СЕРАПИОН (ум. 1275) — епископ Владимирский, проповедник и писатель. Сведения о жизни его крайне скудны: в летописи под 1274 г. сообщается, что митрополит Кирилл поставил епископом Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода архимандрита (в других списках — игумена) Киево-Печерского монастыря С., а на следующий год С. умер. Летопись отмечает, что он был “зело учителей и книжен”, т. е. начитан в духовной литературе и известен как проповедник.

     В науке утвердилось мнение о принадлежности С., по крайней мере, пяти поучений. В первом из них С. призывает верующих к покаянию, напоминая им о грозных божественных “наказаниях”— землетрясении (возможно, речь идет о землетрясении 1258 г.) и о нашествии иноплеменников. Сер. XIII в. отнюдь не была для Руси, еще не оправившейся от Батыева нашествия, временем благополучия: во время новых походов-татар опять были разорены Владимир, Суздаль, Юрьев, Москва, Тверь, Рязань и др. города. Об этом трагическом времени и говорит С.: “И вот уже поучает нас Бог предзнаменованьями, земля сотрясается по его повелению: хоть и не говорит устами, но делом поучает. Даже и так нас наказав, Бог не отучил нас от дурных обычаев. Вот теперь землю трясет и колеблет, многие грехи беззакония хочет стрясти с земли, как листья с дерева. Если же кто скажет: “И раньше были землетрясения и войны, и пожары ведь были”, то отвечу: “Так и было, но что потом было с нами? Не было ли голода? Не было ли мора? Не было ли ратей многих? Мы же все равно не покаялись, до тех пор пока не пришел на нас по попущению божественному народ безжалостный, и землю нашу опустошили, и города наши попленили, и церкви святые разграбили, отцов и братьев наших перебили, а над матерями и сестрами нашими надругались”. С. призывает отказаться от несправедливого суда, от “грабежа, воровства, разбоя и грязного прелюбодеяния... сквернословия, обмана, клеветы, ложных клятв и доносов”, только тогда, надеется проповедник, “утешит нас Бог небесный, как детей своих помилует нас, горе мирское от нас отведет и дарует мирный отход в иную жизнь”.

     О том же, о дурных нравах и поступках, которые, по мнению С., и являются причиной гнева Божьего, говорится и в другом его послании: он вновь напоминает о пленении земли, о захваченных городах, о трупах убитых мужчин и уведенных в полон женщинах и детях, изображая поистине трагическую картину всеобщего бедствия: “Вот уже к сорока годам приближаются страдания наши и мучения, мы обложены тяжелыми поборами, всюду голод, болезни, вдоволь хлеба своего поесть не можем, вздохи наши и печаль иссушают кости наши...” И опять проповедник призывает к покаянию, к отказу от дурных дел в надежде на милость Бога.

     Той же теме — изображению современных ему событий — посвящено и третье “слово” С., но всякий раз он находит все новые и новые краски, изображая трагическую судьбу разоренной нашествием Русской земли: кровью отцов и братьев земля пропитана как водой в половодье, исчезли крепость и сила наших князей и воевод, города опустели, заросли сорной травой села, наши богатства ныне стали сокровищами иноплеменников.

     В четвертом и пятом поучениях С. выступает против языческого обычая по наущению волхвов предавать казни людей, обвиненных в колдовстве. С. осуждает эти предрассудки во всеоружии своей христианской образованности. “Где вы видели в Писании,— вопрошает он,— что человек властен над урожаем или недородом, что он может вызвать дождь или жару? О, неразумные! Все это Бог творит по своей воле: беды и голод посылает нам в наказание за грехи наши, побуждая к покаянию”.

     Поучениям С. присущи высокие художественные достоинства: изысканное мастерство ритора соединяется в них с необыкновенной простотой и яркостью языка, эмоциональность с искренностью. Поучения С.— не только факт литературы, но и живое свидетельство трагических событий, отражение мучительных раздумий о причинах неслыханных бедствий, обрушившихся на Русскую землю, на народ, тщетно взывавший к Богу о помощи.

     Творчество С. как бы знаменовало собой сохранение в литературе Владимирской Руси лучших традиций торжественного и учительного красноречия Киевской Руси XII в.

 

     Изд.: Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в.—СПб., 1888; “Слова” Серапиона Владимирского/ Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 440—455; То же / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С. 108—122.

 

     Лит.: Колобанов В.А. Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского // АКД.— Л.; Владимир, 1962; Творогов О.В. Серапион//Словарь книжников. — Вып. 1.— С. 387—390.

 

О. И. Творогов