ПОВЕСТЬ
ОБ ОСЛЕПЛЕНИИ
ВАСИЛИЯ II
О
ПЛЕНЕНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ — КАК ОН БЫЛ
ЗАХВАЧЕН КНЯЗЕМ ИВАНОМ АНДРЕЕВИЧЕМ У
ТРОИЦЫ В СЕРГИЕВОМ МОНАСТЫРЕ
Внушил
дьявол князю Дмитрию Шемяке мысль овладеть
великим княжением, и он начал сноситься с
князем Иваном Можайским, говоря, что «царь
отпустил великого князя под условием,
скрепленным присягой, что царю достанется
власть в Москве, и во всех русских городах, и
в наших отчинах, а великий князь хочет
править в Твери». И так по дьявольскому
наущению князья сносились между собой и
устроили заговор со своими советниками,
которые у них тогда были — Константинович и
прочие бояре, не желающие добра своим
государям и всему христианству. И
отправляют послов с теми же речами к
великому князю Борису Тверскому. Он же,
услышав эти речи и устрашившись, стал их
единомышленником. В заговоре с ними были и
многие из москвичей, бояре и купцы,
участвовали в заговоре и некоторые из
чернецов. И так стали князья со своими
советниками тайно вооружаться и искать
подходящего времени, чтобы внезапно
захватить великого князя. И нашли удобный
случай для исполнения своего злодейского
замысла.
Когда
великий князь отправился поклониться
живоначальной Троице и мощам Сергия-чудотворца,
пойдя со своими благородными детьми, с
князем Иваном и князем Юрием, и с совсем
немногими людьми, думая только пожаловать
братию этой великой лавры, то к князьям
Дмитрию Шемяке и Ивану Можайскому
ежедневно посылались вести из Москвы от изменников.
И они, собравшись, стояли в Лузе готовые, как
псы, на лов, как дикие звери, хотящие
насытиться крови человеческой.
Когда
к ним пришла весть, что князь великий выехал
из города, они тотчас же внезапно подошли к
Москве. И пришли в феврале месяце в субботу,
накануне воскресенья недели о блудном сыне,
в девять часов ночи, и заняли город; и не оказали
им сопротивления — никто об этом ничего не
знал, кроме их единомышленников, которые
отворили им городские ворота. И, войдя в
город, они пленили великих княгинь, Софию и
Марию, и разграбили казну великого князя и
его матери, захватили и ограбили
находившихся там бояр, и других многих, и
горожан.
И
в ту же ночь отпускает князь Дмитрий Ивана
Можайского к Троице со многими своими и его
людьми, чтобы застать врасплох великого
князя.
В
воскресенье недели о блудном сыне, во время
литургии, прискакал к великому князю
человек, по имени Бунко, чтобы сообщить,
что идут на него ратью князь Дмитрий Шемяка
и князь Иван Можайский. Но великий князь не
поверил ему, потому что тот Бунко незадолго
перед этим перешел на службу к князю
Дмитрию, и сказал: «Так сеют смуту между
нами. А я со своей братьею целовал крест. Как
же может быть такое?»
И
велел прогнать Бунко из монастыря и
воротить обратно. И когда тот был на Воре,
захватил его сторожевой отряд заговорщиков
и избил. А князь великий, хотя и не поверил
ему, а все-таки послал сторожевой отряд к
Радонежу. Они же, придя, стали на страже на
горе над Радонежем, и увидел их издалека
сторожевой отряд заговорщиков; те же не
заметили ратников, ибо не поверили вестям,
переданным Бунко. А сторожевой отряд
заговорщиков сообщил князю Ивану, что на
горе за Радонежем стоит стража. Он же
повелел снарядить много саней, будто возы,
а в них спрятать по два человека в доспехах:
один под рогожами, а другой под войлоком, а
третий чтобы шел сзади, как бы за возом. И
когда передние сани уже миновали сторожей,
тогда выскочили все из саней и захватили
стражу, а тем никак было не убежать, ибо снег
был тогда в девять пядей.
И
так они вскоре подошли к монастырю. И вот
явились, скача на конях с горы, к селу
Климентьевскому, как на счастливый лов.
И
как увидел их князь великий, бросился он на
конюшенный двор, и не было ему готового коня,
ибо он сам счел правду ложью, понадеявшись
на крестное целование, и не повелел ничего
приготовить. А люди все были в унынии, все
оторопели как безумные; князь великий,
увидев, что ему нет ни от кого помощи,
ринулся в монастырь, к каменной церкви святой
Троицы. Пономарь же, инок по имени Никифор,
прибежал и отворил церковь, князь вошел в
церковь, а Никифор запер его и, отойдя,
спрятался.
А
они, убийцы, как свирепые волки, ворвались в
монастырь на конях, и впереди всех Никита
Константинович, и въехал по лестнице на
коне к передним дверям церковным. И, слезая
с коня, расшибся о камень, который был
вделан в крыльцо перед дверьми. И
подоспели прочие, подняли его, он же едва
отдышался, и был словно пьяный, и лицо как у
мертвеца. Потом и сам князь Иван прискакал
в монастырь, и все их войско. И стал
спрашивать князь Иван: «Где князь великий?»
Князь
же великий, находясь внутри церкви, услышал
голос князя Ивана и громко возопил: «Брат,
помилуй меня, не лиши меня счастья зреть
образ божий и пречистой его матери и всех
его святых! А я не выйду из этого монастыря и
постригусь здесь».
И,
подойдя к южным дверям, сам их отпер, и взял
икону с гроба святого Сергия, явление
святой богородицы с двумя апостолами
святому Сергию, и встретил князя Ивана в тех
же дверях церковных, говоря: «Брат, мы
целовали животворящий крест и эту икону в
церкви живоначальной Троицы, у этого самого
гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не замышлять
и не хотеть никакого зла никому из братьи. А
теперь вот не знаю, что будет со мной».
Князь
же Иван сказал ему: «Господин государь, если
захотим тебе зла, то пусть будет и нам зло.
Но делаем мы это ради христианства и из-за
твоего выкупа: ибо, увидев это, татары,
пришедшие с тобой, облегчат выкуп, который
ты обязался давать царю».
Князь
же великий поставил икону на свое место и
пал ниц у гроба чудотворца Сергия,
обливаясь слезами, стеная и умоляя с
криком, и захлебываясь от рыданий, так что
все были потрясены и даже злодеи и
отступники прослезились. А князь Иван
слегка поклонился в сторону церкви и вышел,
сказав Никите: «Возьми его». А князь великий
долго молился и, встав с земли и оглянувшись,
воскликнул: «Где брат, князь Иван?»
И
тут подошел к нему злой раб, гордый,
немилосердный мучитель Никита, взял
великого князя за плечи и сказал: «Ты во
власти великого князя Дмитрия Юрьевича».
Тот же ответил: «Воля божья да будет».
Он
же, злодей, вывел его из церкви и увез из
монастыря, и посадили его в голые сани, а
напротив него чернеца. И так поехали с ним
в Москву, а бояр его всех похватали, прочих
же всех пограбили, отпустив нагими.
А
сыновья великого князя, князь Иван да князь
Юрий, спрятались в том же монастыре:
кровопийцы эти, словно завершив
счастливый лов, удалились, не позаботившись
и даже не спросив о них. Сыновья же великого
князя, Иоанн и Юрий, в ту же ночь бежали из
монастыря с оставшимися людьми, которым
удалось вместе с ними. спрятаться. Прибежали они к князю Ивану Ряполовскому в
Юрьев, в его село Боярово. Князь же Иван со
своими братьями, с Семеном и с Дмитрием, и со
всеми своими людьми бежал к Мурому и там
затворились с многими людьми.
А
князя великого Василия в понедельник к ночи,
на мясопустной неделе, 14 февраля, привели
на Москву и посадили его на Шемякином дворе,
а сам князь Дмитрий Шемяка стал на
Поповкином дворе. В среду на той же неделе
вечером ослепили великого князя и сослали
его с княгиней на Углече-поле, а мать его,
великую княгиню Софью, послали на Чухлому.
Услышав
обо всем этом, князь Василий Ярославич
бежал в Литву, а с ним князь Семен Иванович
Оболенский, а прочие дети боярские и все
люди били челом в службу князю Дмитрию. И
привели их к крестному целованию всех, один
лишь Федор Басенок не захотел служить ему.
Князь же Дмитрий велел заковать его в
тяжкие железные оковы и держать под стражею.
Он же, подговорив своего пристава, бежал из-под
оков, и убежал к Коломне, и там укрылся под
своим селом, и многих людей подговорил
примкнуть к себе, пограбил Коломенские
уезды и побежал в Литву с многими людьми, И
прибежал в Дебрянск к князю Василию
Ярославичу: ибо король дал князю Василию
вотчину Дебрянск, да Гомель, да Стародуб, да
Мстиславль и иные многие места. И князь Василий
Ярославич отдал Дебрянск князю Семену
Оболенскому и Федору Басенку.
А
князь Дмитрий, услыхав, что дети великого
князя, придя, засели в Муроме со многими
людьми, не решался посылать за ними, потому
что все люди негодовали из-за его
вокняжения и замышляли против него самого,
желая видеть своим государем великого
князя.
Князь
же Дмитрий задумал такое: призвал к себе
епископа рязанского Иону на Москву и, когда
тот пришел, обещал ему митрополию. И начал
говорить ему: «Отче, сходил бы ты в свою
епископию, в город Муром, взял детей
великого князя под свою епитрахиль, а я буду
рад их пожаловать, и отца их, великого князя,
выпущу, и дам ему достойную его вотчину,
чтобы у него там все было».
Владыка
же Иона отправился к Мурому на судах и
принес туда речи князя Дмитрия, и стал
говорить эти речи боярам детей великого
князя, трем князьям Ряполовским и прочим, которые
были с ними. Бояре же, подумав об этом,
решили так: «Если мы теперь святителя не
послушаем, не пойдем к князю Дмитрию с
детьми великого князя, то он, придя с
войском, возьмет город и, захватив их,
сотворит с ними что захочет; так же поступит
и с отцом их, великим князем, и со всеми нами.
И чего будет стоить наша присяга, если мы не
послушаем слов святителя?» И сказали
владыке Ионе: «Хотя ты и пришел с этими
словами от князя Дмитрия к нашим государям,
детям великого князя, и к нам, но мы не можем
так сделать — отпустить с тобой детей
великого князя без присяги. Но если ты
пойдешь в соборную церковь Рождества
пречистой и возьмешь их из-под
покровительства пречистой под свою
епитрахиль, то тогда мы отпустим их с тобою
и сами пойдем с ними».
Владыка
же Иона обещал так сделать. И, войдя в
церковь, начал молебен пречистой, и,
совершив молебен, взял их из-под
покровительства пречистой под свою
епитрахиль. И отправился с ними к князю
Дмитрию в Переяславль, где он тогда
находился, и пришел в Переяславль б мая.
Князь же Дмитрий притворно оказал им
небольшие почести, пригласил их на обед, и
на третий день после этого послал их с тем
же владыкой Ионою к отцу в Углич в заточение.
Он же дошел с ними до отца их, и, оставив их
там, возвратился к князю Дмитрию. Тот же
приказал ему идти к Москве и сесть на митрополичьем
дворе. Иона так и сделал.
А
Ряполовские, князь Иван с братьями, князем
Семеном и князем Дмитрием, услышав, что
князь Дмитрий Шемяка нарушил свое слово,
солгал владыке во всем, начали горевать и
думать, как бы им освободить великого князя.
Единомышленниками их были тогда князь
Иван Васильевич Стрига и Иван Ощера с
братом Бобром, Юшко Драница и иные многие
дети боярские, придворные великого князя. С
ними же в сговоре был Семен Филимонов со
всеми детьми, Русалко, Руно и иные многие
дети боярские. И установили срок — всем быть
под Угличем в Петров день в полдень. И Семен
Филимонов к тому сроку пришел, а о
Ряполовских стало известно князю Дмитрию, и
они не решились идти к этому сроку под Углич,
а пошли за Волгу к Белоозеру. И князь
Дмитрий послал за ними с Углича рать с
Васильем Вепревым, послал также за ними
Федора Михайловича с многими полками, и
назначен был им срок сойтись в одном месте
на устье Шексны у церкви Всех Святых. И
Федор не успел подойти к Василию, и
Ряполовские, обратившись против Василия,
разбили его на устье Мологи. А тем временем
Федор переправился на устье Шексны со всеми
своими полками, и Ряполовские получили о
нем весть. Они обратились против него; Федор
же, увидев их, опять побежал за Волгу. А
Ряполовские пошли по Новгородской земле к
Литве и пришли ко князю Василию Ярославичу
в Мстиславль. Семен Филимонов со всеми
своими людьми от Углича пошел к Москве, ибо
ничего обо всем этом не знал, один только
Руно повернул от него, пойдя за
Ряполовскими. И когда пришли Ряполовские,
да князь Иван Стрига, и прочие многие дети
боярские, они стали говорить князю Василию
Ярославичу прежде написанные и неписаные
речи о том, как им освободить великого князя.
А
князь Дмитрий Шемяка, видя, что из-за
великого князя многие люди отступились от
него, послал за владыками и стал совещаться
с князем Иваном, с владыками и с боярами,
выпустить ли его или нет. А владыка Иона
каждый день, не переставая, говорил: «Совершил
ты неправду, а меня вверг в грех и в срам:
тебе следовало князя выпустить, а ты посадил
вместе с ним еще и детей. А мне ты дал
честное слово, и они меня послушались, и
нынче вся эта ложь на мне. Выпусти его,
сними грех с моей души и со своей. Что он
может совершить без глаз? А дети его малы. А
кроме того, вели ему поцеловать крест, и
наша братия, владыки, будут свидетелями».
Много
и другого говорил. Князь же Дмитрий, много
думав об этом, решил выпустить великого
князя и дать ему вотчину, в которой он мог бы
жить.
В
том же году родился у великого князя в
Угличе сын Андрей 13 августа.
О
ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ И ЕГО ДЕТЯХ — КАК КНЯЗЬ
ДМИТРИЙ ШЕМЯКА ВЫПУСТИЛ ИХ ИЗ УГЛИЧА
В
год 6955 (1447). Князь Дмитрий Шемяка пошел в
Углич, чтобы выпустить великого князя и его
детей. И пошли с ним все епископы, честные
архимандриты и игумены. И, придя в Углич,
выпустил великого князя и его детей, каясь и
прося прощения, а великий князь выразил
смирение и возложил на себя всю вину такими
словами: «Должно было мне пострадать за
грехи и беззакония мои, и за нарушения
крестного целования, данного вам, моим
старшим братьям и всему православному
христианству, которое я губил и хотел
погубить окончательно. Достоин я был
смертной казни, но ты, государь мой,
проявил ко мне милосердие свое, не лишил
меня, отягченного грехами, жизни, но дал мне
возможность покаяться в них».
И
еще много говорил таких речей — их же
перечислить и записать невозможно. И когда
он говорил, а слезы потоками текли из его
очей, то все бывшие там дивились такому
смирению и благочестию. И плакали все, глядя
на него. Потом князь Дмитрий устроил
великий пир в честь великого князя, великой
княгини и их детей. Были же тут и все
епископы Русской земли, и бояре многие, и
дети боярские. И честь великую оказал
великому князю, и дары многие ему давал, и
великой княгине, и детям их. И дал в вотчину
великому князю Вологду со всеми землями, и
отпустил его туда с великой княгиней и
детьми.
Князь
же великий, приехав в Вологду, пробыл там
немного и пошел со всеми своими людьми в
Кириллов монастырь, как бы для того, чтобы
накормить тамошнюю братию и дать милостыню;
нельзя ведь такому великому государю
оставаться заточенным в столь дальней и
пустой земле. Услышав об этом, бояре
великого князя, и дети боярские, и многие
люди побежали от князя Дмитрия и князя
Ивана к великому князю. Побыв же на
Белоозере, князь великий пошел прочь, и тут
к нему прибыли многие люди.
Князь
же великий не возвратился к Вологде, но
пошел к Твери, снесясь с великим князем
тверским Борисом Александровичем. Когда
же он пришел в Тверь, то князь великий
тверской пригласил его отдохнуть с дороги,
оказал ему великую честь и дал многие дары.
Тогда князь великий обручил своего старшего
сына князя Ивана с дочерью великого князя
Бориса Марией. Многие же бояре с
многочисленными слугами перешли к
великому князю в Тверь.
А
когда князь Дмитрий еще только выпускал
великого князя из заточения, то князь
Василий Ярославич, будучи в Литве и еще не
зная этого, договорился с боярами великого
князя, что они, оставив жен и детей в
Литовской земле, попытаются добраться до
великого князя и похитить его из Углича. И
установили срок, когда всем встретиться в
Литовской земле в городе Пацине. И когда они
еще не вышли из Литовской земли, князь
Василий Ярославич пошел в Мстиславль, а с
ним трое Ряполовских, да князь Иван Стрига,
да Ощера, и иные многие дети боярские с ними,
а в Дебрянске были князь Семен Оболенский,
да Басенок, и также многие дети боярские;
как раз в то время пришла весть к князю
Василию в Мстиславль, что князь великий
выпущен и дана ему Вологда. И прискакал с
этой вестью Данило Башмак. В Дебрянск же
прискакал к князю Симеону некий киевлянин,
прозванный Полтинкой, который был послан в
Москву княгиней Настасьей Олельковой для
получения вестей про великого князя, а из
Дебрянска поскакал к Киеву и рассказал им
ту же весть, с которой примчался Башмак.
Князь же Василий Ярославич со всеми людьми,
и с боярами, и с женами, и детьми отправился
из Мстиславля, а из Дебрянска — князь Семен и
Басенок, также со всеми людьми, и сошлись
они в Пацине.
И
тут к ним прискакал Дмитрий Андреев с
вестью, что князь великий пошел из Вологды к
Белоозеру, а оттуда к Твери. Они же тогда
пошли все вместе с многими людьми. Когда же
они пришли в Ельню, встретились с ними
татары и началась между ними перестрелка.
Потом татары стали кричать русским: «Вы
кто такие?» Те же ответили: «Мы москвичи, а
идем с князем Василием Ярославичем искать
своего государя великого князя Василия
Васильевича; говорят, что он выпущен. А вы
кто такие?» Татары же сказали: «А мы пришли
из черкас с двумя царевичами, сыновьями
Махмета, — Касымом и Ягупом». Ибо они
слышали про великого князя, что братья ему
изменили, и пошли его искать, чтобы
отплатить ему за оказанное им добро и
угощение: «Много он сделал нам добра». И так,
сойдясь и договорясь между собой, они пошли
вместе, ища великого князя, чтобы ему помочь.
А
князь Дмитрий Шемяка и князь Иван Можайский
тогда еще находились па Волоке. Князь же
великий послал тогда тайно к Москве своего
боярина Михаила Борисовича Плещеева с
совсем немногими людьми, чтобы они могли
пробраться мимо войска князя Дмитрия. И они
прошли через все войско никем не
замеченные, и пришли к Москве в ночь на
Рождество Христово, подошли к Никольским
воротам в самую заутреню. А в ту пору в
город въехала к праздничной заутрене
княгиня Ульяна, жена князя Василия
Владимировича, и ворота были отворены. Они
же тотчас вошли в город. Наместник же князя
Дмитрия Федор Галицкий бежал с заутрени из
церкви Пречистой. А наместника князя Ивана
Василия Чешиху, убегавшего из города на
коне, захватил истопничишка великой
княгини по прозвищу Ростопча, и привел его к
воеводам, и посадили его в оковы; прочих же
детей боярских князя Дмитрия и князя Ивана,
забирая в плен, грабили и заковывали. А
горожан привели к присяге великому князю Василию
и начали укреплять город.
А
князь великий пошел к Волоку на Шемяку и на
Можайского со многой силой. Они же были в
смятении: вот от Твери на них идет князь
великий, а вот к ним приходит весть, что идут
царевичи и князь Василий Ярославич со
многими силами, Москва уже взята и люди от
них все как один бегут. И тогда побежали они
к Галичу, а оттуда на Чухлому и, взяв там с
собой мать великого князя, великую княгиню
Софью, бежали в Каргополь. А князь великий
пошел за ними, великую княгиню отправив к
Москве, и, придя, стал под Угличем. Туда же
пришел к нему князь Василий Ярославич, а с
ним уже упомянутые бояре великого князя и,
осадив Углич, взяли его. Убит же был тогда
под городом литовец, храбрый человек Юшко
Драница.
И
оттуда князь великий пошел к Ярославлю, а
там к нему пришли царевичи Касым и Ягуп. Из
Ярославля же послал князь великий к князю
Дмитрию своего боярина Василия Федоровича
Кутузова, прося у него отпустить свою мать,
великую княгиню Софью, говоря ему так: «Брат
мой, князь Дмитрий Юрьевич, что тебе за
добро, что ты держишь у себя мою мать, а свою
тетку? Чем ты мне так отомстишь? А я уже на
своем престоле, на великом княжении».
И, отпустив посла, пошел сам назад к
Москве, и пришел в Москву 17 февраля, в Пяток
сырный.
Боярин
же великого князя, придя, сказал это все
князю Дмитрию, и многое сверх того. Князь
же Дмитрий, посовещавшись со своими боярами,
сказал: «Зачем, брат, мне томить мою тетку,
госпожу великую княгиню? Сам я в бегах, люди
самому надобны, а уже утомлены, и еще ее
стеречь. Лучше отпустить ее из Каргополя».
А
с нею князь Дмитрий послал боярина своего
Михаила Федоровича Сабурова и с ним детей
боярских. Князь великий, услышав, что мать
его отпущена и находится уже близко, пошел
навстречу ей. И встретились у Троицы в
Сергиевом монастыре, и оттуда пошел он с
матерью к Переяславлю, а Михаил Сабуров с
прочими, бив челом великому князю, не
возвратились к Шемяке, но остались у
великого князя служить ему.
|
|