О ЗЕМНОМ УСТРОЕНИИ

 

 

ГАЛЕНОВО. ИЗ ГИППОКРАТА

 

    Мир из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из воды. Составлен был и малый мир, то есть человек, из четырех стихий, а именно: из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной. Кровь на вид красная, на вкус же сладкая, подобна она воздуху, поскольку мокра и тепла. Флегма же, то есть мокрота, на вид белая, а на вкус соленая, подобна она воде, поскольку мокра и холодна. Красная желчь на вид желтая, а на вкус горькая, подобна она огню, поскольку он сух и тепл. Черная желчь на вид черная, а на вкус кислая, подобна она земле, поскольку суха и холодна.

    Когда эти стихии умаляются, или умножаются, или накапливаются выше своей меры, или, изменившись и соступив со своих мест, проникают в необычные места, многообразно и многоразлично причиняют человеку болезни.

    Скажем же и о том, где и в каких местах они пребывают. Мокроте определено быть под селезенкой; просачивается же и исходит сквозь рот и ноздри. Кровь пребывает около сердца за преградой, а оттуда разделяется и проходит через вены и артерию, и когда умножится, просачивается и исходит через нос; ибо иного пути не имеет и не может иначе выйти. Красная желчь пребывает под печенью в прикрепленном к печени пузыре, а просачивается сквозь уши, и ведь сера, которую вычищаем из ушей, — она и есть красная желчь. Черная же желчь — под селезенкой, и она пребывает в приращенной внутри мошоночке, а просачивается она сквозь глаза, ибо то, что вымывается из глаз, происходит из черной желчи.

Когда эти вышеназванные начала пребывают во взаимном соответствии и равенстве, животное бывает здоровым. У всякого человека вышеназванные стихии по-разному в разном возрасте растут и множатся. У ребенка до четырнадцати лет особенно умножается кровь, — как она умножается весной, то есть в марте, апреле, мае, потому что она тепла и мокра. У юноши до тридцати лет умножается красная желчь, — как она умножается летом, то есть в июне, июле, августе, потому что оно тепло и сухо. У совершенного же мужа до сорока пяти лет умножается черная желчь,— как она умножается осенью, то есть в сентябре, октябре, ноябре, потому что она суха и холодна. В старце же восьмидесяти лет умножается флегма, то есть мокрота, — как она умножается зимой: в декабре, январе, феврале, — потому что она холодна и мокра.

    У детей характер пылкий и податливый — под влиянием крови, и потому они то играют, то смеются, и когда плачут, быстро утешаются. У юношей же характер пылкий и страстный — под влиянием красной желчи, и потому они самые быстрые и вспыльчивые. У совершенных же мужей характер сухой и холодный — под влиянием черной желчи; и потому они самые суровые и крепкие, и когда гневаются, с трудом утешаются. У старцев же характер холодный и податливый — под влиянием мокроты; потому они печальны и дряхлы, медлительны и забывчивы, и когда гневаются, пребывают неутешными.

    Знай и то, что кровь делает душу милостивой и податливой; мокрота же, то есть флегма, медлительной и забывчивой; красная желчь — быстрой и свирепой, а черная желчь — честной и крепкой.

    Распознаются поводы и причины болезней, во-первых, по возрасту: если ребенок болеет, кровь виновна; если юноша - красная желчь; если же старец — флегма причиняет вред. Во-вторых, причины распознаются и по временам года: если стоит весна, кровь повинна; если лето, красная желчь повинна; если же осень, черная желчь повинна; если же зима, мокрота повинна.

    Чувств же у человека пять: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Зрение — от эфира, обоняние — от воздуха, вкус — от влаги, осязание же — от земли.

    Вопрос: Сколько у души частей?

    Ответ: Три: словесная, яростная и желающая.

    Вопрос: Когда бывает здоровым человек и когда изнемогает?

    Ответ: Здоровым бывает, когда вышеназванные четыре стихии сочетаются по силе и находятся в равновесии, в полном равенстве и покое.

    Вопрос: Что такое здоровье?

    Ответ:Здоровье есть хорошее сочетание начал, из которых вставлено тело: теплого, холодного, сухого и влажного.

    Вопрос: Что такое врач?

    Ответ: Врач есть слуга природы и помощник в болезнях. А совершенный врач тот, кто способен искусно видеть и действовать; превосходнейший же — кто все делает правильно. Врачевание есть искусство: мера здравствующим, исцеление болеющим.

    Человек имеет частей в теле пять: руки две, ноги две и голову. Элементов же двенадцать: темя, уши, глаза, ноздри, рот, груди, руки, тело, колени, ноги.

    Имеет и год составные части: весну, лето, осень и зиму. Весна начинается 24 числа марта месяца, длится до 24 июня. Бывает же умножение крови; и подобает пускать кровь и делать очищение желудка слабительным; пища же — овощи теплые;

избегать следует пресыщения рыбой, вина теплого и ужина позднего.

    Лето начинается 24 июня, длится до 24 сентября. Бывает же умножение черной желчи; и подобает давать себе покой и не есть много; остерегаться всего острого; пить следует воду холодную; ужинов поздних остерегаться; есть немного холодной рыбы; очищения желудка и пускания крови избегать.

    24 сентября начинается осень, — до 24 декабря. Подобает избегать вкушения множества овощей, холодной воды, большого количества вина и остерегаться утренних заморозков, и не раздеваться, даже если будет жарко; беречь себя от гнева и ярости и от пресыщения всяческой снедью. Пускать же кровь и очищать утробу от съеденного слабительным, когда умалится луна.

    24 же декабря начинается зима — и длится до 24 марта. И умножается флегма, то есть мокрота. Есть подобает то, что содержит теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, чеснок, лук-порей, перец, имбирь, гвоздику; пить же горячую воду с медом и с виноградным суслом вареным, что называется варево; остерегаться же пресыщения пресными рыбами, овощей и позднего ужина.

 

АЛЕКСАНДРОВО

 

    Никто пусть не думает, что бездушно семя, ведь одушевленным оно попадает в утробу, и растет, и множится: бездушное же не растет и не множится. Прежде всего сердце созидается и образуется; и зародыш мужского пола формируется за тридцать дней, а женского — за тридцать два. Когда же ребенок полностью оформится частями тела, тогда с ростом членов и твердением костей он берет себе кровь от плоти, и постепенно, по мере того как костный мозг напивается, укрепляются кости и члены тела приходят во взаимное соответствие. Когда же и ногти на пальцах зародятся, тогда начнет двигаться. Плод мужского пола на третьем месяце двигаться начинает, женского же — на четвертом с половиной. А когда ребенок начинает двигаться, тогда и молоко появляется у матери. Молоко же бывает От пищи и питья, и поднимается в груди, и, согреваясь, делается белым и сладким.

    И если семя у обоих сильное, мужского пола бывает ребенок; если же послабее, бывает женского пола. И если семя мужа будет больше, ребенок будет похож на отца; если же женское, будет похож на мать; если же у обоих одинаково, будет похож на обоих. И если утроба окажется тесной, дитя будет маленьким и немощным, если же пространной — будет крепким и полным. И если вышеупомянутое семя в два ложа или в большее число впадет, двойней или большими по числу окажутся дети. И если с правой стороны впадет, ребенок мужского пола будет, а если с левой, женского пола. Растет же и питается ребенок кровью повсемесячной, проходящей из утробы через пуповину. Две вены, от утробы восходящие до самых грудей и возводящие кровь, что делается белой в сосудах груди, служат для питания ребенка.

    И если прежде рождения хочешь узнать, каким будет рожденное, посади имеющую в чреве на землю, с вытянутыми ногами, и через небольшое время позови ее прийти к тебе; и если, вставая, правую ногу она поднимет первой, ребенок мужского пола родится; если же левую, женского пола будет.

    И говорят, что семя, белым в утробу вшедшее, сначала преобразуется в кровь, затем в плоть и в другие составы складывается и образуется. И третины, девятины и четыредесятины потому справляются, что семя, в утробу вшедшее, в третий день изменяется в кровь, и появляется сердце; в девятый же день сгущается в плоть, и составляются части тела; в сороковой же день полностью складывается облик. Подобное числу дней — и в месяцах: ибо на третий месяц шевелится в утробе одушевленное дитя мужского пола; женского же — на четвертый с половиной; а на девятый месяц открывается оболочка и оно старается выйти. Получается же ребенок мужского пола под влиянием теплоты семени, женского — по причине ее недостатка и холодности. Ибо когда загустение происходит быстро, получается мужским по полу дитя, а когда медленно, женского пола бывает. Ведь медленно густеющее медленно и образуется. Совершенно же заканчивается сложение мужского пола детей в течение сорока дней; женского же пола младенцы и по сорока днях оказываются недоформированной плотью.

    Есть травки, от которых получается мужской пол и женский: от одной получается мужской пол, а от другой женский, если пить утром.

   Скажем же и о кончине человека: в третий день он изменяется и претерпевает перемены во внешнем виде; в девятый же разрушается и разлагается весь, только сохраняется сердце; в сороковой же и самое сердце разрушается. Потому-то и третины, девятины и сорочины творятся умершим.

 

О ШИРОТЕ И ДОЛГОТЕ ЗЕМЛИ

 

   У Земли расстояние от востока до запада — двадцать пять десятков тысяч стадий, от севера же до юга — двенадцать с половиной десятков тысяч. Так что вдвое долгота больше широты.

 

О СТАДИЯХ И О ПОПРИЩАХ

 

    Стадия содержит сто саженей, поприще же — семьсот пятьдесят саженей. Равняется одно поприще семи с половиной стадиям. Это мы от землемеров узнали.

    Земля по-эллински называется «Хайя», по-гречески же «Ги», а по-иудейски «Адаман». Потому-то от нее рожденного «Адамом» зовут.

 

ОБ УСТРОЕНИИ ЗЕМЛИ     

 

    Земля по устроению ни четырехугольна, ни треугольна, ни дискообразна, но устроена яйцевидной. И по образу яйца, у которого внутри так называемый желток, а снаружи белок и скорлупа,— желток же находится в середине, — такою и Землю представляй. Земля — это желток в середине яйца, а небо и воздух — белок и скорлупа яйца: как окружает скорлупа внутренность яйца, так окружают и Землю небо и воздух; Земля же находится в середине.

    И насколько отстоит Земля от неба, видимого нами, настолько оно отстоит от Земли со всех четырех сторон, а именно на востоке, западе, севере и юге: отовсюду окружена Земля небом — и сверху, и снизу, и с четырех сторон. Наподобие того, как окружена внутренность яйца его скорлупой, так и Земля окружена небом и пребывает в середине, небо же обращается и движется непрестанно под нею и над нею, как и видимо.

   Земля висит в воздухе посреди небесной пустоты, не прикасаясь нигде к небесному телу, и отстоит отовсюду от небес, неприкосновенна. Насколько отстоит небо от нас, настолько отстоит небо под Землей со всех сторон. Земля не опирается ни на что иное, только на воздухе висит. Некоторые говорят, что на семи столпах стоит Земля, но это неверно. Если бы на семи столпах висела, на что опирались бы столпы? Они нам говорят: «А как же Соломон говорит: «Премудрость создала себе дом и утвердила столпов семь»? О каких же столпах он говорит?» И мы в ответ говорим им, что столпами Соломон называет семь веков, или семь звезд великих, или семь дарований духовных. Об этих столпах говорит Соломон.

    Другие говорят, что над водами носима Земля, приводя двух свидетелей, говорящих: «Утвердившему Землю на водах».  Оказываются и они неправы. Как я уже сказал, четыре стихии составляют мир: огонь, воздух, вода и земля. Необходимо, чтобы эти четыре стихии были равно сопряжены; тогда только составляют мир. А если, стало быть, они равны и такими остаются, как же может вода превосходить количеством иные три стихии, что необходимо, чтобы она смогла носить Землю? Ясно, что не на водах пребывает Земля.

    Еще и другие авторы говорят: «На водах Землю повесивший». Мы им отвечаем, что не говорят авторы, что Земля носима водами; но поскольку земля смешана с водами и воды с землей и они не отлучаются друг от друга, поэтому и сказали авторы: «На водах Землю повесивший».

   Земля держится не на водах, но только божественной силой.  Об этом ведь в «Иове» говорится: «Где был ты, когда я полагал основания Земли? Скажи мне, если знаешь». И прежде чем сказать, что водрузилась Земля на водах, сказал «утвердил». Не стоит же она на водах, но, испытывая Иова, бог просто говорит, как это обычно. И смотри, в предыдущих словах он говорит, что и на столпах она стоит, ибо сказал: «Кто положил меры на Земле? На чем столпы ее утверждены?» Слушай, прошу тебя: если бы он «на водах» сказал, и мы говорили бы, что на водах Земля держится; если бы, опять же, о столпах сказал, а о водах не сказал, говорили бы, что на столпах Земля стоит. Видим же, что и о водах говорит, и о столпах. А это учит нас, что ни водами она не носима, ни столпами, но только божьей силой,— потому что премудрость и силу божию водой и столпами он наименовал: премудрость — водами, а силу — столпами.

    Земля же ни на чем висит, только на воздухе, как Иоанн Дамаскин говорит: «Водрузивший ни на чем Землю повелением своим». Удивляюсь я и говорящим, что Земля держится на водах. Ведь видим своими глазами, что упавший на поверхность воды какой-нибудь прах долго не держится наверху, но опускается вниз, на самое дно вод. Скорее воды держатся  в недрах Земли. А если некоторые говорят многократно, что, по усмотрению божию, ни на чем Земля стоит это и есть истинно.

    А если еще скажут, что, поскольку вода уравнена с Землей по-видимости же Земли больше, чем воды, значит, должно быть много воды под Землей, чтобы она уравнялась с Землей, и значит, она должна носить Землю, мы и еще ответим, что и это от невежества говорите. Ведь Океанская река, обтекающая вокруг всю Землю, превосходит Землю и занимает места больше всей видимой нами Земли. Если считать с теми морскими водами, вода окажется равной Земле. Как магнит любит железо, а железо магнит, и когда увидят друг друга, не отдаляются друг от друга, но соединяются оба, — подобным образом и вода с сушей любят друг друга и не разлучаются, и так перемешаны.

    Следует знать, что наподобие яйца, у которого желток в середине, а вокруг желтка — пленочка, поверх же пленочки яичный белок, по белку же — опять другая пленочка, а сверху ее — скорлупа, и одно окружено другим, — так же надо представлять себе мир. Он как яйцо: тот внутренний желток — это Земля, а вокруг Земли, как пленочка, воздух; воздух же окружен небом, как и белок окружает пленочка яйца; небо же окружает другое небо, как и поверх яичного белка есть другая пленочка, и таким образом одно небо заключает в себе другое, другое — иное, и так до девятого неба. Смотри наконец: подобно тому, как яичная пленочка, и другая пленочка, что поверх белка, и скорлупа его вокруг окружают желток и нигде не отходят, но со всех сторон обходят его кругом, так что посреди них помещается этот желток, так же и вокруг Земли есть воздух и небеса, и не отходят они нигде, но отовсюду окружают Землю — и сверху, и снизу, отовсюду. Земля же как какое-нибудь перо носится в самой середине, ибо насколько отстоит небо от верхней поверхности Земли, настолько же отстоит оно от нижней поверхности, и на востоке, западе, севере и юге. Отовсюду отстоит Земля от неба и не соприкасается с ним.

 

О ТОМ, НАСКОЛЬКО ОТСТОИТ НЕБО ОТ ЗЕМЛИ

 

    Отстоят небо от Земли на триста шестьдесят пять десятков тысяч поприщ, каковое расстояние проходит человек, согласно халдеям, за пятьсот лет. То же расстояние отделяет небо от Земли и вокруг нее. Об этом сказали астрономы и геометры.

 

О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

 

   Нужно и о землетрясении знать. Подобает читающему трудолюбиво внимать, а мы скажем, что Земля имеет воздушные жилы, в которые входят и выходят ветры. В глубине, в сердцевине земли, эти жилы пространны и широки, а сверху, у земной поверхности, более тесны. Так что, когда наполняются земные жилы ветрами и стремятся выйти на волю ветры многие и сильные, то из-за того, что внутри, в сердцевине Земли, они находятся в широких жилах, а когда подходят к поверхности Земли, находят у поверхности жилы узкие, они оказываются не в состоянии выйти, и, будучи понуждаемы, понуждают и землю и тревожат ее в том месте, на котором ветры окажутся, и потрясается та земля. И никто пусть не говорит: может ли ветер поколебать землю? Нет ведь стихии крепче него, когда он многократно и дома разрушает, и дубы вырывает, а затем веет со всей свободой. Если же по-прежнему кто-нибудь не верит, пусть посмотрит на человека: ведь и мы то же претерпеваем, когда многократно переполняются наши головные жилы ветром и тот стремится выйти; из-за того, что головные жилы более узки у лица, ветер наш, будучи понуждаем, выходя, потрясает нашу плоть. Однако не всю, но только голову; и то же с землей: не всю потрясает, но только там, где исходящие ветры подходят к поверхности. И как если многократно и много воздуха выходит из голов наших, большое бывает потрясение и так называемое чихание — то же разумей и о Земле: когда из ее внутренних областей выходят сильные ветры, они производят большое землетрясение. И это не иначе.

Однажды только, во время распятия господня, было естественное землетрясение, о котором Давид говорит: «Призирает на землю, и она трясется». Это так.

 

О ЧЕТЫРЕХ СТИХИЯХ

 

    Здесь рассказываем вам и о четырех стихиях и говорим, что воздух — первая стихия среди других стихий, вторая же — вода, третья — земля, а четвертая стихия — огонь. Ибо воздух порождает воду, вода порождает землю, из земли же рождается огонь.

    Огонь тепл и сух, воздух сух и влажен, вода же холодна и влажна, а земля тепла и влажна. Земля и вода влекутся вниз как более тяжелые, а воздух и огонь тянутся вверх как более легкие.

 

О ЧЕТЫРЕХ МОРЯХ

 

    Четыре моря есть в мире. Одно находится в стране псоглавых, и разделяется у завершения земли той, и идет между Египтом и Эдемом, и продолжается, и идет к Индии, и разделяет Индию на половины, и достигает даже до Океанской реки, обходящей всю Землю, и на оконечности Индийской земли смешивается с этим Океаном. Это море называется Красным по такой причине: земля его красна, и вода его кажется красной, из-за этого оно Красным и называется. Другие же его называют Красным, потому что некий человек там жил по имени Красный, а от человеческого имени и море Красным называют.

 

О ЖЕМЧУГАХ

 

   А в том Красном море жемчуга множество. И слушай, как он появляется. В том море есть раковины, то есть шивады, которые и пинами называются. Эти пины стоят у самого берега Красного моря, каждая из них держа свои створки открытыми, чтобы могло войти что-нибудь съедобное в пищу ей. Когда она стоит, держа створки открытыми, случаются там многократно частые и сильные молнии, и так как, как я сказал, створки она держит открытыми, сила молнии попадает внутрь этой шивады, а та, испугавшись, закрывает свои створки, и молния входит в зрачки ее глаз, и получается жемчуг. Так появляются жемчужины.

    Подобно тому как там жемчужины появляются, — так же было и у пречистой Марии, преочищенной от всякой скверны: после того как сошла божественная молния с небес — сын и слово божие — и вошла в пречистую богородицу Марию, бесценная жемчужина из нее родилась, о которой написано: «Бисер от божественной молнии, Христа родившая». И премудр купец тот, кто отдает все, что имеет, и покупает самого Христа, истинный бисер. И довольно об этом.

    То Красное море глубоко и разделяет Египет и Иерусалим; та глубина расступилась некогда перед Моисеем. И это — первое море.

    Второе же море — Александрийское, которое начинается от верхних границ Александрийских; простирается же до Киликии, и подходит даже к Сицилии, и там соединяется с третьим морем.

    Третье же море начинается от Византия, и простирается вплоть до Аламании и Калабрии, и поворачивает, и проходит посреди Гадаринской земли, и так, проходя, соединяется и оно с Океаном в западной стороне. Это третье море самое соленое из всех, поскольку Гадаринские пределы солены; проходя посреди гор тех, оно воспринимает большую соленость. На нем и Рим лежит.

    Четвертое же великое море — называемое Черным, поскольку не имеет островов. Оно включает пространство от Сиракуз к северу, и простирается к Иверии, Азии и Алании, и, повернув, простирается к Византию, и соединяется сквозь Византийский пролив с третьим морем. Пролив Византийский быстротечен, ведь течет и стремится море. Рыбы же тамошние вкуснее всех рыб. Только эти четыре суть моря; другие же называются озерами.

 

ОБ ОКЕАНСКОЙ РЕКЕ

 

    Вокруг всей земли есть река, называемая Океан. Источник та река имеет в восточной стороне. И половина источника отделяется и идет к северной стороне, половина же — к южной, и окружает одна половина одну сторону земли, другая — другую, а затем, окружив всю землю, они вновь соединяются на западе. Вся суша помещается посреди него, и помимо него, то есть по другую его сторону, другой земли нет. Сразу за севером, с другой его стороны, — поворот Земли к нижней стороне, спуск вниз, и там, говорят, нижняя сторона Земли.

    Источником той реки являются райские ворота. Туда и шел Макарий Римский, но не смог дальше идти. Написано о нем, что он был примерно в двадцати поприщах от рая в те дни. Потому что за океанским источником находится рай, как о нем написано: «Насадил бог рай на востоке».

    Подобает знать и то, что Океанская река большее место занимает, нежели вся земля.

 

ОБ ОБЛАКАХ

 

    По всей Земле, во внутренних пространствах Океана, есть земля губковидная, или сфунгаровидная, слабая и мягкая; и оттуда исходит дыхание земное, вроде пара гнилого или тумана. Это дыхание восходит к высоте воздушной; по мере же восхождения, сгущаясь и уплотняясь, оно превращается в облако, каковое представляет собой воздух, смешанный с водой. И так как вода тяжелее воздуха, вода отделяется и падает вниз на землю, а воздух расходится повсюду. То же происходит и у нас во время зимнее, когда наше дыхание выходит изо рта: ведь вода, отделяясь, выпадает, как роса, на наших бородах, а дыхание расходится в воздухе. То же и в облаках: когда вода и воздух отделяются друг от друга, вода нисходит к земле, и бывает дождь, воздух же разливается и растворяется. Но смотри и понимай: когда вода отделяется и нисходит к земле, если тогда случится теплый ветер, вода эта сходит дождем; если же во время схождения воды дохнет холодный ветер и встретится и столкнется с водой, вода эта твердеет и получается град. И если на высоте произойдет это затвердение, выпадая, град этот бывает округл, потому что растаивают покрывающие его выступы по причине далекого отстояния. Если же затвердение случится внизу, перед выпадением на землю, он будет не округлым, но с выступами вокруг, потому что, пока падал, не растаяли выступы, так как падал с небольшой высоты.

    Если опять же, когда в высоте находится большое облако, в котором вода еще не отделилась от воздуха, но вместе они пребывают, — если случится тогда холодный воздух, и подует, и с этим полным облаком соприкоснется, оно тут же охлаждается, и получается снег, и выпадает на землю. И это истинно.

    Наблюдай и здесь, внизу, подобное, бывающее на полях: подобно тому как вверху облака бывают, здесь бывает туман. И как если здесь будет теплый ветер, роса выпадает из тумана, так и вверху: если будет теплый ветер, к нам из облака выпадает дождь. И как здесь, если выделится вода из тумана и повеет холодный ветер, получается лед, так и вверху, если, когда отделилась вода от облака, подует холодный ветер, получается град. И как здесь, если дохнет воздух холодный прежде, чем отделится вода от облака, бывает иней, так и вверху, если прежде отделения воды от облака подует холодный ветер, бывает снег. Так и бывает. И как бывает облако, или снег, или град, или дождь, — так бывает и здесь; только вместо облака — туман, вместо града — лед, вместо снега — иней и вместо дождя — роса. Это так.

 

О ГРОМАХ И МОЛНИЯХ

 

    Громы же и молнии получаются так. Когда усиливаются ветры вверху и один из них дует в одну сторону, а другой в другую, и один ветер порой одно облако несет, другой другое, и когда они встретятся, столкнувшись друг с другом, испускают грохот с огнем. И подобно тому как кремень, столкнувшись с железом, испускает грохот с огнем, так и облака, друг с другом сталкиваясь, грохот испускают и огонь. Грохот есть гром, огонь же — молния. Потому не иначе бывают громы и молнии, но только когда есть облака; тогда и громы бывают.

    Возникают же громы сначала, а молнии потом. Мы же сначала видим молнию, а потом слышим гром. Это происходит оттого, что зрение человеческое более быстрое чувство и сразу же, незамедлительно, видит то, что хочет увидеть, не медлит. Слух же — медлительное чувство, и медлит слышать громовый грохот, и слышит его после молнии. Наблюдай, и то же увидишь на примере рубящих деревья: если дровосек находится далеко от нас, мы видим, как топор ударяет дерево, стук же слышим не сразу, но после того, как пройдет некоторое время, только тогда слышим стук. Так же точно и молнию видим сразу, а гром слышим погодя.

    Эти молнии бывают от столкновения облаков, и они безвредны, никому не вредят. Но если при столкновении облаков так случится, что отпадет какая-то огненная часть от небесного огня и, спадая, соединится с облачной молнией, тогда эта молния сходит на землю и что встретит — или человека, или скот, или дерево — сжигает это.

 

О ДЕННИЦАХ

 

    Про видимые к земле падающие звезды люди говорят, что это настоящие звезды и что они падают. Другие говорят, что это хитрый обман. Но это не звезды, не обман, а огненные обломки от небесного огня, и они падают вниз. И по мере того как опускаются вниз, они расплавляются и затем растворяются в воздухе; потому-то на земле никто никогда их не видел упавшими, но всегда они растворяются и рассыпаются в воздухе. А называются они денницами. Звезды же никогда не падают, разве что во второе пришествие Христово. Тогда ведь небеса совьются и звезды спадут. Подобным образом и духи лжи тогда попадут в огонь вечный. Итак, как я сказал, это суть пламенновидные обломки от небесного круга. И это истинно.

    Небо же едино по природе, а по числу девятерично. И есть одно небо, соответствующее образу века сего, каковое небо было прежде сотворения мира; другое же небо — по образу того века, который будет после воскресения, суда и воздаяния.

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2001 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru

 


Hosted by uCoz