ХРОНОГРАФ РУССКИЙ — хронографический свод, в котором впервые русская история и история южных славян (а в отдельных редакциях и славян западных) рассматривалась наряду с историей всемирной, в отличие от Летописца Еллинского и Римского, посвященного почти исключительно всемирной истории и упоминающего о Руси лишь в связи с походами русских князей на Константинополь. X. Р. известен в нескольких редакциях, каждая из которых сохранилась до нашего времени во многих десятках списков.

     Первая (древнейшая) редакция, обычно называемая редакцией 1512 г., была создана, вероятнее всего, в 20-х гг. XVI в., возможно, в скриптории Волоколамского монастыря. Текст разделен на 208 глав. В главах 1—95 излагается библейская история и приводятся сведения о царях Лидии и Персии; далее следуют главы, посвященные Александру Македонскому и его наследникам — династиям Птолемеев и Селевкидов; 106-я глава содержит “Повесть о создании и попленении Тройском” — компиляцию из рассказа о Троянской войне Хроники Константина Манассии и южнославянской повести “Притчи о кралех” (см. “Сказания о Троянской войне”). В 107—118-й главах повествуется об истории Рима и римских императорах, со 119-й главы излагается история Византии, начиная с Константина Великого. Со 166-й главы параллельно с историей Византии приводятся сведения по истории Руси и южных славян. В последней, 208-й главе рассказывается о падении Константинополя в 1453 г. и сокрушении Византии турецким султаном Мехмедом II. Библейская история и история стран Востока изложена в X. Р. на основе книг Священного писания и Летописца Еллинского и Римского второй редакции. Тот же Летописец положен в основу повествования об истории Рима и Византии, но здесь составитель X. Р. широко привлек и другие источники — “Историю Иудейской войны” Иосифа Флавия, византийскую Хронику Константина Манассии, сокращенную переработку Хроники Иоанна Зонары — “Паралипомен”; Александрия в составе Р. X. представляет собой особую редакцию, основанную как на Александрии Хронографической, так и на Александрии Сербской. История Болгарии и Сербии изложена на основе житий сербских святых — Саввы, Стефана Дечанского и Стефана Лазаревича, а также на основе болгарского жития Илариона Мегленского. История Руси излагалась по Сокращенному летописному своду 1495 г. и Симеоновской летописи.

     X. Р. отражал настроение русского общества в период, когда после падения Византии Московская Русь осознавала себя как законная наследница великих держав прошлого, “третий Рим”, так как оставалась единственной православной страной на востоке Европы. Эта мысль отчетливо выражена в заключительных словах X. Р.: турки “поплениша” другие “благочестивые царствия” (католическая Европа в расчет не принималась!), а Русское государство, напротив,“растет и младеет и возвышается”.

     X. Р.— выдающийся литературный памятник. Его составитель умело связал извлечения из различных источников в единое повествование с четкой композицией, в основе которой хронологически последовательное изложение всемирной истории. При этом свои источники X. Р., как правило, не цитирует (за исключением летописных текстов), а пересказывает, подвергая при этом кардинальной редактуре, благодаря чему памятник обладает в значительной мере единым стилем. В повествовании о римской и особенно византийской истории составитель отдает явное предпочтение одному из источников — Хронике Константина Манассии. Несколько упростив витиеватый слог этой хроники, составитель, сохранив образность ее языка, ее яркие сравнения и метафоры, эмоциональность риторических пассажей, создает психологические характеристики основных деятелей Смуты, особенно — Бориса Годунова. В первые десятилетия XVII в. возникают еще четыре редакции X. Р.: Распространенная редакция 1617 г., испытавшая влияние Пространного хронографа, а также три разновидности так называемой редакции 1620 г., в которых основные отличия состоят в изложении событий Смутного времени; в хронограф включены многочисленные дополнительные источники — исторические сочинения и документы. Завершаются редакции X. Р., созданные в XVII в., сообщением о воцарении Михаила Романова, который принял “богопорученное ему скипетродержание Московского государства и повел мудронаправленный корабль царствия”.

     В XVII в. хронографический жанр прекращает свое развитие, хотя переписываться хронографы разных редакций будут до конца XVIII в., уступая место собственно историческим трудам, таким, как “Синопсис” И. Гизеля и “Скифская история” А. И. Лызлова.

 

     Изд.: Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции.— М, 1869; Русский хронограф: Хронограф редакции 1512 года // ПСРЛ.—Т. 22, ч. 1—СПб, 1911; Русский хронограф: Хронограф западнорусской редакции // ПСРЛ.—1914.—Т. 22, ч. 2; Из Хронографа 1512 года / Подг. текста, перевод и комм О. В. Творогова // ПЛДР: Конец XV—первая половина XVI века.—М., 1984.—С. 376—415. 716—723; Из Хронографа редакции 1617 года // ПЛДР: Конец XVI — начало XVII века - М . 1987.— С. 318—357, 584—588.

 

     Лит.: Попов А. Обзор хронографов русской редакции.—М., 1866.—Вып. 1.—С. 95— 215; М., 1869.—Вып. 2; Шахматов А. А. К вопросу о происхождении Хронографа // СОРЯС.— 1899.— Т. 66, № 8; Розанов С.П. Заметки по вопросу о русских хронографах // ЖМНП.— 1904.— Январь.— Отд. 2.— С. 92—136; Лихачев Д. С. 1) Русские летописи и их культурно-историческое значение.— М.; Л , 1947.—С. 331—350; 2) Человек а литературе Древней Руси.—М., 1970.—С 11-22, 81—89, Творогов О. В. 1) К истории жанра хронографа // ТОДРЛ.—1972.—Т. 27.—С 203— 226; 2) Древнерусские хронографы.— Л , 1975 — С. 32—45. 160—234; 3) Хронограф Русский // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 2.— С. 499— 505; 4) Хронографы Древней Руси // Вопросы истории.— 1990.—№ 1.— С. 36—49; Клосс Б. М. О времени создания Русского хронографа // ТОДРЛ.— 1971.— Т. 26.— С. 244—255.

 

О. В. Творогов