ПОВЕСТЬ
О НИКОЛЕ ЗАРАЗСКОМ
В год 6730 (1222).
Прибытие из Корсуни чудотворного образа
Николы Заразского: как прибыл из
преславного города Херсонеса в рязанские
пределы на третий год после Калкского
побоища. Тогда убито было много князей
русских. И встали князья русские за
половцев, а побиты были за Днепром на речке
на Хортице на Калкском поле Половецкой
земли, на Калках, месяца июня в шестнадцатый
день.
В год 6733 (1225).
При великом князе Георгии Всеволодовиче
Владимирском, и при великом князе Ярославе
Всеволодовиче Новгородском, и сыне его
князе Александре Ярославиче Невском, и при
рязанском великом князе Юрии Ингоревиче
принесен был чудотворный образ великого
чудотворца Николы Корсунского Заразского
из преславного города Херсонеса в пределы
рязанские, в область благоверного князя
Федора Юрьевича Рязанского. А стоял тот
чудотворный образ в городе Корсуни посреди
града близ церкви апостола Якова, брата
Иоанна Богослова. А в этой церкви апостола
Якова крестился самодержавный и великий
князь Владимир Святославич Киевский и всея
Руси. А палата была большая, красивая у
чудотворцева храма позади алтаря, в ней же
греческие цари пировали, Василий и
Константин Порфирородный — православные.
Эти цари выдали сестру свою Анну за
великого князя Владимира Святославича
Киевского и прислали ее в город Корсунь.
Благоверная царица Анна сперва не захотела
сочетаться браком с Владимиром
Святославичем и стала его умолять стать
христианином. Князь великий Владимир
Святославич возлюбил совет православной
царицы, невесты своей, и призвал епископа
Анастаса Корсунского, и повелел просвятить
себя святым крещением. И по божьему
промыслу в то время разболелся Владимир
глазами и ничего не видел. Епископ Анастас с
попами царицыными крестил Владимира вне
города Херсонеса, и погрузил его в святой
купели, и тот сразу прозрел. И увидел
Владимир, что тотчас исцелился, и прославив
бога, и сказал: «Воистину велик бог
христианский, и чудна вера эта». Не только
глазами прозрел, но и душевными очами
познал творца своего. Тогда была радость
великая в городе Корсуни по случаю крещения
благоверного великого князя Владимира
Святославича.
В год 6732 (1224).
Явился в видении святой великий чудотворец
Никола Корсунский в преславном городе
Херсонесе служителю своему, по имени
Астафию. И сказал ему великий чудотворец
Никола: «Астафий, возьми мой чудотворный
образ Корсунский, супругу свою Феодосию и
сына своего Астафия и иди в землю Рязанскую.
Там хочу пребывать, и чудеса творить, и
место то прославить». Астафий пробудился от
этого видения и стал ужасаться. А во вторую
ночь чудотворец снова ему явился. Астафий в
еще больший страх пришел и стал думать: «О
великий чудотворец Никола, куда велишь идти?
Я, раб твой, ни земли Рязанской не знаю, ни в
сердце своем не помышляю. Не знаю той земли,
на востоке ли, или на западе, или на юге, или
на севере» — так про себя думал. И в третью
ночь явился чудотворец Астафию, толкая его
под ребра, и веля немедленно идти на восток,
и обещая проводить его до Рязанской земли.
Астафий стал трепетать от такого видения и
помышлять в сердце своем — как ему оставить
город Корсунь. И стал медлить, и тотчас
напала на него болезнь головы, и покрылись
глаза его как чешуей. И стал Астафий
скорбеть и плакать. И постепенно стал
приходить в разум и каяться в том, что
сделал. И прилежно припал к чудотворному
образу, и заплакал:«О великий чудотворец
Никола, возвеличенный господом на небесах и
прославленный на земле чудесами! Согрешил
перед тобою, владыко: не послушал твоего
повеления. Прости меня, грешного раба
своего. Да будет воля твоя, как изволил». И в
то же мгновение прозрел и была голова его
здорова, а глаза — без бельм, как прежде.
Стал Астафий молить всемилостивого бога, и
пречистую его матерь, и великого чудотворца
Николу, чтобы ему по чудотворцеву повелению
достигнуть желаемого: дойти до указанного
места Рязанской земли. И замыслил пойти
вверх по Днепру, и затем снова от Днепра в
Половецкую землю на восток к Рязанской
земле, надеясь на всемилостивого бога, и на
пречистую его матерь, и на великого
чудотворца Николу, что тот сможет его
сохранить от язычников-половцев. И не
сбылся замысел его: великий чудотворец
Никола явился Астафию и сказал ему: «Не
удобно тебе идти через землю язычников-половцев.
Иди в устье Днепра в Понтийском море, и сядь
в корабль, и доплыви до моря Варяжского в
Немецкой области. И оттуда пойдешь сухим
путем до Великого Новгорода и далее в
Рязанскую область не только
беспрепятственно, но и с почетом». Астафий
не медля взял чудотворный образ великого
чудотворца Николы Корсунского, и жену свою
Феодосию, и сына своего Астафия, и одного
из клириков приближенных своих, и забыл о
преславном городе Херсонесе, и отказался от
всего своего имущества, и направился в путь,
как чудотворец приказал, охраняемый богом,
а чудотворец ему путь указывал. Пришел в
устье Днепра и сел в корабль в Понтийском
море,—то море называют морем Русским. И
доплыл до моря Варяжского, и далее пошел в
Немецкую область в город Кесь, и не долго
пробыл в нем. И пошел оттуда сухим путем, и
пришел в Великий Новгород к великому князю
Ярославу Всеволодовичу и к сыну его князю
Александру, и пробыл там много дней. Великий
чудотворец стал там великие чудеса творить.
И жена Астафия Феодосия возлюбила Великий
Новгород, и не захотела сопровождать
чудотворный образ, и скрылась от мужа
своего. И тотчас расслабли все члены и все
тело ее, и стала как мертвая, и неподвижной,—
только дыхание в груди ее было. И некие
сказали Астафию, что жена его при смерти.
Астафий услышал, что жена его при смерти, и
припал к чудотворному образу, и говорил со
слезами: «Великий чудотворец Никола, прости
рабу свою, согрешившую пред тобой, как одна
из безумных жен». И тотчас же была исцелена.
Астафий немедленно взял чудотворный образ
Николы, отправился в путь свой с великою
радостью и славою, собираясь дойти до
желаемого места. И через много дней дошел до
Рязанской земли и стал думать: «О великий
чудотворец Никола, вот земля Рязанская,
куда хочу добраться и покой обрести!» И
согрешил Астафий в мыслях своих,— забыл о
прежнем обещании в видении чудотворца и
чудеса его. Ибо бог творит чудеса с помощью
угодника своего сколько пожелает.
Явился великий чудотворец Никола
благоверному князю Федору Юрьевичу
Рязанскому, и возвестил ему прибытие
чудотворного своего образа Корсунского, и
сказал: «Князь, иди встречать чудотворный
образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь
пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе
всемилостивого и человеколюбивого владыку
Христа, сына божия — да дарует тебе венец
царствия небесного, и жене твоей, и сыну
твоему». Благоверный князь Федор Юрьевич
восстал от сна, и устрашился от такого
видения, и стал помышлять в тайном храме
сердца своего, будучи объят страхом. И не
поведал никому страшного видения, и стал
думать: «О великий чудотворец Никола! как же
умолишь обо мне милостивого бога, чтобы
сподобил меня венца царствия небесного, и
жену моею, и сына моего: я ведь и в браке не
состою, и плода чрева не имею». И тотчас
направился встречать чудотворный образ,
как ему чудотворец повелел. И пришел в то
место, о котором говорили, и увидел издалека
как бы неизреченный свет, блистающий от
чудотворного образа. И припал к
чудотворному образу Николы любовно с
сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз,
как струю. И принял чудотворный образ, и
принес во область свою. И тотчас послал
весть отцу своему великому князю Юрию
Ингоревичу Рязанскому, веля поведать ему о
прибытии чудотворного образа Николы из
Корсуня-града. Великий князь Георгий
Ингоревич услышал о прибытии чудотворного
образа Николы и возблагодарил бога и
угодника его чудотворца Николу за то, что
посетил бог людей своих и не забыл создание
рук своих.
Князь великий взял с собою епископа
Ефросина Святогорца и тотчас пошел в
область к сыну своему князю Федору Юрьевичу.
И увидел от чудотворного образа великие и
преславные чудеса, и исполнился радости о
его преславных чудесах. И создал храм во имя
святого великого чудотворца Николы
Корсунского. И освятил его епископ Ефросин,
и торжествовал светло, и вернулся в свой
город.
Спустя немного лет князь Федор Юрьевич
сочетался браком, взяв супругу из царского
рода именем Евпраксию. И вскоре и сына родил
именем Ивана Постника.
В год 6745 (1237).
Убит был благоверный князь Федор Юрьевич
Рязанский безбожным царем Батыем на реке на
Воронеже. И услышала благоверная княгиня
Евпраксия-царевна про убиение господина
своего блаженного князя Федора Юрьевича, и
тотчас ринулась с превысокого дворца
своего и с сыном своим с князем Иваном
Федоровичем, и убилась до смерти. И принесли
тело блаженного князя Федора Юрьевича в
область его к великому чудотворцу Николе
Корсунскому, и положили его, и его
благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и
сына их Ивана Федоровича, в едином месте, и
поставили над ними кресты каменные. И
зовется с тех пор великий чудотворец
Николой Заразским по той причине, что
благоверная княгиня Евпраксия с сыном
князем Иваном сама себя «заразила» (расшиблась
до смерти).
|
|