Начало
княжения Ярослава в Киеве.
В год 6524
(1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали
по обе стороны Днепра, и не решались ни эти
на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца
друг против друга. И стал воевода
Святополка, разъезжая по берегу, укорять
новгородцев, говоря: "Что пришли с
хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас
хоромы наши рубить!". Слыша это, сказали
новгородцы Ярославу, что "завтра мы
переправимся к нему; если кто не пойдет с
нами, сами нападем на него". Наступили уже
заморозки, Святополк стоял между двумя
озерами и всю ночь пил с дружиной своей.
Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на
рассвете переправился. И, высадившись на
берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли
друг против друга, и сошлись в схватке. Была
сеча жестокая, и не могли из-за озера
печенеги помочь; и прижали Святополка с
дружиною к озеру, и вступили на лед, и
подломился под ними лед, и стал одолевать
Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и
одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу,
а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и
дедовском. И было тогда Ярославу 28 лет.
В год 6525
(1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви.
В год 6526
(1018). Пришел Болеслав на Ярослава со
Святополком и с поляками. Ярослав же, собрав
русь, и варягов, и словен, пошел против
Болеслава и Святополка и пришел к Волыню, и
стали они по обеим сторонам реки Буга. И был
у Ярослава кормилец и воевода, именем Буда,
и стал он укорять Болеслава, говоря: "Проткнем
тебе колом брюхо твое толстое". Ибо был
Болеслав велик и тяжек, так что и на коне не
мог сидеть, но зато был умен. И сказал
Болеслав дружине своей: "Если вас не
унижает оскорбление это, то погибну один".
Сев на коня, въехал он в реку, а за ним воины
его. Ярослав же не успел исполчиться, и
победил Болеслав Ярослава. И убежал Ярослав
с четырьмя мужами в Новгород, Болеслав же
вступил в Киев со Святополком. И сказал
Болеслав: "Разведите дружину мою по
городам на покорм"; и было так. Ярослав же,
прибежав в Новгород, хотел бежать за море,
но посадник Константин, сын Добрыни, с
новгородцами рассек ладьи Ярославовы,
говоря: "Хотим и еще биться с Болеславом и
со Святополком". Стали собирать деньги от
мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от
бояр по 18 гривен. И привели варягов, и дали
им деньги, и собрал Ярослав воинов много.
Когда же Болеслав сидел в Киеве, окаянный
Святополк сказал: "Сколько есть поляков
по городам, избивайте их". И перебили
поляков, Болеслав же побежал из Киева,
забрав богатства, и бояр Ярославовых, и
сестер его, а Настаса - попа Десятинной
церкви - приставил к этим богатствам, ибо
тот обманом вкрался ему в доверие. И людей
множество увел с собою, и города Червенские
забрал себе, и пришел в свою землю.
Святополк же стал княжить в Киеве. И пошел
Ярослав на Святополка, и бежал Святополк к
печенегам.
В год 6527
(1019). Пришел Святополк с печенегами в силе
грозной, и Ярослав собрал множество воинов
и вышел против него на Альту. Ярослав стал
на место, где убили Бориса, и, воздев руки к
небу, сказал: "Кровь брата моего вопиет к
тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника
сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек
Каина на стенание и трепет: так обреки и
этого". Помолился и сказал: "Братья мои!
Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою
помогите мне против врага сего - убийцы и
гордеца". И когда сказал так, двинулись
противники друг на друга, и покрыло поле
Альтинское множество воинов. Была же тогда
пятница, и всходило солнце, и сошлись обе
стороны, и была сеча жестокая, какой не
бывало на Руси, и, за руки хватаясь, рубились,
и сходились трижды, так что текла кровь по
низинам. К вечеру же одолел Ярослав, а
Святополк бежал. И когда бежал он, напал на
него бес, и расслабли все члены его, и не мог
он сидеть на коне, и несли его на носилках. И
бежавшие с ним принесли его к Берестью. Он
же говорил: "Бегите со мной, гонятся за
нами". Отроки же его посылали посмотреть:
"Гонится ли кто за нами?". И не было
никого, кто бы гнался за ними, и дальше
бежали с ним. Он же лежал немощен и,
привставая, говорил: "Вот уже гонятся, ой,
гонятся, бегите". Не мог он вытерпеть на
одном месте, и пробежал он через Польскую
землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в
пустынное место между Польшей и Чехией, и
там бедственно окончил жизнь свою. "Праведный
суд постиг его, неправедного, и после смерти
принял он муки окаянного: показало явно...
посланная на него Богом пагубная кара
безжалостно предала его смерти", и по
отшествии от сего света, связанный, вечно
терпит муки. Есть могила его в том пустынном
месте и до сего дня. Исходит же из нее смрад
ужасен. Все это Бог явил в поучение князьям
русским, чтобы если еще раз совершат такое
же, уже слышав обо всем этом, то такую же
казнь примут, и даже еще большую той, потому
что совершат такое злое убийство, уже зная
обо всем этом. Семь казней принял Каин, убив
Авеля, а Ламех 70, потому что Каин не знал, что
придется принять мщение от Бога, а Ламех
совершил убийство, уже зная о казни,
постигшей прародителя его. "Ибо сказал
Ламех женам своим: "Мужа убил во вред мне
и, юношу убив, нанес сам себе беду, потому,
сказал он, и 70 мщений положено мне, что, зная
обо всем, сотворил я это". Ламех убил
двух братьев Еноховых и взял себе жен их;
этот же Святополк - новый Авимелех,
родившийся от прелюбодеяния и избивший
своих братьев, сыновей Гедеоновых; так и
свершилось.
Ярослав
же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею,
показав победу и труд велик.
В год 6528
(1020). Родился у Ярослава сын, и нарек имя ему
Владимир.
В год 6529
(1021). Пришел Брячислав, сын Изяслава, внук
Владимира, на Новгород, и взял Новгород, и,
захватив новгородцев и имущество их, пошел
к Полоцку снова. И когда пришел он к реке
Судомири, и Ярослав из Киева на седьмой день
нагнал его тут. И победил Ярослав
Брячислава, и новгородцев воротил в
Новгород, а Брячислав бежал к Полоцку.
В год 6530
(1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время
Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на
касогов. Услышав же это, князь касожский
Редедя вышел против него. И, когда стали оба
полка друг против друга, сказал Редедя
Мстиславу: "Чего ради погубим дружины? Но
сойдемся, чтобы побороться самим. Если
одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену
мою, и детей моих, и землю мою. Если же я
одолею, то возьму твое все". И сказал
Мстислав: "Да будет так". И сказал
Редедя Мстиславу: "Не оружием будем
биться, но борьбою". И схватились
бороться крепко, и в долгой борьбе стал
изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен
Редедя. И сказал Мстислав: "О пречистая
Богородица, помоги мне! Если же одолею его,
воздвигну церковь во имя твое". И, сказав
так, бросил его на землю. И выхватил нож, и
зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал
все богатства его, и жену его, и детей его, и
дань возложил на касогов. И, придя в
Тмутаракань, заложил церковь святой
Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего
дня в Тмутаракани.
В год 6531
(1023). Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и
касогами.
В год 6532
(1024). Когда Ярослав был в Новгороде, пришел
Мстислав из Тмутаракани в Киев, и не приняли
его киевляне. Он же пошел и сел на столе в
Чернигове; Ярослав же был тогда в Новгороде.
В тот же год восстали волхвы в Суздале; по
дьявольскому наущению и бесовскому
действию избивали старшую чадь, говоря, что
они держат запасы. Был мятеж великий и голод
по всей той стране; и пошли по Волге все люди
к болгарам, и привезли хлеба, и так ожили.
Ярослав же, услышав о волхвах, пришел в
Суздаль; захватив волхвов, одних изгнал, а
других казнил, говоря так: "Бог за грехи
посылает на всякую страну голод, или мор,
или засуху, или иную казнь, человек же не
знает, за что". И, возвратившись, пришел
Ярослав в Новгород, и послал за море за
варягами. И пришел Якун с варягами, и был
Якун тот красив, и плащ у него был золотом
выткан. И пришел к Ярославу, и пошел Ярослав
с Якуном на Мстислава. Мстислав же, услышав,
вышел против них к Листвену. Мстислав же с
вечера исполчил дружину и поставил северян
прямо против варягов, а сам стал с дружиною
своею по обеим сторонам. И наступила ночь,
была тьма, молния, гром и дождь. И сказал
Мстислав дружине своей: "Пойдем на них".
И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга, и
схватилась дружина северян с варягами, и
трудились варяги, рубя северян, и затем
двинулся Мстислав с дружиной своей и стал
рубить варягов. И была сеча сильна, и когда
сверкала молния, блистало оружие, и была
гроза велика и сеча сильна и страшна. И
когда увидел Ярослав, что терпит поражение,
побежал с Якуном, князем варяжским, и Якун
тут потерял свой плащ золотой. Ярослав же
пришел в Новгород, а Якун ушел за море.
Мстислав же чуть свет, увидев лежащими
посеченных своих северян и Ярославовых
варягов, сказал: "Кто тому не рад? Вот
лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя
цела". И послал Мстислав за Ярославом,
говоря: "Садись в своем Киеве: ты старший
брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра".
И не решился Ярослав идти в Киев, пока не
помирились. И сидел Мстислав в Чернигове, а
Ярослав в Новгороде, и были в Киеве мужи
Ярослава. В тот же год родился у Ярослава
еще сын, и нарек имя ему Изяслав.
В год 6534
(1026). Ярослав собрал воинов многих, и пришел
в Киев, и заключил мир с братом своим
Мстиславом у Городца. И разделили по Днепру
Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а
Мстислав ту. И начали жить мирно и в
братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и
была тишина великая в стране.
В год 6535
(1027). Родился третий сын у Ярослава, и дали
имя ему Святослав.
В год 6536
(1028). Знамение в виде змея явилось в небе, так
что видно было его по всей земле.
В год 6537
(1029). Мирно было.
В год 6538
(1030). Ярослав Белз взял. И родился у Ярослава
четвертый сын, и дал имя ему Всеволод. В тот
же год пошел Ярослав на чудь, и победил их, и
поставил город Юрьев. В то же время умер
Болеслав Великий в Польше, и был мятеж в
земле Польской: восстав, люди перебили
епископов и попов и бояр своих, и был среди
них мятеж.
В год 6539
(1031). Ярослав и Мстислав, собрав воинов
многих, пошли на поляков, и вновь заняли
Червенские города, и повоевали землю
Польскую, и много поляков привели, и
поделили их. Ярослав же посадил своих
поляков по Роси; там они живут и по сей день.
В год 6540
(1032). Ярослав начал ставить города по Роси.
В год 6541
(1033). Евстафий Мстиславич умер.
В год 6542
(1034).
В год 6543
(1035).
В год 6544
(1036). Мстислав вышел на охоту, разболелся и
умер. И положили его в церкви святого Спаса,
которую сам заложил; были ведь при нем
выведены стены ее в высоту, сколько можно,
стоя на коне, достать рукою. Был же Мстислав
могуч телом, красив лицом, с большими очами,
храбр на ратях, милостив, любил дружину без
меры, имения для нее не щадил, ни в питье, ни
в пище ничего не запрещал ей. После того
завладел всем его владением Ярослав и стал
самовластцем в Русской земле. Пошел Ярослав
в Новгород и посадил сына своего Владимира
в Новгороде, а епископом поставил Жидяту. В
это время родился у Ярослава сын, нарекли
имя ему Вячеслав. Когда Ярослав был в
Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги
осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих,
варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в
город свой. А было печенегов без числа.
Ярослав выступил из города, и исполчил
дружину, и поставил варягов посредине, а на
правой стороне - киевлян, а на левом крыле -
новгородцев; и стал пред градом. Печенеги
пошли на приступ и схватились на месте, где
стоит ныне святая София, митрополия русская:
было здесь тогда поле вне града. И была сеча
жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И
побежали печенеги врассыпную, и не знали,
куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли,
иные же в других реках, а остаток их бегает
где-то и до сего дня. В тот же год посадил
Ярослав брата своего Судислава в темницу во
Пскове - был тот оклеветан перед ним.
В год 6545
(1037). Заложил Ярослав город великий, у того
же града Золотые ворота; заложил и церковь
святой Софии, митрополию, и затем церковь на
Золотых воротах - святой Богородицы
Благовещения, затем монастырь святого
Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера
христианская плодиться и расширяться, и
черноризцы стали умножаться, и монастыри
появляться. И любил Ярослав церковные
уставы, попов любил немало, особенно же
черноризцев, и книги любил, читая их часто и
ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский
язык. И написали они книг множество, ими же
поучаются верующие люди и наслаждаются
учением божественным. Как если один землю
вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят
пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь
его Владимир землю вспахал и размягчил, то
есть крещением просветил. Этот же засеял
книжными словами сердца верующих людей, а
мы пожинаем, учение принимая книжное.
Велика
ведь бывает польза от учения книжного;
книгами наставляемы и поучаемы на путь
покаяния, ибо от слов книжных обретаем
мудрость и воздержание. Это ведь - реки,
напояющие вселенную, это источники
мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешаемся; они - узда
воздержания, Велика есть мудрость; ведь и
Соломон, прославляя ее, говорил: "Я,
премудрость, вселила свет и разум, и смысл я
призвала. Страх Господень... Мои советы, моя
мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною
цесари царствуют, а сильные узаконяют
правду. Мною вельможи величаются и мучители
управляют землею. Любящих меня люблю,
ищущие меня найдут благодать". Если
прилежно поищешь в книгах мудрости, то
найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто
часто читает книги, тот беседует с Богом или
со святыми мужами. Тот, кто читает
пророческие беседы, и евангельские и
апостольские поучения, и жития святых отцов,
обретает душе великую пользу.
Ярослав
же, как мы уже сказали, любил книги и, много
их написав, положил в церкви святой Софии,
которую создал сам. Украсил ее золотом,
серебром и сосудами церковными, и возносят
в ней к Богу положенные песнопения в
назначенное время. И другие церкви ставил
по городам и по местам, поставляя попов и
давая от богатств своих жалованье, веля им
учить людей, потому что им поручено это
Богом, и посещать часто церкви. И умножились
пресвитеры и люди христианские. И радовался
Ярослав, видя множество церквей и людей
христиан, а враг сетовал, побеждаемый
новыми людьми христианскими.
В год 6546
(1038). Ярослав пошел на ятвягов.
В год 6547
(1039). Освящена была митрополитом Феопемптом
церковь святой Богородицы, которую создал
Владимир, отец Ярослава.
В год 6548
(1040). Ярослав пошел на Литву.
В год 6549
(1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.
В год 6550
(1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и
победил их. И пали кони у воинов
Владимировых; так, что и с еще дышащих коней
сдирали кожу: такой был мор на коней!
В год 6551
(1043). Послал Ярослав сына своего Владимира
на греков и дал ему много воинов, а
воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И
отправился Владимир в ладьях, и приплыл к
Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря
велика, и разбила корабли русских, и
княжеский корабль разбил ветер, и взял
князя в корабль Иван Творимирич, воевода
Ярослава. Прочих же воинов Владимировых,
числом до 6000, выбросило на берег, и, когда
они захотели было пойти на Русь, никто не
пошел с ними из дружины княжеской. И сказал
Вышата: "Я пойду с ними". И высадился к
ним с корабля, и сказал: "Если буду жив, то
с ними, если погибну, то с дружиной". И
пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили
грекам, что море разбило ладьи руси, и
послал царь, именем Мономах, за русью 14
ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею,
что идут за ними, повернув, разбил ладьи
греческие и возвратился на Русь, сев на
корабли свои. Вышату же схватили вместе с
выброшенными на берег, и привели в Царьград,
и ослепили много русских. Спустя три года,
когда установился мир, отпущен был Вышата
на Русь к Ярославу. В те времена выдал
Ярослав сестру свою за Казимира, и отдал
Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот
русских пленных, захваченных еще
Болеславом, когда тот победил Ярослава.
В год 6552
(1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка
и Олега, сыновей Святослава, и окрестили
кости их, и положили их в церкви святой
Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын
Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и
Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же
родила его от волxвования. Когда мать родила
его, на голове его оказалось язвено, и
сказали волхвы матери его: "Это язвено
навяжи на него, пусть носит его до смерти".
И носит его на себе Всеслав и до сего дня;
оттого и не милостив на кровопролитие.
В год 6553
(1045). Заложил Владимир святую Софию в
Новгороде.
В год 6554
(1046).
В год 6555
(1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их,
и убил князя их Моислава, и покорил их
Казимиру.
В год 6556
(1048).
В год 6557
(1049).
В год 6558
(1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.
В год 6559
(1051). Поставил Ярослав Илариона
митрополитом, русского родом, в святой
Софии, собрав епископов.
А теперь
скажем, почему назван так Печерский
монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил
село Берестовое и церковь, которая была там,
святых апостолов и помогал попам многим,
среди которых был пресвитер, именем Иларион,
муж благостный, книжный и постник. И ходил
он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне
находится старый монастырь Печерский, и там
молитву творил, ибо был там лес великий.
Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и,
приходя из Берестового, пел там церковные
часы и молился Богу втайне. Затем Бог
положил князю мысль на сердце поставить его
митрополитом в святой Софии, а пещерка эта
так и возникла. И немного дней спустя
оказался некий человек, мирянин из города
Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце
идти странничать. И направился он на Святую
Гору, и увидел там монастыри, и обошел их,
полюбив монашество, и пришел в один
монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг
его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал
ему имя Антоний, наставив и научив, как жить
по-чернечески, и сказал ему: "Иди снова на
Русь, и да будет на тебе благословение
Святой Горы, ибо от тебя многие станут
чернецами". Благословил его и отпустил,
сказав ему: "Иди с миром". Антоний же
пришел в Киев и стал думать, где бы
поселиться; и ходил по монастырям, и не
возлюбил их, так как Бог не хотел того. И
стал ходить по дебрям и горам, ища места,
которое бы ему указал Бог. И пришел на холм,
где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил
место то, и поселился в ней, и стал молиться
Богу со слезами, говоря: "Господи! Укрепи
меня в месте этом, и да будет здесь
благословение Святой Горы и моего игумена,
который меня постриг". И стал жить тут,
молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то
через день, и воды испивая в меру, копая
пещеру и не давая себе покоя днем и ночью,
пребывая в трудах, в бдении и в молитвах.
Потом узнали добрые люди и приходили к нему,
принося все, что ему требовалось, И прослыл
он как великий Антоний: приходя к нему,
просили у него благословения. После же,
когда преставился великий князь Ярослав, -
приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве.
Антоний же прославлен был в Русской земле;
Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с
дружиною своею, прося у него благословения
и молитвы. И ведом стал всем великий Антоний
и чтим всеми, и стала приходить к нему
братия, и начал он принимать и постригать их,
и собралось к нему братии числом 12, и
ископали пещеру великую, и церковь, и кельи,
которые и до сего дня еще существуют в
пещере под старым монастырем. Когда
собралась братия, сказал им Антоний: "Это
Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по
благословению Святой Горы, по которому меня
постриг игумен Святой Горы, а я вас
постригал - да будет благословение на вас,
первое от Бога, а второе от Святой Горы". И
так сказал им: "Живите же сами по себе, и
поставлю вам игумена, а сам я хочу
уединиться в этой горе, так как и прежде уже
привык жить в уединении". И поставил им
игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и
ископал пещеру, что под новым монастырем, и
в ней скончал дни свои, живя в добродетели,
не выходя никуда из пещеры в течение сорока
лет; в ней лежат мощи его и до сего дня.
Братия же с игуменом жили в прежней пещере.
И в те времена, когда братия умножилась и не
могла уже вместиться в пещере, помыслили
поставить монастырь вне пещеры. И пришли
игумен с братией к Антонию и сказали ему:
"Отец! Умножилась братия, и не можем
вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по
твоей молитве поставили бы мы церковку вне
пещеры". И повелел им Антоний. Они же
поклонились ему и поставили церковку малую
над пещерою во имя Успения святой
Богородицы. И начал Бог, по молитве святой
Богородицы, умножать черноризцев, и совет
сотворили братья с игуменом поставить
монастырь. И пошли братья к Антонию и
сказали: "Отец! Братия умножается, и мы
хотели бы поставить монастырь". Антоний
же сказал с радостью: "Благословен Бог во
всем, и молитва святой Богородицы и отцов
Святой Горы да будет с вами". И, сказав это,
послал одного из братьев к князю Изяславу,
говоря так: "Князь мой! Вот Бог умножает
братию, а местечко малó: дал бы нам гору
ту, что над пещерою". Изяслав же услышал
это и был рад, и послал мужа своего, и отдал
им гору ту. Игумен же и братия заложили
церковь великую, и монастырь огородили
острогом, келий поставили много, завершили
церковь и украсили ее иконами. И с той поры
начался Печерский монастырь: оттого, что
жили чернецы прежде в пещере, и прозвался
монастырь Печерским. Основался же
монастырь Печерский по благословению
Святой Горы. Когда укрепился монастырь при
игумене Варлааме, Изяслав поставил другой
монастырь, святого Дмитрия, и вывел
Варлаама на игуменство к святому Дмитрию,
желая сделать тот монастырь выше
Печерского, надеясь на свое богатство.
Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и
богачами поставлено, но не такие они, как те,
которые поставлены слезами, постом,
молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни
золота, ни серебра, но достиг всего слезами
и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам
ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив
совет, пошли к старцу Антонию и сказали: "Поставь
нам игумена". Он же сказал им: "Кого
хотите?". Они же ответили: "Кого хочет
Бог и ты". И сказал им: "Кто из вас
больше Феодосия - послушного, кроткого,
смиренного, - да будет он вам игумен".
Братия же рада была, поклонилась старцу; и
поставили Феодосия игуменом братии, числом
20. Когда же Феодосий принял монастырь, стал
он следовать воздержанию, и строгим постам,
и молитвам со слезами, и стал собирать
многих черноризцев, и собрал братии числом
100. И стал искать устава монашеского, и
нашелся тогда Михаил, монах Студийского
монастыря, пришедший из Греческой земли с
митрополитом Георгием, - и стал у него
Феодосий спрашивать устав студийских
монахов. И нашел у него, и списал, и ввел
устав в монастыре своем - как петь пения
монастырские, и как класть поклоны, и как
читать, и как стоять в церкви, и весь
распорядок церковный, и на трапезе
поведение, и что вкушать в какие дни - все
это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий
дал его в свой монастырь. От того же
монастыря переняли все монастыри этот
устав, оттого и почитается монастырь
Печерский старшим изо всех. Когда же жил
Феодосий в монастыре, и вел добродетельную
жизнь, и соблюдал монашеские правила, и
принимал всякого, приходящего к нему, -
пришел к нему и я - худой и недостойный раб, -
и принял меня, а лет мне было от роду 17.
Написал я это и определил, в какой год
начался Печерский монастырь и чего ради
зовется Печерским. А о житии Феодосия
скажем после.
В год 6560
(1052). Преставился Владимир, старший сын
Ярослава, в Новгороде и положен был в святой
Софии, которую воздвиг сам.
В год 6561
(1053). У Всеволода родился сын от дочери
царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир.
В год 6562
(1054). Преставился великий князь русский
Ярослав. Еще при жизни дал он наставление
сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю
мир этот, сыновья мои; имейте любовь между
собой, потому что все вы братья, от одного
отца и от одной матери. И если будете жить в
любви между собой, Бог будет в вас и покорит
вам врагов. И будете мирно жить. Если же
будете в ненависти жить, в распрях и ссорах,
то погибнете сами и погубите землю отцов
своих и дедов своих, которые добыли ее
трудом своим великим; но живите мирно,
слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой
в Киеве старшему сыну моему и брату вашему
Изяславу; слушайтесь его, как слушались
меня, пусть будет он вам вместо меня; а
Святославу даю Чернигов, а Всеволоду
Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу
Смоленск". И так разделил между ними
города, запретив им переступать пределы
других братьев и изгонять их, и сказал
Изяславу: "Если кто захочет обидеть брата
своего, ты помогай тому, кого обижают". И
так наставлял сыновей своих жить в любви.
Сам уже он был болен тогда и, приехав в
Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда
был... а Святослав во Владимире. Всеволод же
был тогда при отце, ибо любил его отец
больше всех братьев и держал его всегда при
себе. И приспел конец жизни Ярослава, и
отдал душу свою Богу в первую субботу поста
святого Федора. Всеволод же обрядил тело
отца своего, возложив на сани, повез его в
Киев, а попы пели положенные песнопения.
Плакали по нем люди; и, принеся, положили его
в гроб мраморный в церкви святой Софии. И
плакали по нем Всеволод и весь народ, Жил же
он всех лет 76.
Начало
княжения Изяслава в Киеве. Придя, сел Изяслав на столе в
Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в
Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в
Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод
на торков к Воиню и победил торков. В том же
году приходил Болуш с половцами, и заключил
мир с ними Всеволод, и возвратились половцы
назад, откуда пришли.
В год 6564
(1056).
В год 6565
(1057). Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в
Смоленске, и посадили Игоря в Смоленске,
выведя его из Владимира.
В год 6566
(1058). Победил Изяслав голядь.
В год 6567
(1059). Изяслав, Святослав и Всеволод
освободили дядю своего Судислава из поруба,
где сидел он 24 года, взяв с него крестное
целование; и стал он чернецом.
В год 6568
(1060). Преставился Игорь, сын Ярослава. В том
же году Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и
Всеслав собрали воинов бесчисленных и
пошли походом на торков, на конях и в ладьях,
без числа много. Прослышав об этом, торки
испугались, и обратились в бегство, и не
вернулись до сих пор, - так и перемерли в
бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи,
кто от голода, иные от мора и судом Божиим.
Так избавил Бог христиан от поганых.
В год 6569
(1061). Впервые пришли половцы войною на
Русскую землю; Всеволод же вышел против них
месяца февраля во 2-й день. И в битве
победили Всеволода и, повоевав землю, ушли.
То было первое зло от поганых и безбожных
врагов. Был же князь их Искал.
В год 6570
(1062).
В год 6571
(1063). Судислав преставился, брат Ярослава, и
погребли его в церкви святого Георгия. В тот
же год в Новгороде Волхов тек в обратном
направлении 5 дней. Знаменье же это было
недоброе, ибо на четвертый год пожег
Всеслав город.
В год 6572
(1064). Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук
Ярославов, в Тмутаракань, и с ним бежали
Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы
новгородского. И, придя, выгнал Глеба из
Тмутаракани, а сам сел на его место.
В год 6573
(1065). Пошел Святослав на Ростислава к
Тмутаракани. Ростислав же отступил из
города - не потому, что испугался Святослава,
но не желая против своего дяди оружия
поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань,
вновь посадил сына своего Глеба и вернулся
назад. Ростислав же, придя, снова выгнал
Глеба, и пришел Глеб к отцу своему.
Ростислав же сел в Тмутаракани. В том же
году Всеслав начал войну.
В те же
времена было знаменье на западе, звезда
великая, с лучами как бы кровавыми; с вечера
всходила она на небо после захода солнца, и
так было 7 дней. Знамение это было не к добру,
после того были усобицы многие и нашествие
поганых на Русскую землю, ибо эта звезда
была как бы кровавая, предвещая крови
пролитье. В те же времена ребенок был брошен
в Сетомль; этого ребенка вытащили рыбаки в
неводе, и рассматривали мы его до вечера и
опять бросили в воду. Был же он такой: на
лице у него были срамные части, а иного
нельзя и сказать срама ради. Перед тем
временем и солнце изменилось и не стало
светлым, но было как месяц, о таком солнце
невежды говорят, что оно объедено. Знамения
эти бывают не к добру. Мы потому так думаем,
что именно так случилось в древности, "при
Антиохе, в Иерусалиме: внезапно по всему
городу в течение сорока дней стали являться
в воздухе всадники скачущие, с оружием, в
золотых одеждах, полки обеих сторон
являлись, потрясая оружием: и это
предвещало нападение Антиоха, нашествие
рати на Иерусалим. Потом при Нероне цесаре в
том же Иерусалиме над городом воссияла
звезда в виде копья; это предвещало
нашествие римского войска. И снова так было
при Юстиниане цесаре: звезда воссияла на
западе, испускавшая лучи, и прозвали ее
лампадой, и так блистала она дней 20; после же
того было звездотечение на небе с вечера до
утра, так что все думали, будто падают
звезды, и вновь солнце сияло без лучей: это
предвещало крамолы, болезни людям, смерти.
Снова, уже при Маврикии цесаре, было так:
жена родила ребенка без глаз и без рук, а к
бедрам у него рыбий хвост прирос; и пес
родился шестиногий; в Африке уже двое детей
родилось: один о четырех ногах, а другой о
двух головах. Потом же было при царе
Константине Иконоборце, сыне Леона,
звездотечение на небе, звезды срывались на
землю, так что видевшие думали, что конец
мира; тогда же воздухотечение было сильное;
в Сирии же было землетрясение великое, так
что земля разверзлась на три поприща, и,
дивно, из земли вышел мул, говоривший
человеческим голосом и предсказывавший
нашествие иноземцев, как и случилось потом":
напали сарацины на Палестинскую землю.
Знамения ведь на небе, или в звездах, или в
солнце, или в птицах, или в чем ином не к
добру бывают; но знамения эти ко злу бывают:
или войну предвещают, или голод, или смерть.
В год 6574
(1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и
брал дань с касогов и с других народов,
этого так испугались греки, что с обманом
подослали к нему котопана. Когда же он
пришел к Ростиславу, - он вошел к нему в
доверие, и чтил его Ростислав. Однажды,
когда Ростислав пировал с дружиною своею,
котопан сказал: "Князь, хочу выпить за
тебя". Тот же ответил: "Пей". Он же
отпил половину, а половину дал выпить князю,
опустив палец в чашу; а под ногтем был у него
яд смертельный, и дал князю, обрекая его на
смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил,
котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал
там, что именно в этот день умрет Ростислав,
как и случилось. Котопана этого побили
камнями корсунские люди. Был Ростислав муж
доблестный, воинственный, прекрасен
сложением и красив лицом и милостив к
убогим. И умер февраля в 3-й день и положен
там в церкви святой Богородицы.
В год 6575
(1067). Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын
Брячислава, и занял Новгород. Трое же
Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод,
собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный
мороз. И подошли к Минску, и минчане
затворились в городе. Братья же эти взяли
Минск и перебили всех мужей, а жен и детей
захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав
пошел против них. И встретились противники
на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег
велик, и пошли друг на друга. И была сеча
жестокая, и многие пали в ней, и одолели
Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же
бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав,
Святослав и Всеволод, поцеловав крест
честной Всеславу, сказали ему: "Приди к
нам, не сотворим тебе зла". Он же, надеясь
на их крестоцелование, переехал к ним в
ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым
вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши
у Смоленска, преступив крестоцелование.
Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил
его в темницу с двумя сыновьями.
В год 6576
(1068). Пришли иноплеменники на Русскую землю,
половцев множество. Изяслав же, и Святослав,
и Всеволод вышли против них на Альту. И
ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог
поганых за грехи наши, и побежали русские
князья, и победили половцы.
Наводит
Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю,
и тогда в горе люди вспоминают о Боге;
междоусобная же война бывает от
дьявольского соблазна, Бог ведь не хочет
зла людям, но блага; а дьявол радуется злому
убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и
зависть, братоненавидение, клевету. Когда
же впадает в грех какой-либо народ, казнит
Бог его смертью, или голодом, или нашествием
поганых, или засухой, или гусеницей, или
иными казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог
велит нам жить в покаянии и говорит нам
через пророка: "Обратитесь ко мне всем
сердцем вашим, в посте и плаче". Если мы
будем так поступать, простятся нам все
грехи; но мы к злу возвращаемся, как свинья,
в кале греховном вечно марающаяся, и так
пребываем. Устами того же пророка говорит
нам Господь: "Знаю, - говорит, - что ты
жесток и шея твоя железная", поэтому "не
пустил к вам дождя, одну землю одождил, а
другую не одождил, и иссохло"; "и
поразил вас зноем и различными казнями, но и
тут вы не обратились ко мне. Потому сады
ваши, смоковницы ваши, нивы и дубравы ваши
погубил я, - говорит Господь, - а злоб ваших
не мог изничтожить. Послал на вас различные
болезни и смерти ужасные и на скот послал
казнь свою, но и тут не обратились ко мне, но
сказали: "Не поддадимся". Доколе не
насытитесь злобами вашими? Вы ведь
уклонились от пути моего, - говорит Господь,
- и соблазнили многих"; поэтому: "буду
свидетелем скорым против врагов, и
прелюбодеев, и клянущихся именем моим ложно,
и лишающих мзды наемника, чинящих насилие
над сиротами и вдовами и уклоняющих суд от
правды. Почему не покаетесь в грехах ваших?
Но искажаете законы мои и не соблюдаете их?
Обратитесь ко мне - и я обращусь к вам, -
говорит Господь, - и разверзу вам хляби
небесные и отвращу от вас гнев мой, пока не
будет у вас всего в изобилии и не станут
истощаться ни сады ваши, ни нивы. Но вы
обрушили на меня слова ваши, говоря: "Ничтожен
служащий Богу"". Поэтому: "Устами
чтут меня, а сердце их далеко отстоит от
меня". Оттого, чего просим, не приемлем.
"Будет же так, - говорит, - когда призовете
меня, я не стану вас слушать". Будете
искать меня в беде - и не обрящете, ибо не
восхотели ходить по путям моим", отчего и
затворяется небо или, напротив, на горе
разверзается, град вместо дождя испуская
или морозом плоды побивая и землю зноем
томя, за наши злодеяния. Если же покаемся в
злодеяниях наших, то "как родным детям
своим" даст он нам все просимое и дождь
ранний или поздний. "И наполнятся гумна
ваши пшеницею. Прольются давила винные и
масляные. И возмещу вам за годы, в которые
поели у вас саранча, и жуки, и гусеницы; сила
моя велика, которую я послал на вас", -
говорит Господь Вседержитель. Слыша все это,
обратимся к добру; взыщите праведного суда,
избавьте обижаемого; обратимся к покаянию,
не воздавая злом за зло, клеветой за клевету,
но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и
рыданием, и слезами омывая все прегрешения
наши, не так, что словом только называемся
христианами, а живем, как язычники. Вот
разве не по-язычески мы живем, если во
встречу верим? Ведь если кто встретит
черноризца, то возвращается, так же
поступает и встретив кабана или свинью, -
разве это не по-язычески? Это ведь по
наущению дьявола держатся эти приметы;
другие же в чихание веруют, которое на самом
деле бывает на здравие голове! Но дьявол
обманывает и этими и иными способами,
всякими хитростями отвращая нас от Бога,
трубами и скоморохами, гуслями и русалиями.
Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и
людей множество на них, как толкают друг
друга, устраивая зрелища, бесом задуманные,
- а церкви пусты стоят; когда же бывает время
молитвы, молящихся мало оказывается в
церкви. Потому и казни всяческие принимаем
от Бога и набеги врагов; по Божьему
повелению принимаем наказание за грехи
наши.
Но
возвратимся к своему повествованию. Когда
Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а
Святослав - в Чернигов, то киевляне
прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и
послали к князю сказать: "Вот, половцы
рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие
и коней, и мы еще раз сразимся с ними".
Изяслав же того не послушал. И стали люди
роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с
веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя
его, стали у двора Брячислава, и сказали: "Пойдем
освободим дружину свою из темницы". И
разделились надвое: половина их пошла к
темнице, а половина их пошла по мосту, эти и
пришли на княжеский двор. Изяслав в это
время на сенях совет держал с дружиной
своей, и заспорили с князем те, кто стоял
внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а
дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат
Чудина, Изяславу: "Видишь, князь, люди
расшумелись; пошли, пусть постерегут
Всеслава". И пока он это говорил, другая
половина людей пришла от темницы, отворив
ее. И сказала дружина князю: "Злое
содеялось; пошли ко Всеславу, пусть,
подозвав его обманом к оконцу, пронзят
мечом". И не послушал того князь. Люди же
закричали и пошли к темнице Всеслава.
Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом
со двора, люди же освободили Всеслава из
поруба - в 15-й день сентября - и прославили
его среди княжеского двора. Двор же княжий
разграбили - бесчисленное множество золота
и серебра, в монетах и слитках. Изяслав же
бежал в Польшу.
Впоследствии,
когда половцы воевали по земле Русской, а
Святослав был в Чернигове, и когда половцы
стали воевать около Чернигова, Святослав,
собрав небольшую дружину, вышел против них
к Сновску. И увидели половцы идущий полк, и
приготовились встретить его. И Святослав,
увидев, что их множество, сказал дружине
своей: "Сразимся, некуда нам уже деться".
И стегнули коней, и одолел Святослав с тремя
тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их
побили, а другие утонули в Снови, а князя их
взяли в 1-й день ноября. И возвратился с
победою в город свой Святослав.
Всеслав
же сел в Киеве. Этим Бог явил силу креста,
потому что Изяслав целовал крест Всеславу,
а потом схватил его: из-за того и навел Бог
поганых, Всеслава же явно избавил крест
честной! Ибо в день Воздвижения Всеслав,
вздохнув, сказал: "О крест честной! Так
как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой
темницы". Бог же показал силу креста в
поученье земле Русской, чтобы не преступали
честного креста, целовав его; если же
преступит кто, то и здесь, на земле, примет
казнь и в будущем веке казнь вечную. Ибо
велика сила крестная; крестом бывают
побеждаемы силы бесовские, крест князьям в
сражениях помогает, крестом охраняемы в
битвах, верующие люди побеждают супостатов,
крест же быстро избавляет от напастей
призывающих его с верою. Ничего не боятся
бесы, только креста. Если бывают от бесов
видения, то, осенив лицо крестом, их
отгоняют. Всеслав же сидел в Киеве 7 месяцев.
В год 6577
(1069). Пошел Изяслав с Болеславом на Всеслава;
Всеслав же выступил навстречу. И пришел к
Белгороду Всеслав, и с наступлением ночи
тайно от киевлян бежал из Белгорода в
Полоцк. Наутро же люди, увидев, что князь
бежал, возвратились в Киев, и устроили вече,
и обратились к Святославу и Всеволоду,
говоря: "Мы уже дурное сделали, князя
своего прогнав, а он ведет на нас Польскую
землю: идите же в город отца своего; если не
хотите, то поневоле придется поджечь город
свой и уйти в Греческую землю". И сказал
им Святослав: "Мы пошлем к брату своему;
если пойдет с поляками погубить вас, то мы
пойдем на него войною, ибо не дадим губить
города отца своего; если же хочет идти с
миром, то пусть придет с небольшой дружиной".
И утешили киевлян, Святослав же и Всеволод
послали к Изяславу, говоря: "Всеслав
бежал, не веди поляков на Киев, здесь ведь
врагов у тебя нет; если хочешь дать волю
гневу и погубить город, то знай, что нам жаль
отцовского стола". Слышав то, Изяслав
оставил поляков и пошел с Болеславом, взяв
немного поляков, а вперед себя послал к
Киеву сына своего Мстислава. И, придя в Киев,
Мстислав перебил киевлян, освободивших
Всеслава, числом 70 человек, а других ослепил,
а иных без вины умертвил, без следствия.
Когда же Изяслав шел к городу, вышли к нему
люди с поклоном, и приняли князя своего
киевляне; и сел Изяслав на столе своем,
месяца мая во 2-й день. И распустил поляков
на покорм, и избивали их тайно; и
возвратился Болеслав в Польшу, в землю свою.
Изяслав же перегнал торг на гору и, выгнав
Всеслава из Полоцка, посадил сына своего
Мстислава в Полоцке; он же вскоре умер там. И
посадил на место его брата его Святополка,
Всеслав же бежал.
В год 6578
(1070). Родился у Всеволода сын, и нарекли имя
ему Ростислав. В тот же год заложена была
церковь святого Михаила в монастыре
Всеволода.