ФЕОДОСИЙ (30-е гг. XI в (?) — 3.V.1074) — церковный деятель, автор поучений Ф. родился в состоятельной семье в г. Василеве (под Киевом), детство провел в Курске, куда по повелению князя переселились его родители. С отроческих лет Ф. отличался необычайной религиозностью и своим экзальтированным благочестием и смирением вызывал гнев матери, надеявшейся вырастить сына рачительным хозяином и наследником ее богатств. Видимо, еще юным Ф. покинул родительский дом и отправился в Киев. Там, после безуспешных попыток постричься в каком-либо из городских (княжьих) монастырей, пришел в пещеру, где подвизались Антоний и Никон, поселился с ними и был пострижен Никоном в монахи Ф. стал одним из первых монахов Киево-Печерского монастыря, а в 1062 г. был поставлен его игуменом. По инициативе Ф. были возведены многие монастырские строения и заложен Успенский собор. В 1073 г Ф. решительно осудил киевского князя Святослава, свергнувшего своего брата Изяслава Ф. почил в монастыре и был погребен в пещере, откуда его мощи были торжественно перенесены в 1091 г в Успенский собор.

     Подробный рассказ об отроческих и юношеских годах Ф. и его подвижничестве в монастыре содержится в обширном “Житии”, написанном Нестором. Сведения о Ф. имеются также в Повести временных лет и в Патерике Киево-Печерском.

     Ф. приписывалось более двадцати сочинений, однако с достаточным основанием можно считать его автором двух посланий, восьми поучений и молитвы.

     Послание Ф. князю Изяславу Ярославичу (“Въпрошание Изяславле князя, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Феодосья Печеръскаго монастыря”), сохранившееся в двух списках, содержит ответ Ф. на вопрос князя, можно ли по воскресным дням есть мясо. Тому же Изяславу адресовано и другое послание Ф. (“Слово святаго Феодосья, игумена Печеръскаго монастыря о вере крестьянской и олатыньской”), написанное, как полагают, в 1069 г. и посвященное проблемам различия между православием и католичеством.

     Ф. приписываются также поучения “о терпении и о любви”, “о терпении, и о любви, и о посте”, “о терпении и милостыни”, “о терпении и о смирении”, два поучения “о душевной пользе” и поучение “к келарю”. В этих поучениях, обращенных к монастырской братии, Ф. призывает следовать евангельским заповедям, быть смиренным, терпеливо сносить укоры и уничижения, осуждает “непотребные речи”, склонность к взаимным попрекам и гневу, сетует на нерадивость в церковной службе, иными словами, осуждает за отсутствие тех нравственных достоинств — смирения, кротости, искреннего благочестия, трудолюбия, которыми отличался он сам.

     Молитва Ф. “за вся крестьяны” была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым. Лучшие издания сочинений Ф. принадлежат И. П. Еремину и Н. В. Понырко.

 

     Изд.: Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ,— 1947.— Т 5 — С 159—184; Поучения Феодосия Печерского // Красноречие Древней Руси — С 58—69; Послания Феодосия Печерского князю Иэяславу Ярославичу // Эпистолярное наследие Древней Руси — С. 14—29.

 

     Лит.: Чаговец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения.—Киев, 1901; Гудзий Н К. О сочинениях Феодосия Печерского // Проблемы общественно - политической истории России и славянских стран.— М., 1963 — С 62—66; Склярук В. И. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ—1988—Т 41— С 317—323; Творогов О. В. Феодосии // Словарь книжников.—Вып. 1.—С. 457—459.

 

О. В. Творогов