СКАЗАНИЕ
О ПЕРЕНЕСЕНИИ ОБРАЗА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА ИЗ
КОРСУНЯ В РЯЗАНЬ
В
год 6730 (1222). Прибытие из Корсуни
чудотворного образа Николы Заразского: как
прибыл из преславного города Херсонеса в
рязанские пределы на третий год после
Калкского побоища. Тогда убито было много
князей русских. И встали князья русские за
половцев, а побиты были за Днепром на речке
на Хортице на Калкском поле Половецкой
земли, на Калках, месяца июня в
шестнадцатый день.
В
год 6733 (1225). При великом князе Георгии
Всеволодовиче Владимирском, и при великом
князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском,
и сыне его князе Александре Ярославиче
Невском, и при рязанском великом князе Юрии
Ингоревиче принесен был чудотворный образ
великого чудотворца Николы Корсунского
Заразского из преславного города Херсонеса
в пределы рязанские, в область
благоверного князя Федора Юрьевича
Рязанского. А стоял тот чудотворный образ в
городе Корсуни посреди града близ церкви
апостола Якова, брата Иоанна Богослова. А в
этой церкви апостола Якова крестился
самодержавный и великий князь Владимир
Святославич Киевский и всея Руси. А палата
была большая красивая у чудотворцева храма
позади алтаря, в ней же греческие цари
пировали, Василий и Константин Порфирородный
— православные. Эти цари выдали сестру свою
Анну за великого князя Владимира
Святославича Киевского и прислали ее в
город Корсунь. Благоверная царица Анна
сперва не захотела сочетаться браком с
Владимиром Святославичем и стала его
умолять стать христианином. Князь великий
Владимир Святославич возлюбил совет
православной царицы, невесты своей, и
призвал епископа Анастаса Корсунского, и
повелел просвятить себя святым крещением. И
по Божьему промыслу в то время разболелся
Владимир глазами и ничего не видел. Епископ
Анастас с попами царицыными крестил
Владимира вне города Херсонеса, и погрузил
его в святой купели, и тот сразу прозрел. И
увидел Владимир, что тотчас исцелился, и
прославил Бога. и сказал: «Воистину велик
Бог христианский, и чудна вера эта». Не
только глазами прозрел, но и душевными
очами познал Творца своего. Тогда была
радость великая в городе Корсуни по случаю
крещения благоверного великого князя
Владимира Святославича.
В
год 6732 (1224). Явился в видении святой великий
чудотворец Никола Корсунский в преславном
городе Херсонесе служителю своему, по имени
Астафию. И сказал ему великий чудотворец
Никола: «Астафий, возьми мой чудотворный
образ Корсунский, супругу свою Феодосию и
сына своего Астафия и иди в землю Рязанскую.
Там хочу пребывать, и чудеса творить, и
место то прославить». Астафий пробудился от
этого видения и стал ужасаться. А во вторую
ночь чудотворец снова ему явился. Астафий в
еще больший страх пришел и стал думать: «О
великий чудотворец Никола, куда велишь идти?
Я, раб твой, ни земли Рязанской не знаю, ни в
сердце своем не помышляю. Не знаю той земли,
на востоке ли, или на западе, или на юге, или
на севере»— так про себя думал. И в третью
ночь явился чудотворец Астафию, толкая его
под ребра, и веля немедленно идти на восток,
и обещая проводить его до Рязанской земли.
Астафий стал трепетать от такого видения и
помышлять в сердце своем — как ему оставить
город Корсунь. И стал медлить, и тотчас
напала на него болезнь головы, и покрылись
глаза его как чешуей. И стал Астафий
скорбеть и плакать. И постепенно стал
приходить в разум и каяться в том, что
сделал. И прилежно припал к чудотворному
образу, и заплакал: «О великий чудотворец
Никола, возвеличенный Господом на небесах и
прославленный на земле чудесами! Согрешил
перед тобою, владыко; не послушал твоего
повеления. Прости меня, грешного раба
своего. Да будет воля твоя, как изволил». И в
то же мгновение прозрел и была голова его
здорова, а глаза — без бельм, как прежде.
Стал Астафий молить всемилостивого Бога, и
пречистую его Матерь, и великого чудотворца
Николу, чтобы ему по чудотворцеву повелению
достигнуть желаемого: дойти до указанного
места Рязанской земли. И замыслил пойти
вверх по Днепру, и затем снова от Днепра в
Половецкую землю на восток к Рязанской
земле, надеясь на всемилостивого Бога, и на
пречистую его Матерь, и на великого
чудотворца Николу, что тот сможет его
сохранить от язычников-половцев. И не
сбылся замысел его: великий чудотворец
Никола явился Астафию и сказал ему: «Не
удобно тебе идти через землю язычников-половцев.
Иди в устье Днепра в Понтийском море, и сядь
в корабль, и доплыви до моря Варяжского в
Немецкой области. И оттуда пойдешь сухим
путем до Великого Новгорода и далее в
Рязанскую область не только
беспрепятственно, но и с почетом». Астафий
не медля взял чудотворный образ великого
чудотворца Николы Корсунского, и жену свою
Феодосию, и сына своего Астафия, и одного из
клириков приближенных своих, и забыл о
преславном городе Херсонесе, и отказался от
всего своего имущества, и направился в путь,
как чудотворец приказал, охраняемый Богом,
а чудотворец ему путь указывал. Пришел в
устье Днепра и сел в корабль в Понтийском
море,— то море называют морем Русским. И
доплыл до моря Варяжского, и далее пошел в
Немецкую область в город Кесь, и не долго
пробыл в нем. И пошел оттуда сухим путем, и
пришел в Великий Новгород к великому князю
Ярославу Всеволодовичу и к сыну его князю
Александру и пробыл там много дней. Великий
чудотворец стал там великие чудеса творить.
И жена Астафия Феодосия возлюбила Великий
Новгород, и не захотела сопровождать
чудотворный образ, и скрылась от мужа
своего. И тотчас расслабли все члены и все
тело ее, и стала как мертвая, и неподвижной,—
только дыхание в груди ее было. И некие
сказали Астафию, что жена его при смерти.
Астафий услышал, что жена его при смерти, и
припал к чудотворному образу, и говорил со
слезами: «Великий чудотворец Никола, прости
рабу свою, согрешившую пред тобой, как одна
из безумных жен». И тотчас же была исцелена.
Астафий немедленно взял чудотворный образ
Николы, отправился в путь свой с великою
радостью и славою, собираясь дойти до
желаемого места. И через много дней дошел
до Рязанской земли и стал думать: «О великий
чудотворец Никола, вот земля Рязанская,
куда хочу добраться и покой обрести!» И
согрешил Астафий в мыслях своих,— забыл о
прежнем обещании в видении чудотворца и
чудеса его. Ибо Бог творит чудеса с помощью
угодника своего сколько пожелает.
Явился
великий чудотворец Никола благоверному
князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и
возвестил ему прибытие чудотворного своего
образа Корсунского, и сказал: «Князь, иди
встречать чудотворный образ мой Корсунский.
Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И
умолю о тебе всемилостивого и
человеколюбивого владыку Христа, Сына
Божия — да дарует тебе венец царствия
небесного, и жене твоей, и сыну твоему».
Благоверный князь Федор Юрьевич встал от
сна, и устрашился от такого видения, и стал
помышлять в тайном храме сердца своего,
будучи объят страхом. И не поведал никому
страшного видения, и стал думать: «О великий
чудотворец Никола! Как же умолишь обо мне
милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца
царствия небесного, и жену мою, и сына моего:
я ведь и в браке не состою, и плода чрева не
имею». И тотчас направился встречать
чудотворный образ, как ему чудотворец
повелел. И пришел в то место, о котором
говорили, и увидел издалека как бы
неизреченный свет, блистающий от
чудотворного образа. И припал к
чудотворному образу Николы любовно с
сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз,
как струю. И принял чудотворный образ, и
принес во область свою. И тотчас послал
весть отцу своему великому князю Юрию
Ингоревичу Рязанскому, ведя поведать ему о
прибытии чудотворного образа Николы из
Корсуня-града. Великий князь Георгий
Ингоревич услышал о прибытии чудотворного
образа Николы и возблагодарил Бога и
угодника его чудотворца Николу за то, что
посетил Бог людей своих и не забыл создание
рук своих.
Князь
великий взял с собою епископа Ефросина
Святогорца и тотчас пошел в область к сыну
своему князю Федору Юрьевичу. И увидел от
чудотворного образа великие и преславные
чудеса, и исполнился радости о его
преславных чудесах. И создал храм во имя
святого великого чудотворца Николы
Корсунского. И освятил его епископ Ефросин,
и торжествовал светло, и вернулся в свой
город.
Спустя
немного лет князь Федор Юрьевич сочетался
браком, взяв супругу из царского рода
именем Евпраксию. И вскоре и сына родил
именем Ивана Постника.
В
год 6745 (1237). Убит был благоверный князь Федор
Юрьевич Рязанский безбожным царем Батыем
на реке на Воронеже. И услышала благоверная
княгиня Евпраксия-царевна про убиение
господина своего блаженного князя Федора
Юрьевича, и тотчас ринулась с превысокого
дворца своего и с сыном своим с князем
Иваном Федоровичем, и убилась до смерти. И
принесли тело блаженного князя Федора
Юрьевича в область его к великому
чудотворцу Николе Корсунскому, и положили
его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну,
и сына их Ивана Федоровича в едином месте, и
поставили над ними кресты каменные. И
зовется с тех пор великий чудотворец
Николой Заразским по той причине, что
благоверная княгиня Евпраксия с сыном
князем Иваном сама себя «заразила» —
расшиблась до смерти.
|
|