ПИСЬМО ПАТРИАРХА
НИКОНА К ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ
Великому государю
царю и великому князю АлексЪю Михайловичю,
всея Великия и Малыя и БЪлыя России
самодержцу. Богомолец вашъ, государевъ,
смиреный Никон патриархъ бога молю, да подасть
ти господь богъ миръ и здравие и да утвердит
господь престол святаго царствиа твоего во
многия лЪта во славу Христа, бога нашего, и
всЪмъ православным християном в радость и
веселие вЪчное. Аминь.
В
прошлом, государь, во 160-мъ (1652) году
божиею вълею и твоим, великаго государя,
изволением, и всего освященнаго собора
избранием был я, богомолец вашъ, поставлен
на патриаршество, не своим изволом, но
божиим изволением и твоим, великаго
государя, и всего освященнаго собора
избранием. А я, вЪдая свою худось и
недостаток ума, множицею тебЪ, великому
государю, бил челом, что мене с такое
великое дЪло не будет. И твой, великаго
государя, глаголъ превозможе. И по прехождении триех лЪтъ бил челом я тебЪ,
великому государю, чтоб ты, великий
государь, пожаловал мене, отпустил в монастырь.
И ты, великий государь, изволил и еще другую
три года быти. И по прохождении других триех
годовъ паки бил челом тебЪ, великому
государю, чтоб ты, великий государь,
отпустил меня в монастырь. И ты, великий
государь, милостиваго своего указу не
учинил. И я, видя то, что мнЪ челобитьем от
тебя, великаго государя, не отбыть, и началъ
тебЪ, великому государю, досаждать и
раздражать и с патриаршества сошел без
твоего, великаго государя, указу в
Воскресеньской монастырь.
И ты,
великий государь, подражая небесному отцу и
богу в щедротах, и в Воскресеньскомъ
монастырЪ милостию своею не забыл, всякою
милостию своею посЪщал: и пироги имянинные
присылал, и милостыню. И я ту твою, великаго
государя, милость со презорствомъ
принимал, а все то дЪлал, чтоб мнЪ от твоей
милости забвену быти. И случися мнЪ нЪкогда
в Воскресеньском монастырЪ болЪти, а тебЪ,
великому государю, про ту мою болЪзнь
учинилось вЪдомо, и ты, великий государь,
прислал посЪтити Афанасиа Матюшкина со
благими твоими и милостивыми обЪты и
утЪшительными словами, что, де, ты, великий
государь, не имаши мене оставити, ни презрЪти
и до смерти. И я о той милости не зЪло
порадовался.
А потом навЪтом врагъ моих к тебЪ, великому государю, Романа Бобарыкина
и Ивана Сытина, с ними же и иных клеветами и
лжами их, возрасте меж нами великия смута,
великая. Они же меня обидЪли, они же тебЪ,
великому государю, и оклеветали
всякими небылыми дЪлы.
Да у
меня
же в Воскресеньскомъ были два жидовина крещеных
во имя Отца и Сына и Святаго духа. И от тЪхъ жидов един, ему имя Домиян, оставя
православную святую християнскую вЪру,
почал по старому закону жидовскую вЪру
держать и святых постовъ не хранити, и во
вся посты мяса ясти, и молодых черньцов
развращать, для чево, де, вы не женитесь и
мяса не едите, молоды, де, таковы, и иным
всяким жыдовскимъ обычаем. И про то ево,
Демьянка жида, учинилось вЪдомо мнЪ, и я,
сыскав доподлина, что впрямь развратились
от святыя православныя християнския вЪры,
и велЪлъ ево, Домиянка, посмирять и сослать
в Ыверьской монастырь. И тот Демьянко другому
жиду, Мишке, сказал: «Не пробыть, де, и тебЪ
без бЪды, ведь, де, и ты таков же, побЪжи, де, к
МосквЪ и скажи, де, за собою государево
слово». И тот, побЪжав к Москвъ, сказал за
собою твое, великаго государя, слово. И ты,
великий государь, присылал для другова жида,
Домианка, думнова дьяка Дементиа Башмакова
да головъ, и тово Домьянка со женою ево и з
детьми, и Мишкину жида жену и детей, и на
ково они сказали, и тЪхъ поймали же. А в то
же время и из нашей кЪльи молодые чернцы в
жидовской ереси и учении были и в казнЪ у
меня покрали деньги и платье, и тЪмъ имъ
жидом помогали. Да имъ же помогалъ
архимандрит Чюдовской, потому был он, архимандрит,
у меня в Воскресеньском монастырЪ, и в Ыверском
в строителях многое время, и не считан ни в
чом. И я хотЪлъ считать, и он ушол к МосквЪ, и
добрыми людми тебЪ, великому государю,
одобренъ, и ты, великий государь, почал
жаловать ево, знать. А Демьянко жидъ и в
Ыверьском монастырЪ женою своею поклепал
отца ее духовнаго да иных многих старецъ
иными злыми доводными дЪлы. И я ему
не повЪрил, вЪдаючи от божественнаго писания
и правил святых апостолъ и святых отецъ,
писано особно о них в правилех, что их,
новокрещеных, нигдЪ во свидЪтельство не
принимать, у них то и дЪло похвально, чтобы
на ково солгать, на священный чин. Не не
вЪсть твоя, великаго государя, мудрая
совЪсть, како на Христа бога
лжесвидЪтельствоваху и на святаго
первомученика, и на Павла апостола, о них же
въ ДЪяниях писано есть.
Да как ты, великий государь,
посылал во Царьград к патриархом о моем
дЪле и ко иным патриархомъ Мелетиа чернца, и
я, вЪдая ево, Мелетиево, лукавство, убоясь
тамошняго осуждениа по ево оглаголанию,
писал ко вселенскому константинопольскому
патриарху и ко инымъ. И тебя, великого
государя, то мое письмо не утаилось, яко
аггела божия, и въ том прощения прошу ce6Ъ и прочим, которые тому
дЪлу
повинны,— рождшагося ради Христа бога,
остави.
Да ты же, великий государь,
собрал соборъ, в них же председатели быша
Паисей, папа и патриархъ александръский,
Макарий, антиохийский патриархъ, и со иными
митрополиты и архиепископы, и епископы, и с
рускими властьми. И егда позванъ я на соборъ,
и ты, великий государь, подходя ко мнЪ, говорил:
«Мы, де, тебя позвали на честь, а ты, де,
шумишь». И я тебЪ, великому государю,
говорил, чтобы ты, великий государь, мою
грамоту на соборЪ том не велЪлъ чести, а
переговорил бы ты, великий государь,
наединЪ, и я бы все здЪлал по твоей, великого
государя, воле. И ты, государь, такъ не
изволил, и я поневоле против своих писаных
словъ говорил тебЪ, государю, прекословно и
досадно, и в том прощения же прошу.
Да ты жъ, великий государь,
присылал подклюшныка своего, государево,
жалованыя ко мнЪ на Лыков дворъ своея
трапезы стол против двоих патриарховъ и
иные всякие запасы, и питие. И я то твое
жалование отринух и не принял, и тЪм тя, великого
государя, обЪщестил же — господа ради,
прости. Да ты же, великий государь, присылал
свое жалование с Родионом Матфеевичем
Стрешневым, денегъ нЪсколько и мЪхов лисьих,
и песцов, и соболей. Аз же, грЪшный, и то твое жалованье
не принял, и тЪмъ тебя, великаго государя,
прогнЪвал — Христова ради Рождества,
прости.
И
сих ради всЪхъ моих винъ
отверженъ есмь в Ферапонтовъ монастырь в ссылку,
и есть тому шестой год, а как в кЪлье
затворенъ, и тому четвертой год. И отперва
всяко хотЪлъ поискуситись, по писаному: «Прелюто
бо есть и воистину бЪдно, иже кому гнЪвъ
царьский понести». Но аз никоторова зла отъ
тебя, государя, ни видЪлъ, развЪ милости,
ни слышал, и все со благодарением терпЪл;
все злое видЪлъ от приставов, яко же от
первых, тако и нынЪ. И есмь нынЪ болен и нагъ,
и бос, обжегся и обносился до нага, и креста
на мнЪ нЪтъ третей год; стыдно и
во другую кЪлью выйти, идЪже хлЪбы пеку и
варю, понеже многие части зазорные
непокровены. И со всякия нужды келейныя и
недостатков оцынжнел, руки больны, лЪвая не подымается, очи чадом и дымом
выЪло,
и есть на них бЪлма, из зубовъ кровь идет
смердящая, и Ъсть не терпят ни горячева, ни
студенова, ни кислова, ноги пухнутъ. И сего
ради не могу церковнаго правила править, а
поп един, и тот слЪпъ, и говорить по книгам
не видит. А еже бы попользоватися мало —
нЪчим;
кое и
есть платьишко не келейное, и приставы
продать не дадут, да и не купит нихто, боясь
приставов. А ко мнЪ и приходу никому нЪт, и милостыни
попросить нЪ у ково; дороги отложены от
монастыря далеко, чтобы и глаза наши никово
не видЪли мимо Ъздящих и ходящих.
А вся
сия Степан Наумов, себе ради, наведе на мя за
то, что я ему и в очи, и за очи говорил о
неправдах его, что многих старцевъ и слугъ,
и крестьян бил и мучил, и посулы имал. И я ево,
Степана, мучителем и лихоимцомъ называл, и
дневным разбойником. А он, Степан, не терпя
моих слов, затворил мене в кЪлье с Николина
дни, майя съ 9-го дни, до Ильина дни на смерть
и запасов давать никаких не вЪлЪл. А у нас
только было своих сухарей и круп немного,
кое с собою привезли, то и Ъли; что хуждее
травы, ея же младую варят во штях, и то ел,
снить, и борщъ, и грибы. И заповедь под
смертною казнию положил, и стрельцамъ и к
окнам приходить не велЪл, ни старцам. И я
воду носил и дрова сЪкъ сам.
И не вЪдаю, коими судьбами учинилось тебЪ,
великому государю, вЪдомо, и ты, великий государь,
подражая отца небеснаго щедротам, (по
писаному: «Будете,— рече,— щедри, яко же и
отецъ вашъ небесный щедръ есть»), и того
ради прислал Ивана Обрасцова с милостивым
своим указом. И, приЪхав, Иоаннъ учинил нам
свободнЪе и в Бородавском озере велЪлъ
ловить на нас неводом. И я здЪлал свой невод
и ловил, и твоим, государевымъ, жалованьемъ
сыт был. И Ферапонтова монастыря из
Шеконской ловли велЪлъ имать по надобью. А
ему, де, Степану, ведено твое, государево,
наказание учинить. И он никакова наказания
ему не учинил, только в хлЪбенной избЪ часа
з два посидЪлъ.
И он,
Степан, немного спустя, почал мучить мене
пуще и перваго. Из Бородавской ловли рыбы не
велЪлъ имать — у мене, де, такова указу
государева нЪтъ, что з Бородавы рыба имать.
А коли пошлешь к Степану для какова запасу,
и он слушки к себЪ не пустит, а вышлет малова
сказать, что ему нынЪ не время, прииди, де,
в ыное время; и слушка ходит наконовъ десеть
для одново дЪла. А коли выглянет в окно
Степанъ, и то с великим шумом говорит: «Я, де,
в монастыри писал, чтобы, де, прислали
запасъ, де, и они не слушают. А у меня такова
государева указу нЪтъ, что на них править;
дадут, де,— добро, а не дадут, де,— и мнЪ, де,
их не на правеж поставить». Да с слушкою же
приказывает: «Скажи, де, ему, пора, де,
прихотите оставить, Ъжь то, что дадут». А у
нево, Степана, человЪкъ по 20 было на хлЪбе. Да он же, Степанъ, пива без престани
варил и вина курилъ, и в вотчины много запас
отпускал; а мнЪ которое и пришлет, и тово
Ъсть
никак нельзЪ, горкое да гнилое; такожде и рыбу присылал лежалую и
не колотую.
Да как ты, великий
государь,
присылал Родиона Матфеевича Стрешнева с
вЪстью и с милостынею, что, де, государыни
царицы и великие княгини Марии Ильичны не
стало, и мнЪ бъ ее простить и поминать вЪчно, и твое бы жалование принять тысеча
рублевъ; ему, Родиону, сказал, что господь
бог простит, и поминать ея, государыню, рад
за многую ея милость первую. А денегъ я
твоего, государева, жалования не взял для
того, что я у вас, государей, не наймитъ, за
вашу милость, государеву, должен и так бога
молить, яко же и молю. И Родионъ Матфеевичъ
мнЪ говорил: «Возми, де, нынЪ государево
жалование нынЪ, а будет, де, и большая тебЪ
присылка, а потом, де, и все доброе будет». И
я ему, Родиону, сказал: «Коли государева
милость будет, тогда и деньги не уйдут, а ты
доброму дЪлу буди ходатай». А иное, ей,
великий государь, и за великую скорбь
по государыни царицЪ и по дЪтках ваших,
государевых, обезпаметовался, и въ том
прощения прошу, Христова ради Рождества. А
по государыне царицЪ во всю сороковицу Псалтырь
и Канонъ пЪлъ, и поминаю даже и до днесь
незабытно.
А после Родиона Матфеевича у
Степана пир был великой, звал окольных
детей боярских и со женами их и перепоилъ их
замертво. И они, разъЪжаючись, Ъхали по
озеру пьяни, блевали из саней. А пир был
заздравной, а не понахидной, невЪдомо, для
чово и для какой радости. И после Поста и
СвЪтлой недЪли, по твоему, государеву, указу
правили в монастырЪ, сороковицу, а он,
Степанъ, не дождався совершения, поЪхал,
нарядясь, со женою сЪдши в одних санях. А
перед ними Ъхали твои, государевы,
стрельцы, нарядясь в красные кафтаны, а за
ним, Степаном, каптана красная и тасчут
санники бълые. И я, видя то ево безболЪние о вас, государех, вышод на
крыльцо, на карауле являлъ, глаголю: «нынЪ у наших государей на
МосквЪ плач и сЪтование, а у Степана нынЪ радость и
веселие, и государевымъ людем перед собою и
перед женою своею велитъ ездить».
И паки, какъ к Степану вЪсть
пришла, что грЪхъ ради наших, сына твоего,
государева, а нашего государя царевича и
великаго князя Алексия Алексиевича не
стало, а ево, де, Степанова, дЪвка пришла в
ыную избу и говорила: «НынЪ, де, на МосквЪ
кручина,
а у нашего боярина радость». И говорилъ:
«НынЪ, де, у нашева колодника надежа вся
погибла, на ково, де, и надЪялся, и тово не
стало, кротче, де, будетъ». Да у нево же,
Степана, был свояк в гостях со женою, и
пришол, де, нЪкто к Степану в горницу, а жена,
де, Степанова сидит за завЪсою со сестрею своею,
и сестра, де, Степановой женЪ говорит: «НынЪ,
де, на МосквЪ у государя царя и у всей Москвы
кручина, что государя царевича не стало». И
Степанова, де, жена говорит: «Не всЪм, де,
кручина, есть, де, иным и радость — меньши
нашъ колодникъ надЪется, а нам, де, не толь
страшно стало». А как в монастырЪ марта въ
11 день по государе царевиче сороковицу
править, а Степан в тот день, нарядясь,
поЪхал в гости, а стрельцы пред нимъ в
красных кафтанех верхами. И невЪдомо, как
ему, Степану, вЪдомо учинилось, и онъ, Степан,
приказалъ сотнику и стрельцам, никово не
вЪлЪл блиско подпускать и дороги х кЪльям
накладывать, и самим стрельцам блиско не
вЪлЪлъ же ходить. А служек, которых в кЪлью пустил,
и трудников — и им грозил всякими
страшными прещении, и того ради всЪ не
хотят жить, плачют да болЪзни на себЪ
сказывают, чтобы не жить у меня в кЪльи. А
куда пойдет работник, и за ними ходили всюда.
А как послышал Степан перемЪну себЪ, и он и
трудников не велЪлъ пускать вонъ ис кЪльи, а
слушке не вЪлЪлъ в кЪлью ходить, а вЪлЪлъ в
кЪлье сказать, что, де, слушка боленъ, а
инова, де, послать нЪково. И так было,
покамЪста
и перемЪна пришла.
А как переменил
князь Самойло, и онъ, Степан,
прощался ко мнЪ в кЪлью для прощения,
и я ево, Степана, ту пустилъ, и, посидя, стали
говорить. И дошла рЪчь до книгъ Лазоря
Барановича, что разосланы по твоему,
государеву, указу по монастырямъ, а велЪно, де, за них деньги платить. И та книга
прислана от архиепископа и в Ферапонтовъ, и
мнЪ про нее вЪдомо учинилося, и я велЪлъ тое
книгу себЪ принести, и Степан велЪлъ ту
книгу принести, и я тое книгу смотрил. И
первое в книге той написано, в лицЪхъ лист:
стоит древо, а под нимъ лежит великий князь
Владимер Киевский, и от нево сучье, а по
сучью сидят бывшиа великий князи. И смотрих
прилЪжно и видЪхъ на иных сучках твой,
государевъ, образ подписан, а против
твоего, государева, образа государыни
царицы Марии Ильичны образ подписан.
Смотрих блаженныя памяти отца твоего,
государя царя Михаила Федоровича, и,
помнится, не нашол. А он, Степан, в тЪ поры у
меня в кЪльи был, и я ему, Степану, показав,
как так книгу сию, не осмотря, в миръ, а в ней
неподобно написано, будьто государь
нашъ царь произъшел, а вЪдомо всюду, что не
тово роду. Тот род великих князей пресЪче
господь, яко же и Саулов, не без правды,
знатно то, что за многое прегрЪшение. И
воздвиг же господь богъ, яко же втораго
кроткаго Давида, природнаго государя царя
Михаила Федоровича, мольбы ради и прошения
всего мира. А они непристойно пишут. Государь
нашъ нЪсть от прелюбодЪяния рожден, сынъ и
наслЪдник блаженныя памяти государя царя
Михаила Федоровича. Да другое худо, что
государыня царица и великая княгиня
Мария вмЪсто сестры написана; худо то
здЪлано.
И он,
вскоча, почал: «Та, де, книга
свидЪтельствована на МосквЪ, да сам, де,
государь ту книгу вЪдаетъ, безчестишь, де,
государей наших, говоришь». А я говорил,
что я государей своих не безчещу, но
оберегаю их государьской чести; тот
безчестит, хто ту книгу составил и
напечатал. И он почал шумъть гораздо: «МнЪ, де, про ето
дЪло извещать на МосквЪ». И я говорил,
что про ту книгу государю некогда вЪдать,
есть у государя много и без тое книги
царственных дЪлъ. А и вся та книга
непотребна, вездЪ привожано рымских
учителей рЪчи, а во многих мЪстехъ и ереси
есть римские. А хто тут был с ним, Степаном, и
я имъ изъявилъ. Да он же, Степанъ, говорил
после меня, что я называл воровскою книгою,
а ты, де, для тово такую книгу воровскую
купил, а я не купливалъ тое книгу, так почелъ,
и видЪвъ неправу, и отдалъ. И затЪм Степан ис
кЪльи пошолъ. И он, идучи съ манастыря,
являлъ, будто я тебя, великово государя,
безчещу, а ту книгу воровскою называет,
будто я тое книгу только для тово и купилъ,
что вас, государей, безчестить. А идучи он,
Степан, от меня, хвалился: «Преселю, де, я ево
далее Ферапонтова и тЪснЪе». И я хотЪлъ к
тебЪ, великому государю, писать, да нЪ на чом,
посылал х приставу, чтобы дал бумаги, и он
сперва хотЪлъ дать и не дал, жена ево не
велЪла давать.
А ныне князь Самойло дЪлает все
по Степанову же обрасцу, допрашивая
стрельцов, какъ было при Степане, а инова
указу у себя твоего, государева, у себя не
показывает: «Только у меня указу, велЪно, де,
мнЪ у Степана взять наказ государевъ, и
я, де, у Степана просилъ наказу, и Степан, де,
сказал, что, де, мнЪ наказу не дано, и я, де, о
всем писал к МосквЪ, и с Москвы, де, мнЪ
указу нЪту же». И нынЪ, после Степановой
перемЪны, не слышится намъ никое же лихо
елико, а Степан сказывал твою, государеву,
немилость и пущее заточение.
ТЪм же и яз зазрЪхъ себе от прежде бывших твоих
милостях и любви и подражах мудрого
наказанию. ИндЪже пишется се: «Яко жъ водное устремление, тако
и сердце царево в руцЪ божии, аможе
возхощетъ обратить, тамо уклонит е». Егда
господь богъ слухом услышит молитву и
моление мое и твое сердце укротит, и на
милость преложит, и сотворит забыти досады
моя к тебЪ, великому государю, и злорЪчие. Но
не имам
спомогающаго ми. Яко же
Еклисиястъ пишет: «Блага,— рече, — два паче
единаго, яко аще падется единъ ею,
воздвигнетъ его другий; горе единому, егда
падет, не будет втораго помощи ему». Обратив
же помыслъ свой, по писаному: «Вопроси,—
рече,— отца твоего — и возвестить ти,
старца — и рекут ти». ВидЪхъ нЪкогда,
прочитая книгу Григория Богослова,
подобное ми, яко таиньствъ ради и святых
торжествъ, множицею оставляет согрЪшения
богъ человЪческая, и не просто согрЪшения
множицею, и даровъ духовных сподобляетъ.
Яко же и в житии пишется Феодора Едесскаго:
два брата изыдоста нЪкогда имени ради
божия в пустыню и питахуся былием. Единъ от
них прегрЪшением великимъ согрЪши, тЪмъ же
и разлучистась другъ от друга, падший убо
брат повелЪнъ аггеломъ ити во Ефес и тамо
умолити господа бога о грЪсЪ своем. По
нЪколиких лЪтех прииде ко брату, падшому во
грЪх, аггелъ господень в день Пасхи, глаголя:
«Миръ ти, старче, от господа бога, и се ти
дарова господь богъ прозорливъ даръ».
Такожде на нЪких мЪстех есть и царский чин
держится, еже во время святых божиих
таиньствъ или торжествъ, киим же и рожества
своего и чад своих, по достоинству комуждо
чиновныя саны и дары роздавати, и долги
должником, и грЪхи грЪшником оставляти, яко
же истина слову послЪдует. На всякъ же
праздник обычай бЪ игемону отпускати
единого народу связня: «Хощете ли,— рече,—
отпущу вам царя июдейска...» и прочее. Что
чюдно плясавица в рожество Иродово проси, и
до полцарствия своего дати ей обЪща, или и
вящше попроси, и не погрЪши. Что бо
пребольши главы Иоанна Крестителя, ему же
самъ Христосъ свидЪтельствуя: «Кто болий
Иоанна в роженных женами, никто же есть».
Аз ничто
же таково дерзаю просити у тебя, великаго
государя, Рождества ради господа бога и
спаса нашего Иисуса Христа, иже в наше
спасение рождьшагося. Яко же аггелъ ко
Иосифу рече: «Иосифе, сыну Давидовъ, не
убойся прияти Мариям, жены твоея, рождьше бо
ся в ней от духа свята; родит же сына и
наречеши ему имя Иисусъ, той бо спасет
люди своя от грЪхъ их». Сего ради молю и тебе,
великаго государя, прошу, ослаби ми мало, да
почию преже, да же не отъиду, и к тому не
отъиду, и к тому не буду. И посем едино
другое прошу, еже жити ми в дому господни
вся дни живота моего и зрЪти ми красоту
господню, и посЪщати храмъ святый его. И
рожденное отроча и богъ, крЪпкий властелин
мира и отецъ будущаго вЪка, приведет на тя
миръ и здравие, и на вся сущая твоя, и иже во
власти сущих, зане власть его велия, и миру
его нЪсть предЪла, и заступит тя судьбою и
правдою отнынЪ и до вЪка от всЪхъ врагъ
твоих. Послушай рождьшагося днесь Христа
Иисуса, блажаща милостивый: «Блажени бо, —
рече, — милостивии, яко тии помиловани
будутъ». Како же и самъ ты, великий государь,
помилованъ имаши быти, не послушавъ нищаго
своего богомольца? «Аще бо, — рече,—
отпускаете человЪком согрЪшения их, отпустит
и вам отецъ вашъ небесный; аще ли вы не
отпущаете человЪком согрЪшения их, ни
отецъ вашъ отпустит вам согрЪшений ваших».
И по притчи о тмЪ талантех рече: «Тако и
отецъ мой небесный сотворит вам, аще не
отпустите кождо брату своему от сердецъ
ваших прегрЪшения их».
Посем не вЪмъ, коими бы
молитвами благоугодными тебЪ, великому государю,
помолился и коих ради заповедей божиих
оставление бы получил, паче сих, аще и весь
ликъ заповедей божиих проставил бы. Ибо
самъ господь, всю широту Ветхаго и Новаго
закона собравъ, во двою заповеди положи —
еже любити господа бога и ближняго своего,
яко самъ себе. «Сею бо,— рече,— обою
заповедию весь закон и пророцы висят». Сему
подобно и Павел апостолъ глаголет: «Любяй
бо, — рече,— закон сконча». И паки: «Исполнение
закону любы есть». Малы дары множицею судию
умилостивиша, худы двЪ медницы всего вЪка
множество богатящихся преодолЪша славою,
смирена молитва мытаря оправда, образ всЪмъ
бысть смиреным о ХристЪ, мало слово
разбойника спасе и рая жителя показа. Темъ
же и аз, оного подражая, зову: «Помяни мя,
господи царю, во царствии своемъ, да и тебе
господь богъ помянетъ во царствии своемъ
небесном». Ажне отъ мене, смиренаго, тебЪ,
великому государю, мир и благословение
отнынЪ, и сЪмени твоему до вЪка. Аминь.
Свидетельствую своею бедною
рукою и страхом божиим. Аминь. О писме,
великий государь, не покручинься, господа
ради, что худо и не исправлено. То и черное и
бЪлое, у себя иного не оставил, а се мало
вижу.
Богъ отецъ о имени сына своего,
господа нашего Иисуса Христа молитву
приемлет и просимое дает, яко же
свидетельствует слова истина: «Аще, — рече,
—
чего просите о имени моем от отца моего,
дастъ вамъ». Сего ради и аз о имени Христа
бога и святаго ради Рождества его прошу, не
премолчи о нашемъ к тебЪ, великому государю,
прошении, да не въ судъ ти будетъ писание се
и прошение наше. Здравъ буди и насъ, сирыхъ,
во царствии своемъ не забуди.
|
|