ВЕЛЕСОВА КНИГА (продолжение)
Глава 3.
СЛАВЯНСКИЕ
ПЛЕМЕНА
I. Новгородские легенды о словенах.
1. Скифы и словене.
Основание Новгорода. Затем о вендах и
сколотах. Избрание сколотами вождя Кола (Колаксая).
И были князья Славен с братом его Скифом. И
тогда узнали они о распре великой на
востоке и так сказали: "Идем в землю
Ильмерскую!" И так решили, чтобы старший
сын остался у старца Ильмера. И пришли они
на север, и там Славен основал свой город. А
брат его Скиф был у моря, и был он стар, и
имел сына своего Венда, а после него был
внук, который был владельцем южных степей. И
крови много там лилось оттого, что была
распря великая за посевы и пашни по обе
стороны от Дона и до гор русских, и до
пастбищ Карпатских. И там они начали рядить
и выбрали Кола, и был он для них вождем, а
также он отпор врагам творил. И поразил он
их, и отбился от них. И о том с родом своим
говорил, созвав единое вече, чтобы
создалась земля наша. И после стояла земля
та пятьсот лет, а затем началась между
русскими усобица, и враждовали мы, и силу
тратили, и имели между собой беспокойство и
разлад. И тогда пришли враги на отцов наших
с юга и сразились с Киевской землей за
морское побережье и степи. После отошли на
север и сговорились с фряжцами, которые
тоже пришли на помощь врагам. И в таком
положении Скифия оказалась, и сразилась с
вражьей силою, и победила ее. И так были
гунны попраны, которые на Русь наступали, и
были они в тот раз отбиты. И это был знак: мол,
если будем то и ныне творить, это же будем
иметь.
* * *
Мы вернулись, чтобы хранить степные
пастбища, так же как отцы наши и праотцы,
которые пастбища брали, имея свои степи. И
они травы свои и цветы умели хранить, кровь
свою проливая. И так Голунь нашу мы оставили
врагам. И та Голунь кругом (валом) была (окружена),
но враги притекли прямым путем. И мы должны
были наши грады кругами ставить (валами
окружать?), также как и отцы наши, которые в
старину боролись за землю нашу. И всякий
отрок - воин припадал к земле и целовал ее, и
там же умирал. И на степь нашу не шли воины,
потому что куда бы они не пошли - нигде не
нашли бы укрытия. И это мы говорили о том,
как отцы наши боролись. И если мы были тогда
повержены - Перун приходил к нам. И он вел
нас, и тогда сколько бы ни было праха на
земле - столько же воинов Сварожьих ,то была
помощь от рати, идущей от облаков к земле. И
это дед наш Даждьбог был впереди их. И как
было тогда не победить отцам нашим! А мы не
понимали, мог ли быть он впереди? И так
возносили молитву богам нашим, чтобы они
поспешили на помощь нам и дали победу над
врагами! Молились еще о земле нашей, которая
попрана погаными ногами вражескими. И так
мы видели, как это было и как сколоты (?)
потекли на оных (врагов), и окунали их в
грязь, и не позаботились о ранах вражеских,
пока не убили тех, которые на них нападали. О
том мы поведали вам.
2. Словене поселились
среди ильмерцев, после того как Русь и
Борусь были разбиты.
Муж правый не тот, кто совершает омовения и
хочет быть правым, а тот, у кого слова и
деяния совпадают. О том было сказано в
древности, чтобы мы всегда творили хорошее,
также как деды наши. И мы вспахиваем полосы
и будем со временем весьма славными. Но
Борусь и Русь были разбиты рукой вражеской,
и творились тогда злодеяния. И князь наш был
немощен, и послал он сынов своих на брань, и
полегли они, сраженные врагом, ибо
пренебрегли тем, что решило вече. Не уважили
(решение) и потому были разбиты, и потому у
нас взяли дань. И не так ли мы решаем ныне:"
Князья - суть наши, и не следует им ходить на
полдень (на юг), чтобы добывать землю для нас
и для наших детей". А там (на юге) греки
нападали на нас, как только Борусь от нас
отделилась. И была сеча великая, и много
месяцев (она продолжалась). Сто раз
возрождалась Русь - и сто раз была разбита
от полуночи до полудня (от севера до юга). И
так водили скот праотцы наши, и были отцом
Ореем уведены в край русский, потому что
оставаясь претерпели бы многое. И кончились
ранения, и не стало холода, как только дошли
до сего места и поселились огнищанами на
земле русской. И вот прошли две тьмы, а за
этими двумя тьмами пришли варяги и отобрали
землю у хазар, на которых мы работали и кому
платили дань. И еще был народ ильмерский,
имевший от ста до двухсот краев. Народ же
наш позднее пришел из русской земли и
поселился среди ильмерцев. И были они нам
братьями, подобными нам. И даже если они от
нас отличались, все же охраняли нас от зла. И
не раз собиралось вече. И то, что было
постановлено, то провозглашалось и
принималось за истину. А что не было принято,
не должно было быть. Избирали мы князя от
собрания и до собрания, и так мы жили и им
помогали, и было так. И много мы знали и
делали в очагах сосуды гончарные, взяв
хорошей земли (глины), а также мы умели
разводить скот, как и отцы наши. И пришел на
нас злой род. И ...
... мы были принуждены укрыться в лесах, и
жили мы там охотниками и рыболовами. И там
мы могли уклониться от угрозы. Там мы
переждали одну тьму - и начали грады и
огнищанские села ставить повсюду. После
другой тьмы был великий холод, и мы
отправились на полдень, потому что там
места злачные. И там римляне забирали наш
скот по цене, которая была нам угодна, и
перед нами они держали слово. И отправились
мы к южному зеленотравью и имели много
скота.
3. Пошли к озеру Ильмень
и основали Новгород.
После пошли к озеру Ильмень и там основали
Новгород. И отныне мы здесь пребываем. И тут
Сварога - первого пращура молили среди
рождающихся родников и просили его, ибо он -
источник хлеба нашего, - Сварога, который
сотворил свет. Он есть Бог Света, и Бог Прави,
Яви и Нави. И вот имели мы их воистину, и эта
истина переборет силы темные и приведет к
благу, так же как вела праотцов.
II. О потомках Щека.
1. Об исходе чехов к
полянам и ильмерцам.
Подробнее о начале нашем мы расскажем так.
За тысячу пятьсот лет до Дира прадеды наши
дошли до Карпатской горы, и там они осели и
жили спокойно, потому что роды управлялись
отцами родичей, и старшим в роде был Щеко из
иранцев. И Паркун нам благоволил, и тут мы
стали чехами и так жили пятьсот лет, а потом
ушли от чехов на восход Солнца, и шли до
Непры (Днепра). Река же та течет к морю, и мы у
нее уселись на севере - там, где (речка),
именуемая Припятью, втекает (в Днепр). И там
мы поселились, и пятьсот лет вечем
управлялись, и были богами хранимы от
многих, называемых языгами. И было там много
ильмерцев - оседлых огнищан. И так мы скот
водили в степи и там были хранимы богами.
Может быть, это предвидел Орей - что мы будем
иметь много золота и будем жить богато.
2. Об исходе чехов к ляхам.
Германарех пил вино за дружбу.
И вот языцы отошли на полдень (на юг) и
оставили нас одних. И так шли мы туда, куда
выводят скот и быков наших. И вещали тут
птицы Сирины, во множестве прилетая к нам. И
галки, и вороны над едой летали, и было в
степях много еды, так как напало на нас
племя костобоких. И открылись многие раны, и
пролилась кровь. Те внезапно отсекали
головы врагам своим, и их ели вороны. И так
Стрибы свищут во степях, и бури гудят до
полуночи. Небезопасна была та сеча великая.
Языцы и костобокие разили и со злобой
отсекали и воровали быков наших. И так
продолжалась эта борьба двести лет.
И наши родичи тогда ушли к ляхам и там осели
за сто лет до готов Германареха. А те
озлобились на нас, и тут была борьба великая,
и готы были потеснены и отогнаны к Донцу и
Дону. И Германарех пил вино за дружбу с нами
после наших воевод. И так была утверждена
новая жизнь.
III. Легенды о тиверцах.
1. Легенда об отце
тиверцев.
Велесову книгу сию посвящаем Богу нашему,
который есть наше прибежище и сила. В оны
времена был муж, и был он благ и доблестен, и
назвали его отцом тиверцев. И тот муж жену и
двоих дочерей имел, а также скотину, коров и
множество овец. И жили они во степях, где не
было мужей для дочерей его. И молил он богов
о том, чтобы род его не пресекся. И Дажьбог
услышал мольбу ту и по мольбе дал ему
измоленное, так как настало для того время.
И вот прошел Он между ними и начал ворожить.
И наворожил ясну тучу. И тут бог Велес
принес отрока. И мы пошли к Богу нашему и
стали Ему возносить хвалу: "Будь
благословен, вождь наш, и ныне и присно, и от
века до века!" Изречено это кудесниками.
Они прочь уходили и назад возвратились.
2. Поход тиверцев в Сурож.
И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа к вам -
и вам сказали: "Как мы сами помним, в
старые времена сплотились анты, от язов (спасаясь).
И также было много крови пролито, и на ней
Русь стоит, поскольку мы кровь - руду пролили,
и так на веки до конца и будет. От земли
нашей (пошли) славянские племена и роды. И мы
славили богов, никогда не прося их, лишь
славя их силу. А также величали мы пращура
нашего Сварога, который был, есть и пребудет
вождем нашим навеки и до конца".
IV. О кравенцах: скифах, антах, русах,
борусинах и сурожцах. А также о рыбоедах -
костобоких, лирах, дулебах и вендах.
Там Перун идет, тряся золотой головой,
молнии посылая в синее небо, и оно от этого
твердеет. И Матерь Слава поет о трудах своих
ратных. И мы должны ее слушать и желать
суровой битвы за Русь нашу и святыни наши.
Матерь Слава сияет в облаках, как Солнце, и
возвещает нам победы и гибель. Но мы должны
радеть о вечном, потому что земное против
него - ничто. Мы сами на земле, как искра, и
сгинем во тьме, будто не было нас никогда. И
так слава отцов наших придет к Матери Славе,
и пребудет в ней до конца веков земных и
иной жизни. И с этим мы не боимся смерти, ибо
мы - потомки Дажьбога, родившего нас через
корову Земун. И потому мы - кравенцы (коровичи):
скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Так мы
стали дедами русов, и с пением идем во
Сваргу Сварожью синюю. В старые времена
рыбоеды нас оставили, не желая идти в наши
земли и говоря, что им и так хорошо. И так они
погибли и не стали плодиться с нами, умерли,
потому что от неплодных ничего не осталось.
И неизвестно (ныне) о тех костобоких,
которые ждали помощи от самой Сварги и
перестали трудиться, и вышло так, что они
были поглощены лирами. И тут мы сказали, что
это правда, что ничего от них обоих не
осталось, так как лиры были поглощены нами -
и не имеем мы теперь их. И так дулебы
повернули от нас на Борусь. Мало осталось
лиров, и они были наречены нами ильмерцами,
потому что поселились они возле озера. Тут
венды уселись дальше, а ильмерцы остались
там. И так их было мало.
И говорила Сва в поле нашем, и била крыльями
Матерь Сва, и пела песни к сече, и та птица не
есть Солнце, она - та, из-за которой все стало.
|
|