ФИЛОФЕЙ (гг. рождения и смерти неизвестны) — писатель-публицист 1-й пол. XVI в., монах и игумен Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Ф. принадлежал к образованной части церковников иосифлянского направления (см. Иосиф Волоцкий), он известен как автор посланий. В своих произведениях Ф. широко и свободно цитирует свято-отеческую литературу и Священное писание.

     Судя по его ответным посланиям, Ф. был авторитетнейшим лицом на Псковщине в период присоединения Пскова к Московской Руси. В 1510 г. к нему обратились “некие боголюбци псковичи”, жалуясь на постигающую их “скорбь от государя и от градских властей насилие”. Не имея возможности оказать конкретную помощь, Ф. призывал опальных псковичей к смирению и обращению к Богу с мольбой об избавлении “от всех скорбей”.

     В течение 1521—1528 гг. Ф. вел переписку с дьяком Мисюрем (Михаилом Григорьевичем) Мунехиным, влиятельным представителем власти в Пскове времени Василия III. Первое послание Мунехину написано по случаю морового поветрия, случившегося в Псковской земле в 1521 г. В нем Ф. вновь касается темы провидения Божия, призывает к терпению (“иже случаются нам прискорбная и тяжкая, но благодарно вся терпим”). Послание “на противящихся Божьей воле” (1521—1524) является ответом на просьбу Мунехина истолковать “божественное писание”. Это послание не только тематически, но и текстуально близко предыдущему.

     Наиболее известным оказалось третье послание Мунехину (“Против звездочетцев и латинян, или О злых днех и часех”), которое датируется 1527— 1528 гг. В ответ на запрос своего адресата Ф. весьма критически отозвался о взглядах немецкого врача и астролога Николая Булева, утверждавшего, что первенство в христианском мире принадлежит католическому Риму. Ф. противопоставил ему свою церковно-политическую концепцию, получившую название “Москва — третий Рим”. Злободневность появления этой концепции подтверждается тем, что в 1526 г. Москву посетили послы папы римского, склонявшие Русь к принятию церковной унии. Ф. сформулировал идею о переходе функции опоры христианства к Русскому государству, поскольку ни первый Рим, ни второй Рим (Царь-град) не способны были играть эту роль. Он пишет Мунехину: “Да веси (знай, ведай), христолюбче и боголюбче, вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя по пророческим книгам, то есть Российское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”. В теории “Москва — третий Рим” соединились распространенная в христианских странах идея “длящегося Рима” с утверждавшейся в древнерусской литературе идеей богоизбранности Руси. Ф., иосифлянин, защитник крупного монастырского землевладения, провозглашая Москву третьим Римом, возлагал на великого князя ответственность за судьбу всего христианства и обязывал его блюсти интересы церкви и защищать ее имущество.

     Известно еще несколько произведений, которые связывают с именем Ф., в том числе послания, адресованные Василию III и Ивану IV (может быть, Ивану III). Они тематически и текстуально близки посланиям Мунехину.

     Теория Ф. “Москва — третий Рим” носила церковный характер и не смогла оказать существенного влияния на политическую идеологию Русского государства XVI в. После учреждения московского патриаршества она постепенно стала проникать в официальные документы, в литературные произведения; особый интерес к ней проявился в XVII в.

 

     Изд.: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания.—Киев, 1901; Послания старца Филофея / Подг. текстов, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: Конец XV— первая половина XVI века — М., 1984.— С. 436—455, 732—739.

 

     Лит.: Масленникова Н. Н. К истории создания теории “Москва — третий Рим” // ТОДРЛ —1962.—Т. 18—С. 569—581; Гольдберг А. Л. Идея "Москва — третий Рим” в цикле сочинений первой половины XVI века // ТОДРЛ.—1983.—Т. 37.—С. 139—149; Гольдберг А. Л., Дмитриева Р. П. Филофей // Словарь книжников — Вып 2, ч. 2.— С 471— 473.

 

Р. П. Дмитриева