Дело в том, что в некоторых современных сочинениях, затрагивающих эту проблему, она истолковывается заведомо тенденциозно: такова, например, уже упомянутая выше книга В. Я. Петрухина "Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков", изданная в 1995 году массовым по нынешним меркам тиражом 15 тысяч экземпляров. В книге содержится немало верных и к тому же нестандартных суждений о древней истории Руси, однако авторская трактовка "хазарской проблемы" именно заведомо тенденциозна, ибо многие исторические факты, о которых сообщается в самой книге В. Я. Петрухина, явно опровергают его же собственные общие положения.

     Отметив наличие в историографии "полярных оценок" роли хазар в русской истории, В. Я. Петрухин утверждает, что "советская историография периода борьбы с космополитизмом (то есть периода конца 1940 — начала 1950-х годов.— В. К.) усугубила эту ситуацию... особенно в работах Б. А. Рыбакова... Хазарскому каганату... была отведена функция мелкого паразитического ханства, сдерживающего рост прогрессивного Древнерусского государства. Исконная Русь — богатырский народ... превозмог эти напасти, разгромив хазар (эта фраза проникнута очевидной — хотя и не очень понятной, поскольку богатырский эпос ведь и в самом деле был создан,— иронией.— В. К.). В возросшей на основе этой традиции литературе... Хазария приобретает черты... носителя "ига", более страшного, чем татарское (ср. недавнюю дискуссию в журнале "Вопросы литературы")... Ситуация начинает меняться ныне, с возвратом к традиционным для истории и углубленным методам источниковедения (см. из последних работ книгу А. П. Новосельпева, 1990 и др.)" (с. 83—84).

     В какую же сторону, по мнению В. Я. Петрухина, меняется теперь "ситуация" в историографии? А вот в какую: "Можно считать провидческим,— возглашает В. Я. Петрухин,— взгляд В. О. Ключевского на "хазарское иго", как на отношения, способствовавшие развитию экономики славян... ныне исследователи в целом согласны с В. О. Ключевским, что "хазарское иго" способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, так как славяне были избавлены от набегов степняков" (с. 86, 87—88).

     Если согласиться с последним "тезисом" В. Я. Петрухина, придется считать, что после разгрома Каганата, при Владимире Святом и Ярославе Мудром, культура Среднего Поднепровья, то есть прежде всего Киева, была уже менее способна к "расцвету"...

     Впрочем, пойдем по порядку, ибо буквально все приведенные положения В. Я. Петрухина искажают реальное положение вещей.

     В "период борьбы с космополитизмом" Б. А. Рыбаков действительно определял Хазарский каганат как "небольшое паразитарное государство", жившее только "за счет транзитной торговли". Но он вовсе не утверждал, что для его разгрома нужен был "богатырский народ" (хотя и считал народ Руси именно таковым); Б. А. Рыбаков даже обвинял автора "Повести временных лет" Нестора в своего рода фальсификации: "Нестор, создавая литературный образ Вещего Олега... должен был создать для него и подвиги, достойные той роли, которую придумал для него. Олег под пером Нестора... освобождает славянские племена от хазарской зависимости". И необходимо "очень осторожно отнестись к рассказу русской летописи начала XII в. об уплате дани хазарам". Б. А. Рыбаков пытался доказать, что-де "Хазария в 1Х--Х вв. была в силах лишь укреплять свою северо-западную границу по Дону и не помышляла (даже! —В. К.) о выходе в степи севернее Саркела" 231в,— то есть хазарской крепости, расположенной почти в 1000 км (!) от Киева...

     Поэтому по меньшей мере странно только что приведенное высказывание В. Я. Петрухина, согласно которому представление о Каганате как о "носителе "ига", более страшного, чем татарское", будто бы возросло на основе "традиции", заложенной "в период борьбы с космополитизмом",— "традиции", выразившейся "особенно в работах Б. А. Рыбакова". Дело обстоит как раз прямо противоположным образом. Ибо именно в позднейший "период", через десять лет после появления процитированных работ Б. А. Рыбакова, в 1962 году, был издан объемистый трактат видного историка и археолога М. И. Артамонова "История хазар" (имя его, кстати сказать, неоднократно упоминается — и во вполне "позитивном" плане — в книге В. Я. Петрухина), в котором решительно пересматривался взгляд Б. А. Рыбакова.

     М. И. Артамонов писал, в частности: "Б. А. Рыбаков, больше всего озабоченный тем, чтобы представить Хазарию незначительным ханством... особенно возмущен теми размерами хазарских владений, которые очерчены в письме царя (хазарского.—В. К.) Иосифа... Однако вышеизложенные данные из истории хазар со всей убедительностью свидетельствуют, что Хазарский каганат был действительно огромной империей, обнимавшей почти всю южную половину Восточной Европы" 232в.

     Вместе с тем, писал далее М. И. Артамонов, "принятие иудейской религии было... роковым шагом. С этого времени... наступила эпоха посреднической торговли и паразитического обогащения правящей верхушки. Новое правительство справедливо не верило своему народу и держалось на копьях мусульманской гвардии. Талмудическая образованность не затрагивала массы, оставаясь привилегией немногих. С этого времени роль Хазарского каганата стала резко отрицательной... Самым могучим врагом иудейской Хазарин,— заключает М. И. Артамонов,— стала Киевская Русь, на пути экономического и политического развития которой она оказалась. Последствием столкновения было полное и окончательное уничтожение Хазарии... Впрочем, так же относились к воинствующему хазарскому иудаизму и другие связанные с хазарами народы... Необходимость бороться с эксплуататорами из Итиля стимулировала объединение... вокруг золотого стола Киевского, а это объединение, в свою очередь, создало возможность и перспективу для бурного роста не только русской государственности, но и древнерусской культуры" (с. 457— 458),— в том числе богатырского эпоса; М. И. Артамонов отмечает: "В русском эпосе память о хазарах сохранилась в былинах о Козарине и Жидовине, необыкновенном великане, с которым сражаются Добрыня и Илья Муромец" (с. 446).

     Итак, если для В. Я. Петрухина неприемлема определенная "традиция" в понимании Хазарского каганата, он должен был бы видеть ее истоки не в кратких статьях Б. А. Рыбакова, написанных "в период борьбы с космополитизмом", но в обширнейшем (около 40 авт. листов!) трактате М. И. Артамонова, изданном в период так называемой "оттепели" (трактат был подписан в печать в 1961 году).

     Не исключено, впрочем, что В. Я. Петрухин "отвергает" и трактат М. И. Артамонова (хотя и упоминает не раз имя этого ученого — в отличие от имени Б. А. Рыбакова — без каких-либо нападок); в частности, для В. Я. Петрухина явно неприемлемо то определение Каганата как "паразитического" государства, которое дано М. И. Артамоновым (как и ранее Б. А. Рыбаковым). Но тут уж ничего не поделаешь. С. А. Плетнева, о работах которой вполне "положительно" упоминает В. Я. Петрухин, в своей изданной в 1986 году книге "Хазары" утверждает, что Каганат являл собой "типичное паразитирующее государство". В нем "большую роль играла... спекулятивная перепродажа... судя по археологическим данным, изменился даже характер ремесла... изготовлялись вещи, предназначенные для массовой продажи, сделанные небрежно; наспех" 233в.

     Чтобы убедиться в "паразитирующем" характере Каганата, достаточно, скажем, ознакомиться с тщательным исследованием (возможно, неизвестном В. Я. Петрухину) виднейшего знатока восточной нумизматики А. А. Быкова "Из истории денежного обращения в Хазарии в VIII-IX вв." 234в. В этом исследовании доказано, что в Каганате изготовлялись арабские монеты —диргемы, которые, притом, чеканились весьма небрежно; точности в исполнении, как пишет А. А. Быков, "не придавали значения, лишь бы на первый взгляд северо-западных (то есть прежде всего русских.—В.К.) и северных (булгар и других волжских народов.—В. К.) соседей хазар монета походила на привычные им арабские дирхемы, что служило для них первой гарантией качества". Вместе с тем, "на монетах был знак... который напоминал понимающим (то есть правящему в Каганате слою.— В. К.) о происхождении монет" (с. 67).

     А. А. Быков показывает, что эти "монеты чеканились в Итиле, резиденции кагана и административном центре Каганата" (с. 68), и, значит, в этом государстве существовали, так сказать, фальшивомонетчики на высшем государственном уровне, хотя их продукция предназначалась не для выброса на "мировой рынок", а для использования среди населения, не обладающего знаниями, дающими возможность отличить подлинный диргем от поддельного (в частности, знанием арабского языка).

     Еврейский путешественник второй половины IX века Эльдад га-Данид, посетивший Северный Кавказ — то есть южную часть Хазарского каганата,— писал о своих живущих там одноплеменниках: "Они не имеют хлебопашцев и все покупают за деньги" 235в,— то есть, надо полагать и за те же фальшивые диргемы...

     Впрочем, наиболее странно и даже нелепо выглядит суждение В. Я. Петрухина о том, что-де "ныне исследователи в целом согласны с В. О. Ключевским", считавшим "хазарское иго" по сути дела благом для экономики и культуры Руси.

     Наш выдающийся историк в самом деле столетие назад в нескольких фразах выразил именно такое мнение. Однако сам он "хазарской проблемой" никогда не занимался и исходил из давних сочинений, в которых были сделаны только самые первые шаги в изучении этой проблемы.

     И едва ли найдутся сегодня в России специалисты по "хазарской проблеме", которые "согласны с В.О. Ключевским". В. Я. Петрухин неоднократно ссылается на работы двух таких специалистов — С. А. Плетневой и А. П. Новосельцева. Что касается первой из них, ее исследования достаточно широко цитировались мною выше, и совершенно ясно: она ни в коей мере не разделяет стародавнее мнение В. О. Ключевского.

     Приведу несколько положений из новейшей (изданной в 1996 году) работы А. П. Новосельцева: "...хазары представляли мощное политическое объединение, господствовавшее почти во всей Восточной Европе". Хазары "стремились полностью ликвидировать самостоятельность славянских земель... подчинив земли северян, полян, вятичей и радимичей, хазары тем самым уже прибрали к рукам Волжский путь... и даже побочные трассы, типа пути по Десне и Оке. А затем должна была наступить очередь и северных земель, с тем чтобы полностью подчинить себе и выходы к Балтике. Поэтому славяне, как и финны, были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью и заключали разного рода союзы со скандинавскими конунгами (А. П. Новосельцев там же отмечает, что "варяги... никаких завоеваний не делали: все, что нам известно, говорит скорее за то, что они утверждались в славянских землях как союзники местной знати...".— В.К.)... По сути дела, есть основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге..." Впоследствии "Святослав... разгромил войско хазарского кагана, занял столицу Хазарин... заставив хазарского кагана бежать в Хорезм" 236в.

     Стоит с удовлетворением отметить, что цитируемая работа А. П. Новосельцева вошла в качестве первого раздела в учебное пособие для российского студенчества.

     Как уже сказано, многие конкретные сведения, изложенные в книге В. Я. Петрухина, явно опровергают "обобщающие" тезисы автора.

     Объясняется это, надо думать, тем, что было бы как-то неприлично, рассуждая о хазарах, вообще игнорировать содержание работ, созданных специалистами.

     Вот хотя бы несколько характерных фрагментов из книги В. Я. Петрухина: "...призвание варягов-руси славянами, кривичами и другими племенами Севера было вызвано хазарской угрозой" (с. 90; то есть Каганат к тому времени поработил Южную Русь и покушался на Северную); "поход на Царьград был выгоден Хазарии, и та терпела присутствие руси в Киеве" (с. 91; иначе бы хазары, очевидно, совсем изгнали бы "русь" из Киева!); "Олег овладевает хазарской податной территорией в Среднем Поднепровье", и "реакция со стороны хазар... не заставила себя ждать" (с. 92); "князь Руси Хлгу (это "другой" Олег, правивший в 930-х годах) был разбит хазарским военачальником Песахом, который, в свою очередь, направил русь на Константинополь, где Хлгу был разбит окончательно..." (с. 94); в середине Х века "славяне из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода... сходятся в крепости Киева, называемой Самватас (видимо, еврейско-хазарский ойконим)" (с. 96; ойконим — то есть название, имя поселения; крепость в Киеве, значит, принадлежала определенное время Каганату...) и т. д. и т.п.

     Эти (и другие) изложенные самим В. Я. Петрухиным сведения неопровержимо говорят о том, что с первых десятилетий IX (еще до "призвания варягов") и до 60-х годов Х века шла постоянная и острейшая борьба Руси с Хазарским каганатом. И общее положение В. Я. Петрухина, согласно которому "хазарское иго" способствовало "расцвету славянской культуры", можно "принять" только в том смысле, что эта культура выковывалась в поистине богатырском противоборстве с мощным и изощренным врагом.

     "Изощренность" выражалась уже хотя бы в том, что Каганат умел подчинять своей воле немало различных этносов, из которых и слагалась его военная мощь. И нет ничего удивительного в том, что Русь не раз претерпела жестокие поражения в борьбе с Каганатом. Удивиться скорее можно тому, что столь юная государственность все же смогла победить. .

     В. Я. Петрухин резко выступает против представления о том, что Хазарский каганат для Руси был "носителем "ига", более страшного, чем татарское", явно имея в виду при этом мою опубликованную еще в 1988 году статью, в которой говорилось: "...хазарское иго было, без сомнения, более опасным для Руси, чем татаро-монгольское,— в частности, потому, что Русь представляла собой только еще складывающуюся народность, государственность и культуру" 237в. И ведь в самом деле: когда через четыре столетия после хазар на Русь пришли монголы, она была уже гораздо более зрелой национально-государственной реальностью, которую невозможно было столкнуть с ее собственного исторического пути.

     Правда, и в IX— Х веках Русь, как доказывает исход противоборства с Хазарским каганатом, несла в себе громадную внутреннюю силу. Об этом свидетельствует не только конечное военное превосходство, но и тот факт, что Русь сумела "перетянуть" на свою сторону ряд "составных частей" Каганата,— например, многих хорезмийцев, внесших свой вклад в ее государственность и культуру. Так, договор Игоря с Византией в 944 году подписали, среди других знатных лиц, люди, носившие имена Сфанъдр, Фрастен, Фрутан, и, как утверждает специалист, это "явная передача иранских (то есть хорезмийских— В. К.) имен Исфендиар, Ростом, Феридун" 238в.

     А среди героев русского богатырского эпоса — Михаил Козарин. Один из виднейших исследователей этого эпоса, В. Я. Пропп, писал, что былина о Козарине "принадлежит к числу наиболее архаических в русском эпосе... Родители Козарина глубоко ненавидят его... Ненависть эта настолько сильна, что родители хотят его погубить... Народ (сохранивший в памяти былину.— В. К.) не может объяснить себе причин этой ненависти. Самая обычная причина состоит в том, что... его злые люди испортили... Мы должны предполагать наличие... более древних и более веских причин... Его имя — "Козарин"... несомненно когда-то предполагало его хазарское происхождение" 239в. То есть этот герой ушел на Русь от своего "рода-племени" и стал одним из наиболее чтимых русских богатырей. В этом — одно из выражений "евразийской" природы Руси.

     В то же время Русь, без сомнения, твердо противостояла тому, что автор "Истории хазар" М. И. Артамонов определил (слова его приводились) как "воинствующий хазарский иудаизм". И борьбу мечом продолжала позднее борьба Словом.

     В свое время известный мыслитель Г. П. Федотов выразил глубокое удивление по поводу того, что в большинстве ранних творений русской письменности (XI — первая половина XII) присутствует противоиудаистская тема. Он писал, что у древнейших русских писателей "поражает то, что мы находим их поглощенными проблемой иудаизма. Они живут в противопоставлении Ветхого и Нового заветов, Закона и Благодати, Иудейской и Христианской Церквей. Это единственный предмет богословия, который подробно разбирается с никогда не ослабевающим вниманием..." В частности, Г. П. Федотова изумляло, что в творениях великого Кирилла Туровского множество "пространных выпадов против народа израильского. Ярко изображается жестоковыйность Израиля... это — не второстепенная, а главная тема большинства проповедей Кирилла. Подчеркивание этого приводит нас в замешательство, но мы помним о наличии той же склонности у Климента Смолятича. Это же мы увидим и у Илариона" 240в.

     "Замешательство" Г. П. Федотова обусловлено прежде всего тем, что он не имел сколько-нибудь ясного представления о длительном и жестоком противоборстве Руси с иудаистским Хазарским каганатом, ибо он в 1925 году покинул Россию, а тщательное и глубокое изучение истории Каганата началось позднее. Основываясь на этом изучении, видный филолог Л. П. Якубинский (1892—1943) смог уже в начале 1940-х годов верно понять смысл созданного митрополитом Киевским Иларионом "Слова о законе и Благодати": "...произведение Илариона... имеет конкретное историческое содержание... еще в начале XII в. в Киеве свежо воспоминание о том, что когда-то хазары господствовали над русскими. Выступая против иудейства вообще, Иларион конкретно выступает против хазарского иудейства, против религии хазар, некогда властвовавших над Русью" 241в.

     В начале 1960-х годов выдающийся историк М. Н. Тихомиров писал, что в "образной системе" творения Илариона воплощено "противопоставление Хазарского царства Киевской Руси. Иссохшее озеро — это Хазарской царство, где господствовала иудейская религия; наводнившийся источник — Русская земля. Прежние хазарские земли должны принадлежать Киевской Руси; Иларион и называет киевского князя Владимира Святославича "каганом" — титулом хазарского князя, трижды повторяя этот титул. Владимир Святославич в "Слове о законе и Благодати" не просто князь Киевский, он также и хазарский каган 242в.

     Наконец, в изданной уже в наше время книге известный филолог и историк культуры В. Н. Топоров, цитируя недоуменные давние суждения историка И. И. Малышевского (1828—1897) о творении Илариона ("Чисто отвлеченными догматическими интересами никак нельзя объяснить полемики против иудейства, проникающей "Слово" от начала до конца. Полемика здесь так свежа и жива..."), раскрывает причину этой "свежести": "При допущении живых контактов с иудейством в Киеве X—XI вв. прежде всего возникает вопрос об источниках иудейского элемента... В настоящее время не приходится сомневаться в его хазарском происхождении... В настоящее время... после ряда исследований вырисовывается такая ситуация в Киеве... в первой половине Х века... которая характеризуется наличием в городе хазарской администрации и хазарского гарнизона! 243в

     Чрезвычайно показательно, что с конца XII и до конца XV века (когда к власти рвалась "ересь жидовствующих"),— то есть на целых три столетия! -- противоиудаистская тема, как уже говорилось, почти полностью исчезает из русской литературы. Это достаточно весомое доказательство связи сей темы с противостоянием Хазарскому каганату и, затем, его "остаткам" в Тмуторокани в IX—XI вв.

      В заключение стоит сказать, что история этого противостояния вообще очень сложна и многозначна; в ней еще немало предстоит открыть и понять.

 

 

Примечания

1) См.: Шахматов А. А. О начальном Киевском своде. СПб, 1897, с. 52—56; Тихомиров М. Н. Начало русской историографии.— В его кн.: Русское летописание. М., 1979, с. 49— 51; а также: Васильев Ю. С. Летописное наследие Поморья.— Вспомогательные исторические дисциплины, вып. XI. Л., 1979, с. 19-22.

2) Полное собрание русских летописей, т. 37.— М., 1982, с. 56.

3) Любопытно, что Гита, дочь свергнутого и убитого норманнами в 1066 году короля Англии Гарольда II, нашла прибежище в далекой Руси. В 1068 году Гита вместе с семьей эмигрировала в Данию, ко двору тамошнего короля Свена (его мать была из английского королевского рода), который тогда же или вскоре обвенчался с дочерью Ярослава Мудрого Елизаветой (ранее она была супругой норвежского короля Гаральда III, погибшего как раз в 1066 году). Елизавета, очевидно, и сосватала Гиту и своего племянника Владимира Мономаха, обвенчавшегося с этой английской принцессой (в 1074 или 1075 году).

4) См. об этом, например, статью М. А. Барга "Нормандское завоевание Англии" в "Советской исторической энциклопедии", т. 10.— М., 1967, с. 343-344.

5) Ключевский В.О. Неопубликованные произведения.—М., 1983, с.113, 114, 115. Редактор книги М. В. Нечкина отметила в предисловии к этой книге, что в прочитанных и опубликованных лекциях "варяжский вопрос... сильно, почти неузнаваемо изменен по сравнению с публикуемыми нами отрывками. Исчезли почти все резкие, острые определения..." (с. 7).

6) Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе.—Л., 1985, с. 214.

7) Я имею в виду, что Святослав, родившийся около 940 года, приходился правнуком, а не внуком Рюрику, умершему за 60 лет до Святославова рождения.

8) Козлов В. И. Динамика численности народов.— М., 1989, таблица 12 (между с. 240— 241).

9) Ловмяньский X. Русь и норманны.— М., 1985, с. 17.

10) Гуревич А. Я. Походы викингов— М., 1966, с. 85, 128, 135, 172.

11) Там же, с. 87.

12) Летописи и хроники. 1980,-М., 1981, с. 52-53.

13) См. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв.— М., 1982, с. 52-57.

14) Тихомиров М. Н. Русское летописание.—М.. 1979, с. 52.

15) Новгородская Первая летопись—М—Л., 1950, с. 20.

16) См. об этом, например: Ловмяньский X. Русь и норманны.— М., 1985, с. 195.

17) Бартольд В.В. Арабские известия о русах— В его кн.: Сочинения, т. II, ч. 1. М., 1963, с. 819. Речь идет об известных исследованиях А. А. Шахматова "Введение в курс истории русского языка" (Ч. 1, Пг., 1916) и "Древнейшие судьбы русского племени" (Пг., 1919).

18) См. об этом, напр.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX—Х вв.— М., 1962, с. 38—39.

19) Вернее было бы сказать не "некоторые", а почти все историки...

20) Д. А. Мачинский ссылается здесь на работы X. Ловмяньского, Б. А. Рыбакова. Г. С. Лебедева и др.

21) Культура Русского Севера—Л., 1988, с. 47 (работа написана совместно с А. Д. Мачинской). См. также работы Д. А. Мачинского в сборниках: Формирование раннефеодальных славянских народностей.— М., 1981, с. 31—52; Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья—Л., 1982, с. 7—24; Археологические исследования Новгородской земли.—Л., 1984, с. 5—25, Русский Север.— Л., 1986, с. 3—29; Археологический сборник Вып. 29,— Л., 1988, с. 117—128; а также другие его работы.

22) Татищев В. Н. История Российская, т. 1.—М.—Л., 1962, с. 110.

23).Ловмяньскнй X. Русь и норманны.— М., 1985, с. 159.

24) Рапов О. М. Русская церковь в IX— первой трети XII в. Принятие христианства.— М., 1988, с. 118.

25) Новосельцев А. П. Восточные источники о славянах и Руси VI—IX вв.— В кн.: Древнерусское государство и его международное значение.— М., 1965, с. 399,400.

26) См. новейшую работу: Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название "Русь" в этнокультурной истории древнерусского государства (IX—Х вв.)— "Вопросы истории", 1989, № 8, с. 24—28.

27) См.: Трубачев О. Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста).—Мг 1993, с. 48.

28) Памятники истории Киевского государства IX—XII вв.—М., 1936, с. 23.

29) Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа.—М., 1990, с. 34.

30) Л. Н. Гумилев полагает, что эта притча в преобразованном виде запечатлела совершившееся некогда изъятие хазарами оружия у русской дружины (см. его статью "Сказание о хазарской дани..." в журнале "Русская литература", 1974, № 3, с. 164-174).

31) Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от Х века. Новые материалы по истории южной России времен Игоря.— Берлин, 1924, с. 19.

32) Я имею в виду статьи о былинах А. С. Хомякова (1852) и К. С. Аксакова (1856).

33) Аникин В.П. Былины. Метод выяснения исторической хронологии вариантов.— М„ 1984, с. 157—158 (см. также далее).

34) Толстова Л. С. Использование фольклора при изучении этногенеза и этнокультурных связей народов (на среднеазиатском материале).— В кн.: Фольклор и историческая этнография.— М., 1983, с. 9.

35) См.: Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана.— М., 1979, с. 74, а также с. 88—89 и др.

36) Тихомиров М. Н. Русская культура X—XVIII вв.— М., 1968, с. 127.

37) Речь идет об опубликованной в 1935 году в Праге работе историка-эмигранта Д. А. Расовского (1902—1941).

38) Древнерусское государство и его международное значение.— М., 1965, с. 98.

39) Древнерусские княжества X—XIII вв.— М., 1975, с. 260—267.

40) Скржинская Е. Ч. Половцы. Опыт исторического истолкования этникона.— "Византийский временник", т. 46, М., 1986, с. 255, 259.

41) Гордлевский В..А.Что такое "босый волк"? (К толкованию "Слова о полку Игореве")—В его книге: Избранные сочинения, т.3, М., 1961,с. 487.

42) Робинсон А. Н. О задачах сближения славистической и тюркологической традиции в изучении "Слова о полку Игореве".— В кн.: "Слово о полку Игореве". Памятники литературы и искусства XI—XVI веков.— М., 1978, с. 202.

43) Зимин А. А. Обретение свободы.— Журн. "Родина", 1990, № 8, с. 88.

44) См.: Карамзин Н. М. История Государства Российского. Книга 1, Примечания, стлб. III.

45) См.: Баскаков Н. А. Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве".— М., 1985, с. 95-96.

46) Поэтому Роланд и не посрамляется в посвященном ему эпосе.

47) Бахтин М. М. Литературно-критические статьи.—М., 1986, с. 517, 518.

48) Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в тридцати томах, т. 25,М.,1983, с. 52.

49) Германия превыше всего (нем.).

50) При прочих равных условиях (лат.).

51) "Вопросы истории", 1991, № б, с. 157.

52) Священное единство (фр).

53) См.: Федотов Георгий. Святые Древней Руси.— М., 1990, с. 45—51.

54) Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 1.—М., 1959, с. 202.

55) Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава— В кн.: "Древнейшие государства на территории СССР". 1975— М., 1975, с. 98.

56) Плетнева С. А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей.—М., 1982, с. 63.

57) См.: Артамонов М. И. История хазар—Л„ 1962, с. 448,449. Следует сказать, что в новейшей своей работе С. А. Плетнева, по существу, выразила согласие с критикой М. И. Артамонова, отметив, что в Саркеле "еще в конце IX в. поселились печенежские наемники, образовавшие кочевнический гарнизон крепости". См.: Плетнева С. А. Половцы.— М., 1990, с. 22; здесь же она ссылается на исследование М. И. Артамонова "Саркел — Белая Вежа" (1958).

58) Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники.— М., 1966, с. 137.

59) Плетнева С. А, На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс.— М., 1989, с. 7.

60) Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура— М., 19б7, с. 187.

61) Приходнюк О. М. Об этнокультурной ситуации в Днепровском лесостепном пограничье во второй половине I тысячелетия н. э — В кн.; Проблемы этногенеза славян.— Киев, 1978, с. 114.

62) Швецов М. Л. Погребения салтово-маяцкой культуры в Поднепровье— В кн.: Древности Среднего Поднепровья — Киев, 1981, с. 96.

63) История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина кн. 1. СПб., 1842, с. 73.

64) Соловьев С. М. История России с древнейших времен кн. 1—М., 1959, с. 149.

65) Полное собрание русских летописей, т. 37—Л., 1982, с. 18.

66) Маяцкое городище. Труды советско-болгаро-венгерской экспедиции— М., 1984, с. 57.

67) Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье. с. 278.

68) Кузнецов В. И. Очерки истории алан— Орджоникидзе 1984, с. 114.

69) Рыбаков Б. А. Русь и Хазария— В кн.: Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. Сб. статей. М., 1952, с. 76, 88.

70) Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.— М., 1982, с. 377. 

71) Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура -- М., 1967, с. 190.

72) Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа.-- М., 1990, с. 3,89.

73) "Вопросы истории", 1991, № 2-3, с. 3-20.

74) См.: Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата.—

М., 1988, с. 74-76.

73) См., напр.: Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI—VII веков.— М- Л., 1946, с. 268-269.

76) Часть болгар под давлением хазар, как известно, ушла на запад за Дунай, а другая — на север, в среднее течение Волги (нынешние казанские татары).

77) Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. По материалам археологических исследований и письменным данным.— М., 1983, с. 158-173.

78) Гадло А. В. Отражение социальной борьбы внутри хазарского племенного объединения VII в. в памятниках "еврейско-хазарской переписки".— В кн.: Генезис и развитие феодализма в России.—Л., 1985, с. 24.

79) См.: Сабанисдзе Иоанн. Мученичество Або Тбилели— Памятники грузинской агиографической литературы.— Тбилиси 1956, с. 50.

80) Константин Багрянородный. Об управлении империей.— М., 1989, с. 61.

81) Вопрос подробно исследован в труде: Гунба М. М. Абхазия в первом тысячелетии н. э.— Сухуми, 1989, с. 213—234.

82) Сообщения средневековых грузинских источников об Абхазии. Сост. Г. А. Амичба. Сухуми, 1986, с. 33. Нельзя не отметить, что абхазы проявили тогда истинную политическую мудрость: основываясь на противоречиях трех могущественных сил (хазарской, византийской и арабской), они смогли создать самостоятельную государственность, объединившую не только собственно абхазские, но и западногрузинские земли и существовавшую вплоть до монгольского нашествия. Это государство, возникшее в VIII в., еще и в конце XII — начале XIII вв. называлось Абхазией,— о чем неоспоримо свидетельствует, например, созданная в то самое время в соседней Гяндже поэма Низами "Искендер-наме".

83) Баранов И. А. О восстании Иоанна Готского.— В кн.: Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии Крыма.— Киев, 1974, с. 157.

84) Артамонов М. И. История хазар.—Л., 1962, с. 251.

85) Новосельцев А. П. Хазарское государство... М., 1990, с. 191.

86) Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей.— СПб, 1992, с. 23, 25.

87) Dunlop O.M. The history of the Jewish Khasars.— Princeton, 1954. p. X; Golden P. Khasar Studies.— Budapest, 1980, vol. 1, p. 14.

88) Плетнева С. А. Хазары. - М., 1986, с. 40.

89) Новосельцев А. П. Хазария в системе международных отношений VII—IX веков.— "Вопросы истории", 1987, 2, с. 25.

90) Новосельцев А. П., цит. соч., с. 129—130.

91) Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата, с. 59.

92) Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. К 1200-летию со дня рождения.— М., 1983, с. 168.

93) См. об этом: Лубо-Лесниченко Е. И. Великий "шелковый" путь.— "Вопросы истории". 1985, 9, с. 88—100; Иерусалимская А. А. "Великий шелковый путь" и Северный Кавказ.—Л., 1972.

94) Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье... с. 280, 281.

95) Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.—М., 1966, с. 197.

96) Михеев В. К. Подонье в составе Хазарского каганата—Харьков, 1985, с. 89-90.

97) Сами русские слова "сабля" и "кистень" — ранние (IX—Х века) заимствования из тюркских языков.

98) Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV—Х вв. —Л., 1979, с. 120.

99) Обзор политической истории хазаров. Сочинение В.Григорьева. -- СПб, 1835, с. 19.

100) Новосельцев А.П. Хазарское государство, с. 54.

101) Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. -- М., 1989.

102) Между прочим, Л.Н. Гумилев, размышляя об очень скудных сведениях о борьбе с Хазарским каганатом в "Повести временных лет", пришел к выводу, что при князе Святополке II (когда и составлялась "Повесть") действовала "цензура". Ведь Святополк, писал Л.Н. Гумилев, "разрешил пребывание в Киеве еврейской общины, конечно, за большую плату. Нестор, видя это, счел за благо хазарскую проблему в летописи не обострять" ("Русская литература", 1974, 3, с. 173).

103) См., например, в кн.: Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX--X вв.--М., 1962, с. 163-164.

104) См., например, работу видного чешского историка: Klima Otakar. Mazdak und die Juden.-- "Archiv Orientalni", Praha, 1956, XXIV, s. 420.

105) Цит. по кн.: Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. -- Пб, 1919, с. 79.

106) Артамонов, с. 334.

107) Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX--X вв.-- М., 1962, с. 162.

108) Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.--М.-Л., 1939, с. 85-86.

109) Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI веков.--М., 1963, с. 195.

110) Там же, с. 193.

111) Звенья. Исторический альманах. Выпуск 1.--М., 1991, с. 204, 209.

112) Там же, с. 209.

113) "Вопросы истории", 1989, 5, с. 128.

114) Звенья, с. 215

115) "Вопросы истории", 1989, 5, с. 128.

116) Звенья, с. 214.

117) Пигулевскя Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. -- М.-Л., 1946, с. 263.

118) Гадло А.В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник Северо-восточного Причерноморья.- В кн.: Из истории Византии и византиноведения. -- Л., 1991, с. 104.

119) Пиотровский М.Б. Предание о химийаритском царе Асаде-ал-Камиле. -- М., 1977, с. 42.

120) Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. -- М., 1965, с. 61.

121) Грюненбаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). -- М., 1988, с. 14.

122) См.: Кобищанов Ю.М. Северо-восточная Африка в раннесредневековом мире (VI-- середина VII в.). -- М., 1980, с. 16.

123) Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне. -- Л., 1976, с. 120, 122-123, 124.

124) Так обозначали рубеж новой эры наши предки, и вполне уместно вернуться к "Р.Хр.".

125) Пигулевская Н.В., ЯкубовскийА.Я., Петрушевский И.Г. и др. История Ирана с древнейших времен до конца 18 века.-- Л., 1958, с. 87, 89.

126) Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами (Иран при праведных халифах). -- Л., 1982, с. 145.

127) Толстов С.П. древнехорезмийскоЙ цивилизации.--М., 1948, с. 223.

128) Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес.— М.—П., 1939, с. 57.

129) Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда Х-XI вв.—М., 1963, с. 196.

130) Ибн Хордадбех. Книга путей и стран.— Баку, 1986, с. 125,279.

131) См.: Новосельцев А. П. Хазарское государство..., с. 115, 159.

132) Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том I. Первый век христианства на Руси.— М., 1995, с. 524.

133) См. в указ. соч. В. Н. Топорова "Приложение" (с. 508—575): Об иранском мифологическом элементе в древнерусской культуре (киевская ситуация и проблема "хорезмийского" вклада). Здесь же библиография о проблеме (с. 576-600).

134) Толстов С. П. Новогодний праздник "каландас" ухорезмийских христиан начала XI века (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений).— "Советская этнография", 1946, 2, с. 107.

135) Булгаков П. Г., Розенфельд Б. А., Ахмедов А. А. Мухаммад ал-Хорезми. Около 783 - около 858.-- М., 1983, с. 13-14.

136) Беляев Е. А. Арабы, Ислам и Арабский халифат...— М., 1965, с. 238.

137) Мец Адам. Мусульманский Ренессанс.— М., 1966, с. 366, 371, 367.

138) Опираясь, в частности, на работу английского ираниста Л. Грея "Евреи в пахлавийской литературе" (1905).

139) Иностранцев К. О домусульманской культуре Хивинского оазиса.— "Журнал Министерства народного просвещения", ч. XXXI, 1911, февраль, отд. 2, с. 291-292.

140) К этому необходимо добавить, что после прихода к власти брата Нарсе, шаха Бахрам-Гура, "христиане Ирана стали подвергаться жестоким преследованиям... Вскоре разгорелась война между Ираном и Византией — естественный результат политической линии" (Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана.—М., 1961, с. 273.

141) История Хорезма с древнейших времен до наших дней.— Ташкент, 1976, с. 52.

142) Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации.— М., 1948, с. 7, 225.

143) Имеется в виду обнаруженное в начале XX века в рукописном отделе библиотеки Кембриджского университета послание хазарского иудея (см. текст в кн.: Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке— Л., 1932, с. 113-116).

144) Толстов С. П. Новогодний праздник "каландас" у хорезмийских христиан начала XI века (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений). Из историко-этнографических комментариев к ал-Бируни.— "Советская этнография", 1946, 2, с. 95,97—98, 102.

145) См. главу "Маздакитское движение" в кн.: Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье.— М.— Л., 1956, с. 278—316.

146) Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории.— В его кн.: Есть ли у России будущее?—М., 1991, с. 31.

147) Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации.— М—Л„ 1948, с. 223-224. Разрядка С. П. Толстова.

148) См. основные сведения и литературу в кн.: Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана—М., 1961, с. 304-309, 410-411.

149) Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь.— М.. 1989, с. 113.

150) Артамонов М. И. История хазар.—Л., 1962, с. 284.

151) Пиотровский М. Б. Предание о химийаритском царе Асаде ал-Камиле.— М., 1977, с. 54, 78.

152) Новосельцев А. П. Хазарское государство... М., 1990, с. 55.

153) История Хорезма...— Ташкент, 1976, с. 117.

154) Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата.— М., 1983, с. 127, 128, 140, 142.

155) Там же, с. 140, 142.

156) Афанасьев Г. Е. Исследования южного угла Маяцкой крепости.— В кн.: Маяцкое городище...—М., 1984, с. 46—47, 49, 50.

157) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке.— Л„ 1932, с. 113-114.

158) Бартольд В. В. Сочинения, т. II, ч. 1— М., 1963, с. 219—220. Отметим, что здесь же ученый выражает сомнение в том, что в Хорезме была в VIII веке большая еврейская община, ибо позднее там, в отличие, например, от Бухары ("бухарские евреи"), не осталось следов иудаизма. Однако отсутствие этих следов на деле как раз подтверждает концепцию о повальной эмиграции евреев из Хорезма в VIII веке; иначе просто непонятно было бы, почему в славившемся своей торговлей Хорезме, находящемся не столь далеко от Бухары, евреев не стало.

159) См. об этом: Артамонов М.И. История хазар, с.244; Новосельцев А. П. Хазарское государство... с. 119.

160) См.: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми. К 1200-летию со дня рождения.— М., 1983, с. 247.

161) Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. Тексты. Переводы. Комментарий.—М., 1988, с. 12.

162) Она же. Сведения ал-Хорезми о Восточной Европе и Средней Азии.— В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. 1983.— М., 1984, с. 184.

163) Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке.—Л.,1932, с. 114.

164) Там же, с. 30.

165) Плетнева С. А. Хазары— М., 1986, с. 64.

166) Имя его, конечно, связано с праздником (в память возобновления богослужений в иерусалимском храме в 765 году), который через почти 1200 лет, в 1991 году, иудеи сумели отметить в Московском Кремле, вызвав недоумение и возмущение многих христиан.

167) Артамонов М. И. История хазар, с. 321.

168) Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь— М., 1989, с. 141.

169) Толстов С. П. Новогодний праздник "каландас" у хорезмийских христиан начала XI века...— "Советская этнография", 1946, вып. 2, с. 96.

170) См.: Вайнберг Б. И. Монеты Древнего Хорезма.— М., 1977, с. 81; эта исследовательница нумизматики на основе своего материала выявила достоверную хорезмийскую хронологию.

171) Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда— М., 1963, с. 194.

172) Там же, с. 193-194.

173) Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.—М.—Л., 1939, с. 85.

174) Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье.— М., 1989, с. 24.

175) Плетнева С. А. Рисунки на стенах Маяцкого городища.— В кн.: Маяцкое городище. Труды советско-болгарско-венгерской экспедиции.—М., 1984, с. 59.

176) Плетнева С. А. Хазары.-- М., 1986, с. 63.

177) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка, с. 116—117.

178) Новосельцев А. П. Хазарское государство... с. 194—196.

179) Арабские сообщения об этом собраны в кн.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Том II. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне.—М., 1967, с. 55— 56.

180) Во многих работах утверждается, что Русь совершила два более ранних нападения на Византию: еще чуть ли не в конце VIII века на ее крымские владения (Сурож) и между 820 и 842 гг.- на город Амастриду (на южном берегу

Черного моря). Но, как убедительно доказывал целый ряд историков, в этих сведениях на самом деле отразились более поздние походы Руси (860-го, 941-го или даже 988 года).

181) Акафисты различны. Почаев. 1776, с. 20.

182) См. об этом: Константин Багрянородный. Об управлении империей.— М., 1989, с. 392.

183) Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. IX — первая половина Х в.— М., 1980, с. 51.

184) Латинское "так!",побуждающее вдуматься в текст: здесь заострено внимание на том факте, что с христианами поступают так же, как с самим Христом...

185) Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь, с. 194—195.

186) Памятники истории Киевского государства IX—XII вв.—М.,1936, с. 96—97.

187) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в., с. 119, 120.

188) Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей.— М., 1992, с. 175-176.

189) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке.— Л. 1932, с. 117-118.

190) Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от Х века.— Берлин, 1924, с. 25.

191) Подобное сопоставление иудаизма и христианства выразилось позднее в "Слове о законе и Благодати" митрополита Киевского Илариона.

192) Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. М.,1992,с. 142.

193) Цитирую по кн.: Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений.—М., 1956, с. 73.

194) Вторая беседа Фотия "На нашествие россов".— В кн.: Материалы по истории СССР. Вып. 1.- М„ 1985, с. 268-269.

195) Сказания о начале славянской письменности.— М., 1981, с. 96.

196) Макарий. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю русской Церкви.— СПб., 1857, с. 287.

197) Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и исторический источник.— Пг., 1915.

198)См.,напр.: Львов А.С. записи про Константина-Кирилла Философа в календаре Остромирова Евангелия—-"Советское славяноведение",1976,№ 1

199)Карташев А.В.Очерки по истории Русской Церкви—Париж, 1959,с. 90,91.

200) Сказания о начале славянской письменности.— М., 1981 с. 81—85.

201) Артамонов М. И., цит. соч., с. 375.

202) Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от Х века.— Берлин, 1924, с. 23.

203) Это указанное царем Иосифом количество, в котором учтены в качестве отдельных народов подвластные Каганату русские племена (вятичи, северяне и др.), вполне достоверно; его, в частности, называет и арабский путешественник Ибн-Фадлан, побывавший в 922 г. в Волжской Булгарии.

204) Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории.— В кн.: Источниковедение отечественной истории.—М.,1989,с. 3,5,б (Разрядка моя.— В. К.)

205) См.:Русский фольклор. Составил Н.П. Андреев—М.—Л.,1938, с. 190-191.

206) Былины.—М., 1986, с. 122—129. В том же году вышла антология "Былины", составленная Б. Н. Путиловым, где этой былины опять-таки нет...

207) След копыта.

208) Рослого, высокого.

209) Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки.— М., 1988, с. 245, 247.

210) В последнее время нередко обсуждается — шутливо или даже серьезно — вопрос о "неадекватности" этого термина, ибо к "семитам" принадлежат и арабы, и другие народы (особенно древние). Но это, конечно, только "спор о словах", ибо сей термин имеет в виду одних евреев.

211) Уэллс Герберт. Россия во мгле. 1958, с. 43. (Разрядка моя.— В. К)

212) Пигулевская Н. В. Ближний Восток. Византия. Славяне.— М., 1976, с. 96,95,97.

213) Отмечу, что противостояние Христа и фарисеев в этом же аспекте анализируется в написанной через три десятилетия после статьи Н. В. Пигулевской книге Дугласа Рида "Спор о Сионе (2500 лет еврейского вопроса)"; эта книга была издана через два года после публикации статьи Н. В. Пигулевской, в которой проблема исследуется с гораздо более глубоким знанием предмета.

214) Кант И. Трактаты и письма.— М., 1980, с. 198, 199.

215) Еврейская энциклопедия... т. 7, стлб. 310.

216) Еврейская энциклопедия... т. 9, стлб. 246.

217) Shonfeld M. The Holocaust Victims Accuse. Documents and Testimony on Jewish War Criminals.-- N-Y., 1977, p. 25.

218) Богатка Иржи. В подручных у нацистских душегубов (когда заговорил дневник сиониста).— В кн.: Сионизм — правда и вымыслы.— М., 1980, с. 77.

219) История Византии. Т. 2. --М., 1967, с. 347-348.

220) Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков.— М., 1963, с. 193.

221) Ковалевский А. П. Славяне и их соседи в первой половине Х в., по данным аль-Масуди.—В кн.: Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений.— М., 1973, с. 67.

222) Минорский В. Ф. Цит. изд., с. 198.

223) Там же, с. 200.

224) Половой Н. Я. О маршруте похода русских на Бердаа и русско-хазарских отношениях в 943 г.— В кн.: Византийский временник. Том XX.— М., 1961, с. 100,98, 99, 95, 97. (Разрядка моя—В. К.)

225) См.: Новосельцев А. П. Древнерусско-хазарские отношения и формирование территории Древнерусского государства.— В кн.: Феодализм в России.— М., 1987, с. 195.

226) Литаврин Г. Г. Культурные связи Древней Руси и Византии X—XII вв. (опыт исторической характеристики).— В кн.: Проблемы истории культуры. М., 1976, с. 255. (Разрядка моя.—В. К.)

227) Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси.— М., 1960, с. 62.

228) Карташев А. В. Очерки по истории русской Церкви.— Париж 1959, с. 93.

229) Сахаров А. Н. "Мы от рода русского..." Рождение русской дипломатии.— Л., 1986, с. 214-217.

230) Диакон Лев. История.—М., 1988, с. 57.

231) Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси.— "Советская археология", XVIII, 1953, с. 130, 131; Он же. Русь и Хазария.— В кн.: Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия. Сборник статей. - М., 1952 с. 86, 88.

232) Артамонов. История хазар, с. 386.

233) Плетнева. Хазары, с. 70.

234) В кн.: Восточные источники по истории народов Юго-восточной и центральной Европы. III.— М., 1974, с. 26—71.

235) Сказания еврейских писателей о хазарах и Хазарском царстве. Собрал, перевел и объяснил А. Я. Гаркави— СПб., 1874, с. 17.

236) История России. С древнейших времен до конца XVII века.— М., 1996, с. 59,62,64.

237) Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи.— "Вопросы литературы", 1988, № 12, с. 140.

238) Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток.— М., 1978 с. 121.

239) Пропп В. Я. Русский героический эпос— М., 1958, с. 154—139.

240) См.: Савельев Леонтий. Записки по русской философии.—"Москва", 1993, № 2, с. 181 и № 3, с. 173.

242) Якубинский Л. П. История древнерусского языка.— М., 1953, с. 96.

242) Тихомиров М. Н. Русская культура X—XIII веков.— М., 1968, с. 132.

243) Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси.— М., 1995, с. 283.


Hosted by uCoz