|
|
|
27 декабря 2001 года на 94-м году жизни скончался великий русский историк и археолог, крупнейший специалист по истории славянства и Киевской Руси, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР академик Борис Александрович
РЫБАКОВ.
Сотни научных трудов академика Бориса Александровича Рыбакова составили целую эпоху в изучении Древней Руси и обогатили историческую науку крупнейшими открытиями. Академик Рыбаков - автор фундаментальных работ по истории нашей Родины, происхождению древних славян, начальных этапов сложения русской государственности, Киевской Руси IX-XII веков, развитию ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, литературе и живописи,
верованиям древних славян. За книгу "Ремесло Древней Руси" (1947 год) он был удостоен Государственной премии СССР. Фундаментальные труды "Язычество древних славян",
"Язычество Древней Руси", "Киевская Русь и русские княжества IX-XIII веков" и другие являются настольными книгами серьезных ученых-историков и лингвистов. Борис Александрович - автор глубоких исследований о культуре и социальной природе древнерусского города, создатель новых концепций этнической истории славянства. Под его руководством Институт археологии АН превратился в наиболее крупное и авторитетное археологическое учреждение страны. Академик Рыбаков был патриотом своей Родины. Благодаря его трудам удалось сохранить многочисленные памятники истории и культуры нашего Отечества. Вечная ему память!
|
Отдавая
дань памяти великому русскому ученому,
сегодня мы публикуем одно из последних
интервью академика Бориса
Александровича РЫБАКОВА
АКАДЕМИК
РЫБАКОВ: ПАТРИОТИЗМ - ПОНЯТИЕ
НЕОТВЛЕЧЕННОЕ
Академик Борис
Александрович Рыбаков, будучи
одновременно и археологом, и
археографом, и историком фольклора,
заслужил огромный авторитет среди
серьезных исследователей прошлого и
достойно представлял нашу
историческую науку на многих
международных конгрессах. Он свыше
сорока лет возглавлял Институт
археологии и ныне остается его
почетным директором. Ему уже за 90 лет,
но и в этом возрасте сохранил
удивительную работоспособность, на его
счету сотни научных трудов,
свидетельствующих о широчайшем
диапазоне его деятельности.
Борис
Александрович, давайте начнем с того,
как вам удалось найти автора "Слова о
полку Игореве".
- Работая над текстами сказаний Древней
Руси, убедился, что почти все былинные
сюжеты укладываются в хронологические
рамки с IX по первую половину XIII века.
былины - это художественное осмысление
народом конкретных исторических
событий, историческая память народа. С
таких же позиций я подходил к
исследованию летописей. Результатом
анализов, сопоставлений,
статистических расчетов стал вывод:
"Слово" - вещь подлинная,
написанная по следам событий конца XII
века в Киеве Петром Брониславовичем -
боярином, который был на
дипломатической службе и выполнял
целый ряд поручений, в том числе был
послом Киева в Галиче, лично знал
многих князей.
Вы
вели археологические раскопки в
Тмутаракани. Насколько результаты
раскопок подтверждают присутствие
наших предков и исторические права на
эти земли в связи со спорами вокруг
Крыма и турецкими притязаниями на
Кавказе?
- В центре Таманского княжества -
Тмутаракани мы раскопали православную
церковь XI-XII веков. Обнаружено немало
свидетельств высокой культуры,
расцвета ремесел в этом древнерусском
княжестве на побережьях Азовского и
Черного морей. Оно было русским окном в
Византию. Для связей с Северо-Западной
Европой таковым стал Новгород. На
Тамани и в Крыму русские мирно
уживались с греками. Характерным
представляется эпизод в отношениях с
полукочевыми народами, когда русский
князь заявил их князю: "Давай
побьемся с тобой, чем народ истреблять
в битве!" И победа была за ним. Добрым
соседом было христианское Абхазское
царство. Русские укрепились,
обустроились на южных морях за
несколько веков до турок, которые
пришли завоевателями с Аравийского
полуострова и после захвата Малой Азии
докатились до Кавказа.
В
печати появляются высказывания, что
князь Владимир был украинцем. Вы
изучали летописи и доподлинно знаете,
каким языком они написаны. Был ли тогда
один язык в Киеве и Новгороде?
- Восточные славяне жили в составе
одного государства от Новгорода на
Севере до Черного моря на юге. Русские,
украинцы и белорусы составляют
триединый народ, происходящий от
одного корня. Все летописи, что в Киеве,
что в Новгороде, писались на
древнерусском языке.
По-видимому, помрачение Беловежской
пущи еще не прошло у некоторых
украинских политисториков. Они
пытаются переписать историю, а это не
просто невежество, но и оскорбление
памяти предков и времен Киевской Руси,
и времен Богдана Хмельницкого. А
сколько великороссов погибло, спасая
малороссов от набегов крымского хана и
турок, от нашествий поляков, французов
и немцев?! Древнерусский же язык сквозь
многие века пронесли русины в
Закарпатье, и это говорит о многом.
Вы
более полувека вели археологические
раскопки на Украине. Какие открытия
представляются наиболее важными?
- В книге "Древности Чернигова" я
рассказал о том, как был открыт
Благовещенский собор 1186 года с
мозаичными полами. Я доказал, что
подвальные помещения принимали за
жилые, что дома в древнерусском городе
были в полтора-два, реже в три этажа. Это
было открытием. Мной реконструирован
замок-усадьба Владимира Мономаха в
Любече с укреплениями, дворцовыми и
хозяйственными постройками, церковью и
сторожевыми башнями. Изучен и
восстановлен облик городов-крепостей
по Днепру и Стугне, построенных в конце
Х века для защиты от печенегов. Удалось
доказать реальность былинного героя
Ставра Годиновича. В надписи-граффити
из Киевского Софийского собора
приведено его подлинное отчество -
Гордятинич. В книге "Геродотова
Скифия. Историко-географический анализ",
я привожу доказательства того, что в
Днепровском Правобережье жили
славянские племена еще во времена
Геродота.
Ваша
первая, огромная по объему книга "Ремесло
Древней Руси", вышедшая еще в конце 40-х
годов, совершила подлинный переворот в
представлениях об истории восточных
славян и Древней Руси. В книге
приведены доказательства высокой
степени развитости древнерусского
ремесла и опровергалось мнение о
слабой распространенности грамотности,
о полной зависимости Древней Руси от
рынков Европы и Византии. Как вы
относитесь к высказываемому
отдельными авторами мнению, что это был
социальный политический заказ?
- Этого не могло быть. Начинал я свою
работу, которую защитил как докторскую
в 1942 году, еще в 20-30-е годы, когда,
напротив, история писалась "революционная"
и изобреталась интернациональная "пролетарская"
культура. Моя работа возрождала
историко-культурное достояние
русского народа. Ремесло и культура
Древней Руси были выше тогдашнего
европейского уровня, но ей был нанесен
огромный урон монголо-татарским
нашествием.
К
сожалению, во все времена находятся
псевдоученые, которые, в угоду
конъюнктуре, трактуют историю, не
удосужась сопоставить данные
летописей, эпиграфики, археологии,
народной памяти.
Есть
ли у вас разногласия с другими
историками - академиком Лихачевым, с
Львом Гумилевым?
- Да, на некоторые вещи мы смотрим по-разному.
Это, впрочем, не помешало мне
поддержать Дмитрия Сергеевича при
выдвижении его в академики. А Гумилев
неоправданно затушевывал огромный
урон, нанесенный Руси монголо-татарским
игом во время расцвета ее культуры.
Ведь были десятки специальностей
ремесленников и высочайшее ювелирное
искусство в русских городах. Кстати, в
моей монографии-альбоме "Русское
прикладное искусство Х-ХIII веков"
предстает во всем великолепии в
прекрасных цветных иллюстрациях
созданное русскими умельцами.
Появилось
много противников глубокой древности
нашей государственности.
Действительно ли она начинает
складываться в VI веке?
- Да, в VI-VII веках сложился мощный союз
племен Среднего Приднепровья "Русская
земля" под главенством росов-русов. В
VII-IX веках в результате длительного и
сложного развития складывается
суперсоюз "Киевская Русь".
В
своих книгах "Язычество древних
славян" и "Язычество Древней Руси"
вы представляете языческие обряды и
пишете о двоеверии, о многовековом
сосуществовании православия и
языческих представлений и обрядности в
русском повседневном быту и культуре.
По своему детству знаю, что в северном
крестьянстве многое из поверий
древности сохранялось. Это
прослеживается в романах и стихах
крестьянских поэтов Сергея Клычкова,
Николая Клюева и самого Сергея Есенина.
Было ли принятие христианства благом
для Руси?
- Христианство пришло с византийской
богатой культурой, литературой и
философией. Это способствовало
повышению грамотности, развитию
русской культуры, а в последующем и
литературы, единению и укреплению
Древней Руси, а в последующем и
русского государства.
Теперь
о вас. Как вам удается совмещать
научную работу с преподавательской и
редакторской деятельностью?
- Я привык работать с аудиторией и
чувствую призвание "сеять разумное,
доброе, вечное". Для меня патриотизм
никогда не был отвлеченным понятием. Я
старался всегда привить студентам
любовь к Отечеству через любовь к его
истории, будучи заведующим кафедрой,
деканом исторического факультета,
проректором МГУ. Более 20 лет
продолжались "Рыбаковские среды" -
заседания Отдела истории культуры "Совета
по культуре" РАН в Институте
русского языка.
В течение многих лет я являлся членом
редколлегии исторических журналов и
главным редактором журнала по
археологии. Вообще редакторская работа
повышает чувство ответственности.
Благодаря преподавательской работе у
меня много учеников и последователей.
Кстати, "Повесть временных лет",
"Русскую правду" и "Слово о
полку Игореве" я читаю на лекциях в
подлиннике, чтобы студенты привыкали к
образности и красочности, поэтичности
языка и стиля Древней Руси. Не только
бужу генетическую память через красоту
чеканного ритма и поэтического слога
"Слова о полку Игореве", но и учу
извлекать из первоисточника
необходимую историческую информацию.
На
одной из ваших лекций в Доме
литераторов вы так чудесно связали
ремесла и вышивки Древней Руси с
современным народным творчеством, что
большинство писателей были буквально
зачарованы. Вероятно, не только у меня
перед глазами были вышивки с
бабушкиных рушников. Оказывается, с
раннего детства мы видели те же узоры,
что и древние русичи.
- Меня радует, когда говорят, что они
красивы. Но я подошел к расшифровкам
вышивок как ученый. Это генетическая
память народа и глубокая верность
истории и устоям, пронесенная из
поколения в поколение через десятки
веков. И то, что эти вышивки в разных
краях - на юге и на севере страны - имеют
много общего, говорит об историческом
единстве русского народа. Тысяча, даже
полторы тысячи лет передается
красочная информация, удивительно
сочетающая языческие и православные
божества и символы. Чаще всего
изображенные божества в орнаментах
воспринимались как хранительницы
домашнего очага и оберег рода.
Над
чем вы работаете в настоящее время?
-
Моя новая книга будет называться "Судьба
славянства от Геродота до Нестора". В
ней прослеживается влияние античной
культуры Рима и Греции на славянство.
Данные археологии, исторические
источники я дополняю почерпнутым в
народных сказках, фольклоре.
опубликовано
в газете "Красная звезда" 11 марта
2000 года
|