СЛОВО
О РАССЛАБЛЕННОМ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО
СЛОВО
ТОГО ЖЕ ГРЕШНОГО МОНАХА О РАССЛАБЛЕННОМ. ПО
БЫТИЮ И ПО ЕВАНГЕЛЬСКОМУ ПОВЕСТВОВАНИЮ,— В
ЧЕТВЕРТУЮ НЕДЕЛЮ ПО ПАСХЕ
Неизмерима
небесная высота, неисследима преисподняя
глубина, непостижима и тайна божьего
промысла, ибо велика и несказанна милость
его к человеческому роду, та, которой были
мы помилованы. Потому должны мы, братья,
славословить, петь и восхвалять господа
бога и Спаса нашего Исуса Христа, возвещая о
великих его чудесах, сколько он их ни
сотворил, ибо непостижимы они и ангелам, не
то что людям.
Ныне
вот побеседуем о расслабленном, о ком
сегодня помянул сам господь, кого призрел
он и помиловал, — того, кем пренебрегли
врачи, кого забыли погружавшие больных в
купель служители; все они, когда вскипала
вода, печась о здравии богатых, отталкивали
того, кого ныне благой человеколюбец
Христос исцелил словом, — ибо врач он нашим
душам и телам, и слово его было делом.
Глаголет
евангелист: пришел Исус в Иерусалим в
преполовение еврейского праздника, когда
множество народа со всех городов
собирается по обычаю в Иерусалим. Тогда и
господь пришел, помогая всячески своим
рабам и обличая безумие непокорных иудеев;
поистине, пришел, чтобы найти заблудших и
спасти погибших. Много сотворил он чудес по
всей Палестине, но не веруют ему и в ответ на
благодать хулят его, называя соблазнителем
и лжецом. Потому пришел он при стечении
множества народа к Силуамскому водоему, что
зовется Вифезда, или Овчая купель (ибо там
внутренности жертвенных овец полоскали).
Над ней был храм с пятью притворами, и там
лежало множество больных, хромых и слепых, и
страждущих другими недугами, чающих
движения воды; ибо ангел господень приходил
и возмущал воду, и первый, кто входил в нее
после возмущения, исцелялся.
И
был это прообраз святого крещения. Ибо не
всегда вода та исцеляла, но лишь когда
возмущал ее ангел. А теперь к крестильной
купели сам владыка ангелов, Святой Дух,
приходит и ее освящает и подает здравие
душам и телам и грехам очищение; если кто
ослеп разумом, или охромел неверием, или
иссох от отчаяния за многие преступления,
или расслаблен еретическим учением — всех
крещальная вода делает здоровыми. Та купель
многих принимала, но одного исцеляла, да и
то не всегда, а единожды в лето, — а
крещальная купель всякий день многих
оживляет и делает здоровыми. Ведь даже
если люди со всей земли придут к крещению,
не уменьшится божья благодать, подающая
всем исцеление от недугов греха.
Скажем
же про господню благодать, как пришел он к
Овчей купели и увидел расслабленного
человека, много времени лежащего на одре в
недуге, и, воззвавши к нему, сказал: «Хочешь
ли быть здоров?» «Да, господи! — отвечал тот,
— давно
хочу, но нет человека, кто бы после
возмущения ангелом воды погрузил меня в
купель. А коли спросил ты меня, Владыка, о
здоровьи, то кротко выслушай мой ответ, да
поведаю тебе про свою напасть и болезнь.
Тридцать восемь лет лежу я, пригвожден
недугом, на этом одре; грехи мои расслабили
все члены моего тела, и душа моя прежде
смертного суда поношеньями истерзана.
Молюсь богу, и не слышит меня, "ибо
преступления мои превзошли меру выше
головы моей". Врачам раздал я все, что
имел, но не смог получить помощи, ибо нет
лекарства, могущего отменить божье
наказание. Знакомые мои гнушаются мной,
ведь смрад мой лишил меня всякого покоя; и
близкие мои стыдятся меня, так что стал из-за
болезни чужим я братии своей. Все люди
клянут меня, того же, кто б утешил, не
нашлось. Назвать ли себя мне мертвецом? Но
чрево мое просит пищи, и язык сохнет от
жажды! Считать ли себя живым? Так не в силах
я не только встать с одра, но и подвинуться!
Ноги у меня не ходят. руки же не только не
способны к работе, но и ощупать себя не могу
я ими. Непогребенным мертвецом считаю я
себя, и одр сей — гроб мой. Мертвый я посреди
живых и живой среди мертвых, ибо как живой
принимаю пищу, и как мертвый ничего не делаю.
Мучит меня, как в аду, бесстыдство поносящих
меня; посмешище я для юных, издевающихся
надо мной, и перед старцами лежу я как
пример для наставления. Все надо мной
смеются, я же вдвойне стражду: изнутри
когтит меня болезнь, а снаружи обидами
укоряющих истерзан. Плевками ото всех
покрыт я. И другое сетование владеет мной:
голод, больше недуга, одолевает меня; если
и найду я пищу, так не могу положить ее рукою
в рот; всех молю, чтоб хоть кто-нибудь
накормил меня, и, бывает, делим мой бедный
кусок с кормящими меня. Стону в слезах,
мучимый своим недугом, и никто не придет
посетить меня; один мучусь, и никто не видит
меня. А когда принесут сюда остатки от
трапез богобоязненных людей, так
немедленно прибегают служители Овчей
купели, и не так жадно псы слизывали
Лазаревы струпы, как они пожирают поданную
мне милостыню. Нет у меня ничего, чтобы
заплатить единственному человеку, который
попечется обо мне, ибо скверно расточил я
данное мне в рае богатство; украдено змеем в
Эдеме одеяние моей чистоты, и лежу я здесь
обнажен от божьего покрова. Нет человека,
кто бы, не гнушаясь, послужил мне! Еноха и
Ильи нет на земле, взяты они на огненной
колеснице и пребывают там, где богу ведомо;
Авраам с Иовом, недолго послужившие таким,
как я, преставились к бесконечной жизни.
Господи, нет человека, верного пред богом!
Боговидец и законодавец Моисей потом
согрешил пред богом и не вошел в
обетованную землю; премудрый Соломон, три
раза беседовавший с богом, на старости лет
воспротивился богу и, прельстившись
женщинами, погиб. Господи, нет человека,
который бы положил меня в купель! Все
удалились и не помогли, и никого нет, кто бы
сотворил добро, нет ни единого; и не понимает
этого никто из совершающих беззакония!»
И
услышав все это из уст расслабленного,
добрый наш врач господь Исус Христос
отвечал расслабленному: «Как можешь ты
говорить, что нет человека! Я ради тебя стал
человеком, — щедрый и милостивый,— не
разорив обманом свой обет вочеловечения.
Слышал ведь ты пророка, глаголющего, — что
дитя родится, сын Вышнего, что дан он нам,
что он болезни и недуги наши понесет. Ради
тебя, оставив скипетры горнего царства,
обхожу я дольних, служа им, — ибо пришел я
не для того, чтобы мне служили, но — чтобы
самому служить. Ради тебя, будучи
бесплотным, облекся я плотию, чтобы
исцелить душевные и телесные недуги
каждого. Ради тебя, невидимый никому из
ангельских сил, явился я людям, ибо не хочу
оставить сотворенного по моему образу
лежать во прахе, но хочу спасти его и
привести в истинный разум. И ты говоришь:
"Нет человека!" Я сделался человеком,
чтоб человека сделать богом! Ведь я сказал:
"Богами станут все и сынами Всевышнего".
И кто другой верней меня служит тебе? Тебе
всю тварь на работу я создал; и небо, и земля
тебе служат, — одно влагой, другое плодами.
Тебе служит солнце светом и теплом, и луна
со звездами ночь освещает. Для тебя облака
напояют землю дождем, и земля взращивает
всякую семеносную траву и плодоносные
деревья тебе на службу. Для тебя реки носят
рыбу и пустынные дебри вскармливают зверей.
И ты говоришь: "Нет человека!" Кто ж
вернее, чем я, человек! Ведь не нарушил я
обета о своем вочеловечении: клялся я
Аврааму и говорил: "Семенем твоим
благословенны будут народы, от Исаака будет
тебе потомство, и, воплотившись в нем,
отменю я обрезание и сотворю живую воду,
многих чад порождающую крещением", о
которой глаголет Исаия, что "пробилась
вода "в пустыни". Жаждуще, на воду живую
идите! Я
— озеро жизни! И вот изливаю я на тебя из
своих уст живой источник, а ты жаждешь Овчей
купели, которая скоро пересохнет. Встань,
возьми свой одр, пусть слышит меня Адам и
обновится теперь вместе с тобой от тления,
ибо в тебе исцеляю я ныне проклятие первого
Евиного преступления! Я словом оживил
Лазаря, раскисшего уже в гробу и бывшего
четыре дня мертвым, и тебе говорю теперь:
"Встань, возьми свой одр и иди в свой дом!"»
И
быстро вскочил расслабленный с одра, полный
сил и здоровый всеми членами, и взявши одр,
на котором лежал, стал ходить среди народа.
А
в тот день была суббота; и жиды, завидев его,
не порадовались выздоровлению немощного,
не вознесли хвалу богу, поднявшему
расслабленного с одра его немощи, не
спросили: «Как у тебя, брат, жилы и члены
укрепились?» — а, как звери на вооруженного,
набросились и отбежали вспять и, пуская, как
стрелы о камень, богохульные речи, стали
ломаться. Ведь предпочли они говорить
неправду, нежели правду, и стали угрожать
носившему одр: «Сейчас суббота, и не
положено тебе брать одр! Зачем поднялся ты
из немощи? Зачем исцелился от недуга? Зачем
перестал болеть? Нехорошо сейчас носить
тебе свой одр!»
И
сказал им исцеленный от недуга: «Что
говорите вы, фарисеи! Будучи мудрыми,
обезумели вы от злобы! Не насытились ли вы
за тридцать восемь лет зрелищем того, как,
полумертвый, лежу я на одре? А теперь, когда
я встал по божьему слову, ослепли вы умом и,
хромая, спотыкаетесь о свою неправду. Если
уж не было добром, то и не зло мое востание.
Если вы не радуетесь великому чуду, так хотя
бы не завидуйте данному мне здоровью. Не
уподобляйтесь лошакам, у которых нет
разума! Господь помог мне на одре моей
болезни и весь недуг мой обратил в здоровье.
Скажите мне, старейшины и судьи Израилевы, у
кого из вас украдено было данное мне
здоровье, что вы так жалеете и грозите мне?
Ведь никто из вас не обижен и ни у кого из
вас не отнято, чтобы быть дарованным мне;
тот, кто исцелил меня, сказал мне: "Встань,
возьми свой одр и ходи!" И вот я весь
здоров».
Отвечали
книжники: «Кто он, тот, что исцелил тебя?»
Носящий одр этого не знал, — ибо Исус
удалился из толпы, — но сказал: «Не волхв он
и не чародей, ни посланник, ни ангел, а сам
господь бог Израилев. Ибо не прикасался он
ко мне руками, не прикладывал снадобья к
язвам моих членов, но слово его было делом.
Сказал мне: "Встань и иди!" — и
последовало за словом дело и телесное
здравие. Поэтому не доискивайтесь лица, не
хулите божьей благодати, а справедливо
рассудите: скажите богу, что "величают
дела твои в Израиле" и почтите субботу
господним чудом, и прославьте бога, и
украсьте праздник!»
Но жиды не унимались и говорили: «Кто исцелил
тебя в субботу? Покажи, кто повелел тебе
носить одр в праздник!»
Нашел
же его Исус снова в церкви и сказал ему: «Вот
исцелен ты, больше не греши, чтобы не стало
тебе горше прежнего!»
И
не будем мы думать, что одному ему сказал
это Христос, нет, — всем нам, принявшим
благодать крещения, которым мы очищены от
прародительской скверны и исцелены от
растлевающего нас греха; вот что как бы
сказал господь тому исцеленному: «Вот
исцелил я в тебе болячки всего Адама, и поднял
того, кто пал из-за нарушения заповеди, и
упразднил ныне проклятие, лежащее из-за
него на всем человеческом роде, омыл
крещением скверну всякого прегрешения,
поискав, нашел шедшего недобрым путем
идолослужения, перевязал раны израненного
бесовскими разбойниками, возлил на язвы его
вино и елей своей крови и, положив на
скотину своего тела, принес в гостиницу — в
святую церковь, дал два серебреника хозяину
гостиницы, то есть Ветхий и Новый Завет
святителям, чтобы с прилежанием учили людей;
обещал и вознаграждение по возвращении
своем тем, кто спасает грешников. Вот
исцелен ты и больше не греши, ибо горе, —
сказал он, — тому, кто грешит сознательно!»
Уразумейте
же все смысл сказанного, — то, что не
разрешает господь грешить нам по крещении,
чтоб снова не растлить обновленного богом
человека. По восприятии же любого
священнослужительского сана — горе согрешающим;
и по восприятии монашества, скажу, и
иерейства, и в самом епископстве — горе не
боящимся бога!
А
тот человек был верен, ибо после исцеления
не погрузился в телесные скверны и не
похулил Исуса перед иудеями, но пребывал в
церкви, где и нашел его Христос. И узнав того,
кто исцелил его, он сказал: «Праведен ты,
господи, и слово твое — истина! Отныне
приобщаюсь я ко всем тем, кто боится тебя и
сохраняет заповеди твои»; и пошел по всей
стране, разнося весть, что «он Исус, тот, кто
сделал меня здоровым».
Так
прославим, братья, и мы Исуса Христа, бога
нашего, исцелившего нас от греховных
недугов, и, припавши с верою к нему, скажем: «Не
попомни прежних наших преступлений и
очисти нынешние прегрешения, — ибо ты бог
всех, небесных и земных. Помилуй нас,
уповающих на тебя, создатель человека,
творец ангелов, царь всего мира, владыка
архангелов, создатель херувимов,
украшатель серафимов, чтобы, спасенные
тобою, славили мы тебя с Отцом и Пресвятым
Духом, ныне, и присно, и во веки!»
|
|