КИРИК. С именем К. в истории древнерусской письменности и культуры связывают сочинения диакона и доместика Антониева монастыря в Новгороде. Он жил, как следует из приписки к одному из его сочинений, в 1-й пол. XII в., обладал необычайно разносторонними знаниями, пытливым умом, но был слаб здоровьем (“худ бо есмь и болен”). Отечественные исследователи древнерусской письменности считают, что, бесспорно, он был автором так называемого “Вопрошания Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех”, сочинения догматико-канонического характера, показывающего глубокую эрудицию и начитанность автора в исторических трудах византийского права, и автором математического трактата “Учение им же ведати человеку числа всех лет”. Кроме того, с именем К. связывают отдельные статьи под 1136— 1137 гг. в Новгородской Первой летописи. Существовали гипотезы о том, что К. был также переводчиком исторического сочинения Константинопольского патриарха Никифора (2-я пол. VIII— нач. IX в.), известного в древнерусских рукописях как “Летописец вскоре”, “Летописчик вскоре”, “Летописец вкратце”, и большого по объему сочинения “Пятикнижие” Моисея. Существует немало изданий и исследований, связанных с изучением рукописного наследия К.

По-видимому, одно из первых упоминаний о К. в историко-филологической традиции — письмо 1820 г. известного собирателя и знатока древностей К. Ф. Калайдовича к государственному канцлеру графу Н. П. Румянцеву.

     С именем Калайдовича связано и первое издание “Вопрошания Кирика” и заключительной части “Учения о числах”. Следует отметить, что текст “Вопрошания” до сих пор не изучен ни в текстологическом, ни в источниковедческом аспектах и исторически не прокомментирован. Это сочинение отразило самые разнообразные стороны жизни древнего Новгорода. Из него мы узнаем о существовании регламентированных уставных правил, по которым строились взаимоотношения между церковными людьми и простыми прихожанами, о том, что в Новгороде в 1-й пол. XII в. особенно остро стояли вопросы крещения, причащения, перехода из латинской веры в православие, узнаем о новгородских паломниках в Иерусалим и Царьград, о почитании в среде новгородских книжников византийских богословов — Василия Великого, Иоанна Постника, Тимофея Александрийского. К. знал и о существовании апокрифов (“ложных книг”), чтение которых осуждалось церковью. Особенно дискутировались среди новгородских книжников жизненные вопросы, связанные с рождением, браком (неверностью жены и мужа, о наследственных правах детей), смертью — например, предписывалось хоронить тело покойника до захода солнца; и если случится найти непогребенные кости — обязательно их захоронить. Мы узнаем, что в Новгороде во времена К. широко употреблялись берестяные грамоты и что порицались горожане, которые случайно на них наступали, узнаем кое-что и о пище новгородцев в XII в. (они употребляли в пищу горох, бобы, чечевицу, пшеницу, конопляное и горчичное масло; ели рыбу, мясо, овощи и т. д.).

     Древнейший список “Вопрошания” сохранился в Новгородской Кормчей XIII в.

Второе сочинение К.— “Учение о числах” — может представить интерес для истории математической и астрономической мысли Древней Руси. К.— первый известный нам по имени русский математик. Исследователи считают, что он изложил в своем трактате систему вычисления дня Пасхи и основы теории календарного счета. Кроме того, в сочинении К. обнаруживаются космологические представления о круговой модели движения времени, ее связи с характером видимого перемещения небесных тел. Эти воззрения К. мог почерпнуть из каких-то не дошедших до нас космографических сочинений, в которых отразились представления античной науки (в частности, пифагорейской школы). Что же касается связи сочинения К. с византийской хронографической традицией, то она, безусловно, существовала, хотя этот вопрос также нуждается в более полном и тщательном доследовании.

 

     Изд.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в.—М., 1821.— С. 165—203; Е [вгений]. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому // Труды и летописи ОИДР.— М., 1828.—Ч. 4, кн. 1.—С. 122—129; “Се и есть въпрошание Кюриково, неже въпраша иепископа ноугородъскаго Нифонта и инех” / Подг. А. С. Павлов // Памятники древнерусского канонического права.— СПб., 1880.— Ч. 1 (Русская историческая библиотека, т. 6).—Стб. 21- 62; Степанов Н. В. Заметки о хронологической статье Кирика (XII век) // ИОРЯС.— 1910.—Т. 15, кн. З.—С. 129—150; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины.—М., 1912.—С. 1-27; Зубов В. П. Примечание к “Наставлению, как человеку познать счисление лет” Кирика Новгородца // Историко-математические исследования.—М., 1953.—Вып. 6.—С. 173—212 (Фотографическое воспроизведение текста “Учение о числах”).

 

     Лит.: К[алайдович] К. Ф. Прибавление к статье “О времени перевода нашей Библии” // Труды ОЛРС.—М., 1823.—Ч. З.—С. 169— 173; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.—М.; Л., 1947.— С. 203—204, 211—212, 442; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI—XII вв.—М., 1978.—С. 179— 180; Симонов Р. А. Кирик Новгородец ученый XII века.— М., 1980; Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец // Словарь книжников.— Вып. 1.—С. 215—217; Об одном списке “Учения о числах” Кирика Новгородца из собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР// ТОДРЛ.- 1985. -Т. 40.— С. 379—384.

 

Е. К. Пиотровская