ЖИТИЕ ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО — одно из самых распространенных древнерусских житий, повествует о деятельности ростовского епископа Леонтия, его борьбе с язычниками за распространение христианства в Ростове в XI в. Древнейшая редакция встречается в составе Пролога уже в его списках XIII—XIV вв., всего же исследователи выделяют 12 редакций Ж.

     Первоначально в Ж. повествовалось об обнаружении в 1160-х гг. мощей Леонтия при строительстве Успенского собора в Ростове, и в этой связи вспоминалась деятельность Леонтия. Согласно Ж., он родился в Константинополе, с детства отличался благочестием, постригся в одном из константинопольских монастырей, по требованию константинопольского патриарха Фотия отправился в Ростов, откуда, не устояв в борьбе с местными язычниками, были вынуждены уйти епископы Федор и Иларион. Этот мотив — направление Леонтия патриархом Фотием (появившийся лишь в 3-й редакции Ж.) — совершенно легендарен: Фотий патриаршествовал до 886 г., т. е. за столетие до крещения Руси. В Ростове Леонтия встретили враждебно. Когда же он обратил свою проповедь к молодым ростовчанам, воинствующие язычники набросились на него с оружием и дубинами, однако, увидев Леонтия и окружавший его клир в святительских ризах, пали мертвыми или ослепли. Леонтии воскрешает и исцеляет нападавших ростовчан и продолжает свою миссионерскую деятельность. По одним версиям Ж., он был все же убит язычниками, по другим — мирно почил в Ростове.

     Сказание создано было в 60—80-х гг. XII в., т. е. столетие спустя после описываемых событии, и опиралось не на отголоски действительных фактов, а на поздние легенды. Ж. входило в круг произведений владимирской литературной школы, призванных поднять церковный авторитет княжества, уравнять его по святости с Киевом, а ростовских епископов — с киевскими святыми подвижниками. Этот расцвет литературной деятельности во Владимире связывают с годами княжения Андрея Боголюбского, который и сам являлся инициатором или даже автором литературных произведений. В то же время, как отмечал Г. Ю. Филипповский, Ж. Леонтия “открывает длинный ряд святительских агиобиографий Древней Руси, призванных отстоять самостоятельность и права русской церковной иерархии”, оно “легло у истоков новой самобытной собственно русской традиции владимиро-суздальской, ростовской, а потом московской агиографии XIII—XV вв.” 

 

     Изд.: Титов А. А. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского — Ярославль, 1892; Сказание о Леонтии Ростовском / Подг. текста и перевод Г. Ю. Филипповского // Древнерусские предания — М , 1982 — С 125—129.

 

     Лит.: Ключевский. Древнерусские жития — С. 3—22; Переверзев В. Ф. Литература Древней Руси — М , 1971 — С 39—43; Филипповский Г. Ю.; 1) Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников — Вып 1 — С 159— 161; 2) Столетие дерзаний. Владимирская Русь в литературе XII в—М, 1991 — С 76—82; Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского // ТОДРЛ —1989 — Т 42 — С 241—254.

 

О. В. Творогов