«ХОЖДЕНИЕ»
СТЕФАНА НОВГОРОДЦА
ИЗ
СТРАННИКА СТЕФАНА НОВГОРОДЦА
Я, грешный Стефан из Великого Новгорода, с
восемью спутниками своими пришел в
Царьград поклониться святым местам и
приложиться к мощам святых. И помиловал нас
бог заступничеством святой Софии
Премудрости божьей. В Страстную неделю
пришли мы в город и пошли к святой Софии.
Тут стоит столп, изумительный своей
толщиной, и высотой, и красотою, издалека с
моря видно его. А на верху его Юстиниан
Великий сидит на коне, достойный великого
удивления: как живой, в доспехе сарацинском,
трепет охватывает при виде его; а в руке у
него большое золотое яблоко, а на яблоке
крест, а правую руку отважно простер на юг, к
Сарацинской земле, к Иерусалиму. И
множество других столпов в городе стоит из
камня мрамора, много на них, от самого верха
и до низа, надписей и украшений, искусно
вырезанных. Очень это удивительно и уму
непостижимо: железо камня того не берет.
А пойдя от того столпа Юстинианова, можно
войти в двери святой Софии, в первые двери,
отступя немного в другие, и в третьи, и в
четвертые, и в пятые, и в шестые, также и в
седьмые двери можно войти в святую Софию,
великую церковь. И, пройдя немного, нужно
повернуть на запад, и посмотреть вверх на
двери: тут стоит икона святого Спаса. О той
иконе написан рассказ в книгах, которого мы
не можем здесь переписать. Тут ведь поганый
иконоборец приставил лестницу, хотя
содрать венец золотой с иконы, и святая
Феодосия оттолкнула лестницу, и погубила
поганого, и тогда святую закололи козьим рогом.
И оттуда немного пройдя, увидели мы
множество людей, которыe прикладывались к страстям
господним, и сильно возрадовались, потому
что ведь нельзя без слез прийти к страстям
господним. И тут увидел нас царев боярин,
который зовется протостратором, и он провел
нас к страстям господним, бога ради, и
приложились мы к ним, грешные. По этой же
стороне, отступя немного, на стене Спас,
изображенный мозаикой, и течет святая вода
из ран от гвоздей на ногах его, и
приложились мы к нему; и помазали нас маслом,
и напоили водою святой. И тут стоят столпы
из камня, красного мрамора, искусно
окованные, а в них лежат мощи святых. К ним
люди прикасаются тем местом, которое болит,
и выздоравливают. И тут увидал нас святой
патриарх Царьграда, а имя его — Исидор, и мы
приложились к руке его, потому что он очень
любит Русь. О великое чудо смирения святых!
Не наш у них обычай.
Оттуда пошли мы к святому Арсению-патриарху
и приложились к мощам его, и помазал нас
старец маслом с гробницы его. И все это
следует одно за другим в церкви той, если
идти посолонь.
И оттуда пошли мы в двери из церкви,
передвигаясь по галереям со свечою, обходя
церковь как бы вокруг.
Там
же стоит дивная икона святого Спаса,
которая называется Елеонская гора, подобно
тому, как и в Иерусалиме. Оттуда, если идти к
алтарю, стоят столпы очень красивые, как
будто из яшмы. Тут же в великом алтаре есть
колодец, который водой наполнился от святой
реки Иордана. Вот как стало это известно:
стражи церковные нашли в колодце ковш, а
ковш этот признали своим странники русские.
Греки же не поверили, тогда русские сказали:
«Наш это ковш, — мы купались в Иордане и
уронили его, а в дне его сокрыто золото». И
разбили ковш, и нашли золото, и сильно
изумились; это чудо свершилось по божьему
повелению, поэтому колодец тот называется «Иордан».
И если пойти от великого алтаря налево
посолонь — тут огромная лампада стеклянная,
наполненная маслом; однажды упала она
сверху и не разбилась, и огонь не погас. Если
бы даже железной была, то и тогда разбилась
бы, но эту некая сила невидимая поставила
невредимой на камне. И тут вблизи алтарь
каменный святого Авраама, ему же бог в
троице явился под дубом Мамврийским (тот
дуб стоит с зелеными листьями и зимой, и
летом, и так до скончания века, огражден он
высокой каменной оградой, и сарацины
охраняют его). Тут же и ложе находится
железное, на котором святых мучеников
мучили, ставя ложе на огонь. К тому ложу
множество людей приходит и исцеляются, и мы
приложились к нему. И тут стоят столпы из
камня багрового цвета, с разводами, очень
красивые, будто из яшмы; и человек видит в
них свое лицо, словно в зеркале; привезены
они из великого Рима.
В святой Софии множество колодцев с очень
вкусной водой, кроме тех, которые имеются в
стенах церковных и в галереях, и их трудно
заметить, так как они вровень с полом, то
есть с помостом церковным. В мрамор (а
мрамором называется камень гладкий и очень
красивый) вбиты железные кольца. И лампад
несчетное множество в святой Софии; одни в
приделах и в нишах, а другие — на стенах, и
между стен, и в церковных галереях, где
великие иконы стоят, и тут лампады с
деревянным маслом горят. И мы, грешные,
ходили здесь, плача и радуясь, и, по силе
своей, жертвовали свечи, и ставили их у
мощей святых. В святой Софии триста
шестьдесят пять дверей и столько же
престолов, и двери окованы очень искусно.
Некоторые же из них замурованы из-за
оскудения средств.
А о святой Премудрости божьей ум
человеческий не в силах все рассказать и
перечислить, а мы, что видели, про то и
написали.
Идя от святой Софии мимо столпа Юстинианова,
мимо небольшой торговой площади,
называемой Милией, мимо церкви святого
Феодора, выйдешь на гору большой улицей —
Царевым путем. Пройдешь не больше, чем на
расстояние выстрела хорошего стрельца, и
тут стоит столп правоверного царя
Константина из багряного камня,
привезенный из Рима. На верху его крест, а в
столпе том двенадцать корзин с ломтями
хлеба, и секира Ноева там же лежит. В этом
месте патриарх проводит лето.
И оттуда пошли мы назад к святой Софии, тут
вблизи большая церковь святой Ирины, а
невдалеке от нее женский монастырь святой
Богородицы, называемый Итерапиотица, тут
лежат мощи святой Евдокии. А оттуда, если
идти вниз к морю,— монастырь святого
великомученика Георгия, называемый Ирюни,
что значит — «непобедимая сила». Здесь
находятся страсти господни, которые
закрыты и запечатаны царевой печатью. На
Страстной неделе царь сам с патриархом
открывают и прикладываются к ним, а после
того невозможно их видеть никому. Тут лежат
мощи святой Анны, и мы, грешные, к ним
приложились. И тут за стеною над морем
явился сам Христос, и тут церковь,
называемая «Христос стоит»; здесь
пребывает множество больных, которых и из
других городов
привозят, и получают они исцеление. И тут
лежит святой Аверкий, и мы приложились к
мощам его. Это место похоже на Силоамскую
купель, которая находится в Иерусалиме.
И оттуда мы пошли в монастырь святой
Богородицы, который называется Перечь. Тут
лежит голова Иоанна Златоуста, и мы
поклонились и приложились к ней. И оттуда
пошли в монастырь Панохрандов, здесь —
голова святого Василия. И недалеко отсюда
монастырь Пандассы, и здесь хранятся
страсти господни, разделенные надвое.
И оттуда, во вторник, пошли мы к выходной
иконе святой Богородицы, эту икону Лука-евангелист
написал, смотря на саму госпожу нашу
богородицу-деву, когда она еще жива была. Ту
икону в каждый вторник выносят.
Удивительное это зрелище: тогда сходится
весь народ, и из других городов приходят.
Икона же эта очень большая, искусно
окованная, и певцы идущие перед нею, красиво
поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи,
помилуй!» Одному человеку поставят икону на
плечи стоймя, а он руки распрострет, словно
его распяли, и глаза у него закатятся, так
что смотреть страшно, и по площади бросает
его туда и сюда, и вертит его в разные
стороны, а он даже не понимает, куда его
икона носит. Потом другой подхватит ее, и с
тем бывает так же, а затем и третий, и
четвертый подхватывают, и они поют с
дьяконами пение великое, а народ с плачем
взывает: «Господи, помилуй!» Два дьякона
держат рипиды, а остальные киот перед
иконой. Дивное зрелище: семь человек или
восемь поставят икону на плечи одному
человеку, а он, изволением божиим, ходит,
будто ничем не нагруженный.
И оттуда, когда идешь к монастырю
Инеяклесиа, то есть к церкви Девяти чинов,
есть одна церковь, в которой Христос
изображен весьма искусно: не на иконе
написан, а стоит сам по себе, как живой
человек. Тут же дворец, который называется «Палата
правоверного царя Константина»; стены,
окружающие его, очень высоки, выше
городских стен; он так велик, что подобен
городу, стоит подле ипподрома, невдалеке от
моря. Тут вблизи монастырь Сергия и Вакха, и
мы приложились к головам их. То все идет
посолонь, возле моря, если идти,
придерживаясь по левую руку от городской
стены.
Если от ипподрома пойти мимо Кандоскамии,
то здесь есть городские ворота — железные,
решетчатые, очень большие; этими воротами
море введено внутрь города. И на тот случай,
если приходит враг с моря, здесь держат
корабли и гребные суда, числом до трехсот.
Гребное же судно имеет двести весел, а
некоторые — триста весел, в этих судах по
морю войско передвигается. И если будет
противный ветер, то они все равно быстро
идут и преследуют врага, корабль же стоит —
ожидает попутного ветра.
А оттуда мы пошли к святому Димитрию, тут
лежат мощи святого царя Ласкариасафа (таково
его имя), и приложились мы, грешные, к мощам
его. Там есть монастырь царев, стоит около
моря, и около монастыря того живет иудеев
много на побережье, возле городской стены, и
ворота морские зовутся Иудейскими. И
свершилось здесь знамение: приходил Хозрой,
царь персидский, войной на Царьград, и уже
должен был он захватить город, так что был в
Царьграде плач великий. Тогда явился бог
старцу некоему и сказал: «Взяв пояс святой
богородицы, омочите конец его в море». И
сделали так с песнопениями и плачем, и
разбушевалось море, и разбило корабли
Хозроя о городскую стену. И вот и доныне
кости погибших белеют как снег, около
городской стены, возле Иудейских ворот.
Потом пошли мы к святому Иоанну, в
Студийский монастырь. где много всего
видели — и описать невозможно — и
приложились там к мощам святого Саввы-повара:
сорок лет варил он еду на братию. А другие
мощи — святой Соломониды. И тут стоит доска
для раскатывания теста, на которой само до
себе появилось изображение святой
богородицы с Христом: просвирник насыпал
муку на доску и вылил воду, и из муки на
доске раздался крик ребенка. И, ужаснувшись,
просвирник бросился к игумену и братии. И
пришли игумен и братия, и увидали на доске
образ святой богородицы с младенцем
Христом. Церковь же эта велика очень и
высока, с коробовым сводом, иконы в ней, как
солнце, сияют, сплошь украшены золотом, а
пол церковный великого удивления достоин:
будто жемчугом усыпан, и изограф так не
сможет изобразить. Так же и трапеза, где
братия ест. Очень красив он, прекраснее
других монастырей, стоит на окраине города,
близ Золотых ворот. Тут жил Феодор
Студийский, и на Русь послал он много книг:
Устав, триоди и иные книги.
И оттуда мы пошли в Перивлепту, то есть в
монастырь Прекрасной Богородицы, и
приложились к руке Иоанна Крестителя и к
мощам Симеона Богоприимца и Григория
Богослова. И оттуда пошли к Андрею
Критскому, это очень красивый женский
монастырь, и приложились там к мощам
святого Андрея. И оттуда пошли к святому
патриарху Тарасию, и приложились к мощам
его, а оттуда пошли к святой Евфимии и
приложились к мощам ее. После этого пошли мы
в монастырь святой Богородицы и
приложились там к мощам святой Елизаветы. И
оттуда направились к святому пророку
Даниилу, и чтобы попасть в церковь, следует
спуститься под землю на двадцать пять
ступеней, со свечой нужно идти; там, по
правую руку — гроб святого пророка Даниила,
а по левую руку — святого мученика Никиты. И
мы приложились к ним, грешные, и печать
взяли святого пророка Даниила. И оттуда
пошли к святому Иоанну Милостивому, и к
святой Марии Клеопе, и к святой мученице
Феодосии, которую закололи козьим рогом за
икону Христову. Эти святые лежат в одной
церкви, которая стоит высоко, и чтобы войти
в нее, нужно идти по
лестнице вверх, и мы, грешные, приложились к
мощам этим. И оттуда пошли на гору к
Апостольской церкви, и тут приложились к
мощам святого Спиридона и святого
Полиевкта. И, если пройти к алтарю — по
правой руке гроб святого Григория Феолога в
ограде алтарной, тут же гроб Иоанна
Златоуста, и тут же вблизи в киоте икона — святой
Спас, в нее ножом ударил неверный, и пошла от
иконы кровь. И доныне след крови остался, и
приложились мы к ней, грешные. А от царских
врат по правой руке стоят два столпа: один, к
которому был привязан господь наш Иисус
Христос, а другой - у которого Петр плакал
горько. Привезены из Иерусалима. Один
толстый, тот, что Иисусов, из зеленого камня
с черными разводами, а второй, Петров -
тонкий как бревнышко, очень красивый, с
черными и белыми разводами - пестрый. А
алтарь тут посреди церкви очень большой, и
если пойти от алтаря прямо на восток по
церкви — тут стоит гробница царя
Константина, огромная из багряного камня,
похожего на яшму, и других много гробниц
царских, но не святых. И приложились мы к ним,
грешные.
А оттуда пошли мы к великому монастырю
Спаса Вседержителя: если войти в первые
ворота, то увидишь над вратами Спаса,
изображенного мозаикой, очень больших
размеров и высоко. Так же и вторыми воротами
можно в монастырь войти. Монастырь этот
очень красив, а церковь снаружи украшена
мозаикой, так и сияет. Тут находится
надгробная плита господня, тут же и три
головы святых — Фрола, и Лавра, и Якова
Персидского, тут же и тело Михаила
Черноризца без головы; тут же в алтаре стоит
чаша из белого камня, в которой Иисус воду
превратил в вино — все достойно удивления.
А оттуда мы пошли к святому Константину, в
женский монастырь; здесь лежит тело святого
Климента-архиепископа, тут же тело и
Феофаны-царицы. И оттуда пошли к святому
Иоанну Дамаскину, в женский монастырь. А
оттуда пошли к святому Иоанну Предтече,
который называется Продром, зовут Иоанна «Богом
богатый». Эта церковь дивно украшена, и
здесь мы целовали руку святого Иоанна
Ктитора, который поставил церковь, окована
же она золотом и украшена драгоценными
камнями и жемчугом; а это не Предтечева рука
— Предтечева рука, как выше сказано, у
Прекрасной Богородицы близ Студийского
монастыря: там рука святого Иоанна правая, а
левая на Иордане.
И оттуда пошли мы во Влахерну, в церковь
святой Богородицы, где находятся риза, и
пояс, и головной покров, который на голове
ее был. А лежит это в алтаре на престоле,
спрятанным в ковчеге, так же, как и страсти
господни, и даже еще крепче бережется:
приковано железными цепями, а сам ковчег
сделан из камня очень искусно. И мы
приложились к нему. Тут же лежат мощи
святого Потапия, и святой Анастасии, и
святого Пантелеймона, и мы их целовали. И
оттуда пошли мы к церкви святого Николы, тут
лежат головы святого Григория и святого
Леонтия.
И оттуда пошли мы за городскую стену. В поле,
недалеко от моря, большой монастырь во имя
святых Козьмы и Дамиана, тyт
мы приложились к головам их; весьма искусно
окованы они золотом. И оттуда возвратились
в город, и пошли к святой Феодосии-девице, и
приложились к мощам ее — это
женский
монастырь во имя ее, возле моря. И вот что
замечательно: в каждую среду и пятницу, как
в праздник, множество мужчин и женщин
приносят свечи, и масло, и милостыню, Тут же
множество людей больных, охваченных
различными недугами, лежат на постелях, и
нсцелевают они и входят в церковь, а других
вносят и кладут перед Феодосией, а она
невидимо прикасается к тому, что болит, и
выздоравливают люди. А хор поет с утра до
девятого часа, литургию же поют поздно.
И оттуда пошли через весь город далеко,—
большое расстояние нужно пройти к святому
Киприану,— и приложились мы к мощам его:
велик он был телом. Тут вблизи монастырь
женский, и тут голова святого Пантелеймона,
тут же и кровь его. А оттуда пошли в
монастырь святого Стефана, здесь лежит его
голова. А оттуда пошли мы к святой Варваре, и
голова ее тут.
А в Царьград, словно в густой лес войти: без
хорошего проводника невозможно ходить,
скупому и бедному человеку нельзя ни
увидеть, ни приложиться ни к одному святому,
только лишь когда праздник какого святого
будет, — тогда и можно его увидеть и
приложиться к мощам его.
Из Царьграда пошли мы в Иерусалим.
|
|