина
прикупить и помянуть умерших старых пьяных.
И про то, государь, разорение известно стало
на Москве началным людям, и скоро по всем
монастырем и кружалом смотр учинили, и
после смотру лучших бражников сыскали —
стараго подьячего Сулима да с Покровки без
грамоты попа Колотилу, и в Колязин
монастырь для образца их наскоро послали, и
начальныя люди им приказали, чтобы они
делом не плошали, а лучшия бы ковтаны с
плечь сложили, а монастырского бы чину не
теряли, а ремесла своего не скрывали, иных
бы пить научили и нашу бы братью, крылошан, с
любовию в монастрь к себе приимали, и едину
б мысль смышляли: как бы казне прибыль
учинить, а себе в мошну не копить и рубашки б
с себя пропить, потому что легче будет
ходить. А если бы нам, богомольцам твоим,
власти не мешали и волю бы нам подали, и мы б
колокола отвязали да в Кашин на вино
променяли: лутче бы спать не мешали.
Да
он же, архимарит, проторно живет, в праздник
и в будень нашу братью кует. Да он же об нас
батоги приламал и шелепы прирвал, и тем
казне поруху учинил, а себе он корысти не
учинил.
Да
в прошлом, государь, годе весна была красна,
пенка росла толста. И мы, богомольцы твои,
радев дому святому, меж собою
присоветовали, что ис тое пенки свить
веревки долги да толсты, чем ис погребов
ночью бочки с пивом волочить да по
крылоским кельям возить, а у келей бы двери
завалить, чтоб будильника не пустить, не
мешали б нам пива пить, а к церкве б нам не
ходить. А как мы пиво допьем, так и к церкве
скоро пойдем. И он, архимарит, догадался,
нашего челобитья убоялся, приказал пенку в
веревки свивать да вчетверо загибать, да на
короткие палки навязать, а велел их
шелепами называть, а слугам приказал
высоко подымать, а на нас, богомольцев
твоих, тежело опущать, а сам, стоя, конархает
и нам, богомольцам твоим, лежа, и кричать не
поспеть, потому что за плечми телу нужно, а
под шелепами лежать душно. И мы, богомольцы
твои, от тое его, архимаритовы, налоги
поневоле в церковь ходим и по книгам чтем и
поем. И за то он нам ясти не дает, а заутреню
и обедню не едчи поем, и от тое мы изморы
скоро помрем.
Да
он же, архимарит, великой пост вновь завел
земныя поклоны, а в наших крылоских уставах
того не написано. Написано сице: по утру
рано, за три часа до дни, в чесноковик
звонить, за старыми остатки «часы» говорит,
а «блаженна» ведре над вчерашним пивом, на
шесть ковшов, «слава и ныне», до свету на
печь спать.
Да
он же, архимарит, нам, богомольцам твоим,
изгоню чинит: когда
ясти прикажет, а на стол поставят репу
пареную да ретку вяленую, кисель з братом да
посконная каша на вязовой лошке, шти
мартовские, а в братины квас надевают да на
стол поставляют. А нам, богомольцам твоим, и
так не сладко: ретка
да хрен, да чашник старец Ефрем. По нашему
слову ходил, лучши бы было для постных же
дней вязига да икра, белая рыбица, телное да
две паровые, тиошка б во штях да ушка
стерляжья, трои бы пироги да двои блины,
одне бы с маслом, а другие с медом, пшонная
бы каша да кисель с патокою, да пиво б
подделное мартовское, да переварной бы мед.
И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у
нас, знающих людей, не спросится, сам во
нраве своем один живет, а з горя один хлеб
жует, весь мед перекис, а сам воду пьет. И мы,
богомольцы твои, тому дивимся, что у нашего
архимарита вдруг ума не стало: мыши с хлеба
опухли, а мы с голоду мрем. И мы, богомольцы
твои, архимариту говорили и добра доводили,
и к пиву приводили, и часто ему говорили:
будет, архимарит, хочешь у нас в Колязине
подоле побыть и с нами, крылошаны, в совете
пожить, и себе большую честь получить, и ты б
почаще пива варил да святую братию почаще
поил, пореже бы в церковь ходил, а нас бы не
томил. И он, архимарит, родом ростовец, а
нравом поморец, умомо колмогорец, на хлеб на
соль каргополец, нас, богомольцев твоих, ни
в чем не слушает, а сам не смыслит, мало с
нами пьет да долго нас бьет, а с похмелья
нас оправливает метиолными комлями да
ременными плетями, и та нам у него была
честь ведра во всю спину ровна, и кожа с
плечь сползла.
А
коли мы, богомольцы твои, за правилом к
вечеру утрудимся, до полуночи у пивного
ведра засидимся и на утро встать не можем,
где клобук с мантиею, не вспомним, и тогда мы
немножко умедлим и к девятой песни поспеем,
а иные к росходному началу. И он, архимарит,
монашескому житию не навычен, крылоское
правило и всенощное пиво ни во что вменяет,
за то нас не смысля, крепко смиряет. А
Колязина обитель немалая: после мору
осталося старых лет запасов по подлавечью
в хлебне — стулья да чепи, в мукосейне — по
спицам шелепы да плети да сита частыя, в
караулне, под лавки — снопы батогов, в
кузнице по грядкам — кандалы да замки. У нас,
богомольцев твоих, от слез очи мятутся, а за
плечами кожи вертятся, и ночью не спится. И
мы, богомольцы твои, тому дивимся, что он,
архимарит, по се время в Колязине живет, а
по нашему пить не учится, а нашу братью бить
горазд. Не лучше ли ему плыть от нас: на его
место у нас много будет охочих великого
смыслу. И на пусте жить не станем, и в анбаре
простору прибавим: рожь да ячмень в солоды
обростим да пива наварим, брашки насидим, а
чево не станет, и мы вина накупим, учнем
крестьяны нарежать колокола отвязать, и велим
в Кашин провозжать да на вино променять, а
так они ж нам много зла учинили, от пива
отлучили и нищими всех нарядили. А как мы
архимандрита избудем и доброго добудем,
который горазд лежа вино да пиво пить, а к
церкве бы пореже ходил и нас бы, богомольцев
твоих, почаще на погреб посылал, учнем
радеть, а ему, архимариту, добра хотеть, а
монастырю прибыль чинить, вино в чарки
наливать да старое пиво допивать, а молодое
затирать, и иное станем на дрожжи наливать,
да тогда и к церкви пойдем, когда вино да
пиво допьем. В колокола не будем звонить, а
на погреб и без звону в полночь готовы
ходить; ладану да свечь не будем жечь, пиво
да вино и с лучиною пьем; уголью и смети не будут, ризы да книги вынесем в сушило,
церковь замкнем, а печать в лупки обогнем,
пономарей вышлем в слободу жить, а прикажем
им почаще ходить да вино нам подносить, да
велим им звонить с недели на неделю в год по
одножды.
Милостивый
великий господин преосвященный Семион,
архиепископ Тверской и Кашинский, пожалуй
нас, богомольцев своих; вели, государь,
архимарита счесть в колоколах да в чепях
весом, что он ис колокол много меди иззвонил
и с чепей много железа перебил, кладучи на
нас, богомольцев твоих, а в уголье мерою,
колоты да доски числом, и в той утерной
казне отчот дать и свой милостивой указ
учинить, чтоб наши виновати не были, потому
что ему, архимариту, безчестье немалое, а
платить нам нечем: крылоские люди живут
небогато, а нажитку у себя имеют только
лошка да плошка. А буде ему, архимариту,
впредь мы надобны не будем, и мы, богомольцы
твои, ударим об угол плошку да покладем в
мешок лошки, да возмем в руки посошки,
пойдем из монастыря по дорожке в ыной
монастырь, где вино да пиво найдем, тут и
жить начнем, пиво да вино допьем, и въ иной
монастырь пойдем и поживем по
разсмотрению с похмелья да с тоски да с
третьей брани и великия кручины; в Калязин
монастырь зайдем погулять в житницах и в
погребах и во всех монастырских службах в
правду совершенно до смерти, буде есть у
чего быть, по-прежнему в Колязине монастыре
жить неотходно начнем.
Смилуйся,
пожалуй!
|
|