Год одиннадцатый. Январский лунный
месяц начинается 31 декабря, а кончается
29 января. Февральский лунный месяц
начинается 30 января, а кончается 27
февраля. Мартовский
лунный месяц начинается 28 февраля, а
кончается 29 марта. Апрельский лунный
месяц начинается 30 марта, а кончается 27
апреля. Майский лунный месяц начинается
28 апреля, а кончается 28 мая. Июньский
лунный месяц начинается 29 мая, а
кончается 25 июня. Июльский лунный месяц
начинается 26 июня, а кончается 25 июля.
Августовский лунный месяц начинается 26
июля, а кончается 23 августа.
Сентябрьский лунный месяц начинается 24
августа, а кончается 22 сентября.
Октябрьский лунный месяц начинается 23
сентября, а кончается 21 октября.
Ноябрьский лунный месяц начинается 22
октября, а кончается 20 ноября.
Декабрьский лунный месяц начинается 21
ноября, а кончается 19 декабря.
Год двенадцатый. Январский лунный месяц
начинается 20 декабря, а кончается 18
января. Февральский лунный месяц
начинается 19 января, а кончается 15
февраля. Мартовский лунный месяц
начинается 16 февраля, а кончается 17
марта. Апрельский лунный месяц
начинается 18 марта, а кончается 15 апреля.
Майский лунный месяц начинается 16
апреля, а кончается 15 мая. Июньский
лунный месяц начинается 16 мая,
а кончается 13 июня. Июльский лунный
месяц начинается 14 июня, а кончается 13
июля. Августовский лунный месяц
начинается 14 июля, а кончается 11 августа.
Сентябрьский лунный месяц начинается 12
августа, а кончается 10 сентября.
Октябрьский лунный месяц начинается 11
сентября, а кончается 9 октября.
Ноябрьский лунный месяц начинается 10
октября, а кончается 8 ноября.
Декабрьский лунный месяц начинается 9
ноября, а кончается 7 декабря.
Год тринадцатый. Январский лунный месяц
начинается 8 декабря, а кончается 6
января. Февральский лунный месяц
начинается 7 января, а кончается 4
февраля. Мартовский лунный месяц
начинается 5 февраля, а кончается 6 марта.
Апрельский лунный месяц начинается 7
марта, а кончается 4 апреля. Майский
лунный месяц начинается 5 апреля, а
кончается 4 мая. Июньский лунный месяц
начинается 5 мая, а кончается 2 июня.
Июльский лунный месяц начинается 3 июня,
а кончается 2 июля. Августовский лунный
месяц начинается 3 июля, а кончается 1
августа. [Дополнительный] лунный месяц
начинается 2 августа, а кончается 30
августа. Сентябрьский лунный месяц
начинается 31 августа, а кончается 29
сентября. Октябрьский лунный месяц
начинается 30 сентября, а кончается 28
октября. Ноябрьский лунный месяц
начинается 29 октября, а кончается 27
ноября. Декабрьский лунный месяц
начинается 28 ноября, а кончается 26
декабря.
Год
четырнадцатый. Январский лунный месяц
начинается 27 декабря, а кончается 25
января. Февральский лунный месяц
начинается 26 января, а кончается 23
февраля. Мартовский лунный месяц
начинается 24 февраля, а кончается 24
марта. Апрельский лунный месяц
начинается 25 марта, а кончается 22 апреля.
Майский лунный месяц начинается 23
апреля, а кончается 22 мая. Июньский
лунный месяц начинается 23 мая, а
кончается 20 июня. Июльский лунный месяц
начинается 21 июня, а кончается 20 июля.
Августовский лунный месяц начинается 21
июля, а кончается 18 августа.
Сентябрьский лунный месяц начинается 19
августа, а кончается 17 сентября.
Октябрьский лунный месяц начинается 18
сентября, а кончается 16 октября.
Ноябрьский лунный месяц начинается 17
октября, а кончается 15 ноября.
Декабрьский лунный месяц начинается 16
ноября, а кончается 15 декабря.
Год пятнадцатый. Январский лунный месяц
начинается 16 декабря, а кончается 14
января. Февральский лунный месяц
начинается 15 января, а кончается 12
февраля. Мартовский лунный месяц
начинается 13 февраля, а кончается 14
марта. Апрельский лунный месяц
начинается 15 марта, а кончается 12 апреля.
Майский лунный месяц начинается 13
апреля, а кончается 15 мая. Июньский
лунный месяц начинается 16 мая, а
кончается 11 июня. Июльский лунный месяц
начинается 12 июня, а кончается 10 июля.
Августовский лунный месяц начинается 11
июля, а кончается 9 августа. Сентябрьский
лунный месяц начинается 10 августа, а
кончается 7 сентября. Октябрьский лунный
месяц начинается 8 сентября, а
кончается 6 октября. Ноябрьский лунный
месяц начинается 7 октября, а кончается 5
ноября. Декабрьский лунный месяц
начинается б ноября, а кончается 4
декабря.
Год шестнадцатый. Январский лунный
месяц начинается 5 декабря, а кончается 3
января. Февральский лунный месяц
начинается 4 января, а кончается 1
февраля. Мартовский лунный месяц
начинается 2 февраля, а кончается 3 марта.
Апрельский лунный месяц начинается 4
марта, а кончается 1 апреля. Майский
лунный месяц начинается 2 апреля, а
кончается 30 апреля. [Дополнительный]
лунный месяц начинается 1 мая, а
кончается 30 мая. Июньский лунный месяц
начинается 31 мая, а кончается 29 июня.
Июльский лунный месяц начинается 30 июня,
а кончается 29 июля. Августовский лунный
месяц начинается 30 июля, а кончается 27
августа. Сентябрьский лунный месяц
начинается 28 августа, а кончается 26
сентября. Октябрьский лунный месяц
начинается 27 сентября, а кончается 25
октября. Ноябрьский лунный месяц
начинается 26 октября, а кончается 24
ноября. Декабрьский лунный месяц
начинается 25 ноября, а кончается 23
декабря.
Год семнадцатый. Январский лунный месяц
начинается 24 декабря, а кончается 22
января. Февральский лунный месяц
начинается 23 января, а кончается 20
февраля. Мартовский лунный месяц
начинается 21 февраля, а кончается 22
марта. Апрельский лунный месяц
начинается 23 марта, а кончается 20 апреля.
Майский лунный месяц начинается 21
апреля, а кончается 20 мая. Июньский
лунный месяц начинается 21 мая, а
кончается 18 июня. Июльский лунный месяц
начинается 19 июня, а кончается 18 июля.
Августовский лунный месяц начинается 19
июля, а кончается 16 августа.
Сентябрьский лунный месяц начинается 17
августа, а кончается 15 сентября.
Октябрьский лунный месяц начинается 16
сентября, а кончается 14 октября.
Ноябрьский лунный месяц начинается 15
октября, а кончается 13 ноября.
Декабрьский лунный месяц начинается 14
ноября, а кончается 12 декабря.
Восемнадцатый год лунного круга.
Январский лунный месяц начинается 13
декабря, а кончается 11 января.
Февральский лунный месяц начинается 12
января, а кончается 9 февраля. Мартовский
лунный месяц начинается 10 февраля, а
кончается 10 марта. Апрельский лунный
месяц начинается 11 марта, а кончается 8
апреля. Майский лунный месяц начинается
9 апреля, а кончается 8 мая. Июньский
лунный месяц начинается 9 мая, а
кончается 6 июня. Июльский лунный месяц
начинается 7 июня, а кончается 6 июля.
Августовский лунный месяц начинается 7
июля, а кончается 4 августа. Сентябрьский
лунный месяц начинается 5 августа, а
кончается 4 сентября. Октябрьский лунный
месяц начинается 5 сентября, а кончается
3 октября. Ноябрьский лунный месяц
начинается 4 октября, а кончается 2
ноября. Декабрьский лунный месяц
начинается 3 ноября, а кончается 1
декабря. [Дополнительный] лунный месяц
начинается 2 декабря, а кончается 31
декабря.
Год девятнадцатый. Январский лунный
месяц начинается 1 января, а кончается 30
января. Февральский лунный месяц
начинается 31 января, а кончается 28
февраля. Мартовский лунный месяц
начинается 1 марта, а кончается 30 марта.
Апрельский лунный месяц начинается 31
марта, а кончается 28 апреля. Майский
лунный месяц начинается 29 апреля, а
кончается 28 мая. Июньский лунный месяц
начинается 29 мая, а кончается 26 июня.
Июльский лунный месяц начинается 27 июня,
а кончается 26 июля. Августовский лунный
месяц начинается 27 июля, а кончается 24
августа. Сентябрьский лунный месяц
начинается 25 августа, а кончается 23
сентября. Октябрьский лунный месяц
начинается 24 сентября, а кончается 22
октября. Ноябрьский лунный месяц
начинается 23 октября, а кончается 21
ноября. Декабрьский лунный месяц
начинается 22 ноября,
а кончается 20 декабря. Как только
окончишь 19 лунный круг, то начинай снова
с 1 Луны и держи порядок, пока не
закончится указанное число.
А вот дни и часы восхода Луны каждого
месяца. В январе новолуние 30 числа в 3
часа по полуночи. В феврале новолуние 29
числа в 9 часов по полуночи. В марте
новолуние 30 числа в 1 час по полуночи. В
апреле новолуние 29 числа в 1 час по
полуночи. В мае новолуние 30 числа в 1 час
по полуночи. В июне новолуние 29 числа в 3
часа по полуночи. В июле новолуние 30
числа в 6 часов по полуночи. В августе
новолуние 30 числа в 3 часа по полуночи. В
сентябре новолуние 29 числа в 10 часов дня.
В октябре новолуние 30 числа в 10 часов по
полуночи. В ноябре новолуние 29 числа в 1
час по полуночи. В декабре новолуние 30
числа в 10 часов по полуночи. Порядок
новолуний первого года повторится на 12
год; второго года - на 13 год; третьего
года - на 14 год; четвертого года - на 15 год;
пятого года - на 16 год; шестого года - на 17
год; седьмого года - на 18 год; восьмого
года - на 19 год; девятого года - на 1 год;
десятого года - на 2 год; одиннадцатого
года - на 3 год; двенадцатого года - на 4
год; тринадцатого года - на 5 год;
четырнадцатого года - на 6 год;
пятнадцатого года - на 7 год;
шестнадцатого года - на 8 год;
семнадцатого года - на 9 год;
восемнадцатого года — на 10 год;
девятнадцатого года - на 11 год. Аминь.
В книгах говорится, что насколько
солнечный круг больше земного,
настолько земной больше лунного. Говорю,
что те, кто хорошо изучил астрономию,
полагают, будто в земном круге 250 000
стадий с диаметром в 80 000 [стадий]. Из
этого следует, что в лунном круге более
120 000 стадий с диаметром в 40000 [стадий];
перемена солнечного круга составляет
более 3 000 000 стадий, хотя нам кажется, что
эта перемена имеет не больше одного
локтя. Тем не менее написано верно, что
светило уменьшается не само по себе, а
лишь в нашем восприятии, когда оно
поднимается на высоту. Иоанн Дамаскин
рассказывает нам о семи планетах, или
воздушных поясах: на первой планете -
звезда Марс, на второй планете - звезда
Меркурий, на третьей планете - звезда
Юпитер, на четвертой планете - Солнце, на
пятой планете - звезда Венера,
называемая также Денницей: она
появляется тогда, когда день сменяется
ночью, а ночь - днем; на шестой планете -
звезда Сатурн, на седьмой планете - Луна.
Греки называют Луну Гекатой и
представляют ее ездящею на колеснице, [запряженной]
львами, и мечущей змей.
Однако Божественное Писание учит нас не
так, как говоря эллины: не планеты
затемняют ясность взора, а наше
зрительное восприятие, происходящее в
воздушной среде. Можешь [сам] испытать
слова вероучителей: взойди на высокую
гору и посмотри на ровное поле: какими ты
видишь пасущиеся стада? Не подобны ли
они муравьям или мышам? Или взойди на
вершину высоких холмов и посмотри с нее
на море: какими представляются тебе
корабли? Не кажутся ли они тебе меньше
всякого голубя, хотя на них находится
множество людей и грузов? А большие
острова в море с бесчисленными городами
и селами? Разве не кажутся они похожими
на какие-то черные плавающие [точки]? А
высокие горы, прорезанные глубокими
ущельями, - разве не кажутся они нам
гладкими и круглыми? Итак, как мы
сказали, когда мы смотрим в воздушной
среде, наше зрение воспринимает все в
уменьшенном виде. Когда же мы обращаем
взор к безмерной высоте, как же мы можем
увидеть [истинные] размеры светил?
Как сказал
Господь, да будут они "для знамений и
дней, и годов, и времен" (Быт. 1, 14). По
этим светилам можно узнать об
успокоении бурных южных ветров с
дождями и порывов северных или же о
продолжительном натиске бури. Иногда
вместе с Солнцем являются побочные
Солнца: их появление на востоке или на
западе служит приметой изобильного
дождя и жестоких ветров; если они
появляются только на севере, то это
признак скорого северного ветра, а если
на юге, то это признак южного ветра. Одну
из примет сообщил нам Господь, когда
сказал: "Будет ненастье, ибо небо
багрово" (Мф. 16, 3). Когда из-за тумана,
производимого испарениями земли,
солнечные лучи помрачаются, тогда
Солнце кажется человеку словно кровавым;
это служит знаком того, что в этих местах
большая влажность, возникшая вследствие
испарений и дуновения ветра. Если же
солнечные лучи похожи на волосы или "горят"
облака, то это примета ветра и холода.
Если лучи пригибаются к Солнцу или
облака кажутся почерневшими и мутными
во время восхода, а при заходе будут
чистыми или "загоревшимися", то это
знак тихой и ясной [погоды]. Точно так же
много различных примет и у Луны. Если
трехдневная [Луна] будет чиста и тонка, [то
это предвещает] долгую тихую [погоду];
если же она тонка, но не чиста, а
красновата, то это примета жестоких
ветров. Если оба рога месяца
представляются равными и северный рог
будет чист, то это означает успокоение
западных ветров. Если же полная Луна,
будучи ясной, [вдруг] потемнеет, [то это]
бывает к дождю. Если [Луна] тонка с обеих
сторон, то это к ветру. Если Луна
окружена как бы венцом, то это признак
ненастья; если же [венец] окажется
потемневшим, то это примета
продолжительного и сильного ненастья.
Такие приметы преблагой и всемогущий
Господь повелел подавать Солнцу и Луне,
дабы [мореплаватели] смотрели [на них],
переплывая огромные морские пучины,
дабы у пахарей, земледельцев и гребцов
была твердая уверенность, [что] эти
знамения - великая милость и великое
предначертание от Бога Творца, чтобы при
помощи этих примет не понести
внезапного ущерба.
Мы слышали о неких пустословах, которые
говорят, что рождение людей [зависит] от
звезд, вследствие чего один бывает русым,
другой - белокурым или рыжим, третий -
черным. Это ложное учение пришло от
неверных греков, которые мнят себя
сведущими и по стечению звезд превратно
судят о возрасте тела и о болезнях, о
смерти, о доблестях и мужестве человека,
о его богатстве и убожестве, вздорно
говорят также о принадлежности власти,
прельщая простодушный народ. Нам же
следует обличить их суесловие. [Если] Бог
сотворил все светила в четвертый день, [когда]
Адама еще не было на земле, то чье же
рождение знаменовало великое множество
звезд? Обличим [их] также посредством
блаженного Авраама, который обличил
халдея, мнившего себя звездочетом, [понимающим]
в рождении и смерти, осужденного и
приведенного к нему. Обличим их [ложное
учение] о русых и белокурых людях:
неужели все эфиопы родились под одной
звездой, если они все черны как бесы?
[Заблуждаются они] и о богатстве и
власти царей, князей и королей: если сын
каждого из них держит власть своего отца,
то что - они все родились под одной
звездой? Ясно: те, кто не имеет истинного
закона от Бога и кто не исполнил
православной веры, те уподобились
нетопырям, составившим пустоту и ложь. У
того, кто ночь принимает за день, темнеет
в глазах при появлении Солнца. Нам же
воссияло Солнце правды, сияющее в трех
Лицах, единых по природе. Мы славим и
поклоняемся [Ему], то есть Отцу и Сыну и
Святому Духу в едином Божестве. Но
посмотри вот на что. Если мы не можем
наглядеться на этот сияющий месяц и
красоту звезд, хотя и видим их каждый
день, то слепые не видят созданной Богом
красоты, ибо очи их помрачились. Так и ты,
жидовин: если ты не проник в
Богодухновенные евангельские и
апостольские книги, то ты слеп и не
можешь видеть Богом данной веры. Но
вспомни, окаянный, то, что было, и не
поступай хуже падшего Адама. Адам
согрешил, и все мы под грехом, но Сын
Божий, воплотившись от Девы,- Еву освобождает
[от плена греху], распятый на древе -
древо освящает, и мы теперь взираем
ввысь, на град нашего отечества, из
которого вывел нас своими обольщениями
человеконенавистник диавол. Но если мы
поймем, кто мы есть, то и Бога познаем, и
Творцу поклонимся, и Владыке будем
работниками, и Кормильца возлюбим, и
Благодетеля устыдимся. Если в видимом
столько добра для нас, то сколько же в
невидимом - в жизни с Богом, о чем сказал
великий Павел: "Того око не видело, и
ухо не слышало, и на сердце человеку не
приходило, что уготовал Бог любящим Его"
(1 Кор. 2, 9). Смотри же, жидовин: тебе от
Творца [уготована] слава, по слову
божественного Павла, которая, как душа,
выше разумения человеческого. Зачем же
ты своею волей лишаешься ее? Отторгни же
свое сердце от злого учения. Той славы, к
которой желают приникнуть ангелы, ты
лишаешься своим безверием.
Так послушай же великого Давида,
сказавшего: "Словом Господним
утверждены небеса" (Пс. 32, 6). Познай
преблагого Художника Бога, [взгляни], как
огромные, словно горы, и страшные облака
плавают туда и сюда, как Господь повелел
ветрам носить их; как эти облака,
напитавшиеся влаги из воздуха и
отяжелевшие, не падают на землю, но,
носимые ветром, пребывают в воздухе; как
эти облака не поднимаются на высоту и не
закрывают ее красоты. Посмотри на
повеление всемогущего Господа: чтобы
испускать сверху свет, всему, что имеет
природу огня, надо быть на высоте; для
этого Господь создал небесный свод из
смерзшегося льда, а половину воды Он
возвел над сводом, чтобы сохранить ее,
чтобы она не растеклась от тепла обоих
светил и множества звезд. Когда свет
поднимается вверх и ударяется о лед, то
на землю сходит тепло. Мы много раз
видели, как звезды падают с неба. Понять
это нужно так: когда тонкое облако
поднимается на высоту, из него выходит
влага и оно опаляется от звездного жара;
опаленное, оно быстро уносится ветром и
погибает. Это понятно [из сравнения]:
когда тонкую паклю поднесешь к свече, то
даже если не приложишь ее к самому огню,
она все равно загорится от жара. Так и
тонкое облако от одних звезд загорается,
от других высыхает. Если же ты спросишь,
почему те светила не опаляют
облаков, но они загораются от звезд,
то посмотри вот на что: когда горит дом
или поленница дров, то невозможно
бросить на вершину пламени перо, лист
или паклю. Из-за бушующего пламени
поднимается столь сильный жар, что его
дыхание поднимает их на высоту и держит
их невредимыми, и они до тех пор не могут
упасть, пока не отклонятся направо или
налево и тогда тихо падают на землю. Так
и тонкое облако не может подняться к
двум [великим] светилам из-за их жара, но
от его дыхания спускаются ниже. Если же
оно опаляется днем, то этих [падающих]
облаков из-за солнечного сияния и
дневного света нам невозможно увидеть,
подобно тому как невозможно днем
увидеть пламя вдалеке горящей травы или
тростника; когда же наступает ночь, то
зарево явно предстает перед
нашими глазами.
О
САТАНЕ
В этот день [творения] один из ангелов по
имени Сатана, который был старейшиной
десятого чина, увидел, как Бог украсил ту
твердь, о которой мы говорили, то есть
небо и землю, надулся гордостью и сказал
себе: "Как прекрасна вселенная, но не
вижу на ней жителей; приду на землю и
возьму ее и буду обладать ею и буду как
Бог, и поставлю престол свой на облаке".
И тотчас сверг его Господь с небес за
гордость помысла его. Вслед за ним,
словно песок, просыпавшийся с небес, пал
подчиненный ему десятый чин: одни
пролетели в преисподнюю, другие пали на
землю, третьи повисли в воздухе.
Архангельский архистратиг Михаил,
бывший начальником и воеводой воинства
Господня и старейшиной иного чина,
увидел отступника, падшего вместе со
своим чином, и звучным, сильным и
страшным голосом вскричал: "Внемлем и
гласом воинства восхвалим Бога всех!"
Восклинул: "Внемлем, ибо вы созданы.
Ему на службу и предстоите Богу,
Который возвысил и сотворил нас!"
Восклинул: "Внемлем, ибо что мы есть?!
Внемлем, с трепетом служа Богу!"
Восклинул: "Внемлем, ибо с нами свет, и
ныне свет обличил тьму!" Восклинул:
"Внемлем, ибо эти возгордились и
погибли. Мы же внемлем, ибо мы Божий
слуги страшной силы Его!" И бесы,
слышавшие глас архангела Михаила, тут же
были повешены в воздухе. Первые же
падшие бесы, которые провалились в
преисподнюю, стали глухими и с тех пор
ничего в мире не видят. А те из них,
которые пали на землю, те делают злое:
ходят по земле и обольщают своими
соблазнами. Последние же из них
архангельским гласом оставлены в
воздухе, и они, повиснув, сколько могут
пакостей натворить, столько и творят.
Сатана, бывший старейшиной в чине, стал
начальником земного чина [бесов] и
принял власть над землей. Изначала,
созданный Богом, [Сатана] был не лукавым,
а благим, но он не смог
стерпеть той участи, которая выпала
ему от Творца. Он самовластной волей
извратил свою природу, восстал помыслом
на Бога Творца, воспротивился Ему в
мысли и, став первым отступником, пришел
к своей погибели и отпал от блага во зло,
из-за своей похоти стал [князем] тьмы к
стыду своему. И пало множество его
подчиненных из упомянутого
архангельского чина и погубили власть,
ибо воинство, отпавшее от своего
назначения, не имеет силы владеть кем-либо.
Ибо и в книге Иова сказано, что по
попущению Божию они покрыли его язвами,
и в Евангелии снова написано, что даже
над свиньями они не имеют власти, если то
не предначертано от Бога. Когда же
бывает попущение Божие, тогда они
усиливаются, преображаются и
видоизменяются, возбуждая мятежные
мысли. Того же, что должно быть, не ведают
ни ангелы, ни падшие с небес. Если же
будущее бывает открыто, то ангелами,
посланными от Бога, который велит им
провозвестить его Своим угодникам. И то,
что говорят ангелы, [действительно]
сбывается. То же, что бесы "пророчествуют"
волшебникам, чародеям, колдунам и
прорицателям, то не все прямо сбывается.
Иногда они знают, что случится в далеком
будущем, но говорят об этом по-другому -
по своему усмотрению. Иногда же они
обвораживают маловеров и, увлекая их к
погибели, смущают их кознями и
соблазнами, обольщают ложью их ум. Даже
если иногда они говорят истину, то конец
их речи все равно направлен ко злу и они
велят делать ложь. Потому не следует им
верить, ибо очевидно, что после падения
бесам уже нет покаяния, как и людям после
смерти. Падший Сатана согрешил в помысле
своем и называется сопротивником Божиим.
Вместо него Господь поставил старшим
архистратига Михаила. Падший чин [ангелов]
стал называться бесами; Господь отнял у
них славу и честь, отнял и свет, бывший на
них, и обратил их в духов тьмы; Он повелел
им обладать воздушной стихией. Вместо
десятого [ангельского] чина Он задумал
сотворить человека, чтобы свет и венцы
падших передать правоверным, и
называется десятый чин человеколюбивым.
Ибо, как указывает нам Божественное
Писание, те, кто пострадал за Имя своего
Господа - святые пророки, апостолы,
преподобные, праведники и [весь] лик
мученический, - те получили обетование
от Спасителя. О них же сказал и великий
Павел: "Хотя много страданий и
искушений приняли святые, но они же
сподобились дара творить чудеса". Или,
находясь в раках, миро источают, или
мощами и краями риз бесов изгоняют. Но
все они были послушны в вере, однако не
приняли обещанное, говорит Павел, но
лишь получили обетование принять венцы
неизреченной славы, ибо, по
свидетельству Павла, "Бог
предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы
они не без нас достигли совершенства"
(Евр. 11, 40). Бог больше всего заботится о
человеческом роде и ждет последних [грешников].
Потому-то грешники трепещут дня суда
Божия, ибо они будут преданы геенне и
страшным мукам. Праведники же радуются
об этом страшном и судном дне, когда они
получат обетованное, достигнут
совершенства и станут совершенными
через Владыку Христа, вступят в
ангельский чин и предстанут пред
Господом.
В Писании сказано: "И был вечер, и было
утро: день пятый" (Быт. 1, 23). В пятый
день сказал Бог: "Да произведет вода
рыб и пресмыкающихся по роду, птиц - душу
живую, - парящих по воздуху под твердью
небесной, по роду их" (Быт. 1, 20). Где
было Божие повеление, тут же вскоре
произвела вода по роду их. Обрати
внимание на то, что Творец разными
словами творил траву и животных,
вышедших из единой земли. Когда Владыка
повелел быть траве и деревьям, Он сказал:
"Да произрастет на земле...", а о
скоте и зверях - "Да произведет земля
душу живую по роду их". Посмотри: хотя
из единой земли все исходит, но разное
слово произнес Владыка. Тому, что
производит плоды и всегда будет их
производить, Владыка повелел пребывать
в земле, словно в материнской утробе,
умирать опадением листьев или
высыханием ветвей и снова возрождаться
от той же земли. Животное же хотя и
изведено из той же земли, но никогда от
нее не рождается, но само от себя.
Тогда родились и громадные, как острова,
киты, и другая мелкая [рыба], наполняющая
море, реки, озера и болота. И все это по
слову Господню вода произвела в течение
часа. О чудо дивное! Как смогла водная
стихия, легко растекающаяся и бездушная,
произвести бесчисленный род [животных],
имеющих кости и плоть?! О чудо! Вода
сверхъестественным образом произвела
род парящих птиц и род пресмыкающихся по
земле.
Смотри же, жестокосердный жидовин:
отчего же не родить Деве Младенца -такого
же по природе, как и родившая, такую же
плоть и кость имевшего, принявшего от
Девы человеческую природу, однако
неизреченно носившего в Себе силу
Божества?
Вернемся,
однако, к нашему предмету. Небо
украсилось звездами, земля же
украсилась выросшими на ней
бесчисленными цветами. После этого
Творец украшает воды, говоря: "Да
произведут воды пресмыкающихся, душу
живую по роду; и всякого рода плавающих
по поверхности вод или в глубине; и птиц,
парящих по воздуху" (Быт. 1, 20-21). И стало
так по Божественному повелению, и тут же
вся тварь служит Творцу: по повелению
тут и моря наполнились всякого рода [созданий],
и реки, озера и болота энергично рождают
по естеству. Не была в бездействии
никакая вода, даже смешанная с грязью.
Как только быстрее молнии изошла
Божественная сила, тут же по всей
вселенной вода рождает живое. Не были в
бездействии ни тина, ни грязь, ибо и в них
есть вода, и в согласии со своей природой
произвели жаб, саранчу,
комаров, вшей и всякого рода жуков.
Птицы же, хотя и произведены от воды, но [обитают]
на суше; [ими] они, летая, кормятся. Так им
от Господа поведено принимать пищу, для
чего им и ноги даны. Поскольку и рыб и
птиц Господь произвел от воды, то у тех и
у других есть много общего: как птица
плавает сквозь воздух, так и рыба сквозь
воду; как рыбы плывут в воде,
отталкиваясь плавниками и направляя
себя хвостом, так и у птицы есть нечто
похожее - направляя себя оперенными
крыльями, она летит куда хочет. Кто
сможет описать все виды рыб, птиц и
пресмыкающихся, которые Божиим
повелением произвела вода? Если кто-то
покусится всех их перечислить и ясно
назвать, тот человек [может] и звезды
небесные пересчитать, и море измерить
черпаком. Мы же скажем только о
некоторых из них, чьи [повадки] похожи на
наш характер.
Есть птица по имени алконост. Она [свивает]
гнездо на песчаном берегу на краю моря и
тут откладывает свои яйца. Ее птенцы
вылупляются в зимнее время года. Когда
она почует, что ее птенцам настает срок
вылупляться, то она берет свои яйца,
выносит на середину моря и бросает их в
глубину. В это время море бывает бурным и
бьется о берег. Но как только алконост
отнесет яйца на одно место и сядет над
ними наверху на воде (сами яйца
находятся на глубине), то на море бывает
затишье в течение семи дней, пока
алконостовы птенцы не появятся на свет в
глубине [моря]; выйдя из моря, они узнают
своих родителей. Видишь ли ты великого
создателя жизни - всемогущего благого
Бога, как он заботится о неразумной [твари]
и останавливает великое и гордое море;
чего же только не сделает Господь ради
человека, которого сотворил по Своему
образу! Вспомним Иону, который также был
в морской глубине в чреве кита три дня и
три ночи, прообразуя воскресение
Спасителя. Вспомним же и Петра,
верховного [апостола], ходившего по воде,
а также инока Мартимиана, переехавшего
на рыбе морскую пучину. Вспомним Павла,
сказавшего: "Любящим Бога все
содействует ко благу" (Рим. 8, 28). Так же
и Давид сказал: "Как велики дела твои.
Господи! Все сотворил Ты премудро!" (Пс.
103, 24).
Есть рыба,
которую зовут многоножкой. Ее природное
свойство таково: она становится [по
цвету] такой, каким является камень, к
которому она подплывает - у зеленого
зеленой, у белого белой, у другого другой.
Потому-то другие рыбы, не распознав,
принимают ее за камень и попадают ей в
пасть, ибо тело ее изменчиво. Так и иные [люди]
живут: с язычниками они язычники, с
христианами - христиане, с иноверными -
иноверные.
Есть еще такая птица, называемая кукушка.
У этой птицы злая повадка: когда она
снесет яйца, то переносит их в гнезда
других птиц, сама же в своем гнезде их не
высиживает, но из-за ненасытности своего
чрева подсовывает своих птенцов другим
птицам. Сама не хочет потрудиться у
своего гнезда и только злокозненными
криками созывает к себе подружек для
веселья. Ей-то и уподобились вы, окаянные
иудеи: вы отвернулись, как от птенцов, от
учения святых книг и передали священное
Писание языческим народам. Из какого
народа были четыре евангелиста, которые
вдохновением Святого Духа описали
чудеса Божий и рассказали о деяниях
апостолов? И Павловы Послания к евреям
вы не признали из-за своего
прелюбодеяния и из-за гордости не
трудились [по заповедям] этих святых
писаний. Святые же апостолы по
прошествии пятидесяти дней после
Воскресения, подобно птице, кладущей
яйца в гнезда, проповедали слово
Спасителя язычникам. Мы же слово
Спасителя приняли не от своих отцов и
дедов, а от ваших братьев - святых
апостолов и по чину ангельскому взываем
и говорим: "Свят, свят, свят Господь в
Троице нераздельный!".
Еще есть рыба, называемая мурена. Она
нечиста и весьма скверна. Когда
наступает время нереста, она ищет для
совокупления ядовитую змею. Улучив
момент, когда той настает время
совокупления, мурена находит ее и
соединяется с ней. Из-за того-то эта рыба
является нечистой среди всех рыб, что
она, оставив свою пару, соединяется с
ядовитым гадом, потому и нечиста. И среди
людей есть басурманский народ, верующий
в ересь Магомета. Они уличены в том, что
оставляют своих жен и содомски
соединяются друг с другом. Из-за этого
они моют анальные части лучше, чем лицо и
туловище.
Есть еще рыбы,
называемые тюленями. У их детенышей есть
такая повадка: от испуга они снова
влезают в материнскую утробу. Таков же и
нрав злых людей: когда соблазнами и
ложью они стараются совратить человека
с пути праведного и бывают обличаемы ими,
то они прячут свой яд.
Есть также птица, которую в Индии зовут
феникс и о которой пророк Давид сказал в
91 псалме: "Праведник цветет, как
феникс" (Пс. 91, 13). Эта птица живет одна
в гнезде, не имея ни пары, ни птенцов.
Свою пищу она добывает так. Летая в
кедровые рощи Ливана, она напояет свои
крылья ароматами и потому всегда бывает
благоуханной. Когда же она состарится,
то поднимается на небесную высоту и
берет небесный огонь; спустившись, она
зажигает свое гнездо и сгорает вместе с
ним. Но в пепле своего гнезда она снова
возрождается в виде гусеницы, и в этой
гусенице заключена та же птица с той же
природой и повадками. Эта птица феникс
показывает нам образ истинно верующих в
Бога: принимая мучения за Христа, они
обретают райскую пищу и водворяются в
благоухании. Смотри: как нет у человека
славы, если не будет испытан в сражении,
так и те мученики, боровшись с мучителем,
приняли венцы славы. Одни боролись с
голодом и жаждой, а также нагим телом
сопротивлялись холоду. Другие же - цари,
властители и судьи - свою волю подавляют
и исполняют принятый [на себя] закон
Божий. Они венчаются [на царство] не из
гордости, не для того чтобы следовать
своей воле; словно рабское иго, они
поднимают на свои выи [власть] и
исполняют запечатленное слово Божие.
Смотри: тот, кто не венчался кровью
мученической, тот бывает
пустынножителем или, уходя в монастырь,
мертвым для мира себя являет, или,
венчаясь на царство и облекаясь в мантию,
отрекаются от своей воли и исполняют
равно [ко всем] закон Божий. Но вы,
окаянные иудеи и скверные басурмане!
Видя чудеса и благодать Господню, вы ум
свой смежили, от святого Писания уши
свои затворили, во всем уподобившись
жалкому щенку: ни ушей у вас нет, чтобы
слышать, ни глаз, чтобы видеть: только и
есть у вас один живот, да и тот негодный.
Однако возвратимся к своему предмету.
Как сказано в Писании, "И сотворил
Господь всякую душу живую, которую
произвели воды, и всякую птицу пернатую
по роду. Увидел же Господь, [что это]
хорошо, и благословил, говоря: растите и
умножайтесь, и наполняйте воды, и птицы
пусть умножаются на земле. И был вечер, и
было утро: день шестой" (Быт. 1, 21-23).
Иоанн Златоуст сказал в "Словах":
Спрошу тебя, жидовин: почему Господь,
сотворив Солнце и месяц, не благословил [их]?
И растения с травой не благословил?
Когда же повелел выйти летающим и
лазающим, ныряющим и пресмыкающимся, то
благословил? По какой причине одно
благословил, а другое не благословил?
Внимай сему: дело в том, что звезды,
сколько их было изначала сотворено и
какими они были сотворены, такими они и
пребывают, - ни число их не может
увеличиться, ни размеры; поэтому им и не
требуется благословение. Тех же, кто был
произведен водой, Он благословил, ибо
повелел им умножаться и расти. Если бы не
было благословения Владыки, то они бы
вскоре все сгинули, поскольку они друг
друга ловят и съедают. И рыбы, и птицы
поедают [друг друга], и от человека рыбам
и птицам бывает особенная погибель.
Несчастье губить самих себя есть у рыб, [которые,
кроме того], вымирают, задохнувшись в
реке или озере. Это же несчастье есть и у
птиц - губить самих себя. И человек их
ловит, и в зимнее время года они ищут
теплые места и летают через моря; иногда
поднимаются сильные бури, и они тонут.
Иногда они [погибают] от холода, иногда
жестоко вымирают от сильных дождей.
Поэтому, предвидя несчастья [этих
созданий], Господь благословил их.
Солнце же, месяц и прочие звезды
пребывают [такими], как во время своего
сотворения. Но как мы сказали. Господь,
предвидя их [птиц и рыб] страдания,
повелел им умножаться. И вот одни
наполняют гнезда своими птенцами,
другие каждый месяц родят птенцов; рыбы
же гнезд не делают и не трудятся для
прокормления своего потомства, но вода
поднимает изверженную икру и животворит
[из нее] рыб, благодаря чему умножается
этот бесчисленный род.
В шестой день сказал Господь: "Да
произведет земля душу живую -
четвероногих зверей и скотов, и гадов по
роду их" (Быт. 1, 24). Полезным и
бесполезным, ядовитым и не свирепым -
и тем Он повелел быть. Звери и птицы, и
гады, приносящие нам всякие пакости,
также были сотворены, однако, как увидим,
не без смысла Владыка их сотворил:
полезные из них были отданы нам, а
ненужные же оставлены вроде некоего
пугала. Когда развращенный род
иудейский совратился, то не предал ли их
Господь ядовитым змеям, чтобы они их
жалили и те умирали? Видя это знамение,
тот, кто притекает к Богу, остается здрав.
Отсюда понятно: как дети, чего-то
испугавшись, прячутся в объятиях
родителей, так и нам Бог дал некое
ядовитое пугало, чтобы мы, прибегая к
Господней благодати, оставались
невредимы. Писание говорит нам: когда
Бог сотворил Адама и повелел всем
животным прийти к Адаму, чтобы он дал им
имена, то Он снова сказал: "Страх и
трепет да будет на всех них". И вот все
создания, приняв [это] от Бога как закон, боятся Адама. Когда же мы опять
согрешили, то только малую [часть
животных] Господь отдал нам для работ. Но
и доныне не оставил Господь своих рабов,
живущих в молитве пред Ним: и с Ноем в
ковчеге были свирепые и неукротимые
животные, и львы устрашились Даниила во
львином рву, и иноку Герасиму служил
дикий зверь. Как сказал божественный
Павел, "любящим Бога все
споспешествует" (Рим. 8, 28). Посмотри,
как почтил Бог землю: во-первых, повелел
ей произвести семена и растения, во-вторых,
повелел произвести животных, говоря: "Да
произведет земля душу живую" (Быт. 1, 24).
Смотри, как присоединена душа к крови,
кровь к плоти, а плоть к земле: так как
сначала земля произвела плоть, плоть -
кровь, кровь - душу, то душа животных есть
земля, ибо в Писании сказано, что у
всякого животного душа в крови. Кровь,
остывшая в теле, становится плотью;
остывшая плоть превращается и
возвращается в землю, и так погибает
душа животных. "И сказал Бог: да
произведет земля душу" (Быт. 1, 24).
Господь для того повелел душе животных
быть от земли, чтобы отличить ее от души
человеческой.
Земля же покрылась плодами и
приготовила пищу четвероногим животным.
Господь повелел быть четвероногим
животным только тогда, когда приготовил
им пищу. Так же и рыбам и птицам Он не
повелел быть прежде [сотворения] воды.
Так Художник Господь наш каждого рода [животным)
сначала приготовил пищу, а потом привел
их к бытию. Земля была украшена цветами,
море и реки наполнились рыбами, были
созданы птицы, земля по повелению [Божию]
произвела четвероногих, и великое
множество всякого рода [живых существ]
стало быть. И только человека еще не было,
но не [из-за] бесчестья, а [ради] чести,
чтобы приготовить ему дом. Ничего без
меры и смысла не творит Владыка, но все
нужное. Смотри: сначала Бог создал траву
и семена, а потом четвероногих и птиц,
которые ими питаются. Сначала создал
пищу, которой питаются, сначала создал
требуемое, а потом тех, кто требует. Так
же и в Писании: пророки предварили
Господа, проповедуя Христа, а потом
пришел Тот, о Котором они
свидетельствовали. Так и Владыка, желая
почтить человека, сначала предуготовил
для него все потребное и [только] потом
хочет сотворить самого человека. Смотри
и внимай: когда Господь творил небо и
землю, то Он сотворил их только [одним]
повелением; или когда было повеление о
тверди, когда Он устанавливал светила и
бесчисленные звезды, то также [одним]
повелением; Он сотворил их. Он сказал:
"Да произведет земля", - и стало так,
и после сказал: "Да произведут воды",
- и произвели; земле повелел произвести
всех четвероногих, и она произвела [их].
Когда же Владыка подошел к сотворению
человека — о дивное чудо! - Бог нуждается
в советнике, и [тем самым] открывает Сына,
на деле же творит Св. Дух. "И сказал Бог:
сотворим человека" (Быт. 1, 26). Пойми,
жидовин, что смысл [этих] слов [в том], что
с Ним были [во время творения человека]
Сын, Которого мы проповедуем, и Св.
Дух, Которому мы поклоняемся. Смотри [на
эти слова] как ни милость Владыки: они
словно дверцы, преклонившемуся пред
которыми Он позволяет увидеть Того, Кто
Ему искони содействовал, [то есть]
познать Отца и Сына и Св. Духа, вместе
прославляемых и все творящих. Посмотрим,
что сказал Владыка: "Сотворим
человека". Как выразить Непостижимого,
Которого на небесах со страхом трепещут
ангелы и от Которого на земле в страхе и
ужасе трясутся бесы, - о триипостасном
Божестве, существующем безначально!