ДАНИИЛ (2-я пол. XI — нач. XII в.) — игумен одного из черниговских монастырей, посетивший в нач. XII в. Палестину и описавший свое путешествие в сочинении, носящем в рукописях заглавие “Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена”.

     В Палестине, входившей в те годы в состав созданного крестоносцами Иерусалимского королевства, Д. провел 16 месяцев. Он жил в монастыре св. Саввы, откуда совершал поездки по стране, посещая места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и библейскими событиями. Именно эти достопамятности Д. описывает особенно подробно, не упуская возможности напомнить связанные с ними предания или апокрифические легенды. Он описывает, например, скамью, на которой покоилось тело снятого с креста Христа, находящийся неподалеку камень, сидя на котором ангел возвестил о грядущем воскресении Иисуса, описывает Голгофу и даже то углубление в скале, в которое, по преданию, был вставлен крест; он упоминает место, откуда был вознесен на небо в огненной колеснице пророк Илья, пещеру, в которой постившегося Иисуса пытался искусить дьявол, здание претории, куда Христа привели к Пилату, и т. д. В некоторых случаях Д. воспроизводит отдельные эпизоды, передает или сам сочиняет реплики участников событий (таков, например, возглас Богородицы, видящей распятие Иисуса).

     Столь же конкретно и образно описывает Д. природу Палестины. Он восторгается плодородием южной земли, где хорошо произрастают пшеница и ячмень, а в садах — обилие разнообразных плодовых деревьев. Стремление Д. к конкретности и наглядности поразительно: расстояния он измеряет то длиной перелета стрелы, то длиной броска камня (“как взрослый мужчина добросит”,— поясняет при этом Д.), реку Иордан он сравнивает со знакомой ему на Руси рекой Сновь (притоком Десны): так же быстро ее течение, так же извилисто русло. Тивериадское озеро, пишет Д., можно обойти, а вода в нем так вкусна, что не может ею насытиться пьющий. В озере том водится рыба — вкуснее всех рыб, ее любил есть Христос, с виду она напоминает карпа. Столь же обстоятельны и наглядны описания архитектурных сооружений: Д. рассказывает о мраморных колоннах, расписанных сводах, мозаичных полах палестинских храмов, о крепостных сооружениях.

     Д. упоминает о встречах с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по горным дорогам, где путников подстерегали засады “сарацинов”, о богослужении в Иерусалимском храме. Д. постоянно ощущал себя посланцем Руси: не случайно он оставляет в храме св. Саввы поминание за всех русских князей, перечислив их, как отметил В. Л. Янин, в соответствующем своему времени иерархическом порядке.

     “Хожение” Д. ценно не только как обстоятельный путеводитель для паломников; оно воспроизводит знания и представления русских христиан о событиях и персонажах Священной истории, свидетельствуя о широком кругозоре русских книжников начала XII века.

     “Хождение” сохранилось более чем в ста списках, начиная с XV в. Оно оказало влияние на развитие жанра "хождений" в литературах восточных славян.

 

     Изд.: Житье и хождение Даниила, Русьскыя земли игумена 1106—1107 гг. //ППС—1883— Т 1, вып. 3, 1885.— Т 3, вып 3; Хожение игумена Даниила / Подг текста, перевод и комм Г. М Прохорова // ПЛДР- XII век — М , 1978 — С 24—115, 627—645.

 

     Лит.: Веневитинов М. Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII ст. // ЛЗАК за 1876—1877 гг.—1884.—Вып. 7 — С. 1—138; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и “Хождение игумена Даниила” // ТОДРЛ—1960—Т 16—С 112—131; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII—XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. — М., 1970 — С 27—64; Творогов О. В. Даниил // Словарь книжников—Вып 1—С 109—112.

 

О. В. Творогов