ПОВЕСТЬ О ДОВМОНТЕ. П. представляет собой жизнеописание псковского князя Довмонта, который за свое тридцатитрехлетнее княжение (1266—1299) одержал ряд крупных побед над Литвою, Ливонским орденом, чудью. П. составлена во 2-й четв. XIV в. Это время, когда закладываются основы псковской историографии, в псковских летописях появляются регулярные записи и обширные историко-литературные рассказы псковского происхождения, что связано с подъемом самосознания псковичей в борьбе за церковную и политическую самостоятельность. П., в которой княжение Довмонта рассматривается как начало политической независимости от Новгорода, как доказательство его военной самостоятельности и равноправного участия в делах великого князя, отвечала общим настроениям этого времени.

     Композиция П. проста, она состоит из нескольких рассказов и сообщений о походах Довмонта в литовские и ливонские земли, о победах князя у стен Пскова. В 1266 г. литовский князь Довмонт вместе с дружиной прибежал в Псков, ибо “побились литовцы друг с другом”, крестился (получив христианское имя Тимофей) и был посажен на Псковский стол. Сразу же после этого Довмонт совершил поход в земли литовского князя Герденя, взял в плен его жену и двух детей, на реке Западной Двине произошла битва с литовской погоней, закончившаяся победой псковичей. В 1268 г. Довмонт участвует в походе русских князей на Раковор, а затем самостоятельно идет в Поморье и возвращается с богатой добычей. “И прославилась земля его во всех странах, и страшились все грозы храбрости великого князя Дмитрия (сына Александра Невского, великого князя владимирского.— В. О.) и зятя его Довмонта, и мужей их новгородцев и псковичей”,— с гордостью завершает свое сообщение об этом походе автор. Когда ливонцы стали разорять псковские земли, Довмонт выезжает в погоню и на реке Мироповне побеждает врагов. Услышав о мужестве Довмонта, к Пскову идет магистр Ливонского ордена. Довмонт с малою дружиною, “во многой ярости мужества своего”, выезжает на битву и обращает ливонцев в бегство. Вновь ливонцы разоряют псковские земли, тогда Довмонт “плени землю и грады их пожже”. 4 марта 1299 г. ливонские рыцари разоряют псковский посад, осаждают город. Довмонт в битве у церкви Петра и Павла “на брезе” вновь одерживает победу. Далее приводится похвала Довмонту, в которой автор славит христианские добродетели князя и его воинскую доблесть, сравнивает его ратные успехи с победами Александра Невского и Дмитрия Александровича. Затем следует сообщение о болезни, смерти (20 мая 1299 г.) и погребении князя, о жалости великой псковичей.

     Уже в XIV в. Довмонт почитался псковичами как патрональный святой, однако его жизнеописание не похоже на житие. В П. воплощен светский идеал, в котором нашли отражение псковские представления о “благом” князе: это прежде всего воин, готовый в любую минуту встать на защиту города. Довмонт изображается исключительно в ратных ситуациях, одно сражение следует за другим, и в этой непрерывности вечного боя, в энергичном ритме его жизни главными достоинствами оказываются решительность, горячность, готовность постоять за свою честь и славу и за честь и славу Пскова. В изображении Довмонта много этикетного. Довмонт обращается к дружине с боевым призывом, совершает молитву перед боем; дружина уверяет Довмонта в своем желании “живот свой дати на славу”, князь возвращается в Псков со множеством добычи, псковичи с гордостью встречают его. Все это традиционные моменты в изображении князя. Но следование канонам в П. не механическое. Боевой призыв Довмонта, несмотря на его этикетность, неповторим по своему содержанию и мотивам, Довмонт напоминает псковичам об их славе, говорит о тяжести предстоящего сражения, это требование преданности себе смягчено напоминанием об общей доле, духовном и человеческом единстве между князем и дружиной: “Братья мужи псковичи! Кто стар — тот мне отец, а кто млад—тот брат. Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братия, нам предстоит жизнь или смерть. Братья мужи псковичи, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество”. Другой из этикетных моментов — сборы князя в поход. Общим местом в описании княжеских походов и сражений является указание на малочисленность дружины. В П. оно наполняется конкретным содержанием. В поход на Литву Довмонт отправляется “с тремя девяносто мужей псковичей”, в погоню за немцами выезжает “с малою дружиною в пяти насадах, с шестьюдесятью мужами”. Столь же конкретно в П. противопоставление великой силы противника малой дружине князя. В битве с литовцами на Двине Довмонт “с одним девяносто семьсот победил”, в сражении на Мироповне “с шестьдесятью мужами восемьсот немцев победил, а два насада бежало”. Стремление к точности является характерным признаком П., это отличает ее от житийных произведений с их склонностью к абстрагированию и подчеркнутой назидательностью. Стиль П. ближе к летописному. С псковскими летописями она сближается множеством общих формул в описании силы, оснащения и намерений врага, самого хода битвы, роднит ее с летописью любовь к меткой пословичной речи.

     Автор П. был хорошо знаком с традициями княжеских жизнеописаний. Его литературными образцами были Житие Александра Невского, проложное “Житие князя Владимира”, но главным литературным источником стала Особая редакция Жития Александра Невского. По мотивам Особой редакции составлена заключительная похвала Довмонту, описание битвы с магистром и сообщение о походе в Поморье. Литературные заимствования и параллели должны были подчеркнуть историческое значение деятельности псковского князя, уподобить его ратные успехи победам Александра Невского и его сына Дмитрия, доказать, что “великим князем Александром, и сыном его Дмитрием, и зятем его Довмонтом спасен был град Новгород и Псков от нападения поганых немцев”.

     П. о Довмонте читалась во всех трех псковских летописях (см. Летописи псковские), она вошла в состав Общерусского летописного свода 40-х гг. XV в. и многих летописей XV—XVI вв. Существует несколько внелетописных редакций П., среди них особо выделяется так называемая Распространенная, составленная в конце XVI — нач. XVII в. Это типичное житие. Рассказы о победах Довмонта сопровождаются в этой редакции назидательными комментариями и пространными агиографическими характеристиками, поступки Довмонта, его походы получают религиозную мотивировку. Книжная лексика, несколько тяжеловатый синтаксис, яркие воинские формулы, из которых складываются картины битв, библейские цитаты — такие формы приобретает рассказ о Довмонте в Распространенной редакции, автор которой обладает высокой культурой владения словом и стилем, литературным этикетом и канонами жанра.

 

     Изд.: Серебрянский. Княжеские жития. Приложения.— С. 138—156; Повесть о Довмонте / Подг. текста, перевод, примеч. В. И. Охотниковой // ПЛДР: XIV—середина XV века.— М„ 1981.—С. 50—57; То же//Воинские повести Древней Руси.—С. 136—145; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исследования и тексты.—Л., 1985.—С. 188—230.

 

     Лит.: Адрианова-Перетц В. П. Повесть о Довмонте // История русской литературы.—М.; Л., 1945.—Т. 2„ ч. 1.—С. 138—142; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 2.— С. 239—243.

   

В. И. Охотникова