ПОВЕСТЬ
О ВЗЯТИИ ЦАРЬГРАДА КРЕСТОНОСЦАМИ В 1204 ГОДУ
В год 6712 (1204).
Царствовал Алексей в Царьграде, в царстве
Исаака, брата своего, ослепив которого, он
сам стал цесарем. А сына его, Алексея, держал
под стражей в заточении, за высокими
стенами, чтобы не убежал. И прошло некоторое
время, и решился Исаак просить за сына
своего, чтобы прежде него выпустил сына из
темницы. И упросил Исаак брата, и поклялся
ему вместе с сыном, что не помыслят они о
царстве, и выпущен был сын из темницы, и стал
жить на свободе. Цесарь же Алексей не
остерегался его, веря брату Исааку и сыну
его, ибо те клялись ему. Потом же Исаак,
поразмыслив, снова захотел царствовать и
стал подстрекать сына своего, посылая к
нему тайно: «Я, мол, добро сделал брату
своему Алексею, выкупив его у варваров, а он
отплатил мне злом:ослепив меня, завладел
моим царством». И возжелал сын того, на что
подстрекал его отец, и стали размышлять они,
как бы бежать Алексею из города в дальние
страны и оттуда добиваться престола. И
приведен он был на корабль, и посажен в
бочку, имевшую с одного конца три дна, там,
где сидел Исаакович, а с другого конца, где
затычка, была налита вода: ибо
нельзя было иначе бежать из города. И так
покинул он Греческую землю. И, узнав об этом,
цесарь послал искать его. И стали искать его
повсюду, и пришли на тот корабль, где он был,
и все обыскали, и из бочек повыбивали
затычки, но, видя, что течет вода, ушли, так и
не найдя его. И так бежал Исаакович, и прибыл
к немецкому цесарю Филиппу, к зятю своему, и
к сестре своей. А цесарь немецкий послал к
папе в Рим, и так они повелели: «Не воюйте с
Царьградом, но так как говорит Исаакович: «Весь
град Константинополь хочет, чтобы я
царствовал», то, посадив его на престоле,
отправляйтесь дальше, в Иерусалим, на
помощь; а если не примут его, то приведите
его обратно ко мне, а зла не причиняйте
земле Греческой». фряги же и все полководцы
их помышляли лишь о золоте и серебре,
обещанном им Исааковичем, а повеления
цесаря и папы забыли. Войдя в Суд, прежде
всего разбили железные. цепи и, подступив к
городу, с четырех концов подожгли строения.
Цесарь же Алексей, увидев пожар, не стал
сопротивляться врагам. Призвал он к себе
брата Исаака, им же ослепленного, возвел его
на престол и сказал: «Даже если и ты это
сделал, брат,— прости меня, вот твое царство»,—
и бежал из города. И пострадали от пожара
город и церкви несказанной красоты, которых
нам и не перечислить. И сгорел притвор у
святой Софии, где изображены все патриархи,
и ипподром, и до самого моря, а там и до
Цесарева затвора и до Суда все сгорело. И
тогда погнался Исаакович с фрягами за
цесарем Алексеем, но не догнал его, и
возвратился в город, и согнал отца с
престола, а сам стал цесарем: «Ты, мол,
слепой, как же сможешь управлять
государством? Я буду цесарем!» Тогда цесарь
Исаак, скорбя о городе, и о царстве своем, и о
разграблении монастырей, которые давали
золото и серебро, обещанное фрягам,
разболелся и постригся в монахи, и покинул
этот свет.
После смерти Исаака народ восстал против
сына его, возмущенный сожжением города и
разграблением монастырей. И собралась
чернь, и призвали к себе знатных людей,
советуясь с ними, кого царем поставить. И
все стояли за Радиноса. Но он не хотел
царствовать и, спасаясь от них, постригся в
монахи. Жену же его схватили, и привели в
святую Софию, и долго требовали у нес: «Скажи
нам, где муж твой?» И не сказала она о муже
своем. Потом привели человека по имени
Никола, воина, и его венчали на царство без
патриарха, и шесть дней и шесть ночей
совещались в святой Софии. А цесарь
Исаакович был во Влахерне и хотел, втайне от
бояр, ввести в город фрягов. Но бояре, узнав
об этом, успокоили цесаря, не дали ему
впустить фрягов в город, говоря: «Мы за тебя».
А потом испугались бояре, что войдут фряги в
город, и, посовещавшись с Мурчуфлом,
схватили цесаря Исааковича, а Мурчуфла
венчали на царство. Мурчуфла того Исаакович
освободил из темницы, взяв с него клятву,
что не будет он добиваться престола у
Исааковича, а будет ему помогать. Мурчуфл же
послал к Николе и к народу в святую Софию
сказать: «Схватил я врага вашего,
Исааковича, я ваш царь, а Никола будет у меня
первым сановником, но пусть сложит царский
венец». И все люди не давали тому отречься
от престола и, напротив, заклинали: «Кто
отступится от Николы, да будет проклят!»
Однако в тот же день, дождавшись ночи,
разбежались все, а Николу схватили, и жену
его захватил Мурчуфл, и посадил их в темницу,
и Алексея Исааковича заточил, а сам
Мурчуфл стал царем в пятый день февраля,
надеясь расправиться с фрягами. фряги же,
узнав, что схвачен Исаакович, стали грабить
окрестности города, требуя у Мурчуфла: «Выдай
нам Исааковича, и пойдем к немецкому цесарю,
кем и посланы мы, а тебе — царство
Исааковича». Мурчуфл же и все бояре не
выдали его живым, а умертвили Исааковича и
сказали фрягам: «Умер он, приходите и
увидите сами». Тогда опечалились фряги, что
нарушили заповедь: не велели им цесарь
немецкий и папа римский столько зла
причинять Царьграду. И пошли среди них
разговоры: «Раз уж нет у нас Исааковича, с
которым мы пришли, так лучше умрем под
Царырадом, чем отступим от него с позором».
И с той поры начали осаду города. И
пустились на хитрости, как и раньше:
приготовили к штурму корабельные реи, а на
других кораблях установили тараны и
лестницы, а с третьих приготовились метать
через городскую стену бочки со смолой. И
зажгли лучины на бочках, и метали их на дома,
и, как прежде, зажгли город. И пошли на
приступ в девятый день апреля, в пятницу
пятой недели поста, но ничего не сделали
городу, и было убито около ста фрягов. И
стояли здесь фряги три дня, и в понедельник
вербной недели на восходе солнца
приступили к стенам напротив святого Спаса,
называемого Вергетис, и против Испигаса и
далее до самой Влахерны. Подошли же на
сорока больших кораблях, среди которых были
и дромоны, а в них — люди на конях, и сами в
доспехах, и кони их. Другие же корабли и
галеи фряги поставили позади, опасаясь, что
их подожгут, как в тот раз, когда пустили
греки на них десять кораблей с огнем,
установив паруса на попутный ветер, в ночь
на Васильев день, но не смогли причинить
вреда фряжским кораблям: Исаакович
посоветовал грекам пустить корабли на
фрягов, а сам предупредил тех об этом,
поэтому и не сгорели фряжские корабли. И вот
как был взят Царьград великий: подогнало
ветром корабль к городской стене, и были
огромные лестницы на нем выше стен, а
короткие — на уровне заборол, и стреляли
фряги с высоких лестниц по грекам и варягам,
оборонявшим городские стены, камнями, и
стрелами, и сулицами, а с коротких -
перелезли на стену и так овладели городом.
Цесарь же Мурчуфл воодушевлял бояр и всех
людей, надеясь дать отпор фрягам, но не
послушали его: разбежались от него все.
Тогда бежал цесарь от фрягов, но они
настигли его на Конном рынке, и горько
сетовал он на своих бояр и народ. И бежал
цесарь из города, а с ним патриарх и все
бояре.
И вступили фряги в город в двенадцатый день
апреля, на праздник святого Василия
Исповедника, в понедельник, и расположились
на том месте, где недавно еще стоял
греческий цесарь — у святого Спаса,— и тут
простояли всю ночь. А наутро, с восходом
солнца, ворвались фряги в святую Софию, и
ободрали двери и разбили их, и амвон, весь
окованный серебром, и двенадцать столпов
серебряных и четыре кивотных; и тябло
разрубили, и двенадцать крестов,
находившихся над алтарем, а между ними —
шишки, словно деревья, выше человеческого
роста, и стену алтарную между столпами, и
все это было серебряное. И ободрали дивный
жертвенник, сорвали с него драгоценные
камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И
похитили сорок сосудов больших, что стояли
перед алтарем, и паникадила, и светильники
серебряные, которых нам и не перечислить, и
бесценные праздничные сосуды. И служебное
Евангелие, и кресты честные, и иконы
бесценные — все ободрали. И под трапезой
нашли тайник, а в нем до сорока бочонков
чистого золота, а на полатях, и в стенах, и в
сосудохранильнице — не счесть сколько
золота, и серебра, и драгоценных сосудов.
Это все рассказал я об одной лишь святой
Софии, но и святую Богородицу, что на
Влахерне, куда святой дух нисходил каждую
пятницу, и ту всю разграбили. И другие
церкви; и не может человек их перечислить,
ибо нет им числа. Одигитрию же дивную,
которая ходила по городу, святую богородицу,
спас бог руками добрых людей, и цела она и
ныне, на нее и надежды наши. А прочие церкви
в городе и вне города и монастыри в городе и
вне города все разграбили, и не можем ни
перечислить их, ни рассказать о красоте их.
Монахов, и монахинь, и попов обокрали, и
некоторых из них поубивали, а оставшихся
греков и варягов изгнали из города. вот
имена полководцев их: первый — маркграф из
Рима, из города Вероны, где жил когда-то
язычник жестокий Теодорих. А второй — граф
Фландрский. А третий—дож слепой с острова
Марка, из Венеции. Этого дожа ослепил цесарь
Мануил, ибо многие мудрые убеждали цесаря:
если отпустишь этого дожа невредимым, то
много зла принесет твоему царству. Цесарь
же не захотел его убить, но повелел ослепить
его стеклом, и были глаза его как бы
невредимы, а перестал он видеть. Этот дож
постоянно замышлял козни против города, и
все слушали советов его, и ему принадлежали
огромные корабли, с которых город был взят.
А стояли фряги у Царьграда с декабря по
апрель, когда и был взят город. А в мае,
девятого числа, поставили цесарем своего
латинянина — графа Фландрского — решением
своих епископов, и власть между собою
поделили: цесарю — город, маркграфу — Суд, а
дожу — десятина. Вот так и погибло царство
богохранимого города Константинова и земля
Греческая из-за распрей цесарей, и владеют
землей той фряги.
|
|