МОЛЕНИЕ
ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
СЛОВО
ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА, НАПИСАННОЕ ИМ СВОЕМУ
КНЯЗЮ ЯРОСЛАВУ ВЛАДИМИРОВИЧУ
Вострубим, как в златокованые трубы, во все
силы ума своего, и заиграем в серебряные
органы гордости своею мудростью. Восстань,
слава моя, восстань в псалтыри и в гуслях.
Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в
притчах загадки мои и возвещу в народах
славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в
теле его красотою и мудростью.
Был язык мой как трость книжника-скорописца,
и приветливы уста мои, как быстрота речная.
Того ради попытался я написать об оковах
сердца моего и разбил их с ожесточением,
как древние — младенцев о камень.
Но боюсь, господине, осуждения твоего.
Ибо я как та смоковница проклятая: не имею
плода покаяния; ибо имею сердце — как лицо
без глаз; и ум мой — как ночной ворон, на
вершинах бодрствующий; и закончилась жизнь
моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и
покрыла меня нищета, как Красное море
фараона.
Все это написал я, спасаясь от лица бедности
моей, как рабыня Агарь от Сарры, госпожи
своей.
Но видел, господине, твое добросердечие ко
мне и прибег к всегдашней любви твоей. Ибо
говорится в Писании: просящему у тебя дай,
стучащему открой, да не отвергнут будешь
царствия небесного; ибо писано: возложи на
бога печаль свою, и тот тебя пропитает
вовеки.
Ибо я, княже господине, как трава чахлая,
растущая под стеною, на которую ни солнце не
сияет, ни дождь не дождит; так и я всеми
обижаем, потому что не огражден я страхом
грозы твоей, как оплотом твердым.
Не
смотри же на меня, господине, как волк на
ягненка, а смотри на меня, как мать на
младенца. Посмотри на птиц небесных — не
пашут они, не сеют, но уповают на милость
божию; так и мы, господине, ищем милости
твоей.
Ибо, господине, кому Боголюбове, а мне горе
лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы
чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем живя,
плач горький; кому Новый Город, а у меня в
доме и углы завалились, так как не расцвело
счастье мое.
Друзья мои и близкие мои отказались от меня,
ибо не поставил перед ними трапезы с
многоразличными яствами. Многие ведь
дружат со мной и за столом тянут руку со
мной в одну солонку, а в несчастье
становятся врагами и даже помогают
подножку мне поставить; глазами плачут со
мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то
не имей веры к другу и не надейся на брата.
Не лгал мне князь Ростислав, когда говорил:
«Лучше мне смерть, нежели Курское княжение»;
так и мужи говорят: «Лучше смерть, чем
долгая жизнь в нищете». Как и Соломон
говорил: «Ни богатства, ни бедности не дай
мне, господи: если буду богат,— гордостью
вознесусь, если же буду беден, — задумаю
воровство или разбой», как женки распутство.
Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою:
помилуй меня, потомок великого царя
Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам
о рае; пусти тучу на землю убожества моего.
Ибо, господине, богатый муж везде ведом — и
на чужбине друзей имеет, а бедный и на
родине ненавидим ходит. Богатый заговорит
— все замолчат и после вознесут речь его до
облак; а бедный заговорит — все на него
закричат. Чьи одежды богаты, тех и речь
чтима.
Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты
этой, как серну из сетей, как птицу из
западни, как утенка от когтей ястреба, как
овцу из пасти львиной.
Я ведь, княже, как дерево при дороге: многие
обрубают ему ветви и в огонь кидают; так и я
всеми обижаем, ибо не огражден страхом
грозы твоей.
Как олово пропадает, когда его часто плавят,
так и человек, когда он много бедствует.
Никто ведь не может ни пригоршнями соль
есть, ни в горе разумным быть; всякий
человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в
своей не может рассудить. Злато плавится
огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо
перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в
напасти обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль
— человека; печаль
человеку кости сушит.
Если
кто в печали человеку поможет, то как
студеной водой его напоит в знойный день.
Птица
радуется весне, а младенец матери; весна
украшает землю цветами, а ты оживляешь
людей милостию своею, сирот и вдовиц,
вельможами обижаемых.
Княже
мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо
голос твой сладок и образ твой прекрасен;
мед источают уста твои, и дар твой как плод
райский.
Когда
услаждаешься многими яствами, меня вспомни,
хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое
питье, вспомни меня, теплую воду пьющего в
укрытом от ветра месте; когда же лежишь на
мягкой постели под собольими одеялами, меня
вспомни, под одним платком лежащего, и от
стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми,
как стрелами, до самого сердца пронзаемого.
Да
не будет сжата рука твоя, княже мой,
господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею
моря не вычерпать, ни нашими просьбами
твоего дому не истощить. Как невод не удерживает
воды, а только рыб, так и ты, княже, не
удерживай злата и серебра, а раздавай
людям.
Паволока,
расшитая разноцветными шелками, красоту
свою показывает; так и ты, княже, множеством
своей челяди честен и славен во всех
странах являешься. Некогда ведь похвалился
царь Иезекииль перед послами царя
вавилонского и показал им множество злата и
серебра; они же сказали: «Наш
царь богаче тебя не множеством золота, но
множеством воинов; ибо воины золото
добудут, а золотом воинов не добыть». Как
сказал князь Святослав, сын Ольгин, когда
шел на Царьград с небольшою дружиною: «Братья!
нам ли от этого города погибнуть или городу
от нас быть пленену?» Как бог повелит, так и
будет; погонит один сто, а от ста побегут
тысячи. Тот, кто надеется на господа, не
дрогнет вовек, как гора Сион.
Славно
за бугром коней пасти, так и в войске
хорошего князя воевать. Часто из-за
беспорядка полки погибают. Видел: огромный
зверь, а головы не имеет, так и многие полки
без хорошего князя. Гусли ведь
настраиваются перстами, а тело крепится
жилами; дуб силен множествам корней, так и
град наш — твоим управлением.
Ибо
щедрый князь — отец многим слугам: многие
ведь оставляют отца и матерь и к нему
приходят. Хорошему господину служа,
дослужиться свободы, а злому господину
служа, дослужиться еще большего рабства.
Ибо щедрый князь — как река, текущая без
берегов через дубравы, поит не только людей,
но и зверей; а скупой князь — как река в
берегах, а берега каменные: нельзя ни
самому напиться, ни коня напоить.
Боярин
щедрый — как колодезь с пресной водой при
дороге: прохожих поит; а боярин скупой — как
колодезь соленый.
Не
имей себе двора близ царева двора и не держи
села близ княжого села: ибо тиун его — как
огонь, на осине разожженный, а
рядовичи его—что искры. Если от огня и
устережешься, то от искр не сможешь
устеречься и одежду прожжешь.
Господине
мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не
вознеси до облак глупого богатого. Ибо
нищий мудрый — что золото в грязном сосуде, а
богатый разодетый да глупый — что шелковая
подушка, соломой набитая.
Господине
мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри,
каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и
скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а
стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел
в воздухе.
Но
поставь сосуд гончарный под капельницу
языка моего, да накаплет тебе слаще меду
слова уст моих. Как Давид сказал: «Сладки
слова твои, лучше меда они устам моим». Ибо и
Соломон сказал: «Слова добрые сладостью
напояют душу, покрывает же печаль сердце
безумного».
Ибо
мудрого мужа посылай — и мало ему объясняй, а
глупого посылай — и сам вслед не ленись
пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого — пира
в доме. Лучше слушать спор умных, нежели
совета глупых. Наставь премудрого, и он еще
мудрее станет. Не
сей на межах жита, ни мудрости в сердцах
глупых. Ибо глупых не сеют, не жнут, ни в
житницу не собирают, но сами себя родят. Как
в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо
псам и свиньям не нужно ни золота, ни
серебра, а глупому — мудрых слов; мертвеца
не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли
пожрет синица орла, коли поплывет камень по
воде и коли начнет свинья на белку лаять,
тогда и глупый уму научится.
Неужели
скажешь мне: от глупости все мне это
наговорил? Не видел ты неба холстяного, ни
звезд из лучинок, ни глупого, говорящего
мудро. Неужели скажешь мне: солгал как пес?
Но хорошего пса князья и бояре любят.
Неужели скажешь мне: солгал как вор? Если
бы украсть умел, то к тебе бы и не жаловался.
Девица ведь губит красоту свою
прелюбодейством, а муж свое мужество — воровством.
Господине
мой! Ведь не море топит корабли, но ветры; не
огонь раскаляет железо, но поддувание
мехами; так и князь не сам впадает в ошибку,
но советчики его вводят. С хорошим советчиком
совещаясь, князь высокого стола добудет, а с
дурным советчиком и меньшего лишится.
Говорится
ведь в мирских пословицах: ни скот в скотах
коза, ни зверь в зверях еж, ни рыба в рыбах
рак, ни птица в птицах нетопырь, ни муж в
мужах, если над ним жена властвует, ни жена в
женах, если от своего мужа прелюбодействует,
ни работа в работах — для женок повоз возить.
Дивней
дивного, кто в жены возьмет уродину
прибытка ради.
Видел
жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и
мажущуюся румянами, и сказал ей: «Не
смотрись в зеркало — увидишь безобразие
лица своего и еще больше обозлишься».
Неужели
скажешь мне: «Женись у богатого тестя, чести
ради великой; у него пей и ешь»? Лучше бы уж
мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую
жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не
замышляет, а злая жена, когда ее бьешь,
бесится, а когда кроток с ней — заносится, в
богатстве гордой становится, а в бедности
других злословит.
Что
такое жена злая? Торговка плутоватая,
кощунница бесовская. Что такое жена злая?
Людская смута, ослепление уму, заводила
всякой злобе, в церкви сборщица дани для
беса, защитница греха, заграда от спасения.
Если
какой муж смотрит на красоту жены своей и на
ее ласковые и льстивые слова, а дел ее не
проверяет, то дай бог ему лихорадкой болеть,
и да будет он проклят.
Вот
и распознайте, братия, злую жену. Говорит
она мужу своему: «Господине мой и свет очей
моих! Я на тебя и взглянуть не могу: когда
говоришь со мной, тогда смотрю на тебя, и
обмираю, и слабеют все члены тела моего, и
падаю на землю».
Послушайте,
жены, слова апостола Павла: крест — глава
церкви, а муж — жене своей. Жены, стойте же
в церкви и молитесь богу и святой
богородице, а чему хотите учиться, то
учитесь дома у своих мужей. А вы, мужья, в
законе храните жен своих, ибо нелегко найти
хорошую жену.
Хорошая
жена — венец мужу своему и беспечалие, а
злая жена — горе лютое и разорение дому.
Червь дерево точит, а злая жена дом своего
мужа истощает. Лучше в дырявой ладье плыть,
нежели злой жене тайны поведать: дырявая
ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь
мужа своего погубит. Лучше камень бить,
нежели злую жену учить; железо переплавишь,
а злой жены не научишь.
Ибо
злая жена ни ученья не слушает, ни
священника не чтит, ни бога не боится, ни
людей не стыдится, но всех укоряет и всех
осуждает.
Что
злее льва среди четвероногих и что лютее
змеи среди ползающих по земле? Всех тех
злее злая жена. Нет на земле ничего лютее
женской злобы. Сперва из-за жены прадед наш
Адам из рая был изгнан; из-за жены Иосиф
Прекрасный в темницу был заключен; из-за
жены пророка Даниила в ров ввергли, где львы
ему ноги лизали. О, злое, острое оружие
дьявола и стрела, летящая с ядом!
У
некоего человека умерла жена, он же по
смерти ее начал продавать детей. И люди
сказали ему: «Зачем детей продаешь?» Он же
ответил: «Если родились они в мать, то, как
подрастут, меня самого продадут».
Но
вернемся к прежнему. Я, княже, ни за море не
ездил, ни у философов не учился, но был как
пчела — припадая к разным цветам и собирая
мед в соты; так и я по многим книгам собирал
сладость слов и смысл их и собрал, как в мех
воды морские.
Скажу
не много еще. Не запрещай глупому глупость
его, да не уподобишься сам ему. Не стану с
ним много говорить. Да не буду как мех
дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да
не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей
насыщают, а сами себя не могут насытить
житом; да не окажусь ненавистным миру
многословною своею беседою, подобно птице,
частящей свои песни, которую вскоре же
ненавидеть начинают. Ибо говорится в
мирских пословицах: длинная речь не хороша,
хороша длинная паволока.
Господи!
Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость
Александра, разум Иосифа, мудрость
Соломона, искусность Давида и умножь,
господи, всех людей под пятою его. Богу
нашему слава, и ныне, и присно, и вовеки.
|
|