ЖИТИЕ
МЕФОДИЯ
МЕСЯЦА
АПРЕЛЯ В 6 ДЕНЬ ПАМЯТЬ И ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО
ОТЦА НАШЕГО И УЧИТЕЛЯ МЕФОДИЯ, АРХИЕПИСКОПА
МОРАВСКОГО
Господи,
благослови, Отче!
<I.>
Бог благой и всемогущий, сотворивший из
небытия к бытию все видимое и невидимое и
украсивший всякой красотой, которую, если
размышлять понемногу, можно мысленно
частично уразуметь и познать того, кто
сотворил столь многие и дивные создания,
ибо «по величию и красоте созданий
познается размышлением и создатель их»,
которого воспевают ангелы трисвятым
гласом и мы, все правоверные, славим во
святой Троице, иначе говоря в Отце, Сыне и
Святом Духе, то есть в трех ипостасях, что
можно назвать тремя лицами, но в одном
Божестве. Ведь прежде всякого часа, времени
и года, выше всякого разума и духовного
понимания Отец сам родил Сына, как говорит
Премудрость: «Прежде всех холмов рождает
меня». И в Евангелии сказало само божье
Слово пречистыми устами, воплотившись на
будущие времена ради нашего спасения: «Я в
Отце, и Отец во мне». От того же Отца и Святой
Дух исходит, как сказал сам Сын божьим
Словом: «Дух истинный, который от Отца
исходит».
Этот
Бог, завершив все творение, как говорит
Давид: «Словом Господним утвердились
небеса и от дыхания уст его вся сила их. Ибо
он сказал — и стали, он повелел — и
создались», прежде всего сотворил человека,
прах от земли взяв, а от себя животворным
дуновением душу вдохнув, и осмысленную речь
и свободу воли дал, чтобы ввести в рай,
заповедь заповедав ему для испытания; если
хранит ее, то останется бессмертен, если же
преступит, смертью умрет, по своей воле, а не
по Божьему велению.
А
дьявол, увидев, что человеку оказана такая
честь и назначено ему то место, с которого
он из-за своей гордыни пал, заставил <его>
преступить заповедь, и изгнал человека из
рая, и осудил на смерть. И с тех пор начал
неприятель соблазнять многими кознями род
человеческий. Но Бог в великой милости и
любви не оставил человеков совсем, а на
каждый год и время избрал мужа и явил людям
дела их и подвиг, чтобы все, уподобляясь им,
стремились к добру.
Таков
был Енос, который первым отважился
призывать имя Господне. А после него Енох,
угодив Богу, перенесен был <высоко>. Ной
праведным оказался в роде своем, он спасся
от потопа в ковчеге, чтобы опять
наполнилась земля творением Божиим и
украсилась. Авраам после разделения языков,
когда все впали в заблуждение, Бога познал и
другом Его назван был, и принял обетование,
что «в семени твоем благословенны будут все
народы». Исаак подобно Христу возведен был
на гору для жертвы. Иаков идолов тестя
уничтожил и видел лестницу от земли до
неба: ангелы Божий по ней восходили и
сходили. И благословляя сынов своих, он
пророчествовал о Христе. Иосиф прокормил
людей в Египте, показав себя человеком
Божьим. Об Иове Авситидийском Писание
говорит, что был праведен, справедлив и
непорочен: подвергнутый испытанию,
претерпев его, благославен был Богом.
Моисей, с Аароном, между иереями Божьими
Богом для фараона назван был, и мучил
Египет, и вывел Божий народ — днем вслед за
облаком светлым, а ночью за столпом
огненным; и море разделил, и прошли по суху,
а египтян потопил. И в пустыне безводной
напоил народ водой и насытил хлебом
ангельским и птицами; и говорил с Богом
лицом к лицу, как невозможно человеку с
Богом говорить, и дал народу закон,
написанный Божьим перстом. Иисус Навин,
одолев врагов, разделил землю между народом
Божьим. Судьи также одержали много побед. А
Самуил, получив Божью милость, помазал и
поставил царя по слову Господню. Давид с
кротостью пас народ и научил его песням
Божьим. Соломон, получивший от Бога
мудрости больше всех людей, много добрых
поучений создал и притчей, хоть сам их и не
выполнял. Илия обличил голодом людскую
злобу, и воскресил мертвого отрока, и,
принеся словом с неба огонь, опалил многих,
и жертвы сжег чудесным огнем; перебив
нечестивых иереев священников, взошел на
небо на колеснице огненной и конях, дав
ученику удвоенный дух. Елисей, его милоть
получив, вдвое больше чудес совершил.
Другие пророки, каждый в свое время,
пророчествовали о будущих удивительных
делах. После них великий Иоанн, ходатай
между Ветхим и Новым законом, стал
крестителем и свидетелем Христовым и
проповедником живым и мертвым.
Святые
апостолы Петр и Павел с остальными
учениками Христовыми, как молния, прошедшая
по всему миру, осветили всю землю. После них
мученики кровью своей смыли скверну, а
преемники святых апостолов, крестив цесаря,
великим подвигом и трудом разрушили
язычество. Сильвестр праведно из трехсот и
восемнадцати отцов, приняв себе в помощь
великого цесаря Константина, собрав в Никее
первый собор, победил Ария и проклял его и
ересь его, которую тот воздвигал на Святую
Троицу, как когда-то Авраам с тремястами и
восемнадцатью слугами перебил царей и
принял благословение и хлеб и вино от
Мельхиседека, царя салимского, ведь был тот
иереем Бога всевышнего. Дамас же и
Григорий Богослов со ста пятьюдесятью
отцами и великим царем Феодосием в
Царьграде подтвердили святой символ, то
есть «Верую во единого Бога», и, изгнав
Македония, прокляли его и хулу его, которую
он говорил на Святого Духа. Целестин и
Кирилл с двумястами отцами и другим царем
сокрушили в Ефесе Нестория со всей
болтовней, которую он говорил на Христа. Лев
и Анатолий с правоверным царем Маркианом и
с шестьюстами и тридцатью отцами прокляли в
Халкедоне безумие и болтовню Евтихиевы.
Вигилий с богоугодным Юстинианом и со ста
шестьюдесятью пятью отцами, Пятый собор
собрав, изыскав (где какая болтовня
укрылась), прокляли. Афагон, апостольский
папа, с двумястами и семьюдесятью отцами с
честным Константином царем на Шестом
соборе многие восстания раскололи и всем
тем собором, изгнав, прокляли, я говорю о
Феодоре Фаранском, Сергии и Пирре, Кире
Александрийском, Гонории Римском, Макарии
Антиохийском и прочих приспешниках их, а
христианскую веру, на истине стоящую,
укрепили.
<II.>
После же всего этого Бог милостивый, «который
хочет, чтобы всякий человек спасен был и до
истинного познания дошел», в наше время
ради нашего народа, о котором никто и
никогда не заботился, для доброго дела
воздвиг нам учителя, блаженного учителя
Мефодия, которого все добродетели и подвиги
к каждому из этих угодников приложив, не
постыдимся: ведь одним он равен был, других
немного меньше, а иных больше, —
красноречивых превзойдя добродетелью, а
добродетельных — красноречием. Каждому
уподобившись, образ каждого собой явил:
страх Божий, хранение заповедей, чистоту
плоти, прилежание в молитвах и святости,
слово сильное и кроткое — сильное для
противников, а кроткое для принимающих
поучение, ярость, тихость, милость, любовь,
страсть и терпение, — он был всем из всего,
чтобы всех привлечь.
Был
он рода с обеих сторон не худого, но доброго
и честного, известного издавна Богу и царю,
и всей Солунской стране, что являл и
телесный его облик. Поэтому и участники
споров, любившие его с детства, вели с ним
уважительные беседы, пока царь, узнав о
быстроте ума его, не поручил ему держать
славянское княжение, чтобы он узнал все
славянские обычаи и привык понемногу, как
будто провидя, — я бы сказал, — что Бог
хотел послать его учителем для славян и
первым архиепископом.
<III.>
Проведя на княжении много лет и увидев
множество беспорядочных волнений этой
жизни, он сменил стремление к земной тьме на
мысли о небе, ведь он не хотел возмущать
благородную душу тем, что не вечно — не
прибывающим. И, найдя удобное время, он
избавился от княжения и пошел на Олимп, где
живут святые отцы. Постригшись, он
облачился в черные ризы и пребывал с
покорностью повинуясь. И, исполняя весь
монашеский чин, обратился к книгам.
<IV.>
Но случилось в то время следующее: послал
царь за философом, братом его, чтобы идти к
хазарам и чтобы тот взял его себе в помощь.
Ведь там были жиды, сильно хулившие
христианскую веру. Он же сказал, что: «Я
готов умереть за христианскую веру». И не
ослушался он, но. идя, служил как раб
меньшему брату, повинуясь ему. Он молитвами,
а философ словами превозмогли тех и
посрамили. Царь же и патриарх, увидев подвиг
его, годный для Божьего пути, убеждали его согласиться,
чтобы посвятили в архиепископы на
почетное место, где есть потребность в
таком муже. Так как он не соглашался,
принудили его и поставили игуменом в
монастыре, который называется Полихрон,
доход которого измеряется двадцатью
четырьмя спудами золота, а отцов в нем
больше семидесяти.
<V.>
Случилось же в те дни, что Ростислав, князь
славянский, и Святополк послали из Моравии
к царю Михаилу, говоря так: «Мы Божьей
милостью здоровы, но пришли нам много
учителей христиан от итальянцев, и от
греков, и от немцев, уча нас по-разному, а мы,
славяне, люди простые, и нет у нас, кто бы
наставил нас истине и научил разуму. Потому,
добрый владыка, пошли такого мужа, который
наставит нас всякой правде». Тогда царь
Михаил сказал Философу Константину: «Слышишь
ли, Философ, эту речь? Никто другой не может
этого сделать, кроме тебя. Так на тебе дары
многие и, взяв брата своего игумена Мефодия,
ступай же. Ведь вы солуняне, а солуняне все
хорошо говорят по-славянски».
Тут
они не посмели отказаться ни перед Богом, ни
перед царем, по слову святого апостола
Петра, как он сказал: «Бога бойтесь, цесаря
чтите». Но почувствовав величие дела,
предались они молитве вместе с другими, кто
был такого же духа, что и они. И тут явил Бог
Философу славянские книги. И тот, тотчас
упорядочив буквы и составив беседы,
отправился в путь в Моравию, взяв Мефодия. И
стал он, снова с покорностью повинуясь,
служить Философу и учить вместе с ним. И
когда минуло три года, возвратились они из
Моравии, выучив учеников.
<VI.>
Узнав же о таковых людях, апостолик Николай
послал за ними, желая видеть их, как ангелов
Божьих. Он освятил учение их, положив славянское
Евангелие на алтаре святого апостола Петра,
и посвятил в попы блаженного Мефодия.
Было
много других людей, которые поносили
славянские книги, говоря, что не подобает
никакому народу иметь свои буквы, кроме
евреев, греков и латинян, по надписи Пилата,
которую он на кресте Господнем написал. Их
апостолик назвал пилатниками и
триязчниками. И одному епископу, который
был болен тою же болезнью, он повелел
посвятить из учеников славянских трех в
попы, а двух в анагностов.
<VII.>
Спустя много дней Философ, отправляясь на
Суд, сказал Мефодию, брату своему: «Вот,
брат, были мы с тобой в упряжи, пахали одну
борозду, и я у леса <, дойдя борозду,> падаю,
свой день окончив. А ты хоть очень любишь
гору, но не моги ради горы оставить
учительство свое, ибо чем иным можешь ты
лучше достичь спасения?»
<VIII.>
Послал Коцел же к апостолику, просил, чтобы
отпустил к нему Мефодия, блаженного учителя
нашего. И сказал апостолик: «Не тебе одному
только, но и всем тем странам славянским
посылаю его учителем от Бога и от святого
апостола Петра, первого престолонаследника
и держателя ключей от царствия небесного».
И послал его, написав такую эпистолию: «Адриан,
епископ и раб Божий, Ростиславу и
Святополку и Коцелу. Слава в вышних Богу и
на земле мир, в человеках благоволение, что
услышали мы о вас духовное, на это уповали
мы с желанием и молитвою вашего ради
спасения, как воздвиг Господь сердца ваши
искать его и показал вам, что не только
верою, но и благими делами подобает служить
Богу, ведь „вера без дел мертва", и
отпадают те, которые „воображают, что знают
Бога, но делами отрекаются от него". Ведь
не только у этого святительского престола
просили вы учителя, но и у благоверного царя
Михаила, чтобы послал он к вам блаженного
философа Константина с братом, покуда мы не
сделали. Они же, уведав что страны ваши
находятся под властью апостольского
престола, не сделали ничего противного
канонам, но к нам пришли и принесли с собой
мощи святого Климента. Мы же, тройную
радость получив, замыслили послать в ваши
страны сына нашего Мефодия, мужа
совершенного разумом и правоверного,
испытав и посвятив его вместе с его
учениками, чтобы учил вас, как вы просили,
излагая на языке вашем Книги полностью для
всего церковного чина, в том числе со святой
мессой, то есть службой, и с крещением, как
начал философ Константин Божьей благодатью
и молитвами святого Климента. Так же если и
кто иной сможет достойно и правоверно
говорить, — да будет свято и благословлено
Богом и нами и всей вселенской и
апостольской Церковью, чтобы легче
обучились вы заповедям Божьим. Только один
этот сохранять вам обычай, чтобы во время
мессы сначала читали Апостол и Евангелие по-латыни,
потом по-славянски. Да исполнится слово
Писания, что „будут хвалить Господа все
народы", и другое: „И все станут говорить
о величии Божьем на разных языках, на
которых позволит им говорить Святой Дух".
Если
же кто из собранных у вас учителей, из тех,
кто тешит слух и от истины отвращает к
заблуждениям, начнет, дерзнув, вносить
между вами разлад, порицая книги на вашем
языке, пусть будет отлучен не только от
причастия, но и от Церкви, пока не
исправится. Ибо они суть волки, а не овцы,
что следует по плодам их узнавать и
беречься от них.
Вы
же, чада возлюбленные, повинуйтесь учению
Божьему и не отриньте поучения церковного,
чтобы вы стали истинно поклоняющимися Богу.
Отцу нашему небесному, со всеми святыми.
Аминь».
Коцел
же принял его с великой честью и снова
послал его, а также двадцать человек из
именитых людей, к апостолику, чтобы он
посвятил его на епископство в Паннонии на
престол святого Андроника, апостола из
числа семидесяти, что и стало.
<IX.>
После этого старый враг, ненавистник добра
и противник истины, воздвиг на него сердце
врага, моравского короля со всеми
епископами, что, дескать, «в нашей области
учишь». Он же ответил: «Я сам обошел бы
стороной, если бы ведал, что ваша. Но она —
святого Петра. По правде же, если вы из
зависти и жадности вопреки канонам на
старые пределы наступаете, препятствуя
учению Божьему, то берегитесь, чтобы не
разлить свой мозг, желая костным теменем
пробить железную гору». Они отвечали ему,
говоря в ярости: «Зло
себе добудешь». Он ответил: «Истину говорю
перед царями и не стыжусь, а вы поступайте
со мной, как хотите, ведь я не лучше тех, кто
в великих муках лишился и жизни за то, что
говорил правду». И когда много вопросов
было задано и не смогли опровергнуть его,
сказал король, вставая: «Не утруждайте
моего Мефодия, ведь он вспотел уже, как у
печки». Сказал он: «Так, владыка». Встретили
люди как-то потного философа и сказали ему:
«Почему ты так вспотел?» А он: «С невеждами
спорил». И поспорив об этих словах,
разошлись, а его, сослав в Швабию, держали
два с половиной года.
<X.>
Дошло до апостолика. И уведав, послал на них
запрет, чтобы ни один королевский епископ
не служил мессы, то есть службы, пока его
держат. Поэтому отпустили его, сказав
Коцелу: «Есть будет он у тебя, не уйдешь от
нас добром». Но они не ушли от суда святого
Петра, ведь из этих епископов четверо
умерло.
Приключилось
же тогда, что мораване, убедившись, что
немецкие попы, которые жили у них, не
приятели им, но оковы им куют, всех изгнали и
послали к апостолику: «Так как прежде отцы
наши от святого Петра крещение приняли, то
дай нам Мефодия архиепископом и учителем».
Тотчас прислал его апостолик. И принял его
Святополк князь со своими мораванами и
поручил ему все церкви и духовенство во
всех городах. И с того дня начало очень
расти учение Божие и духовенство во всех
городах начало расти и множиться, и поганые
— веровать в истинного Бога, от своих
заблуждений отрекаясь все больше. И
моравская власть стала расширять свои
пределы и побеждать своих врагов без неудач,
как и сами они рассказывают.
<XI.>
Была же в нем пророческая благодать, так что
сбывались многие его прорицания. Об одном
или двух из них мы расскажем.
Очень
сильный языческий князь, сидевший на Висле.
поносил христиан и пакости делал. Послав же
к нему, сказал Мефодий: «Хорошо бы тебе
креститься, сын, своею волею на своей земле,
чтобы не был ты крещен насильно в плену на
чужой земле. И вспомнишь меня». Так и было.
Или
вот. Однажды Святополк воевал с погаными и
ничего не достиг, но медлил. Когда стала
приближаться месса, то есть служба, святого
Петра, Мефодий послал к нему, говоря: «Если
пообещаешь провести у меня со своими
воинами день святого Петра, то верую, что
скоро предаст их тебе Бог». Так и было.
Один
человек, очень богатый, и советник князя
женился на своей куме, то есть на ятрови, и Мефодий
много наставлял, и учил, и уговаривал их, но
развести их не мог. Потому что другие,
выдавая себя за рабов божьих, втайне
развращали их, льстя из-за имущества, и
вовсе отвратили их от церкви. И он сказал: «Придет
час, когда не смогут помочь эти льстецы, и
вспомните мои слова, но ничего сделать уже
будет нельзя». Внезапно, после Божьего
отступления, пала на них напасть, «и места
их не стало, но будто вихрь, подхватив,
рассеял пыль». Много и другого подобного
этому было, о чем говорил он открыто в
притчах.
<XII.>
Старый враг, ненавистник рода
человеческого не мог терпеть всего этого,
воздвигнув на него некоторых, как на Моисея
Дафана и Авирона, одних — открыто, других —
тайно. Больные иопаторской ересью
совращают слабейших с правильного пути,
говоря: «Нам папа дал власть, а его велит
изгнать вон вместе с его учением».
Собрав
же весь моравский народ, они велели
прочесть перед ними эпистолию, чтобы
слышали об изгнании его. Люди же, как
свойственно человеку, все печалились и
скорбели, что лишаются такого пастыря и
учителя — кроме слабых, которыми двигала
ложь, как листьями ветер. Но когда прочли
письма апостолика, то обнаружили следующее:
«Брат наш Мефодий свят и правоверен и
делает апостольское дело, и в руках его все
славянские земли от Бога и от апостольского
престола, а кого он проклянет, будет проклят,
а кого благословит, тот да будет свят». И,
посрамившись, они разошлись, как туман, со
стыдом.
<XIII.>
На этом злоба их не кончилась, но стали они
говорить, что гневается на него царь и если
найдет, не быть ему живому. Но милостивый
Бог не хотел, чтобы и в этом хулили раба его,
он вложил в сердце царю, ибо сердце царя
всегда пребывает в руках Божьих, мысль и
послал к нему письмо: «Честный отче, очень
хочу тебя видеть. Так сделай милость,
потрудись прибыть к нам, чтобы мы увидели
тебя, пока ты на этом свете, и молитву твою
приняли». И он сразу пошел туда, принял его
царь с великой честью и радостью и, похвалив
его учение, удержал из его учеников попа и
дьякона с книгами. И все желания его
исполнил, чего он хотел, и ни в чем ему не
отказал. Обласкав и одарив, проводил его со
славою назад на его престол. Так же и
патриарх.
<XIV.>
На всех же путях попадал он во многие
напасти от дьявола: в пустынях к
разбойникам, на море в волненья ветров, на
реках во внезапные смерчи, так что
исполнилось на нем слово апостола: «Беды от
разбойников, беды в море, беды на реках, беды
от лжебратьев, в трудах и подвигах, в
постоянном бдении, во многом голоде и жажде»,
и в прочих печалях, о которых упоминает
апостол.
<XV.>
А потом, оградившись от сомнений и печаль
свою на Бога возложив, еще раньше посадив из
учеников своих двух попов, отличных
скорописцев, быстро переложил все Книги,
все полностью, кроме Маккавейских, с языка
греческого на славянский, за шесть месяцев,
начиная с марта месяца до двадцать шестого
дня октября месяца. Окончив же, воздал
достойную хвалу и славу Богу, дающему такую
благодать и удачу. И вознеся с клиром своим
святое тайное возношение, отпраздновал
память святого Димитрия. Ведь прежде с
философом переложил он только Псалтырь и
Евангелие с Апостолом и избранными
церковными службами. Тогда же и Номоканон,
то есть правило закона, и отеческие книги
переложил.
<XVI.>
Когда же венгерский король пришел в
дунайские страны, он захотел его увидеть: и
хотя некоторые говорили и предполагали, что
не уйти от него без мучений, он пошел к нему.
Но тот, как и подобает владыке, так и принял
— с почетом, славою и радостью. И
побеседовав с ним, как пристало таким мужам
вести беседы, отпустил его, обласкав,
поцеловав, с дарами великими, сказав: «Поминай
меня всегда, честный отец, в святых твоих
молитвах».
<XVII.>
Так пресек он со всех сторон обвинения,
затворив уста многоречивым, путь завершил,
и веру сохранил, ожидая праведного венца. И
поскольку так угодил, возлюблен был Богом.
Стало приближаться время принять покой от
страстей и награду за многие труды. И
спросили его, говоря: «Кто, считаешь ты,
честный отец и учитель, среди учеников
твоих был бы преемником тебе в учительстве
твоем?» И показал он им на одного из
известных учеников своих, именем Горазд,
говоря: «Этот из вашей земли свободный муж,
научен хорошо в латинских книгах,
правоверен. Пусть будет Божья воля и ваша
любовь, как и моя». А когда в Вербное
воскресенье собрались все люди, он,
немощный, войдя в церковь, благословив царя,
князя, и клириков, и весь народ, сказал: «Стерегите
меня, дети, три дня». Так и было. На рассвете
третьего дня он сказал следующее: «В руки
твои, Господи, влагаю душу мою». И почил на
руках иерейских в 6 день месяца апреля в 3-й
индикт 6393 года от сотворения всего мира.
Приготовив
его к погребению и воздав ему достойную
честь, отслужили ученики его церковную
службу по-латыни, по-гречески и по-славянски
и положили его в соборной церкви. И
приложился он к отцам своим и патриархам, и
пророкам, и апостолам, учителям, мученикам.
И собравшись, бесчисленные народные толпы
провожали со свечами доброго учителя и
пастыря: мужчины и женщины, малые и большие,
богатые и бедные, свободные и рабы, вдовицы
и сироты, иноземцы и местные, больные и
здоровые, — все, оплакивая того, кто был
всем из всего, чтобы всех привлечь. Ты же,
святая и честная глава, в молитвах твоих
свыше опекай нас, стремящихся к тебе избавь
от всякой напасти, учеников своих и учение
распространяя, а ереси изгоняя, чтобы,
прожив здесь достойно нашего назначения,
стали мы с тобой, стадо твое, одесную
сторону Христа, Бога нашего, вечную жизнь
принимая от него. Ему же слава и честь во
веки веков. Аминь.
|
|