ПИСЬМО
ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО К КИРИЛЛУ ТВЕРСКОМУ
ВЫПИСАНО
ИЗ ПОСЛАНИЯ ИЕРОМОНАХА ЕПИФАНИЯ, ПИСАВШЕГО
К НЕКОЕМУ ДРУГУ СВОЕМУ КИРИЛЛУ
Ты видел некогда церковь Софийскую
царьградскую, представленную в моей книге
— Евангелии, именуемом по-гречески
Тетроевангелием, на нашем же русском языке —
Четвероблаговестием.
Город же этот был написан в нашей книге вот
каким образом. Когда я был в Москве, жил там
и преславный мудрец, философ зело искусный,
Феофан Грек, книги изограф опытный и среди
иконописцев отменный живописец, который
собственною рукой расписал более сорока
различных церквей каменных в разных
городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и
в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в
Нижнем. В Москве же им расписаны три церкви:
Благовещения святой богородицы, святого
Михаила и еще одна. В церкви святого Михаила
он изобразил на стене город, написав его
подробно и красочно; у князя Владимира
Андреевича он изобразил на каменной стене
также самую Москву; терем у великого князя
расписан им неведомою и необычайною
росписью, а в каменной церкви святого
Благовещения он также написал «Корень
Иессеев» и «Апокалипсис». Когда он все это
рисовал или писал, никто не видел, чтобы он
когда-либо смотрел на образцы, как делают
это некоторые наши иконописцы, которые от
непонятливости постоянно в них
всматриваются, переводя взгляд оттуда —
сюда, и не столько пишут красками, сколько
смотрят на образцы. Он же, кажется, руками
пишет изображение, а сам на ногах, в
движении, беседует с приходящими, а умом
обдумывает высокое и мудрое, острыми же
очами разумными разумную видит доброту. Сей
Дивный и знаменитый муж питал любовь к
моему ничтожеству; и я, ничтожный и
неразумный, возымев большую смелость, часто
ходил на беседу к нему, ибо любил с ним
говорить. Сколько бы с ним кто ни беседовал
— много ли, или мало,— не мог не подивиться
его разуму, его притчам и его искусному
изложению. Когда я увидел, что он меня любит
и мною не пренебрегает, то я к дерзости
присоединил бесстыдство и попросил его: «Прошу
у твоего мудролюбия, чтобы ты красками
написал мне изображение великой этой
церкви, святой Софии в Царьграде, которую
воздвиг великий царь Юстиниан, в своем
старании уподобившись премудрому Соломону.
Некоторые говорили, что достоинство и
величина ее подобны московскому Кремлю,—
таковы ее окружность и основание, когда
обходишь вокруг. Если странник войдет в нее
и пожелает ходить без проводника, то
заблудится и не сможет выйти, сколь бы
мудрым ни казался он, из-за множества
столпов и околостолпий, спусков и подъемов,
проходов и переходов, и различных палат и
церквей, лестниц и хранилищ, гробниц,
многоразличных преград и приделов, окон,
проходов и дверей, входов и выходов, и
столпов каменных. Упомянутого Юстиниана
напиши мне сидящего на коне и держащего в
правой своей руке медное яблоко, которое,
как говорят, такой величины и размера, что в
него можно влить два с половиной ведра воды.
И это все вышесказанное изобрази на книжном
листе, чтобы я положил это в начале книги и,
вспоминая твое творение и на такой храм
взирая, мнил бы себя в Царьграде стоящим».
Он же, мудрец, мудро и ответил мне. «Невозможно,—
молвил он,— ни тебе того получить, ни мне
написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я
малую часть ее напишу тебе, и это не часть, а
сотая доля, от множества малость; но и по
этому малому изображению, нами написанному,
остальное ты представишь и уразумеешь».
Сказав это, он смело взял кисть и лист и
быстро написал изображение храма,
наподобие церкви, находящейся в Царьграде,
и дал его мне. От того листа была великая
польза и прочим московским иконописцам, ибо
многие перерисовали его себе, соревнуясь
друг с другом и перенимая друг у друга.
После всех решился и я, как изограф,
написать его в четырех видах и поместил
этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в
начале книги, в Евангелии от Матфея,— где
столп Юстиниана и образ евангелиста Матфея;
2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед
началом Евангелия от Луки и 4) перед началом
Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех
евангелистов написал. Их-то ты и видел,
когда я, устрашась более всех, бежал от
Едигея в Тверь, у тебя нашел покой и тебе
поведал мою печаль и показал все книги,
которые остались у меня от бегства и
разорения. Тогда ты и видел изображение
храма этого и через шесть лет в прошлую зиму
напомнил мне о нем по своей доброте. Об этом
довольно. Аминь.
|
|