ПАЛЕИ (от греч. “палейос” — древний) — историографические сочинения, повествующие о всемирной истории, в которых изложение собственно исторических событий сопровождается обширными толкованиями и комментариями богословского и церковно-догматического характера.

     Известно несколько редакций П. Так называемая “Палея Толковая” излагает священную историю и историю Израиля и Иудеи до царствования Соломона с многочисленными богословскими комментариями и антииудейскими полемическими толкованиями. В ее составе рассказ о сотворении мира, включающий апокрифическое предание о противнике Бога — Сатанаиле и описание как реальных животных, так и фантастических существ — птицы алконоста, ехидны, феникса и т. д., рассказ о сотворении человека со сведениями об устройстве человеческого организма, история Адама и Евы, Авеля и Каина; затем следует повествование о потопе с описанием земель и стран, доставшихся в удел каждому из сыновей Ноя. В рассказ о библейском праотце Исааке введено обширное апокрифическое сочинение “Заветы двенадцати патриархов”. После пересказа библейских книг Иисуса Навина, Судей и Руфь излагается история царствования Саула, Давида и Соломона. В П. библейское повествование о сотворении мира и истории человеческого рода является материалом для богословских рассуждений: раскрывается символическое значение ветхозаветных событий как прообраза будущих событий новозаветных, “историческое” повествование прерывается “естественнонаучными” экскурсами. Все это превращает П. в своеобразную энциклопедию богословских знаний и средневековых представлений об устройстве мироздания, о животном мире, о свойствах человеческого организма и т. д.

     От “Палеи Толковой” отличаются так называемые “Хронографические палеи”. Первая их половина (большая — в Пространной палее и меньшая в Краткой) содержит текст, тематически сходный с текстом “Палеи Толковой”, с рядом апокрифических сказаний о Ламехе, Мельхиседеке, Моисее, Соломоне и др. персонажах ветхозаветных книг. После рассказа об израильских и иудейских царях обе разновидности П. содержат собственно хронографический текст — сведения о римских царях, а затем римских и византийских императорах, доведенные до времени византийского императора Романа II Лакапина (X в.).

     Если “Толковая палея” существовала, по крайней мере, в нач. XV в. (старший список ее 1406 г.), а скорее всего, и много раньше, то “Хронографические палеи”, вероятно, составлены в XV в., в период возросшего интереса к всемирной истории. Однако по степени распространенности в русской книжности все редакции П. значительно уступают “Русскому хронографу”, который с начала XVI в. становится основным источником сведений о всемирной истории. Существует научное издание “Толковой палеи” (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406г.— М, 1892—1896.—Вып. 1—2) и фототипическое воспроизведение части Хронографической палеи (Толковая палея 1477 года.—СПб., 1892).

 

     Лит.: Успенский В. М. Толковая палея.— Казань, 1876; Истрин В. М. Редакции Толковой палеи // ИОРЯС.—1905.—Т. 10, кн. 4.— С. 135—203; 1906.—Т. 11, кн. 1.—С. 1—43; кн. 2.—С. 20—61; кн. 3.—С. 418—450; Истомин К. К. К вопросу о редакциях Толковой палеи // ИОРЯС.— 1905.—Т. 10, кн. 1.—С. 174-184; 1906.—Т. 11, кн. 1.—C. 337—374; 1909.-T. 13, кн. 4.— C. 290—343; 1914.— Т 18, кн. 1,-С. 87—172; Творогов О. В. 1) Древнерусские хронографы.— Л, 1975; 2) Палея Толковая // Словарь книжников.— Вып. I. — С. 285—288; 3) Палея Хронографическая // Там же.— Вып. 2, ч. 2.— С. 161—162.

 

О. В. Творогов