ХОЖЕНИЕ
ИГНАТИЯ СМОЛЬНЯНИНА В ЦАРЬГРАД
В лето 6897 (1389) Пимен митрополит пошел в
третий раз в Царьград, а с ним Михаил
епископ Смоленский да архимандрит
Спасского монастыря в Москве Сергий.
Началось их путешествие из Москвы 13
апреля, в великий вторник на страстной
неделе. В Коломну прибыли в субботу великую
перед пасхой, а в святое воскресенье пасхи
пошли к Рязани по реке Оке. Прибыли к городу
Перевитску, здесь встретил нас епископ
Рязанский, а вблизи города Перевитска с
любовью встретил нас великий князь Олег
Иванович. Со своим епископом Феогностом он
с радостью принял и угостил нас. Затем
повелел боярину своему Станиславу
проводить нас с вооруженной дружиной до
реки Дона, опасаясь нападения разбойников.
Провожали нас и владыки — Даниил
Смоленский и Савва Сарский.
Путь рекою Доном
до моря и морем до Царьграда.
В неделю Фомину проводили с нами три
струга и один насад на колесах, в четверг
спустили их на Дон, а на второй день доплыли
до Чур Михайловых (так называется место, где
когда-то город был). Здесь дали нам
утешительное наставление, простились,
жалостно и с умилением проводили нас и
возвратились восвояси.
В неделю же святых жен-мироносиц вошли все
с митрополитом на корабли и пошли рекою
Доном, грустя и скорбя о путешествии. Места
были очень пустынные, не было видно ни села,
ни человека, только звери, лоси, медведи и
другие звери. Во второй день речного
плавания минули две реки, Мечу и Сосну, в
третий же день — Острую Луку, в
четвертый — Кривой Бор. В шестой день
добрались до устья Воронежа. Утром в день
памяти святого Николая приехал к нам князь
Юрий Елецкий с боярами и со многими людьми и
доставил нам радость великую. Оттуда
приехали к Тихой Сосне, видели столпы
каменные белые, красиво стоят в ряд, как
стога малые, над рекою над Сосною.
Минули
Червленый Яр, Битюк и Похор. В неделю
Самарянину минули реку Медведицу, горы
высокие и Белый Яр; в понедельник — горы
каменные красивые, во вторник — Теркли,
городище и перевоз. Здесь впервые встретили
татар. В среду минули Великую Луку и
Сарыхочзин улус. Здесь нас охватил страх,
так как вступили в землю народа
измаильского. В четверг минули Бекбулатов
улус, в пятницу Червленые горы, в
воскресенье минули Акбусин улус. В
понедельник прошли Бузун-реку, в канун
Вознесения добрались до моря.
В неделю святых отцов погрузились в
корабль на устье Дона под Азовом. Отошли в
море и в полночь встали на якорь. Некоторые
люди оклеветали нас в городе. Догнали нас
фряги на лодках, вскочили на корабль. И был
топот большой на палубе корабля. Я не знал,
что происходит, вышел на палубу, видел мятеж
большой. И говорит мне владыка: “Игнатий,
что стоишь и не печалишься?” Я же ответил: “Что
происходит, владыка?” И сказали мне: “Эти
фряги прибыли из города, нашего митрополита
схватили и связали, также и Германа и его
дьякона. Митрополит оказался их должником,
мы же с ним без вины погибаем”. И мы
спросили старшего: “Что хотят сотворить им?”
Он же ответил: “Не бойтесь, что принадлежит
вам, вы свое и возьмете”. Вскоре фряги были
удовлетворены митрополитом, получили
довольную мзду и всех нас отпустили.
Прошел день, а во второй отплыли оттуда.
Ветер был добрый, попутный, но на третий
день подул тяжкий встречный ветер. Мы
испытали большую усталость и боялись
потопления корабля. Сами корабельщики не
могли стоять, сваливались, как пьяные,
ушибались. Пришли в пролив Азовского моря,
вышли на великое море. В шестой день минули
Керченский (Кафинский) пролив и Сурож.
Прошли четыре дня. В пятый день, в четверг,
завеял встречный ветер и погнал нас в левую
сторону, к Синопу. Вошли в залив близ города
Синопа и тут пробыли два дня.
Повеял добрый попутный ветер, и поплыли
вблизи берега. Были
здесь горы высокие, в половине гор терлись
облака. Напротив города Амастра заговелись
перед Петровым постом.
Во вторник минули Пандораклию. В среду
повеял встречный ветер, и мы возвратились в
Пандораклию. Пробыли девять дней. Здесь
есть церковь святого Федора Тирона. Тут же
было его мучение, в этой церкви находится
гроб его. Оттуда пошли в лодках к Царьграду,
в день рождества Иоанна Предтечи. Утром в
пятницу минули Диополь-град. В субботу
обедали на устье реки Сахары. В воскресенье
минули города Дафнусию и Карфию, пришли в
город Астравию. Здесь задержался
митрополит, пытаясь навести справки о
турецком султане Мурате. Будто бы Мурат
пошел войною на сербского князя Лазаря, и
была весть, что убили в схватке обоих —
Мурата и Лазаря. Побоявшись мятежа, так как
находились в Турецкой державе, митрополит
отпустил монаха Михаила, Смоленский
епископ Михаил — меня, Игнатия, а
архимандрит Сергий Азаков — своего монаха.
И пошли от Астравии в неделю перед Петровым
днем. Утром пошли от Фили и минули Риву,
пришли к устью и минули Фонарь. Ветер был
добрый, прибыли в Царьград с радостью
неизреченною.
В понедельник, накануне Петрова дня, во
время вечерни, пришли к нам русские люди,
живущие здесь. И была радость обоим великая.
В ту ночь пробыли на корабле. Утром же в
самый праздник святых апостолов, благодаря
бога, вошли в город. Утром же пошли к святой
Софии, что именуется Премудрость Божия. И
дойдя до великих ворот, поклонились
чудотворной иконе Богородицы, от которой
изошел голос к Марии Египетской, запрещая
ей вход в святую церковь в Иерусалиме. Там
же поклонились иконе Христа внутри святой
церкви и честным святым иконам. Целовали
трапезу, на которой сложены страсти
Христовы, потом святого патриарха Арсения,
трапезу Авраама, на ней же угощались
посланцы Христа, превратившиеся в Троицу,
одр железный, на котором Христа мучили.
Пробыли все утро в церкви, поклонялись и
удивлялись чудесам святых и величеству и
красоте церковной. Отслушав святую
литургию, пошли на двор Константина, видели
там здание царское, которое называется
Ипподромом. Здесь стоит столп медный, как в
три пряди свит, а на каждом конце по змеиной
голове. В том же столпе заклепан яд змеиный.
Находятся тут и другие многие столпы
каменные.
Месяца июля в 1 день пошли в монастырь
святого Иоанна, к Продрому, и поклонились
тут. И приняли нас хорошо тут живущие
русские люди. Утром пошли во Влахернскую
церковь и целовали раку, где лежит риза и
пояс пречистой Богородицы. Оттуда пошли к
Апостольской церкви, поклонились и
целовали святой столп, на нем же был бит
Иисус Христос. Тут есть и камень апостола
Петра, на нем он плакал горько об отречении
от Христа. И поклонились иконе пресвятой
Богородицы, которая явилась святому старцу
в пустыне. В этой церкви находились гробы
царские — великого Константина, Малого
Феодосия и иные многие. В той же стороне, где
находится Апостольская церковь, есть
небольшая церковь и в ней икона
великого Спаса, от него был слышан голос
прощения человеку, лежащему в постели и
верою кающемуся в своих прегрешениях. Тут
же в приделе лежат святые Спиридон и
Полиект и мощи святых Иоанна Златоуста,
Григория Богослова, в каменных ковчегах
запечатанные.
В третий день ходили к святому Антонию
патриарху и благословение от него приняли.
В четвертый день поклонились иконе
великого архангела, который явился отроку,
сторожившему инструмент создателей церкви.
В шестой день пошли к святой Богородице
Одигитрии, поклонились и помазались миром.
Ходили в монастырь Пантократор, где
целовали святую доску, на которую после
снятия с креста положили тело Иисуса Христа.
На этой доске остались следы слез
Богородицы. Тут хранится корчага, сделанная
из самородного камня, в ней Христос воду в
вино превратил. Здесь же лежат головы
святых Сергия, Вакха и Якова Перского.
В восьмой день поклонились иконе Христа,
сотворившей чудо купцу Федору. В
шестнадцатый день прибыл в Царьград
епископ Смоленский Михаил. В двадцать
четвертый день ходили в монастырь святого
Иоанна Продрома, целовали руку святого
Иоанна Постника. В тридцатый день принял
благословение от патриарха епископ Михаил,
ходили в монастырь святого патриарха
Афанасия, ему же дала посох на
патриаршество святая Богородица, целовали
мощи его. Оттуда пошли в монастырь
Перивлепто и целовали мощей много,
священномученика Григория, Иоанна
Крестителя.
В тридцать первый день ходили на верх
церкви святой Софии, видели 40 окон шейных,
мерили окно со столпом, две сажени без двух
пядей. Первого августа ходили в церковь при
Константиновой дворе, которая называется
День чинов, в ней столпы чудные, отражается
в них все, как в зеркале. Оттуда пошли на
берег моря, где целебный песок, над ним
церковь святого Спаса, где находится
чудотворная икона и мощи святого Аверкия.
Во второй день августа целовали мощи
святого Стефана Первомученика его
монастыре. В пятый день ходили в Пигии,
поклонитесь святой Богородице, пили
целебную святую воду и умылись ею. В восьмой
день ходили в монастырь Перивлепто,
целовали руку Предтечи, голову Григория
Богослова, лоб Стефана Нового и икону
господню, от нее был голос царю Маврикию.
Здесь замуровано много святых мощей, тут
есть потир из топаза, камня драгоценного. В
восьмой день ходили в Пантократорскую
церковь и в сосудохранилище (в ризницу),
видели святое Евангелие, писанное золотом
рукою царя Феодосия Малого, здесь же
целовали кровь господню, вытекшую из ребра
его во время распятия на кресте.
В десятый день сентября скончался
митрополит Пимен в Халкидоне, привезли тело
его и схоронили вне Царьграда, на берегу
моря, против Галаты, в церкви Предтечи.
На место Пимена отпустили на Русь
митрополитом Киприана. И выехал он из
Царьграда в 1 день октября, а с ним епископ
Смоленский Михаил и епископ Волынский
Иоанн да два митрополита греческих и Федор
архимандрит Симоновского монастыря. После
их отъезда пришла весть, что один корабль с
митрополитами был спасен, а с епископами,
говорили, пропал без вести. Одни говорили,
что он затонул, иные — прибыл в Кафу, другие
решили, что он в Амастрии, третьи полагали,
что в Дафнусии. Спустя несколько дней
пришла грамота от митрополита Киприана с
сообщением, какая страшная беда с ними
приключилась на море, какой был шторм и
гроза и как они были развеяны и друг друга
не видели. Но буря перестала, и все были
спасены, приплыли к Белгороду (Днестровскому)
и все здоровыми отправились на Русь. Мы это
услышали и были очень рады.
В 17 день декабря видели гроб великого
пророка Даниила и приложились к нему. Здесь
находится церковь святой Богородицы. Есть в
ней икона Богородицы, писанная
евангелистом Лукой. В воскресенье перед
Рождеством Христовым видели в святой Софии
представление “Пещного действа”, как в
печь бросали святых трех отроков. Служил
патриарх святую литургию честно, во всем
сане святительском. В 22 день целовали
мощи святой Анастасии и Игнатия Богоносца.
В лето 6898 (1390) сын императора Андроника
Калуян (Иоанн) начал добиваться с турецкой
помощью царства в Царьграде. Захватил
укрепления и башни, подступил к Царьграду
вблизи пасхи и начал биться. В великий
четверг пришел Мануил, сын старого царя
Калуяна от Лимноса, на кораблях для помощи
Царьграду. В великую субботу обличили до
пятидесяти крамольников, одних ослепили, а
другим носы отрезали, закрыли все городские
ворота, оставили только одни близ Продрома.
Было приказано сохранять запас на два года.
Во вторую неделю после пасхи, в среду, в
полночь, преданные люди отворили городские
ворота Калуяну Андрониковичу и впустили
его с греками, но без турок, и никакого зла
они не сотворили. Мануил же на кораблях
убежал на остров Лимнос. От Царьграда до
острова Лимноса 60 миль, в сторону Афонской горы. Старый император
Калуян затворился в своих палатах, бояре же
его закрылись в церкви святой Софии. Звон
стоял по всему городу, воины освещали весь
город фонарями (факелами), гонялись по всему
городу на конях и пешими толпами, держа
оружие в руках, стрелы изготовлены, в луки
положены, кричали: “Слава Андронику!”
Кричал и весь народ, мужчины, женщины и
малые дети. И отвечали все горожане, крича:
“Слава Андронику!” Где же так не кричат, то
быстро и буйно хватаются за оружие. И чудно
было видеть и слышать кипение города. Одни в
страхе трепетали, другие радовались, и не
было видно нигде убитых, только страх
нагоняли оружием. С наступлением дня,
ранним утром, немного помятежничали,
немногих поранили. К вечеру же поклонились
все императору молодому Андрониковичу,
утих город, и переменилась печаль на
радость. Император же Мануил приводил в
кораблях дважды фряжскую рать к Царьграду и
ничего не добился. А Калуян впал в печаль
великую, снаряжал пороки и набирал рать
наемную, бился у палат все лето пушками со
старым императором и не мог его одолеть.
Мануил пришел в третий раз к Царьграду с
римлянами, они крепко ополчаются на
противника. Их отличительный знак — на
груди крест белый нашит. Мануил прибыл в
пролив, в бухту, вошел в палаты к отцу. Были
на берегу моря стена каменная и башни
высокие. Нельзя было никак прийти к старому
императору ни по морю, ни по суху.
Андроникович стоял на
поле и бился со старым императором. Было это
17 сентября во время обеда. Император Мануил
вышел из костела со всеми своими воинами и
ударил внезапно на Андрониковича,
обедающего и невооруженного. Андроникович
не мог устоять, побежал, родственник же его
Каталуз бился, не мог устоять и также
пустился в бегство.
И взял Мануил Царьград, попленил многих
сторонников Андрониковича около Царьграда.
Пошел Мануил с поклоном к турецкому султану,
задержал его турок у себя, прислал к отцу
Мануила приказ: пока не разрушишь палат
своих, Мануил не уйдет из моих рук. И повелел
неволею старый император палаты разорить, а
сам перешел в ветхий императорский двор и
от скорби скончался. Турки Мануила
отпустили, и доныне он император.
В лето 6899 (1391) 15 августа было землетрясение.
О царском
венчании. В лето 6900 (1392) 11 февраля, в неделю Блудного
сына, венчался Мануил на царство с царицею
патриархом Антонием. Венчание его было
чудным зрелищем. Было ночью бдение
всенощное во святой Софии. Рассвело, пришли
люди, и я там был. Было народу множество,
мужчины внутри церкви, а женщины на хорах. И
так искусно устроено. Все женщины стояли за
шелковыми занавесами, их лиц и украшения
никому не было видно, они же все могли
видеть. Певцы стояли в чудном одеянии,
одежда их, подобна стихирям, широкая и
долгая, все подпоясаны, рукава одежды
широкие и длинные, иные камчатные, другие
шелковые, наплечники с золотом и кружевами.
На головах оскрильцы с кружевами. Много их
собрано. Старейший певцов красив, бел, как
снег. Были тут и фряги из Галаты и Царьграда,
генуэзцы, венецианцы. И порядок был чудным
зрелищем. Стояли на два ряда, одеты одни в
багряный бархат, другие в вишневый бархат,
один ряд имел на груди жемчуг, другие иное
украшение. Под хорами на правой стороне
находился чертог с 12 ступенями, шириною две
сажени, облачен красным червецом, на нем два
столпа золотые.
Ночью император был в своих палатах. Когда
наступил час дня, он сошел с палат, вошел в
святую церковь передними великими дверями,
которые называются царскими. Певцы пели
странно и несказанно. Было шествие
императора только в 3 часа от передних
дверей до чертога. По обе стороны
императора 12 оружейников, от головы и до ног
все в железной броне. Перед ним шли два
знаменосца, волосы их черные, а древки,
одежда и шапки их красные. Перед двумя
знаменосцами шли подвойские, посохи их
серебром окованы.
Император же, войдя в чертог, облачился в
багряницу и диадему, и венец царский около
головы на столпниках. Выйдя из чертога, он
поднимается наверх, приводит царицу, и они
садятся на стулья. Начали литургию.
Император и императрица сидят. Когда должен
быть выход, приходят два главных дьякона к
императору и кланяются слегка, до груди.
Император встает, идет к алтарю, знаменосцы
перед ним, а оружники окружают его с двух
сторон. Император входит в алтарь,
знаменосцы и оружники останавливаются
перед алтарем по обе стороны святых дверей,
облачают императора в малый филонец,
багряный, до пояса, идет император к выходу,
держа в руке свечу. Совершает выход и
патриарх, он входит на амвон, и император с
ним. Приносят царский венец на блюде,
покрытый; также и императрице приносят.
Подходят два главных дьякона, сотворяют
малый поклон императрице. Приходит и
императрица на амвон. Патриарх возлагает
венец на императора и дает ему крест в руку.
Император сходит вниз и кладет венец на
императрицу, и отходят они на свое место и
садятся на стулья. Патриарх совершает вход
и прочее.
Когда херувимская песнь кончается,
подходят два главных дьякона и сотворяют
императору поклон, как и прежде. Император
встает и идет в алтарь, свечу зажженную
держа в руке.
Кто сможет передать эту красоту!
Император находится в алтаре до святого
причащения. И два главных дьякона сотворяют
поклон императрице. Когда уходят от
престола вниз, тогда тут стоящие люди
раздирают всю опону чертожную, сколько
может захватить себе. Императрица входит
южными дверями в крыло алтаря, ей дают
святое причастие. Император же причащается
от патриарха со священниками у престола
Христова. При выходе из церкви императора
осыпают монетами, народ же расхватывает
каждый руками своими.
|
|