СУДЫ
СОЛОМОНА
<О
ДВУХ БЛУДНИЦАХ>
(...) И в то время устроил Соломон большой пир
своим людям. Тогда предстали пред царем две
женщины-блудницы, и сказала одна женщина: «Я
в беде, господин мой. Я и эта подруга моя —
мы живем в одном доме, в котором обе и
родились. У меня родился сын. А на третий
день после того, как я родила, и эта женщина
родила сына; живем же мы только вдвоем, и
никого нет с нами в нашем доме. Этой ночью
сын этой женщины умер, потому что она
заспала его. И вот, встав среди ночи, она
взяла с моей руки моего мальчика и положила
его спать на свое ложе, а своего умершего
мальчика положила ко мне. Я встала утром
покормить младенца и нашла его мертвым. Тут
я и разобралась, что это не мой сын, которого
я родила». А другая женщина сказала: «Нет,
мой сын живой, а это твой умер». И спорили
они перед царем.
И сказал им царь: «Значит, ты говоришь так: «Это
мой сын живой, а ее мертвый»,— а она говорит:
«Нет, мой живой, а твой умер». И сказал царь
слугам: «Разрубите этого живого мальчика
пополам и отдайте половину его этой, а
половину той. И мертвого тоже, разрубив,
дайте половину его этой, а половину той».
И ответила женщина, сын которой был жив, ибо
в смятение пришла душа ее из-за сына ее, и
сказала: «Пусть я буду в беде, господин мой.
Отдайте ей этого мальчика, не умерщвляйте
его». А другая женщина сказала: «Пусть не
будет ни мне, ни ей! Разрубите его надвое».
Царь в ответ сказал: «Отдайте ребенка живым
женщине, сказавшей: «Отдайте ей, а не
умерщвляйте его». Отдайте его ей, ибо она —
его мать».
Услышал Израиль об этом суде, которым судил
царь, и убоялись все лица царева, ибо поняли,
что ему дан смысл божий творить суд и правду.
<0 ПОМОЩИ ФАРАОНА>
Соломон взял в жены дочь фараона, когда
строил Святая Святых. И отправил он посла
своего к нему со словами: «Тесть мой! Пришли
мне помощь». А тот выбрал шестьсот человек,
узнав чрез астрологию, что им предстоит
умереть в том году, — хотел проверить
мудрость Соломона. Когда же их привели к
Соломону, тот увидел их издали и повелел
сшить всем им саваны. Приставил он к ним
посла своего и отправил к фараону, сказав: «Тесть
мой! Если тебе не в чем погребать своих
мертвецов, так вот тебе одеяния. У себя же их
погреби».
СКАЗАНИЕ
О ТОМ, КАК БЫЛ ВЗЯТ КИТОВРАС СОЛОМОНОМ
Когда Соломон строил Святая Святых, то
понадобилось ему задать вопрос Китоврасу.
Донесли ему, где тот живет, сказали — в
пустыне дальней. Тогда мудрый Соломон
задумал сковать железную цепь и железный
обруч, а на нем написал заклятие именем
божиим. И послал первого из своих бояр со
слугами, и велел везти вино и мед, и взяли с
собой овечьи шкуры. Пришли к жилью
Китовраса, к трем колодцам его, но не было
его там. И по указанию Соломона влили в те
колодцы вино и мед, а сверху накрыли колодец
овечьими шкурами. В два колодца налили вино,
а в третий мед. Сами же, спрятавшись,
смотрели из тайника, когда придет он пить
воду к колодцам. И скоро пришел он, приник к
воде, начал пить и сказал: «Всякий, пьющий
вино, мудрее не делается». Но расхотелось
ему пить воду, и он сказал: «Ты — вино,
веселящее людям сердце»,— и выпил все три
колодца. И захотел поспать немного, и
разобрало его вино, и он уснул крепко.
Боярин же, подойдя, крепко сковал его по шее,
по рукам и по ногам. И, проснувшись, хотел он
рвануться. А боярин ему сказал: «Господин,
Соломон имя господне с заклятием написал на
веригах, которые теперь на тебе». Он же,
увидев их на себе, кротко пошел в Иерусалим
к царю.
Нрав же его был такой. Не ходил он путем
кривым, но — только прямым. И когда пришли в
Иерусалим, расчищали перед ним путь и дома
рушили, ибо не ходил он в обход. И подошли к
дому вдовы, и, выбежав, вдова закричала,
умоляя Китовраса: «Господин, я вдова убогая.
Не обижай меня!» Он же изогнулся около угла,
не соступясь с пути, и сломал себе ребро. И
сказал: «Мягкий язык кость ломает». Когда же
вели его через торг, то, слыша, как один
человек говорил: «Нет ли башмаков на семь
лет?» — Китоврас рассмеялся. И, увидев
другого человека, ворожащего, засмеялся. А
увидел свадьбу справляемую, заплакал.
Увидев же на пути человека, блуждающего без
дороги, он направил его на дорогу. И привели
его во двор царев.
В первый день не повели его к Соломону. И
сказал Китоврас: «Почему меня не зовет к
себе царь?» Сказали ему: «Перепил он вчера»
Китоврас же взял камень и положил на другой
камень. Соломону рассказали, как поступил
Китоврас. И сказал царь: «Велит мне пить
питье на питье». И на другой день не позвал
его к себе царь. И Китоврас спросил: «Почему
не ведете меня к царю и почему я не вижу лица
его?» И сказали: «Недомогает царь, оттого
что вчера много ел». Тогда снял Кнтоврас
камень с камня.
На третий же день сказали: «Зовет тебя царь».
Он же измерил прут в четыре локтя, вошел к
царю, поклонился и молча бросил прут перед
царем. Царь же по мудрости своей разъяснил
боярам своим, что означает прут, и поведал: «Бог
дал тебе во владение вселенную, а ты не
насытился, поймал и меня». И сказал ему
Соломон: «Не по прихоти своей привел я тебя,
но чтобы спросить, как строить Святую
Святых. Привел тебя по повелению господню,
так как не позволено мне тесать камни
железом».
И сказал Китоврас: «Есть птица малая кокот
по имени Шамир. Детей же кокот оставляет в
гнезде своем на горе каменной в пустыне
дальней». Соломон же послал боярина своего
со слугами своими, по указанию Китовраса, ко
гнезду. А Китоврас дал боярину прозрачное
стекло и наказал ему спрятаться у гнезда: «Когда
вылетит кокот, закрой стеклом этим гнездо».
Боярин пошел к гнезду; а в нем — птенцы
маленькие, кокот же улетел за кормом,— и он
заложил стеклом устье гнезда. Немного
подождали, и кокот прилетел, захотел влезть
в гнездо. Птенцы пищат сквозь стекло, а он к
ним не может попасть. Тогда он взял то, что
хранил на некоем месте, и принес к гнезду, и
положил на стекле, хотя его рассадить. Тогда
люди крикнули, и он это выпустил. И, взяв,
боярин принес это к Соломону.
Потом спросил Соломон Китовраса: «Почему ты
рассмеялся, когда человек спрашивал
башмаки на семь лет?» — «Видел по нему,—
ответил Китоврас,— что не проживет и семи
дней». Послал царь проверить, и оказалось
так. И спросил Соломон: «Почему ты
рассмеялся, когда человек ворожил?» Отвечал
Китоврас: «Он рассказывал людям о тайном, а
сам не знал, что под ним — клад с золотом». И
сказал Соломон: «Пойдите и проверьте».
Проверили, и оказалось так. И спросил царь: «Почему
плакал, увидев свадьбу?» Китоврас ответил: «Опечалися
потому, что жених тот не проживет и тридцати
дней». Проверил царь, и
оказалось так. И спросил царь: «Зачем
пьяного человека вывел на дорогу?» Ответил
Китоврас: «Слышал я с небес, что
добродетелен тот человек и следует ему
послужить».
Пробыл Китоврас у Соломона до завершения
Святая Святых. Однажды сказал Соломон
Китоврасу: «Теперь я видел, что ваша сила —
как и человеческая, и не больше нашей силы,
но такая же». И сказал ему Китоврас: «Царь,
если хочешь увидеть, какая у меня сила,
сними с меня цепи и дай мне свой перстень с
руки; тогда увидишь мою силу». Соломон же
снял с него железную цепь и дал ему перстень.
А тот проглотил перстень, простер крыло
свое, размахнулся, и ударил Соломона, и
забросил его на край земли обетованной.
Узнали об этом мудрецы и книжники и
разыскали Соломона.
Всегда охватывал Соломона страх к
Китоврасу по ночам. И царь соорудил ложе и
повелел шестидесяти сильным отрокам стоять
кругом с мечами. Потому и говорится в
Писаниях: «Ложе Соломона, шестьдесят юношей
храбрых из израильтян и из стран северных».
О КИТОВРАСЕ
ИЗ ПАЛЕИ
Китоврас—быстрый зверь. Мудрый Соломон при
помощи хитрости поймал его. Стан у него
человеческий, а ноги коровьи. Басня говорит,
что он жену в ухе носил. Вот при помощи какой
хитрости поймали его. Жена его сказала
юноше, любовнику своему, так: «Он обходит
днем и ночью много земель и приходит к
некоему месту, на котором два колодца. И он,
разгорячившись, выпивает оба те колодца».
Соломон же велел налить в один из них вина, а
в другой меду. Китоврас же оба колодца,
прискакав, выпил. Тут его, пьяного, спящего,
и поймали, и сковали крепко, ибо сила в нем
была большая. И привели его к царю Соломону.
Царь спросил его: «Что красивее всего на
этом свете?» Тот ответил: «Лучше всего своя
воля». И, рванувшись, все переломал и
поскакал на свою волю.
<0
ДВУГЛАВОМ МУЖЕ И ЕГО ДЕТЯХ>
Китоврас же, уходя к своему народу, подарил
Соломону человека с двумя головами.
Прижился тот человек у Соломона. спрашивал
его Соломон: «Ты из каких людей? Ты человек
или бес? Человек отвечал: «Я из людей,
живущих под землей». И спросил его царь: «Есть
ли у вас солнце и луна?» Тот сказал: «От
вашего запада солнце восходит к нам, а на
вашем востоке заходит. Так что когда у вас
день, тогда у нас ночь. А когда у вас ночь,
тогда у нас день». И дал ему царь жену. И
родились у него два сына: один с двумя
головами, а другой с одной. А у их отца было
много добра. И умер их отец. Двухголовый
сказал брату: «Поделим имущество по головам».
А меньший брат сказал: «Нас двое. Поделим
имение пополам». И пошли на суд к царю.
Одноголовый сказал царю: «Нас два брата.
Мы должны поделить имущество пополам». А
тот, двухголовый, сказал царю: «У меня две
головы, и я хочу взять две доли». Царь же по
мудрости своей повелел подать уксус и
сказал: «Разве эти две головы от разных тел?
Польюка я уксуса на одну голову: если не
ощутит другая голова, две доли возьмешь на
две головы. А если ощутит другая голова
льющийся уксус, значит, обе эти головы от
одного тела. Тогда одну долю возьмешь». И
когда полился уксус на одну голову, другая
заверещала. И сказал царь: «Раз у тебя одно
тело, одну долю возьмешь». Так рассудил их
царь Соломон.
<ЗАГАДКИ
МАЛКАТОШКИ>
Была Южская царица иноплеменница по имени
Малкатошка. Пришла она испытать Соломона
загадками; была же она очень мудрой. И
принесла ему дары: двадцать капий золота,
очень много зелий и дерева негниющего.
Соломон же, услышав о приходе царицы, сел в
зале с полом из прозрачного стекла на
помосте, желая испытать ее. А она, видя, что
царь сидит в воде, подобрала свои одежды
перед ним. И он увидел, что она прекрасна
лицом, тело же ее волосато, как щетка.
Волосами этими она привораживала мужчин,
бывавших с нею. Соломон же сказал мудрецам
своим: «Приготовьте баню и мазь с зелием и
помажьте ее тело, чтобы выпали волосы». А
мудрецы и книжники сказали ему, чтобы он
сошелся с нею. Зачав от него, она пошла в
свою землю и родила сына, и это был
Навуходоносор.
Вот какая была загадка ее к Соломону. Она
собрала мальчиков и девочек, одетых в
одинаковые одежды, и сказала царю: «Разбери
по своей мудрости, которые мальчики, а
которые девочки». Царь по своей мудрости
велел принести плоды, и высыпали их перед
ними. Мальчики стали подбирать в полы одежд,
а девочки в рукава. И сказал Соломон: «Это —
мальчики, а это—девочки». Она из-за этого
подивилась его хитрости.
На другой день она собрала отроков
обрезанных и необрезанных и сказала
Соломону: «Разбери, которые обрезанные, а
которые необрезанные». Царь же повелел
архиерею внести святой венец, на котором
было написано слово господне, которым
Валаам был отвращен от волхвования.
Обрезанные отроки встали, а необрезанные
пали перед венцом. Она же этому очень
удивилась.
Загадали мудрецы ее хитрецам Соломона: «Есть
у нас колодец вдали от города. Мудростью
своей угадайте, чем можно перетащить его в
город?» Хитрецы же Соломоновы, поняв, что
этого не может быть, сказали им: «Сплетите
из отрубей веревку, а мы перетащим колодец
ваш в город».
И снова загадали ее мудрецы: «Если нива
порастет ножами, чем пожать ее сможете?» Им
ответили: «Ослиным рогом». И сказали
мудрецы ее: «Где у осла рога?» Они же
ответили: «А где пива родит ножи?»
Загадали и еще: «Если загниет соль, чем
сможете ее посолить?» Они же сказали: «Утробу
мула взяв, ею надо посолить». И сказали: «Да
где мул рожает?» Они же ответили: «Где соль
гниет».
Царица же, увидев хоромы созданные, и еды
множество, и как сидят люди его, и как стоят
слуги его, и одеяния их, и питие, и жертвы,
которые они приносили в дом божий, сказала:
«Истинна речь, которую я слышала в земле
моей о мудрости твоей. И не имела я веры
речам, пока не пришла и не увидела своими
глазами. Оказывается, не было сказано мне и
половины. Благо мужам твоим, слышащим
мудрость твою».
Царь же Соломон дал этой царице имя
Малкатошка и все, что она просила. И она
пошла в землю свою со своими людьми.
<0
НАСЛЕДСТВЕ ТРЕХ БРАТЬЕВ>
В дни Соломона жил человек, имевший трех
сыновей. Умирая, человек этот призвал их к
себе и сказал им: «У меня есть клад в земле. В
том месте, — сказал, — три
сосуда стоят друг на друге. После моей
смерти старший пусть возьмет верхний,
средний — средний, а меньший — нижний».
После смерти отца открыли сыновья его этот
клад в присутствии людей. И оказалось в
верхнем сосуде полно золота, в среднем
полно костей, а в нижнем полно земли. Стали
ссориться эти братья, говоря: «Ты — сын, раз
возьмешь золото, а мы — не сыновья?» И пошли
на суд к Соломону. И рассудил их Соломон: что
есть золота — то старшему, что скота и слуг
— то среднему, судя по костям; а что
виноградников, нив и хлеба — то меньшему. И
сказал им: «Отец ваш был умный человек и
разделил вас при жизни».
<0
ТРЕХ ПУТНИКАХ>
Шли однажды три человека своим путем, неся в
поясах своих золото. Остановившись для
отдыха в пустынном месте, они посовещались
и решили: «Спрячем золото в тайнике: если
нападут разбойники, мы убежим, а оно будет
сохранено». Выкопав яму, все они положили
свои пояса в тайник. Среди ночи же, когда два
друга уснули, третий, питая злую мысль, встал и
перепрятал пояса в другое место. И когда они,
отдохнув, пришли к тайнику, чтобы взять свои
пояса, то, найдя их, закричали они все разом;
злодей же тот завопил гораздо громче обоих
других. И возвратились все домой. И сказали:
«Пойдем к Соломону и расскажем ему о нашей
беде». И пришли к Соломону, и сказали: «Не
знаем, царь, зверь ли взял, птица ли или
ангел. Объясни нам, царь». Он же по мудрости
своей сказал им: «Найду вас завтра. Но раз вы
путники, очень прошу вас: растолкуйте мне: «Некий
юноша, обручившись с красивой девушкой,
подарил ей обручальное кольцо без ведома ее
отца и матери. Этот юноша пошел в другую
землю и там женился. А отец выдал девушку
замуж. И когда захотел жених войти к ней,
девушка закричала и сказала: «От стыда я не
сказала отцу, что обручена с другим. Побойся
бога, пойди к обручнику моему, спроси у него
разрешения: пусть я буду тебе женой по слову
его». Собрался юноша и, взяв много добра и
девушку, пошел туда, И тот разрешил ему: «Пусть
она будет тебе женой, раз уж ты ее взял».
Жених и говорит ей: «Возвратимся назад и
устроим свадьбу снова». А когда они шли
дорогой назад, им повстречался некий
насильник со своими людьми и захватил его и
с девушкой, и с добром. И захотел этот
разбойник насилье сотворить над девушкой, а
она закричала и рассказала разбойнику, что
ходила за разрешением и не была еще со своим
мужем в постели. Удивился разбойник и
сказал ее мужу: «Возьми жену свою и иди со
своим добром». И
сказал Соломон: «Я рассказал вам про этих
девушку и юношу. Скажите теперь мне вы, люди,
потерявшие свои пояса: кто лучше — юноша ли,
или девушка, или разбойник?» Один в ответ
сказал: «Девушка хороша, потому что
рассказала о своем обручении». Другой
сказал: «Юноша хорош, потому что подождал до
разрешения». Третий сказал: «Разбойник
лучше всех, потому что возвратил девушку и
самого отпустил. А добра не надо было
отдавать». Тогда сказал в ответ Соломон: «Друг,
ты охоч на чужое добро. Ты взял все пояса».
Тот же сказал: «Царь-господин, воистину так
и есть. Не утаюсь от тебя».
<0 СМЫСЛЕ ЖЕНСКОМ>
А потом Соломон премудрый, желая испытать
смысл женский, мир, призвал боярина своего
по имени Декир и сказал ему: «Ты мне очень
нравишься. И еще больше полюблю тебя, если
ты выполнишь мое желание: убей жену свою, и я
отдам за тебя дочь свою лучшую». То же самое
сказал ему через несколько дней. И не хотел
сделать это Декир. И
наконец сказал: «Я выполню волю твою, царь».
Царь дал ему меч свой со словами: «Отруби
голову жене своей, когда она уснет, чтобы не
отговорила она тебя речами своими».
Тот пошел, нашел жену свою спящей, а по
сторонам ее двое детей. И он посмотрев на
жену свою и на своих детей спящих, сказал в
сердце своем: «Если так ударю подругу мою
мечом, то огорчу детей моих». Царь же позвал
его к себе и спросил его, говоря: «Выполнил
ли ты волю мою относительно твоей жены?» Тот
ответил: «Не смог я, господин мой царь,
выполнить».
Царь же отправил его послом в другой город и,
призвав жену его, сказал ей: «Ты нравишься
мне гораздо больше всех женщин. Если ты
сделаешь, что я тебе повелю, поставлю тебя
царицею. Заколи мужа своего, спящего на
постели, а это тебе — меч». В ответ жена
сказала: «Я рада, царь, что ты так велишь».
Соломон же, понимая мудростью своею ее мужа
— что тот не хочет убить жену свою,— давал
ему меч острый; и понимая жену его, — что она
хочет убить мужа своего, дал ей меч тупой,
сделав вид, что он острый, говоря: «Мечом
этим заколи мужа своего, спящего на постели
твоей». Она же положила меч на грудь мужу
своему и стала водить им по его горлу, думая,
что он острый. А тот быстро вскочил, полагая,
что напали какие-то враги, и увидев, что жена
его держит меч, «почему,— сказал,— подруга
моя, ты надумала убить меня?» В ответ мужу
своему жена сказала: «Язык человеческий
убедил меня, чтобы я убила тебя». Он же хотел
позвать людей и тут понял, что научил ее
Соломон.
Соломон, услышав об этом, вписал в Сборник
этот стих, сказав: «Человека нашел одного
среди тысяч, а женщины во всем свете не
нашел».
<0
СЛУГЕ И СЫНЕ>
В дни Соломона был в Вавилоне богатый
человек, но не было у него детей. Прожив
половину дней своих, он усыновил мальчика-слугу.
И, снарядив, послал его с добром из Вавилона
по торговым делам. Тот же, придя в Иерусалим,
там разжился. И попал в число бояр Соломона,
восседающих на обеде у царя.
А тем временем у господина его дома родился
сын. И когда исполнилось отроку тринадцать
лет, отец его умер. И сказала ему его мать: «Сын,
я слышала о холопе отца твоего, что он
разжился в Иерусалиме. Пойди и найди его».
Тот пришел в Иерусалим и спросил о человеке
по имени, какое было у этого слуги. А тот был
очень известен. Ему сказали, что он у
Соломона на обеде. И вошел отрок в царский
зал, спросил: «Кто здесь такой-то боярин?»
Тот в ответ сказал: «Это я». Подойдя, отрок
ударил его по лицу н сказал: «Ты – мой холоп!
Не боярствуй, сидя, а иди работать! И отдай
мне свое добро». И разгневался царь, и стало
ему досадно. Обратившись к Соломону, отрок
сказал: «Если не будет, царь, этот холоп отца
моего моим, то за то, что я ударил его своей
рукой, я получу удар мечом, который меня
убьет». Ударенный в свою очередь сказал: «Я
— господский сын, а это — слуга отца моего и
мой. У меня есть свидетели в Вавилоне». Царь
сказал: «Я не поверю свидетелям. Лучше
отправлю посла моего в Вавилон — пусть он
там возьмет плечевую кость из гроба отца, и
та мне поведает, кто из вас сын, а кто слуга.
А вы будьте тут». И царь послал своего
доверенного посла, и тот принес плечевую
кость. По мудрости своей царь повелел чисто
вымыть кость, посадил боярина своего и всех
мудрецов, бояр и книжников перед собой и
сказал человеку, умеющему пускать кровь: «Пусти
кровь этому боярину». Тот это сделал. Тогда
царь велел положить кость в теплую кровь.
Смысл повеления он объяснил своим боярам,
сказав: «Если это его сын, то кровь его
прильнет к кости отца. Если же не прильнет,
то — раб». И вынули кость из крови, и была
кость белой, как и прежде. Тогда повелел
царь в другой сосуд пустить кровь отрока. И,
вымыв кость, положили ее в кровь юноши. И
напиталась кость кровью. И сказал царь
своим боярам: «Видите своими глазами, что
говорит эта кость: «Вот этот — мой сын, а тот
— раб». Так рассудил их царь.
<О
ЦАРЕ АДАРИАНЕ>
После этого начал Соломон говорить боярам
своим: «Был Адриан-царь, и он повелел боярам
своим звать его богом. И, не захотев, бояре
его сказали: «Царь наш! Думаешь ли ты в
сердце своем, что не было бога прежде тебя?
Мы будем звать тебя высшим царем среди
царей, если ты возьмешь вышний Иерусалим и
Святая Святых». Он же, собравшись с воинами
многими, пошел, и взял Иерусалим, и
возвратился назад, и сказал им: «Подобно
тому, как бог, что повелит и скажет, то и
сделает, — так и я сделал. Теперь называйте
меня богом». Было же у него три философа.
Ответил ему первый, сказав: «Если хочешь
зваться богом, учти: не может боярин
называться царем, находясь в царском дворце,
— пока не выйдет наружу. Так и ты, если
хочешь зваться богом, выйди из всей
вселенной и там называйся богом».
А другой сказал: «Не можешь ты называться
богом». Царь спросил: «Почему?» Тот ответил:
«Говорит Иеремия-пророк: «Боги, не
сотворившие неба и земли, да погибнут». Если
хочешь погибнуть, царь, называйся богом».
А третий сказал: «Господин мой, царь! Помоги
мне скорее!» Царь спросил: «Что с тобой?» И
сказал философ: «Лодка моя в трех верстах
отсюда готова потонуть, а все добро мое ней»,
и царь сказал: «Не бойся. Пошлю людей, и они
приведут ее». А философ сказал: «Зачем тебе,
царь, утруждать людей своих? Пошли тихий
ветер, пусть он спасет ее». Тот же, поняв,
промолчал недовольно и пошел в покой к
своей царице.
И сказала царица: «Философы обманули тебя,
царь, сказав тебе, что не можешь зваться
богом». Желая же утешить его в той печали,
она сказала: «Ты — царь, ты богат, ты достоин
великой чести. Сделай, — сказала, — одну
вещь, и тогда зовись богом». Царь спросил: «Какую
же?» И царица ответила: «Имущество божие,
которое у тебя, возврати». Он спросил: «Какое
имущество?» Царица же сказала: «Возврати
душу твою, которую вложил бог в тело твое, и
тогда зовись богом». Он возразил: «Если не
будет души во мне, в теле моем, как назовусь
я богом?» Царица же сказала ему: «Если ты
душой своей не владеешь, то и богом не
можешь прозываться».
<О
ПОХИЩЕННОЙ ЦАРЕВНЕ>
Царь Соломон просил царевну за себя. И не
отдали ее за него. Тогда Соломон сказал
бесам: «Идите, и возьмите царевну ту, и
приведите ее ко мне». И бесы, пойдя, похитили
ее на переходе, когда она шла из покоев
матери, посадили ее в судно и помчали по
морю.
И вот увидела царевна, что человек воду пьет,
а сзади у него вода выходит вон. Она
попросила: «Объясните мне, что это такое». А
бесы сказали: «Тот тебе объяснит, к кому
тебя везем». Едут дальше и видят — человек,
в воде бродя, воды просит, а волны его
сбивают. И сказала царевна: «Немилые мои
сваты, а это мне объясните: почему тот
человек, в воде бродя, воды просит?» А они
сказали: «Тот тебе объяснит, к кому тебя
везем». И еще проехали, и видят — человек
жнет сено, идет, а два козла, за ним идя,
траву поедают: что он сожнет, то они съедают.
И сказала царевна: «Объясните мне, немилые
мои сваты, объясните мне: почему бы тем
козлам не есть траву нежатую?» А бесы ей
сказали: «Тот тебе объяснит, к кому тебя
везем».
И примчали ее к городу. Один бес пошел и
поведал Соломону-царю: «Привели невесту
тебе». Царь же, сев на коня, выехал на берег.
И сказала ему царевна: «Нынче я твоя, царь.
Но вот что мне объясни: человек пил воду, а
сзади у него она выходила вон». Царь сказал:
«Почему ты этому удивляешься? Ведь это дом
царский: сюда входит, отсюда выходит». И
спросила царевна: «И вот еще объясни мне,
что это такое: один человек, в воде бродя,
воды просит, а волны сбивают его?» Соломон
ответил: «О невеста! Почему ты этому
удивляешься, невеста? Это ведь слуга царев:
он одну тяжбу судит, а другой тяжбы ищет,
чтобы царево сердце сделать добрым». — «И
вот что мне еще объясни: человек траву жнет,
а что сожнет, то два козла, за ним идя,
поедают. Почему бы тем козлам, влезшим в
сено, не есть траву нежатую?» И сказал царь:
«Невеста! Чему ты удивляешься? Если человек
возьмет другую жену с чужими детьми, то что
он наработает, то они съедят. А для себя у
него ничего нет. А теперь иди, невеста, в мой
покой».
Так она и стала
его женой.
|
|