ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ — свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви.

     ВМЧ были созданы по инициативе митрополита Макария как своеобразный многотомный сборник “всех книг четьих”, “чтомых” на Руси (преимущественно “святых”, предназначавшихся для “душеполезного” чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день. 

     Известны три “чистовых”, полностью завершенных списка ВМЧ, фактически представляющих три самостоятельные редакции, или, точнее — три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список ВМЧ — единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки. 

     Внешнее оформление книг ВМЧ выдержано в торжественном стиле “второго монументализма”. Размеры каждого 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию “Великие” минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из 12 книг ВМЧ насчитывает от 1500 до 2000 листов большого формата (так называемый “александрийский лист”).

     Формирование трех беловых списков ВМЧ длилось около 25 лет. Общее представление о ходе этого процесса можно составить на основе предисловий (“Летописцев”) митрополита Макария, открывающих тома ВМЧ. Создание Софийского свода ВМЧ было начато в Новгороде в 1529—1530 гг. и длилось в течение 12 лет. Как свидетельствуют вкладные записи, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в Новгородский Софийский собор “на помин души” его родителей в 1541 г. 12 томов Успенских ВМЧ митрополит внес как вклад “на память своей души и по своих родителех в вечный поминок” в Успенский Кремлевский собор в 1552 г. Работа над Царским списком, предназначавшимся для царя Ивана IV, продолжалась еще в 1554 г. В XVII в. этот список хранился в царских палатах: на его декабрьской книге осталась помета Дьяка Ивана Арбенева о принадлежности ее царю Феодору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора.

     Создание Софийского списка ВМЧ происходило в Новгороде при архиепископском доме Макария трудами “многих различных писарей” и книжников, переписывавших произведения, переделывавших их и предпринимавших новые переводы и сверку их по греческим оригиналам, “от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь”, как писал в предисловии к ВМЧ Макарий. Для формирования первоначального состава ВМЧ были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек. Работа над Успенским и Царским списками частично продолжала проводиться в Новгороде (здесь копировались тексты Софийского списка), но, став митрополитом “всея Руси”, Макарий смог привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление книг происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.

    В основу ВМЧ были положены минейные сборники раннего времени, статьи из Пролога и Торжественника (см.:Сборники устойчивого состава), обильно дополненные новыми материалами: русскими и переводными житиями святых, полными текстами патериков, библейскими книгами, праздничными и похвальными словами, поучениями, посланиями, толкованиями, сочинениями “отцов церкви” — Василия Великого, Григория Богослова, целыми сборниками (Златоустом, Златоструем, Маргаритом и др.), “Тактиконом” Никона Черногорца, а также разнообразными историческими и публицистическими произведениями, сказаниями и хождениями”, документальными материалами (уставами, актами, грамотами и пр.), Кормчей книгой и даже апокрифами.

     Созданию ВМЧ предшествовала огромная составительская, переводческая и редакторская работа; она заключалась в сплошной и весьма существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого собранного материала с тем, чтобы изложение в ВМЧ было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле “второго монументализма”. Как правило, включение памятника в ВМЧ приводило к созданию его новой редакции.

     К созданию ВМЧ были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам и др., до неопытных авторов какого-нибудь единственного сочинения, написать которое для ВМЧ им было поручено Макарием. “Во спасение души” предпринимали книгописные труды для ВМЧ и высшие церковные иерархи XVI в., такие, как новгородский архиепископ Феодосий, епископ Крутицкий Савва Черный, епископ вологодский и владимирский Иоасаф. Имена писцов, на долю которых легло копирование текстов ВМЧ, наиболее полно сохранились на полях Царского списка (в Успенском списке большинство этих записей было срезано при реставрации рукописи в XVII в.). Внешнему оформлению ВМЧ и расположению материала по годичному кругу церковного календаря придавалось особое значение. В каждой из 12 книг ВМЧ (по типу домакарьевских миней и прологов) произведения подобраны и расположены в порядке дней, на которые приходится “память” святого. Та часть материала, которая не поддавалась распределению по порядку дней календаря, не имея связи с именем какого-либо святого, помещалась в конце минеи, в последних числах месяца, как своеобразное дополнение к тому. Составители стремились к приблизительному равенству объема всех 12 книг миней. Торжественному стилю соответствовал не только большой размер фолиантов, но и строго выдержанный полуустав, расположенный на листе в две колонки, выполненные четкой киноварной вязью заглавия и изящно изукрашенные заставки нововизантийского стиля (по золотому фону с преобладанием синей краски). Иллюстрированы были и отдельные сюжеты внутри книг (например, в Софийском и Успенском списках за август). Часть книг сохранила старинные переплеты XVI в. (доски, обтянутые кожей, украшенной богатым тиснением).

     ВМЧ зафиксировали состав книг, особенно ценившихся и имевших наибольшее обращение в определенных кругах грамотных людей рубежа XV—XVI вв., а для нас способствовали сохранению от гибели многих литературных памятников. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал также формированию в Москве будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки.

     В XVII в. ВМЧ были положены в основу Миней Четьих Чудовских (1600 г ), Миней Германа Тулупова и Миней И. И. Милютина, а в конце XVII — начале XVIII в.— в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского, завершившего замысел митрополита Макария о заполнении произведениями всех дней годового “круга чтения” и сформировавшего Минеи Четьи как литературный жанр.

     Особой популярностью ВМЧ Макария пользовались у старообрядцев (выписки из ВМЧ встречаются в составе старообрядческих сборников, “Цветников”). В подражание ВМЧ Андрей Денисов составил свои Четьи Минеи для Выговской пустыни. Научное издание текстов ВМЧ Макария (по трем спискам) было частично осуществлено Археографической комиссией в 1863—1916 гг. Неизданными остались книги за январь (с 11-го числа), февраль, март, май, июнь, июль, август, ноябрь (с 26-го числа). При пользовании этим изданием следует помнить, что в нем Успенскому списку ошибочно дано наименование Царского.

 

     Изд.: Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митр. Макарием, изд. Археограф комиссией: Сентябрь, дни 1—13.—СПб., 1868; Сентябрь, дни 14—24.— СПб., 1896; Сентябрь дни 25—30 — СПб., 1883; Октябрь, дни 1—3.—СПб., 1870, Октябрь, дни 4—19 — СПб., 1874; Октябрь дни 19—31.—СПб., 1880, Ноябрь, дни 1—12.— СПб , 1897; Ноябрь, дни 13—15.—СПб., 1899; Ноябрь, день 15 — М., 1910; Ноябрь, дни 16—17.— М , 1911, Ноябрь, дни 16—22.— М„ 1914; Ноябрь дни 23—25—М, 1916 (1917); Декабрь, дни 1—5.— М, 1901, Декабрь, день 24.—М., 1910; Декабрь, дни 25—31—М, 1912, Декабрь, день 31.—М., 1914 (вып 14, тетрадь 1 — не до конца); Январь, дни 1—16—М., 1910; Январь, дни 6—11.—М., 1914, Апрель, дни 1—8.— М., 1910; Апрель, дни 8-21 — М , 1912, Апрель, дни 22—30 — М„ 1916; Из Великих Миней Четьих Макария / Подг. текста и комм. Н. Ф. Дробленковой; Перевод Н. Ф. Дробленковой и Г. М. Прохорова // ПЛДР: Вторая половина XVI века — М , 1986.— С. 478—549, 625— 634.

 

 

     Лит.: Иосиф, архим. Подробное оглавление Великих Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской патриаршей, ныне Синодальной библиотеке.— М., 1892; Орлов А. С. Книга русского средневековья и ее энциклопедические виды // Доклады АН СССР—Сер В.—1931.—№ 3.—С. 37—51; Кучкин В. А. О формировании Великих Миней Четиих митрополита Макария // Проблемы рукописной и печатной книги.— М., 1976.— С. 86— 101, Дробленкова Н.Ф.; 1) Из истории жанра Четиих Миней в русской литературе // Армянская и русская средневековая литературы.— Ереван, 1986.—С. 139—181; 2) Великие Минеи Четий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 1.— С 126—133; Гаврюшин Н. К. Первая русская энциклопедия // Памятники науки и техники: 1982—1983.—М„ 1984.—С. 119—130.

 

Н. Ф. Дробленкова