ПОСЛАНИЕ
КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО К ИГУМЕНУ ВАСИЛИЮ О
СХИМЕ
ПОСЛАНИЕ
НЕКОЕГО СТАРЦА К БЛАЖЕННОМУ В БОГЕ
АРХИМАНДРИТУ ВАСИЛИЮ О СХИМЕ
Шлю
поклон от моего недостоинства твоему
преподобию, милый мой господин, всечестной
богоблаженный Василий, воистину, великий и
славный во всем мире архимандрит, отец
отцам, наставник вышнего пути, мудрая душа,
проникающая умом все богодухновенные книги,
второй игумен Феодосий Печерский, не именем,
но делами и верою равный его святости! И
больше даже него прославил тебя Христос как
верного своего раба и слугу своей матери:
ибо он, начав строить церковь, позван был
богом и к нему отошел, тобою же бог не
церковь только создал, но создал и стены
каменные около святой лавры, где жилища
святых и дворы преподобных, непрестанно
хвалящих в Троице славимого бога, славящих
воплотившегося в двух сущностях от Духа
Святого и от Марии девы вочеловечившегося,
принявшего за наши грехи распятие и смерть.
А
о чем, господин мой, прислал ко мне грамоту,
вопрошая как бы о великом и святом
схимническом образе, в который издавна
облечься желаешь, об этом ты не как
несведущий спрашиваешь, но испытываешь мое
убожество, как подобает испытывать учителю
ученика и господину раба. И я не от себя
скажу тебе о святой схиме, но от святых книг,
больше — от самого Христа, напомню притчу
о том человеке, что создал на камне дом свой
и хлев свой.
Не
о песке помышляй, не о создании храмины, не о
реках и дожде или лютых ветрах, ударяющих в
здание, пусть слышит господин мой Василий
о святой схиме, что хочет принять.
Ты
создал на твердом основании стены каменные
около всего Печерского монастыря, высокие и
прекрасные; и прежде всего собрал для этого
свое богатство, затем и кирпич огнем обжег,
водою же и раствором довершил дело. Но не
таково то святое строительство, когда
создают в себе самом храм божий, чтоб можно
было поселиться в нем Святому Духу.
Если
такую святую сотворить хочешь обитель,
решаешься в себе самом положить основание
святой Троице, иначе, обновиться святою
схимою, как говорится, «рассчесться с
имением», то прежде всего, помолясь богу,
сядь и напиши свой обет, собравшись с
мыслями, что станешь ты до смерти хранить:
день или два в неделю либо в месяц станешь
ли поститься от еды или от питья, или
проводить ночь в молитве, или не
разговаривать с людьми, и не выходить из
монастыря в обетный день, или милостыню
творить от своего рукоделия, или исполнять
любое людское прошение, или гнев прощать. И
если ты дашь свое обещание, то бог отдаст
тебе свое. Если же хочешь взять аналав и
куколь без рассуждения, глядя на тех, кто
только величается схимою, то ведь если они и
труждаются в посте и молитвах, все равно, не
имея твердого основания, падает их храмина
— не от дождя, не от ветра, но от
собственного их неразумия; иногда от всего
воздерживаются, иногда же слабо живут,
говорят: «Праздник сейчас», или: «Ради
приятеля стану есть и пить», или: «Христиане
звали, снова потом заговею» — все это
подобно тому, как если бы один созидал, а
другой разорял, или же как если бы, омываясь
после мертвеца, снова к нему прикасаться.
Многие, сказано, иссушили тело свое постом и
воздержанием, но уста их воссмердели,
затем, что без рассуждения это творили, потому
и далеко оказались от Бога. И Лот не
соблазнился в Содоме с беззаконными, а вот
в Сигоре с дочерьми осквернился.
И
ты, в бельцах и в иночестве богу угодивши и
душеполезно поживши, беря на себя
схимническое бремя, все прошлое, подобно
апостолам, забудь и к предстоящему
устремляйся. Земную печаль вмени за
безделицу и о небесной жизни всегда пекись
по правилу твоего обета. Не так, как Лот,
позабыть в пьянстве стремись печали, но
Христову житию со вниманием подражай.
Господь ведь, давши обет о себе всем
апостолам, исполнил его, а ты всей братии
обещался, выполни же это, общий будет тогда
тебе с ними бог, общая любовь, общее
воздаяние, общие венцы, и сотворишь во
многих телах едину душу, и ради всех награду
приимешь.
Вот
я в твою борозду сею семена, слова о
богоугодном труде. Сам смотри, если
плевелы здесь будут, ты злое семя с корнем
исторгни, а меня накажи. Если же это пшеница,
то чтобы не при дороге, не на камне, не в
тернии сеял. Даже если три части погибнут,
то надеюсь, что от единой ты сможешь сторицей
собрать с божией помощью, если с ним о схиме
посоветоваться рассудишь.
Знаешь
ведь все о житии святых отцов, как,
подвизаясь с обетом, достигли они венцов.
Ничто их храмины не смогло порушить: ни
почести, ни звания, ни слава, ни скорбь, ни
нужда, ни гонения, ни леность; ни сам дьявол,
всячески на них устремляясь, не смог с
обетного свести их дела. Но подобно тому как
медная секира сухим деревом сама себе
вредит, так и дьявол сам себе содевает зло, а
те, кто тверд многою верою, чрез искушение
венцы себе приобретают. Слабый же падает не
через дьявола, но через свое неразумие,
разрушая злыми мыслями, словно зыбким
песком, добрые начинания.
И
коли желаешь ты строить духовную храмину,
положи веру в ее основание и кирпичами
пусть будут надежда и любовь; свяжи
целомудрием, как водою, грязь плоти твоей,
чтобы возвысилась, словно храм, душа твоя.
Подопри ее, как столпом, божьей помощью,
чтоб, если обрушатся каким-либо образом
дождь и водные потоки, пребывала бы она как
скала для добрых и злых людей. Введи во
храмину мать и жену, то есть кротость и
смирение. Кротость ведь угождает богу, а
смирение возводит на небеса. Оградитесь со
всех сторон, как от татей, страхом божиим и
молитвою, и стражем поставь мудрый ум, чтоб,
если случится тебе во граде быть, или в
народе, или в веси, или на торгу, не дал бы ты
сердцу своему там рассеяться мыслями, а
оставался бы посреди всего, как внутри
кельи, размышляя о разлучении души с телом,
внемля себе, словно в пустыню ушедши.
Если
все это с божьей помощью устроишь и не
станешь возноситься в гордости, осуждая
других, тогда, свободным оком к мысленному
воззрев свету, узришь Отца свету, как Иов
скажешь: «Прежде лишь слухом слышали, ныне
же око мое видит тебя», не телесное, но
духовное; «В свете лица твоего, господи,
пойдем и о имени твоем возрадуемся во веки».
Бог же, господин мой, утвердит твою душу не
преступать обета. Ибо «Обещайте,— сказал,—
и воздадите». И больше: «Лучше не обещаться,
нежели, обещавшись, не воздать». Так же и
апостол осуждает нас, говоря; «Зачем не до
крови сражались, подвизаясь против греха».
За
все же это, мой милый господин и благодетель,
не прогневайся, не возненавидь меня, не от
ума, а от неразумия все это написавшего, но,
разодравши, брось это наземь. Мои ведь
словеса, как паутина, сами распадаются, ибо
не могут к пользе прилепиться, не имея влаги
Святого Духа. И не как учитель, отечески и
стройно, наставляю я тебя, но со всей своей
простотой беседую с тобой только потому,
что твоя любовь и мои отверзает уста. Ты же
избери из написанного, что хочешь, что тебе
будет лучше, обо всем ведь ведаешь
благоразумно, милый мой господин, честной
Василий.
Я
же, грешный, молю у Господа быть тебе здраву,
мирно долгоденствовать,
строить дом святой Богородицы и
достойно служить богу; и непременно
получишь воздаяние со всеми святыми
праотцами и отцами, с апостолами и
патриархами и преподобными игуменами
молитвами пресвятой богородицы и святого
Феодосия, чей ты сын и преемник о Христе
Исусе, господе нашем.
|
|