| |
ВЛАДИМИРСКАЯ. По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: “Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет”.
На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят “пяточка” — по которой узнают Владимирскую).
От этой иконы совершалось множество
чудотворений. Не раз Москва была избавлена от нашествия татар заступничеством Пресвятой Богородицы, получая неизменную помощь по молитвам пред чудотворной Владимирской иконой.
К чудотворной Владимирской иконе Божией Матери приходили люди со всех концов России. Перед ней совершалось избрание и поставление Российских митрополитов, а затем — Патриархов, начиная с первого — святителя Иова и кончая святителем Тихоном. Весь народ почитал Владимирскую икону как главную святыню русской земли.
Празднование Божией Матери в честь Владимирской Ее иконы совершается 3 июня (21 мая) , 6 июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа).
|
|
Богоматерь
Владимирская |
|
КАЗАНСКАЯ. Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.
На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена к Богомладенцу.
Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону.
Она пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие
молитвы были услышаны Царицей Небесной
и 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков.
Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.
Два столетия спустя, в 1812 году, в Казанский собор перед отъездом в армию приезжал молиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. После молебна на него была возложена Казанская икона. И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой.
Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 (8) июля и 4 ноября (22 октября).
|
|
Казанская
икона Божией Матери |
|
ИВЕРСКАЯ. На Иверской иконе Пресвятая Богородица держит Богомладенца на левой руке; правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указуя на Него. Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена рана, из которой течет кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.
Празднование Божией Матери в честь Ее Иверской иконы совершается 25 (12) февраля, 26 (13) октября и во Вторник Светлой (Пасхальной) седмицы.
|
|
Иверская
икона Божией Матери |
|
ЗНАМЕНИЕ. На иконе “Знамение” Пресвятая Богородица изображена с молитвенно воздетыми руками, а на фоне круга (так называемой сферы, символизирующей Божественную славу) помещен благословляющий Богомладенец. Такое изображение Богородицы относится к одному из самых ранних иконописных образов.
“Знамением” же икона стала называться после чудесного знамения от Новгородской иконы, бывшего в 1170 году. В тот год удельные князья, объединившись, замыслили покорить Великий Новгород. Громадная рать обложила город. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Они молились дни и ночи. Архиепископ Новгородский, с тех пор как город был окружен, неустанно молился в Софийском соборе перед иконой Всемилостивого Спаса. В третью ночь он вдруг почувствовал священный трепет, и от иконы раздался голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону вынесли на городскую стену и поставили ее лицом к осаждающим, те не смягчились сердцем и не вразумились, а пустили на это место стены тучу стрел. Одна из стрел попала в священный лик Богоматери. И тут свершилось чудо — икона сама отвернулась от осаждающих и обратилась лицом к городу, а из очей Пречистой Девы потекли слезы.
В то же время на воинов, осаждавших город, напал великий ужас. У них помрачилось зрение, они стали поражать друг друга. Тогда новгородцы, ободренные знамением, наголову разбили многочисленное войско нападавших.
Тогда же, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено 10 декабря (27 ноября по старому стилю) празднование Ее иконе, именуемой “Знамение”.
|
|
Икона
Божией Матери "Знамение" |
|
ДОНСКАЯ. Младенец сидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тоже склонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянул вперед правую руку, к плечу Матери, а в левой держит свиток. Ноги Его обнажены до колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы.
Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию Донскому в битве с татарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во время Куликовской битвы (1380 год) — ее носили по лагерю. После победы казаки поднесли икону в дар Дмитрию Донскому, и он поставил ее в Успенском соборе в Коломне.
Празднование Донской совершается 1 сентября (19 августа).
|
|
Богоматерь
Донская. XIV век |
|
ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ. Божия Матерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на главе. Перед Ней — бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи, слова из молитвы к Богородице: “Помощница еси обидимым, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление”. Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им на Богоматерь.
Празднование этой иконе совершается 6 ноября (24 октября).
|
|
Икона
Божией Матери "Всех Скорбящих
Радость" |
|
ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ. С древних времен христиане, веруя во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, дали Ей наименование “Взыскание погибших” как последнему прибежищу и надежде погибающих людей. По преданию, эта икона прославилась в VI веке, в малоазийском городе Адане, избавив от вечной погибели падшего, а затем раскаявшегося инока, который, исправив свою жизнь, достиг духовного совершенства и был прославлен Святой Церковью в лике святых.
На иконе Пресвятая Богородица придерживает Богомладенца правой рукой, соединенной с левой. Спаситель чуть поднял голову и ручкой старается обнять за шею Богородицу, которая чуть наклонила к нему голову.
Празднование иконе Божией Матери, именуемой “Взыскание погибших”, совершается 18 февраля (5 февраля по старому стилю).
|
|
Икона
Божией Матери "Взыскание
погибших" |
|
ОДИГИТРИЯ. Тип Богоматери Одигитрии (Одигитрия означает путеводительница, наставница) зародился в Византии. На Руси изображение было всегда поясным с Богомладенцем на левой руке.
У икон Богоматери Одигитрии много различных названий: Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Семиезерская и другие, которые они получили по местам создания или явления. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.
|
|
Богоматерь
Одигитрия |
|
ФЕОДОРОВСКАЯ. Пресвятая Богородица изображена с Предвечным младенцем на правой руке, которой Она придерживает Его ножку. Правая ножка Младенца согнута и обнажена по колено. Он прижимается к Своей Матери щекой, а левой ручкой обнимает Ее за шею.
Первое прославление Феодоровской иконы относится к XII веку.
В середине XII века был построен Городецкий монастырь,
где и находила икона. В времена
нашествия Батыя Городец был полностью
сожжен, однако, икона осталась цела. Она
явилась князю Василию Костромскому,
после чего икону отнесли его в Кострому, где поставили в соборе Феодора Стратилата. Отсюда и произошло название иконы.
С Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы связано избрание на царство Михаила Романова.
Перед этой иконой совершилось поставление на царство первого царя фамилии Романовых.
Празднование Феодоровской иконе совершается дважды в год — 27 (14) марта и 29 (16) августа.
|
|
Феодоровская
икона Божией Матери |
|
УМИЛЕНИЕ. Этот образ Богоматери с Младенцем носил в Византии название “Елеуса” (милующая), что точно передает содержание этого типа икон. На них Богоматерь с умилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери. Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.
Часто иконы типа “Умиление” так же, как и типа Одигитрии, имеют второе название — по месту, где они находились. Многочисленные списки с этих почитаемых и большей частью чудотворных икон легко определяются по иконографическим признакам, присущим каждому варианту. Одна из самых древних икон типа “Умиление” находится в Успенском соборе Московского Кремля — это памятник XII века. Прекрасно передающая нежность и трогательность общения Матери с Сыном, эта икона сочетает в себе черты Одигитрии и Умиления: с одной стороны, Иисус прижался щекой к щеке Матери, а с другой — держит правой рукой свиток, который поставил на колено. В отличие от других изображений, где Мария одета в мафорий — длинный плащ-покрывало, спускающийся почти до земли, здесь на голове Богоматери короткий, до плеч, темный плат. Голубое платье и голубой чепец Богородицы оживляют, делают праздничным общий колорит иконы.
|
|
Икона
Божией Матери "Умиление" |
|
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА. В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина — это объятый пламенем, но несгораемый куст. На иконах он изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда — треугольников) с вогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная (шестиугольная) звезда. Зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого — пламя.
На фоне звезды — Богоматерь с Младенцем. Иногда в руке Богородицы изображается гора нерукосечная (символ ее по пророку Даниилу), лестница (символ видения Иакова: “Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божии восхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней”), врата (видение пророка Иезекииля: “Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто же проиде их, токмо один Господь Бог наш”), жезл — символ изображения Христа (“жезл от корене Иессеева и цвет от него — Христос”...).
В четырех красных углах — символы евангелистов: святого Марка — лев, святого Луки — вол, святого Иоанна — орел, святого Матфея — Ангел.
Иногда Богоматерь с младенцем пишутся в “славе”, состоящей из двух концентрических кругов, заполненных Ангелами.
Празднование — 17 (4) сентября.
|
|
Икона
Божией Матери "Неопалимая
Купина" |
|
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Сюжет иконы — предание, известное с X века, о видении святого Андрея Христа ради юродивого во Влахернском храме Константинополя. В один воскресный день, 1 октября, святой Андрей и его друг Епифаний молились в храме о спасении города от сарацин (мусульман) и вдруг увидели Богородицу в окружении ангелов и святых. Она стояла в воздухе и держала над присутствующими покров (омофор — длинное и узкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства.
На иконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря (иногда — на облаке), руки Ее раскинуты в стороны и держат красный покров (иногда покров придерживают ангелы). Внизу — апостолы, мученики, святители, толпа молящихся, а также обнаженный до пояса блаженный Андрей и его ученик Епифаний.
“Покров Пресвятой Богородицы” празднуется 14 (1) октября.
|
|
Покров
Пресвятой Богородицы |
|
О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ. В основу сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление) Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храм и раю словесный...”.
В середине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в “славе”. Вокруг Нее — ангельский собор.
Наверху — большой храм, деревья, травы; внизу — род человеческий, пророки, святители, преподобные, апостолы, мученики, праведные жены. Около трона внизу — Иоанн Дамаскин с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста: “О Тебе радуется...”.
|
|
О
Тебе радуется. XVI век |
|
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не было у них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у нее дочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать на воспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, и этот момент запечатлен на иконах “Рождества Богородицы”.
Анна полулежит на высоком ложе, около нее — служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит у изголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычно изображается сцена купания младенца — Марии. Служанки держат ребенка, пробуют воду в чаше.
Иногда есть сцена, где Иоаким и Анна ласкают Младенца. Такие иконы именуются Ласкание Богородицы.
|
|
Рождество
Пресвятой Богородицы |
|
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в Иерусалимский храм, где Она должна была воспитываться и где потом жила до пятнадцатилетнего возраста. Пришел туда и первосвященник Захария.
На иконах изображается встреча Марии с ним перед храмом. Обычно первосвященник и девочка Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же родители Марии Анна и Иоаким, девы с зажженными свечами.
Иконография может быть несколько иной: Мария подходит к священнику с зажженной свечой в руках, за ней — пять или семь юных дев.
Иногда изображается сцена питания Марии архангелом Гавриилом.
|
|
Введение
во Храм Пресвятой Богородицы |
|
БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Благовещение — это добрая, радостная весть. На иконах изображается явление архангела Гавриила Деве Марии — он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станет Матерью Бога. Обычно на иконах этого сюжета слева изображается архангел Гавриил, а справа, на фоне дома, стоящая Мария с веретеном в руках (иногда сидящая, иногда — без рукоделия).
Бывает другая композиция — Богоматерь, черпая воду из колодца (источника), оборачивается к летящему с ветвью архангелу.
|
|
Благовещение |
|
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Успение — это не смерть, это сон. Вскоре Она, как и Христос, вознеслась на небо.
Посреди иконы на ложе лежит Богородица, у изголовья и в ногах стоят двенадцать апостолов, изображаются также епископы, святители.
Посредине на золотом фоне или в “славе” — фигура Христа, держащего запеленутого Младенца — душу Богоматери. К Христу летят архангелы, готовые принять эту душу.
Около ложа может стоять скамейка с кувшином, туфлями, свеча.
С XV века внизу стали изображать и такую сцену: ангел мечом отсекает руки Аффонию, пытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери.
Часто изображаются и апостолы, спешащие со всех концов земли к месту успения Богородицы. Они как бы восседают на облаках, которые несут ангелы.
Иногда встречается и такая сцена: опоздавший апостол Фома получает из рук Богоматери, уносимой ангелами на небо, Ее пояс.
|
|
Успение
Пресвятой Богородицы |
|
Выше рассказано только о самых чтимых и известных образах Богородицы.
Всего же известно около 800 различных образов Пресвятой Девы. |
Автор
проекта и составитель - Александр Петров (Россия)
Студия
"Мастерская маршала Линь Бяо"
Copyright
(C) 2001
by Alex Petroff (Russia). All right reserved.
Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru |