ПЛАЧ
О ПЛЕНЕНИИ И О КОНЕЧНОМ РАЗОРЕНИИ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
ВЫПИСАНО
ИЗ «СТЕПЕННОЙ КНИГИ». ЦАРСТВО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ
И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ИОАННОВИЧА
ШУЙСКОГО. МЕСЯЦА ОКТЯБРЯ В 22 ДЕНЬ.
ПЛАЧ
О ПЛЕНЕНИИ И О КОНЕЧНОМ РАЗОРЕНИИ
ПРЕВЫСОКОГО И ПРЕСВЕТЛЕЙШЕГО
МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВА.
В
ПОЛЬЗУ И В ПОУЧЕНИЕ СЛУШАЮЩИМ
(Читается
после кафизм это слово)
С чего начнем оплакивать, увы! такое падение
преславной, ясносияющей, превеликой России?
Какой источник наполнит пучину слез
рыдания нашего и стонов? О, какие беды и
горести довелось увидеть очам нашим! Молим
внимающих нам: «О христоименитые люди, сыны
света, чада церковные, порожденные банею
бытия! Раскройте уши разума вашего и чувств,
и составим сообща орган словесный,
вострубим в трубу плачевную, возопим к «живущему
в неприступном свете», к «царю царствующих
и господину господствующих», к
херувимскому владыке с горестью сердец
наших, в грудь бия себя и восклицая: «Ох, увы!
горе! Как обрушился такой столп благочестия,
как разорен был богонасажденный
виноградник, ветви которого
многолиственной славою до облаков
возносились и гроздь спелая всем в сладость
неисчерпаемое вино источала? Кто из
правоверных не заплачет, или кто не
возрыдает, видя гибель и окончательное
падение столь многонародного государства,
исполненного христианской святою верою
греческого, и от бога данного закона и
сияющего, как солнце на тверди небесной, и
блеском уподобляющегося янтарю? Многие
годы создававшееся, сколь быстро поддалось
разорению и всеядным огнем погублено было!»
Всем людям, угодным Христу, известна высота
и слава великой России, каким образом
возвысилась и сколь страшна была
басурманам, германцам и прочим народам.
Преславное творение для видевших —
построена была главная соборная церковь, и
в ей живописные святые иконы, а еще столпы
благочестия, и после смерти реки чудес
православным изливающие! Какие были
царские роскошные палаты, золотом внутри
украшенные и красками многоцветными
расписанные! Сколько сокровищниц чудными
царскими венцами, пресветлыми царскими
багряницами порфирами,
и драгоценными каменьями, и всяким жемчугом
многоценным были преисполнены! Какие были
дома знатных — две и в три кровли,
богатством и честью кипящие! Пресветлым и
предивным этим государством владели
преславные. великие цари, гордились им
родовитые князья, и во всем,— дерзновенно
сказать,— таким совершенным устроением оно
отличалось, и светом, и славою всех
превзошло, как невеста жениху на прекрасный
брак уготованная!
Однако же прибегну к обычному молению. О
Христос царь! О Спас и слово божие и боже!
Увы! О! О град, которым и в котором
преславные возглашались божьи слова, глас
великого царя и бога! О всечистая
богоматерь! Как же твой, высокоименитый и
преславно царствующий град Москва, самой
земли око, вселенной светлость, увы! угас? О
честной и пречистой владычицы нашей
богоматери град и наследие, в котором
преславное, ярче солнца сияющее в
преславном храме твоем подобие пречистого
тела твоего, запечатленное пресветлым
Лукою евангелистом твое изображение с
превечным твоим младенцем, богом нашим, на
руках твоих, милосердие излучающее, будто
пресветлая заря, и исцеления всем изобильно
дарящее! О! О, в нем ведь великое и
всевоспетое пречестное твое имя с сыном
твоим господом богом нашим и Спасом Иисусом
Христом ангелоподобно и благоговейно
всегда воспеваемо и славимо! О над всеми
царица, богородица и госпожа всего сущего,
выше слова освященная, превыше мысли
несомненная богородительница и сверх
естества вечнодева и мать! Увы, как,
единственная спасительница и всегдашняя
охранительница, нас оставила? От каких
только бедствий и осад прежде не
избавлявшая нас, ныне же почему, милостивая,
не помогла? Или — как это, прежде всегда
заступница, ныне же, ради себя и образа
своего, как не спасла людей того же племени?
И как затворили мы чрево человеколюбия
твоего или,— что и помыслить трудно,—
соборную церковь, которая на земле небом
солнцеобразно в поднебесной сияла и была
как второй рай для православных
благочестия ради? Беды изведала, разорение
и запустение, а в ней ведь со вселенскими
святыми отцами — увы, о! — священные
таинства совершались о спасении всего мира!
И красота пения в Троице восславляемому
богу, о! и икон святых чудотворных на землю
ныне бросаемых и попираемых и от своих
украшений со смехом отторгнутых! О! Доныне
были почитаемы и неприкосновенны те,
которые приняли на себя ангельский образ
иночества, а ныне сколько их пострадало от
гнусных убийц, сколько осквернено чистых
девственниц множеством пленников чужие
земли наполнены! Увы, могущетвенные князья
и бояре наши и все христолюбивые люди
повсюду по-разному попущением божьим от
иноплеменников и в междоусобной брани без
счета пали, кровью же их насытились оковы и
секиры и прочее оружие, и вместе с невинными
младенцами горько погибли они различными
смертями! О, как о том помыслить и как
заговорить о том, что у нас содеялось и ныне
совершается промыслом божьим за неправды, и
за гордыню, и за вымогательство, и за
коварство, и за прочие злые дела, о коих с
плачем вещают пророки: «О лукавая злоба,
откуда излилась, чтобы покрыть землю? «Но за
ложь их подверг ты их бедствиям и низложил,
когда возгордились они. Почему постигло их
разорение? Внезапно пропали и погибли за
беззакония свои, будто сны пробудившегося».
Ибо исчезли благоговейные с лица земли, ибо
правда в людях оскудела и воцарилась
неправда, и всяческая злоба, и ненависть, и
безмерное пьянство, и блуд, и ненасытное
стяжательство, и ненависть к братьям своим
умножилась, ибо оскудела доброта и
обнажилась злоба, и покрылись мы ложью. «Хоть
и навел я на вас запустение, и саранчу, и
гусениц, и голод, и пленение, и всякое зло,
злобы вашей не отринул от вас». И после
всего этого не отвратилась ярость Его, но
еще рука Его высока».
Как не ужаснусь, как твоему, Христос, не
удивлюсь долготерпению! О христоименитый
род, как лист и цвет уже опалый, горькой
всемирной жертвы принявший чашу
неразбавленного праведного гнева! Увы! О
небо, как ты не потряслось, и земля не
поколебалась, и солнце не померкло, это видя?
как вытерпело, такую увидев всенародную
гибель? как еще не устыдилось такого
бедствия и в недрах земных безвестию себя
не предало и все во тьме не оставило, как
было в полдень при Спасовом мучении? О, «кто
даст голове моей воду и глазам моим
источник горьких слез» неисчерпаемых,
чтобы оплакать дщерь нового Сиона —
преславноцарствующий наш град Москву,
подобно многоскорбящему пророку, который в
древности оплакивал беды Иерусалима? Итак,
перст на уста свои налагаю, в бездну
смиренномудрия себя низвергая и ожидая
свыше, как и подобает после сокрушения,
божественного утешения, о чем создавший
солнце над нами сказал: «Если поражу, снова
исцелю», ибо «не до конца гневается и не
вовеки негодует» человеколюбивый наш
господь бог.
Начну же так короткую свою беседу с
богоизбранным стадом, со словесными овцами
незлобивого пастыря Спаса Христа.
Вот отчего пала превысокая Россия и
разрушился столь крепкий столп. Цари, в нем
жившие, вместо к богу возводящей лестницы
спасительных слов, кои рождаются от
содержащихся в книгах истин, приняли
богоненавистные дары: бесовские козни,
волшебство и чародейство. И вместо духовных
людей и сынов света возлюбили детей сатаны, которые
уводят от бога и несомненного
света во тьму. И не позволяли слуху разума
своего воспринимать слова правдивые,
однако, ненависти ради, клевету на знатных
слышали ясно и кровь множества народа из-за
нее, как реку, пролили. И вместо
непобедимого скипетра богоподражательных
кротости и правды возлюбили гордость и
злобу, из-за которой и тот, что прежде был
пресветел, как утренняя заря, с
превысочайшего неба низвергся и ангельской
светлости и славы лишился. К тому же от
великих знатных людей, от премудрых и до
простолюдинов,— и короче говоря,— от главы
и до ног все неисцелимыми струпьями
опоясались и Содома и Гоморры и прочими
бесовскими бесчисленными язвами покрылись.
И за то вначале голодом, обуздания ради,
были наказаны богом — но нимало не
обратились с пути погибели на путь спасения.
После того такая кара и гнев такой
воздвиглись, какие немалого удивления,
более того, и слез достойны. И ни одна ведь
книга апостольская, ни жития святых, и ни
философские, ни царственные книги, ни
хронографы, ни летописи, и никакие другие
книги не поведали нам о такой казни ни над
одной монархией, ни над царством или
княжеством, какая совершилась над
превысочайшею Россией!
Явился предтеча богоборного антихриста,
сын тьмы, родич погибели, из чина иноческого
и дьяконского и вначале светлый ангельский
чин отринул и отторгнул себя от участи
христианской, как Иуда из пречистого сонма
апостольского. И бежал в Польшу и там
скрижали сердца своего бесчисленными
богомерзкими ересями наполнил и,
тьмообразную свою душу еще больше предавая
в руки сатаны, вместо святой христианской
веры греческого закона лютеранскую
треокаянную веру возлюбил. И бесстыдно
назвал себя царем Димитрием,
вечнопамятного царя Ивана сыном, утверждая,
что избежал рук убийц. И попросил помощи у
литовского короля, чтобы идти с воинством
на великую Россию. Король же польский и паны
— рада его, и кардиналы, и архиепископы их, и
епископы много радовались о том, что меч
поднялся на кровь христианскую, поскольку
нет никогда ничего общего ни у тьмы со
светом, ни у Велиара с Христом. И дали этому
окаянному в помощь литовские войска, и
дерзнул бесстыдно прийти в пределы
Московского государства, в грады Северские,
назвав себя царем Димитрием. Жители же той
стороны соблазнились суетной мыслью и
обезумели умом, и малодушием перевязались,
и как истинного царя приняли его, и подняли
меч против братьев своих, христовых воинов.
И, как реки, пролилась с обеих сторон
христианская кровь,— грехов ради наших
разлился божий превеликий гнев, его же
праведным судам сопротивление невозможно,
вот и попустил этому окаянному царствовать
в великой России. Когда же принял скипетр и
царский престол, многие из жителей
царствующегo
града и окрестных городов и сел безошибочно
узнали в нем врага креста Христова расстригу
Гришку Отрепьева, а
не царевича Димитрия, однако, страшась
бесчисленных смертоносных пыток, не смели
разоблачить его, но тайно о нем в уши
христиан нашептывали.
Тот же окаянный каких только бед и злобы не
обрушил на Великую Россию! Святителей, над
отцами начальствующих, свергнул, многих
пастырей и наставников от паствы отлучил,
много крови христианской пролил и, не
насытившись таким бесовским ядом, взял себе
в жены лютеранской веры девку Маринку. И, не
устыдившись нимало и не убоявшись
бессмертного бога, ввел ее, некрещеную, в
соборную апостольскую церковь пресвятой
Богородицы и венчал ее царским венцом. И
хотел после этого разорить православную
христианскую веру и святые церкви, завести
костелы латинские и установить лютеранскую
веру.
Премилостивый же наш триединый бог не до
конца позволил этому врагу изливать
всезлобный яд и вскоре расстроил бесовские
его козни. И душа его мучительно исторглась
из него, и позорную смерть принял от рук
правоверных. После же его, окаянного, смерти
все жители Великой России надеялись, что не
только в нынешние времена такие соблазны
искоренятся, но и те из будущих наших
потомков, кто узнает из книг об этом, очень
удивятся, и что подобных вражеских козней
больше не будет. Грехов же ради наших, всего
православного христианства, опять под тем
же именем царя Димитрия иной враг явился и
прельстил малоумных и безумных, одержимых
пьянством людей той же стороны, и все ту же
преждеупомянутую Маринку-блудницу взял к
себе на ложе, и собрал войско на
богобоязненного и святым елеем помазанного
царя и великого князя Василия Ивановича
всея России, который был от корня святого
благоверного великого князя Александра
Ярославича Невского.
К злочестивому его замыслу присоединился
король литовский и послал бесояростное
свое воинство. И многие города и села
разорил, и святые великие лавры разрушил, и
нетленные после успения, почитаемые тела
святых из благоговейно устроенных гробниц
изверг и последнему поруганию предал. И
бесчисленное множество православных были
преданы мечу, и потоки крови пролились. И не
из-за одного этого ненасытного
кровопролития великодержавная Россия в
погибель впала, но множество явилось врагов,
и неисчислимые обрушились на нее несчастья.
И многие из грабителей и ненасытных
кровопийц царями объявляли себя и
различные имена себе брали: один назовется
Петром, другой Иваном по прозванию Август,
иной Лаврентием, иной Гурием. И из-за них
также много пролилось крови и бессчетное
число знатных скончалось от меча. Но и их
всех превысокая божья десница победила, и
мимолетная пребедственная их слава как дым,
рассеялась и, как пыль, рассыпалась. Но все-таки
оскудели многие города и села, и бессчетно
полегло предобрых воинов христовых.
В
это же время поднялся на православную
христианскую веру нечестивый литовский
король и воздвиг великую ярость и злобу.
Пришел он в пределы Московского
государства под град Смоленск и многие
города и села разорил, церкви и монастыри
разрушил. Живущие же во граде Смоленске
благочестивые люди решились лучше в
мученических страданиях умереть, нежели в
лютеранство уклониться, и многие от голода
погибли и насильственную смерть приняли. И
захвачен был город нечестивым королем. И
кто не исполнится слез и жалости о таком
падении? Много святых церквей и монастырей
было разорено, без числа православных
скончалось от меча, не покорившись и не
пойдя на присоединение к беззаконным,
многие пали духом и были захвачены в плен!
Когда же этот ненасытный кровопийца,
польский и литовский король, был под градом
Смоленском, тогда враг креста Христова,
который царем Димитрием себя называл, стоял
под царствующим градом Москвой с
проклятыми литовцами. Многие и из русских
людей из-за малодушия своего, ради
лихоимства и грабежей, к нему
присоединились и так же кровь христианскую,
как воду, проливали.
К тому же поднялись на православную
христианскую веру домашние враги: из
царского двора Михаило Салтыков, из рода
купеческого Федька Андронов и иные с ними,
которых множества их ради не называю. И ради
мимолетной суетной земной славы лишили
себя будущей бесконечной жизни и вечного
блаженства. И согласились быть послами к
злочестивому королю, будто бы от
царствующего града, просить королевского
сына в Великую Россию государем. И
составили злодейский заговор, и посланиями
королевскими и своими предательскими
речами прельстили царствующий град Москву,
обещая посадить королевича после крещения
на царский престол в Великой России. И
побудили короля послать злояростного и
бесодерзостного гетмана с войском, и много
пролили христианской крови, и пришли с ним
под царствующий град Москву.
А тот последователь антихриста, что
назвался царем Димитрием, по лукавому
совету треклятого воинства литовского
начал многие местности всеядным огнем
истреблять и насилие великое творить
царствующему граду. Люди же, живущие в
великой осени, не поняли враждебного
лукавства королевского, захотели
принять королевича царем в Московское
государство. И простоты ради своей и из-за
несовершенства ума богом избранного царя
свергнули с престола, и от царства отлучили,
и в иноческий чин насильно облекли, и к
королю под Смоленск отослали, и гетмана
польского и
литовского с войском его впустили в
царствующий град Москву.
Непоколебимый же столп благочестия,
предивный радетель христианской веры,
крепкий твердый алмаз, человеколюбивый
отец, премудрый священноначальник,
святейший Гермоген патриарх, видя, что люди
божьи в великой России в большом смятении и
совсем погибают, много поучал их и,
наставляя как поступать, говорил: «Чада
паствы моей, прислушайтесь к словам моим!
Зачем понапрасну впадаете в смятение и
вверяете свои души неверным полякам?
Возможно ли для вас, разумных овец,
приобщение к злохищным волкам: вы кротки во
имя Христа, эти же дерзостны во имя сатаны.
Сами ведь знаете, что издавна православная
наша христианская вера греческого закона
ненавистна иноплеменным странам! Как же мы
можем примириться с иноплеменниками этими?
Лучше бы вам о том подумать, как со слезами и
с рыданием всенародно, с женами и детьми,
прибегнуть к неотсекаемой надежде, ко
всемилостивому в Троице славимому богу и
просить милости и щедрот у прещедрой его
десницы, да одарит вас разумом благим, чтобы
получили пользу душам своим, а царствующему
граду и окрестным городам принесли
успокоение, а не мятеж!»
Одни из православных христиан сладостно
прислушались к благим его речам, иные же
многие, охваченные суетными помыслами,
выступили против дивного своего пастыря с
неподобающими речами. А нечестивые
польские и литовские люди коварством проникли
в царствующий и преименитый град Москву,
прокрались, подобно губительным волкам, в
ограду Христова стада и много насилия
начали творить над православными
христианами и внутри царствующего града
устроили костелы.
Затем же — горе, горе! увы, увы! ox,
ox! — свершилось огромное несчастье,
и многомятежная буря поднялась, реки крови
пролились! Люди правоверные, те, что не
видели этого великой России разорения,
приблизьтесь, да поведаю вкратце
боголюбезному вашему слуху о падении и
последнем разорении такого превысокого и
славой превознесенного царства.
Когда эти губительные волки в царствующий
град Москву водворились, то не сразу яд
злобы своей излили, а, поджидая удобного
времени, советовались с предателями
христианской веры и врагами Московского
государства, с Михаилом Салтыковым да
Федькой Андроновым о том, как разорить
царствующий град Москву и пролить кровь
христианскую. И когда совершился
злочестивый их заговор, окаянные
приготовили дерзкобесовские свои руки и
задумали растерзать оружием Христовых овец,
и поглотить виноград, и сокрушить сам город,
чтобы погасить славу христоименитого
царствующего града.
Когда же пришло время святого Великого
поста и настала страстная неделя,
приготовились окаянные поляки и немцы,
которые вошли с ними в царствующий град, к
нечестивой резне и жестокосердно, как львы,
устремились, поджегши сначала во многих
местах святые церкви и дома, подняли потом
меч на православных христиан и начали без
милости убивать народ христианский. И
пролили, как воду, кровь неповинных, и трупы
мертвых покрыли землю. И обагрилось все
многонародною кровью, и всеядным огнем
истребили все святые церкви и монастыри, и
укрепления, и дома, каменные же церкви
разграбили и прекрасные иконы Владыки и
богоматери его и святых угодников его с
установленных мест повергли на землю и
бесчисленной добычей, всяческими предорогими
вещами, свои руки наполнили. И расхитили
сокровища царские, в течение многих лет
собранные, на которые и глядеть таким, как
они, не годилось бы! И гробницу блаженного и
исцеления приносящего тела великого
Василия, Христа ради юродивого, рассекли на
многие части, и ложе, что было под гробницей,
с места сдвинули, а на том месте, где лежит
блаженное его тело, для коней стойла
устроили и, похожие обличьем на женщин,
бесстыдно и бесстрашно в церкви этого
святого блудную мерзость творят. Неповинно
же убиенных правоверных христиан и
погребения не удостоили, но в реку тела всех
их побросали. И опозорили многих женщин и
дев растлили; из тех же, кто избежал их рук,
многие на дорогах скончались от мороза,
голода и различных невзгод.
И кто из христиан не преисполнится плача и
рыдания? Кто не ужаснется, услышав о такой
скорби и печали родной по духу братии своей?
Кто не наставится столькими бедами, не о
богатствах своих скорбя, но о разорении
святых церквей и о погибели столпа
благочестия, о святой христианской вере
рыдая? О благочестивые,
христоподражательные, любви исполненные
люди! Приклоните уши ваши, и примем страх
божий в сердца свои и начнем просить
милости у всещедрого бога с неутешными
слезами и вздохами и стенанием! Отяжелевшее
бремя грехов наших покаянием и милостынями
и прочими благими деяниями рассыпем, дабы
премилостивый бог наш человеколюбия ради
своего пощадил остаток рода христианского
и устранил от нас врагов наших и злолукавый
заговор их уничтожил, и остаток бы
российских царств, городов и деревень миром
оградил и всякою благодатью наполнил. И не
предаст нас врагам в расхищение и в плен,
милостив ведь и человеколюбив бог наш: на
покаявшихся в любое время пучину
милосердия своего изливает и, по Писанию —
«не до конца гневается, и не вовеки негодует»,
но удилами и уздою, то есть скорбями и
бедами, испытывает нас, чтобы стали мы
детьми света и жителями небесного
Иерусалима насладились бесконечной
будущей жизнью и небесными благами. Да будет всему разумному стаду,
Великой России православным христианам, во
имя Христа мир.
|
|