СКАЗАНИЕ
АФРОДИТИАНА
СКАЗАНИЕ
АФРОДИТИАНА О ЧУДЕ, БЫВШЕМ В ПЕРСИДСКОЙ
ЗЕМЛЕ
Господи,
благослови, отче.
От
персов впервые узнали о Христе: ничто не
остается скрытым от тамошних книжников,
которые прилежно занимаются всем, что
вырезано на золотых досках и лежит в
царских святилищах. Здесь же скажу нечто,
слышанное от тамошних жрецов: есть
кумирница, посвященная Ире, она находится
за царскими домами. Царь Кир, знаток всякого
благочестия, устроил ее и поставил в ней
золотые и серебряные статуи своих богов,
украсив их драгоценными камнями.
Но,
чтобы не говорить об утвари, продолжу свою
речь. В те дни, как значится в записях на
досках, когда царь вошел в кумирницу, чтобы
узнать разгадку сна, жрец Пруп сказал: «Порадуюсь
вместе с тобою, владыка: Ира зачала во чреве».
Царь же, улыбнувшись, сказал ему: «Умершая
ли имеет во чреве?» Он же ответил ему: «Да, и
умершая ожила, и жизнь рождает». Царь же
сказал: «Что это значит, скажи мне!» Жрец
сказал: «Поистине, владыка, настало время.
Здесь всю ночь пребывали в ликовании статуи
мужей и жен, говоря друг другу: „Идите,
порадуемся вместе с Ирой!" И сказали мне:
„Пророк, иди, радуйся вместе с Ирою тому,
что она возлюблена". Я же ответил: „Кто
может возлюбить ту, которая не существует?"
Они же сказали: „Ожила она и теперь
называется не Ира, а Урания, ибо великое
Солнце возлюбило ее".
Статуи
же жен говорили мужам, словно одобряя
сделанное, что возлюбенная — Источник: «Ира
ведь не помолвлена за плотника». И сказали
мужские статуи: «Действительно, Источником
назвали ее верно, но имя ей Мария, которая в
своем чреве, как корабль в море, несет много
добра. А если она и есть Источник, пусть это
так понимается: источник воды вечно рождает
источник духа, в нем одна рыба, уловляемая
божественною удою, весь мир, раз он в море
живет, своей плотью кормит. Верно сказано,
что плотника имеет она иного: не от мужа
рождает того плотника. Этот рождаемый ею
плотник, сын старейшины плотников,
трикратно составленный, создал премудрым
искусством небесный покров на три части
всей вселенной, стропило укрепив словом».
Пребывали
же статуи в споре об Ире и Источнике, и
единогласно сказали: «Когда кончится день,
все всё узнаем». И сказал жрец: «Теперь,
владыка, пробудь здесь остаток дня. Будет
окончательное разъяснение совершившегося,
не просто так случилось явленное». Царь же
остался здесь и увидел, что статуи богов
стали предсказывать будущее игрой на
гуслях, а певцы стали петь, и все, сколько их
там было внутри, четвероногие и птицы,
серебряные и золотые, начали петь каждый на
свой лад. Царь же был объят ужасом и
исполнился страха, и хотел уйти, ибо не мог
вынести происходившего у него на глазах
беспорядка. Жрец же ему сказал: «Возвести,
царь, приспело уже конечное откровение,
которое бог соблаговолил нам явить».
Пока
они так беседовали, раскрылась крыша, и
сошла вниз светлая звезда, и стала над
статуей Источника, и был слышан такой голос:
«Источник, господи, Великое Солнце послало
меня к тебе возвестить и вместе с тем
служить тебе. Непорочное писание, служу
тебе, о мать первого из всех чинов, являющаяся
невестой триименному и единому божеству.
Зовется же неописуемый младенец Начало и
Конец, начало спасения, конец же погибели».
Лишь
только раздался этот голос, все статуи пали
ниц, только Источник остался стоять, на нем
же оказался водружен царский венец, с
камнями, называемыми рубин и изумруд, и
этими камнями украшенная звезда. Над
Источником стояла звезда.
Царь
же приказал привести всех, сколько их было в
царской земле, мудрецов, занимающихся
разгадыванием знамений, глашатаи же
созвали их трубами. Пришли все в кумирницу,
и когда увидели звезду над Источником и
звездный венец с драгоценными камнями, и
статуи, лежащие на полу, то сказали царю: «Род
божеский и царский склонился, являя образ
небесного и земного царя. Карийский же
источник — есть дочь земли Вифлеемской,
венец — знак царя, звезда — небесное
знамение чуда, совершающегося на земле. В
Иудее возникло то царство, которое
отвергает память жидовскую. А то, что боги
повержены ниц, означает, что пришел конец их
почитания. Явившийся достоин больших
почестей; как прийти новому, не отвергнув
существующего? Итак, теперь, царь, отправь
послов в Иерусалим и найдешь
воплотившегося сына Вседержителя, которого
держат телесные женские руки».
Звезда
же та оставалась над Источником, нареченным
Небесный, до тех пор, пока не пошли волхвы,
тогда отправилась вместе с ними.
Когда
наступил вечер, в эту же кумирницу явился
Дионис со своим войском и сказал кумирам: «Источник
уже не один из вас, но над вами стоит,
поновляя человеческую сущность
божественным зачатием. Жрец Пруп, что ты
делаешь сидя здесь? Достигло нас описанное
деяние, и мы будем от лица, облеченного
властью, уличены в том, что лживо мечтали —
мечтали и владели — владели. Поэтому и не
даем предсказаний, от нас отнята честь,
бесславными и лишенными почести стали мы;
один только есть, взявший свою почесть».
Они
же сказали: «Не ропщи! Не потребуют больше
персы дани ни от земли, ни от воздуха! Ведь
учредивший дани пришел, принося дань
пославшему его, преобразуя старый образ и
возрождая новый, подоспел уже своим духом.
Небо с землею радуется, земля же хвалится,
принимая небесное прославление. То, чего не
случилось вверху, произошло внизу. Кого
блаженный чин не видел — неразумный видит.
Тем пламя грозит, а на этих роса падает.
Кариин благословенный Источник родился в
Вифлееме. Какова благодать Источника быть
возлюбленной Небесного и какова благодать
обрести место в благодати! Расцвела Иудея,
что значит: к чужим и к чужестранцам пришел
Спас. Несчастным успокоение увеличивается;
женщины, достойно ликуя, говорят: „Госпожа.
Источник, приносящая питье, ставшая матерью
небесного светила, облако, защищающее от
зноя, весь мир обращая, вспомни о своих
рабах, дорогая Госпожа!"»
Царь
же, ни мало не промедлив, отправил с дарами
находившихся в его царстве волхвов, звезда
же их вела. Когда они вернулись, то
рассказали обо всем, что с ними случилось, и
тогда записал он на золотую доску так: «Когда
мы прибыли в Иерусалим, то знамение,
сопровождавшее нас, всех смутило, и
иерусалимляне говорили: „Что означает
приход персидских мудрецов вместе с
появлением звезды?" И спрашивали нас
старейшины жидовские о будущем и о том,
ради чего мы пришли, и мы отвечали, что "родился
тот, кого вы называете Мессией". Они же
смутились, но не смели нам воспротивиться.
Те
же сказали нам: "Так о небесном суде
расскажите, что вы узнали?" Мы же им
отвечали: "Неверием вы больны и не имеете
веры ни с клятвою, ни без клятвы, а следуете
своему безрассудному разуму. Ведь родился
Христос, сын Вышнего, разрушая закон ваш и
собрание. Поэтому, пораженные укоренившимся
колдовством, вы не склонны слышать об этом
имени, которое внезапно явилось вам". Они
же, посоветовавшись между собой, просили
нас забрать дары и молчать об этом. Так они
делали из-за чужих, чтобы не было самим
стыдно. А мы отвечали им: "Мы принесли ему
почетные дары, ибо возвестили о
божественном чуде в нашей стране и о
величестве, когда он рождался. А вы говорите,
чтобы мы, взяв дары, скрыли явленное нам
небесным божеством и преступили повеление
нашего царя. Или вы забыли, сколько
страданий вы приняли от ассирийцев?" Они
же, испугавшись и много молившись,
отпустили нас. А когда царь иудейский
привел нас к себе, говорил с нами и
спрашивал нас, мы отвечали ему о том же, и он
очень смутился, и мы пошли от него, не придав
значения его словам, словно он и не царь.
Пришли
мы туда, куда были посланы, и увидели
родившую и родившегося, а звезда указывала
нам на господнее дитя. Сказали мы матери его:
"Как зовешься, преславная мать?" Она же
ответила: "Мария". И сказали мы: "Откуда
ты родом?" Она же сказала: "Из здешней
Вифлеемской земли". И мы снова к ней: "Не
имела ли ты когда-нибудь мужа?" Она же
говорит: "Только была помолвлена. Перед
брачными обрядами, когда меня стало
тревожить раздумье и когда наступила
суббота и взошло солнце, явился ангел,
благовествовавший мне некое удивительное
рождение. Смутившись, я вскричала: "Никоим
образом да не будет мне этого, господин, ибо
мужа не имею". И он известил меня, что по
воле божией быть этому рождению".
Мы
же сказали: „О мать матерям, все боги
персидские прославили тебя! Велико твое
прославление, ибо ты стала выше всех
славных!" Младенец же сидел на земле, и
шел ему второй год, как он сам сказал, и имел
мало сходства с лицом родившей его. Сама же
она была высока ростом, со смугловатой
кожей, круглолица, а волосы на голове были
повязаны. Их же изображения мы отнесли в
свою страну, и они были положены нашими
руками, что было предсказано. Писано так в
Диопетовой кумирнице: "Солнцу-богу
великому царю персидская держава написала".
И взяв младенца, и подержав его каждый на
руках, и поклонившись, мы дали ему золото и
смирну, и ладан, сказав ему: „Тебе с любовью
воздаем честь, небесный Исус. Никак иначе не
было бы упорядочено беспорядочное, если бы
ты не пришел. Никак иначе не соединились бы
вышние с нижними, если бы ты не сошел. Не
тогда будет исполнена служба, когда кто
раба пошлет, а только тогда, когда сам
придет. Достойно есть твоей премудрой
хитрости так обмануть противников".
Младенец же смеялся и одобрительно хлопал в
ладоши в ответ на наши слова. И мы
поклонились матери его, и она нас почтила, и
мы отдали ей почести.
Потом мы пришли в то
место, где остановились, и когда был вечер,
явился нам страшный и ужасный ангел и
сказал: „Быстрее уходите, чтобы не пало на
вас некое умышление". Мы же, ужаснувшись,
сказали: „Кто же умышляет против великого
посла божия?" Он же отвечал: „Ирод. И
встав тотчас, отправляйтесь с миром,
спасаемые". Мы же поспешили и, сев на
сильных коней, поехали оттуда со всем
усердием. Возвестили все, что видели в
Иерусалиме.
Вот только о Христе
рассказали вам. Знаем же Христа, спасением
бывшего нам и всем верующим в него. Ему
слава и держава во веки веков. Аминь.
|
|