СКАЗАНИЕ О
ДОВМОНТЕ
.СКАЗАНИЕ О БЛАГОВЕРНОМ КНЯЗЕ
ДОВМОНТЕ И О ХРАБРОСТИ ЕГО
В 6773 (1266) году из-за
какой-то распри побились литовцы друг с
другом, блаженный же князь Довмонт с
дружиною своей и со всем родом своим
покинул отечество свое, землю Литовскую, и
прибежал во Псков. Был этот князь Довмонт из
рода литовского, сначала поклонялся он
идолам по заветам отцов, а когда бог
восхотел обратить в христианство людей
новых, то снизошла на Довмонта благодать
святого духа, и, пробудившись, как от сна, от
служения идолам, задумал он со своими
боярами креститься во имя отца и сына и святого
духа. И крещен был в соборной церкви, в
святой Троице, и наречено было ему имя во
святом крещении Тимофей. И была радость
великая во Пскове, и посадили его мужи-псковичи
на княжение в своем городе Пскове.
Несколько дней спустя задумал
Довмонт отправиться в поход с мужами-псковичами,
с тремя девяносто, и покорил землю
Литовскую, и отечество свое завоевал, и
полонил княгиню Герденя и детей их, и все
княжество его разорил, и направился со
множеством пленных к городу Пскову. Перейдя
вброд через Двину, отошел на пять верст и
поставил шатры в бору чистом, а на реке
Двине оставил двух стражей — Давыда
Якуновича, внука Жаврова, с Лувою
Литовником. Два же девяносто воинов он
отправил с добычей, а с одним девяносто
остался, ожидая погони.
В то
время Гердень и князья его были в отъезде,
когда ж приехали они домой, то увидели, что
дома их и земля разорены. Ополчились тогда
Гердень, и Гойторт, и Люмби, и Югайло, и
другие князья, семьсот воинов погналось
вслед за Довмонтом, желая схватить его и
лютой смерти предать, а мужей-псковичей
мечами посечь; и, перейдя вброд реку
Двину, встали они на берегу. Стражи,
увидев войско великое, прискакали и
сообщили Довмонту, что рать литовская перешла
Двину. Довмонт же сказал Давыду и Луве: «Помоги
вам бог и святая Троица за то, что устерегли
войско великое, ступайте отсюда». И
ответили Давыд и Лува: «Не уйдем отсюда,
хотим умереть со славой и кровь свою пролить
с мужами-псковичами за святую Троицу и за
все церкви святые. А ты, господин и князь,
выступай быстрее с мужамн-псковичами
против поганых литовцев». Довмонт же сказал
псковичам: «Братья мужи-псковичи! Кто стар —
тот
отец мне, а кто млад — тот брат. Слышал я о
мужестве вашем во всех странах, сейчас же,
братья, нам предстоит жизнь или смерть.
Братья мужи-псковичи, постоим за святую
Троицу и за святые церкви, за свое
отечество!»
Это был день великого и славного
воеводы, мученика Христова Леонтия, и
произнес князь Тимофей: «Святая Троица, и
святой великий воевода Леонтий, и
благоверный князь Всеволод, помогите нам в
час сей одолеть ненавистных врагов». Выехал
князь Довмонт с мужами-псковичами и божиею
силою и помощью святого Христова мученика
Леонтия с одним девяносто семьсот врагов
победил. В этой битве был убит великий
литовский князь Гойторт, и иных князей
многих убили, многие литовцы в Двине
утонули, а семьдесят из них выбросила река
на остров Гоидов, а иные на другие острова были выброшены, некоторые же вниз по Двине
поплыли. Из псковичей же тогда был убит один
Онтон, Лочков сын, брат Смолигов, а другие
остались невредимыми, благодаря молитве
святого Христова мученика Леонтия. И
возвратились они с радостью великой к
Пскову-городу и с многой добычей, и были
радость и веселье всеобщее в городе Пскове
о заступничестве святой Троицы, и славного
великого Христова мученика Леонтия, и
благоверного князя Всеволода, ибо их
молитвами были побеждены супостаты.
И снова, спустя некоторое время,
в год 6775 (1268), великий князь Дмитрий
Александрович с зятем своим Довмонтом и с
мужами-новгородцами и псковичами пошли к
Раковору, и было побоище великое с
безбожными немцами на поле чистом, и с
помощью святой Софии премудрости божьей и
святой Троицы победили они полки немецкие 18
февраля в субботу сыропустную. Довмонт,
пройдя земли непроходимые, пошел на вируян,
и завоевал землю их до моря, и Поморье
разорил, и возвратился обратно, и пополнил
землю свою множеством пленных. И
прославилась земля наша во всех странах, и
страшились все грозы храбрости великого
князя .Дмитрия Александровича, и зятя его
Довмонта, и мужей их — новгородцев и
псковичей.
Через
несколько дней собрались поганые латиняне,
те, кто остались живы, и пришли тайно, и
взяли несколько псковских сел по окраинам,
и быстро возвратились вспять. Боголюбивый
же князь Довмонт не потерпел обиды
Псковской земле и церкви святой Троицы от
нападения поганых немцев, выехав в погоню
с малою дружиною в пяти насадах с шестьюдесятью
воинами-псковичами, божьею силою восемьсот
немцев победил на реке Мироповне, а два их
насада скрылись на островах. Боголюбивый
князь Довмонт, подъехав, зажег остров и
пожег их в траве, — одни побежали, и волосы их
горели, а других Довмонт посек, а третьи
потонули в воде помощью святой Троицы, и
славного великого воина Георгия, и
молитвою благоверного князя Всеволода
месяца апреля в двадцать третий день на
память святого славного мученика Христова
Георгия. И возвратились они с радостью
великою в город Псков, и были радость и
веселие в городе Пскове о заступничестве
святой Троицы и святого воина великого
Христова мученика Георгия.
Прослышал магистр земли Рижской
о мужестве Довмонта, ополчился в силе
страшной, безбожной и пришел ко Пскову в
кораблях, и в ладьях, и на конях, и с орудиями
стенобитными, намереваясь пленить дом
святой Троицы и князя Довмонта схватить, а
мужей-псковичей мечами посечь. Услышав о
том, что ополчилось на него множество
сильных врагов без ума и без бога, Довмонт
вошел в церковь святой Троицы и, положив меч
свой пред алтарем господним, пал на колени,
молясь со слезами, говоря так: «Господи боже
сил, мы, люди твои и овцы пажити твоей, имя
твое призываем, смилуйся над кроткими, и
смиренных возвысь, и надменные мысли гордых
смири, да не опустеет пажить овец твоих». И
взял игумен Сидор и все священники меч, и,
препоясав Довмонта мечом и благословив его,
отпустили. Довмонт в ярости мужества
своего, не дождавшись полков новгородских,
с малою дружиною мужей-псковичей выехав,
божьею силою победил и побил полки врагов,
самого же магистра ранил в лицо. Те же,
положив трупы убитых во многие учаны,
повезли их в землю свою, а оставшиеся в
живых обратились в бегство месяца июня в
восьмой день, на память перенесения мощей
святого мученика Федора Стратилата.
И снова во
времена княжения Довмонта начали поганые
латиняне угрожать псковичам набегами и
неволей. Боголюбивый же князь Тимофей не
потерпел обиды, выехал с мужами-псковичами
и разорил землю их и города сжег.
Вскоре
после этого, в сентябре месяце, было лунное
затмение. В ту же зиму за грехи наши
ворвались немцы легкими отрядами в
предместья Пскова в год 6807 (1299) 4 марта, на память
святого мученика Павла и Ульяны, и перебили
игуменов; тогда был убит Василий, игумен
святого Спаса, пресвитер Иосиф, Йоасаф,
игумен церкви святой Богородицы на Сметной
горе, и с ними семнадцать монахов, много
чернецов, и черниц, и убогих, и женщин, и
малых детей, а мужчин бог сохранил. Наутро
поганые немцы обступили город Псков,
собираясь его захватить. Боголюбивый же
князь Тимофей в нетерпении не дождался
своего основного войска и выехал с малою
дружиною мужей-псковичей и с Иваном Дорогомиловичем
и его дружиною и приготовился к битве. С помощью
святой Троицы ударил по ним Довмонт у
церкви святого Петра и Павла на берегу, и
была сеча жестокая, какой никогда не бывало
у Пскова, и самого кумендеря ранили в голову,
а вельневичан, взяв в плен, послали к
великому князю Андрею, а остальные вскоре
бросили оружие и побежали, страшась грозы
храбрости Довмонта и его мужей-псковичей.
Тогда же был мор.
Сей князь не только одной
храбростью отмечен был от бога, но
отличался боголюбием, был приветлив в мире,
и украшал церкви, и любил священников, и все
праздники достойно соблюдал, наделял
необходимым священников и чернецов, был
милостив к сиротам и вдовицам. Как сказал
Исайя-пророк: «Хороший князь в стране — приветлив,
боголюбив, любит странников, кроток и
смиренен по образу божию; ибо бог в мире не к
ангелам питает любовь, но к людям, наделяя
их щедро, благодетельствует им и на земле
проявляет милосердие свое».
И прославилось имя князей наших
во всех странах, и было имя их грозою во
время ратное, и были они князья князьям и
воеводы воеводам, и был голос их грозен
перед полками, как звенящая труба, и
побеждали они, но были непобедимыми,
подобно Акриту, одному побеждающему полки
мужеством силы своей. Так и великий князь
Александр, и Дмитрий, сын его, со своими
боярами, и с новгородцами, и с зятем своим
Довмонтом, и с его мужами-псковичами
побеждали народы иноверные — немцев,
литовцев, чудь и корелу. Не ради ли одного
Иезекии был сохранен Иерусалим от
разорения Сенахиримом, царем ассирийским?
Так и великим князем Александром, и сыном
его Дмитрием, и зятем его Довмонтом спасены
были Новгород и Псков от нашествия поганых
немцев.
После этого занемог благоверный
князь Тимофей и в болезни отошел к богу в
жизнь вечную месяца мая в двадцатый день, на
память святого мученика Фалалея. И
провожали его всем собором, игумены и
чернецы, и многие люди оплакивали его, и
положили его в святой Троице с похвалами и
песнопеньями духовными. И скорбели в
Пскове мужи, и жены, и малые дети о добром
господине, благоверном князе Тимофее, ибо
много он потрудился, защищая дом святой
Троицы и мужей-псковичей.
|
|