ПОВЕСТЬ О БРАЖНИКЕ — анонимное произведение, созданное, скорее всего, в конце XVI в., известное сейчас в 52 списках XVII—XX вв., представляющих, по последним исследованиям, около 10 разновидностей текста. В существующих западноевропейских версиях этого сюжета в рай попадает крестьянин (французский фабльо) или мельник (немецкая новелла), в русской повести главная роль отводится бражнику (пьянице), который, оказываясь перед вратами рая, последовательно вступает в переговоры с апостолами Петром и Павлом, царем Давидом, Соломоном, св. Николаем и Иоанном Богословом (число персонажей может быть меньше), находящимися по другую сторону врат и утверждающими, что «бражником не входимо в рай», ибо «бражники царства небеснаго не наследят». Отстаивая свое право быть в раю, бражник доказывает своим оппонентам, что в земной жизни они были не менее грешны, чем он (аргументы бражника почерпнуты из Ветхого и Нового заветов. Жития Стефана Первомученика, «некнижного» жития св. Николая...). Решение впустить бражника в рай принимает Бог или, в некоторых редакциях, Иоанн Богослов. Вслед за этим в ряде редакций присутствует эпизод о «лучшем месте», право на которое бражник отстаивает с помощью одного лишь аргумента: «Святии отцы! Не умеете вы говорить з бражником, не токмо что с трезвым!»

     Цепная организация сюжета позволила ученым соотнести П. с кумулятивной сказкой. К сказочно-мифологической традиции возводит И. П. Смирнов и «реликтовое представление об опасности, возникающей при неосторожном произнесении имени», отмечая, что в П. «эта мифологема объединяется с <...> мотивом невидимости того, кто принадлежит к потустороннему миру».

     Жанр П. однозначно определить практически невозможно. С точки зрения содержания это сакральная пародия (определение, данное в разное время Д. С. Лихачевым и И. П. Смирновым), с точки зрения внутренней организации текста — новелла простой формы (по определению А. М. Панченко).

     Традиционным является изучение П. в рамках направления демократической сатиры. Однако, как показали последние исследования, своим происхождением памятник вряд ли обязан демократической среде. Широкий круг источников, использованных автором П., свидетельствует о хорошем знании им как канонической библейской, так и апокрифической литературы. Свободное владение материалом и сам отбор этого материала говорят о высокой «книжной» культуре автора. Анализ состава сборников с П. о б., проведенный О. Н. Фокиной, показал, «что ни один из сборников XVII в. не включает произведений из круга демократической сатиры. Видимые признаки сознательного прикрепления Повести к сатирической смеховой традиции XVII в. появляются на более позднем этапе — в начале XVIII в.». Сборники XVIII в. П. о б. О. Н. Фокина отнесла к одному из вариантов народной книги.

     Традиционной является характеристика П. как произведения сатирического, высмеивающего формальное благочестие,  произведения,  полемизирующего с религиозно-дидактической литературой против пьянства. Однако нельзя не отметить и позитивного, гуманистического содержания П. как произведения о достоинстве человека, о праве каждого человека, вне зависимости от его социального статуса, на божие милосердие. Гуманистический пафос П. отмечен Ф. М. Достоевским (П., по наблюдению Л. М. Лотман, вошла в круг источников романа «Преступление и наказание»). М. П. Чередникова показала, что П. явилась одним из косвенных источников «Очарованного странника» Н. С. Лескова.

 

     Изд.: Слово о бражнике, како вниде в рай/ Подг. текста и примеч. А. М. Панченко// Изборник (1969).—С. 594—596, 779—780; Повесть о бражнике // Русская демократическая сатира XVII века / Подг. текстов, ст. и комм. В.П. Адриановой-Перетц.— 2-е изд.— М., 1977.—С. 85—86, 161—164, 213—215; Повесть о бражнике / Подг. текста и комм. А. М. Панченко//П-ТДР: XVII век.—М., 1989.—Кн. 2.— С.222—224, 610, 611.

 

     Лит.: Веселовский А.Н. Памятники литературы повествовательной // Галахов А. История русской словесности древней и новой.— 2-е изд.—СПб., 1880.—Т. 1.—С. 497—500; Фокина О. Н. Памятник ранней демократической сатиры в литературном процессе XVII — XVIII вв.: "Повесть о бражнике" / Автореф. дисс. ...канд. филол. наук.— Томск, 1988.

 

С. А. Семячко