НОВГОРОДСКАЯ
ПОВЕСТЬ О ПОХОДЕ ИВАНА III ВАСИЛЬЕВИЧА НА
НОВГОРОД
В
год 6979 (1471) впал князь великий Иван
Васильевич во гнев на Великий Новгород,
начал войско свое собирать и стал посылать
на новгородские земли. И взяли сначала Старую
Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую
Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя;
псковичи же князю помогали и много зла
новгородским землям нанесли.
И
новгородцы вышли навстречу им на Шелонь, а к
Старой Руссе послали новгородцы рекою
войско и в пешем строю бились долго и побили
много москвичей; но и пешего войска
новгородцев полегло много, а иные
разбежались, а других москвичи схватили; а
конное войско не подошло к пешему войску на
помощь вовремя, потому что отряды
архиепископа не желали сразиться с
княжеским войском, говоря: «Владыка нам не
велел на великого князя руки поднять,
послал нас владыка против псковичей». И
стали новгородцы кричать знатным людям,
которые прибыли с войском к Шелони: «Сразимся
сейчас», но каждый говорил: «Я человек
небольшой, подрастратился конем и оружием».
Москвичи
же до понедельника отложили бой, ибо было
воскресенье.
И
начали они биться, и погнали новгородцы
москвичей за Шелонь-реку, но ударил на
новгородцев засадный татарский полк, и
погибло новгородцев много, а иные побежали,
а других похватали, а прочих в плен увели и
много зла причинили; и все то случилось до
приезда великого князя. И отправили
новгородцы посла в Литву, чтобы король
выступил в бой за Новгород. И посол ездил
окольным путем к немцам, к князю немецкому,
к магистру, и возвратился в Новгород,
говоря: «Магистр не позволит пройти через
землю свою в Литву».
И
немного спустя пришел князь великий Иван
Васильевич со всеми силами на Руссу, и
больше того зла причинили. И поднялась в
Новгороде смута великая, и смятенье большое,
и многие слухи враждебные, и стали дежурить
на стенах города и в каменных башнях по
очереди денно и нощно. И разделились
жители: иные желали за князя, а иные за
короля за литовского. И узнав то, князь
великий страшно разгневался и казнил
четырех бояр: посадника новгородского
Дмитрия Исааковича, Василия Ивановича,
Киприана Сергеевича, Иеремию,
архиепископского чашника, — пленным говоря:
«Вы королю предаться хотели»; а иных с собой
повел в Москву.
И
спалили новгородцы все посады вокруг
Новгорода, а в Зверинце церковь новая
святого Симеона погорела, и Антониев
монастырь, и Полянка вся, и Юрьев монастырь,
и Городище все, и Рождественский монастырь
с церковью сгорел. И многие беды
обрушились на новгородцев: и хлеб вздорожал,
и не было ржи в продаже в то время, ни
ржаного хлеба, только пшеничный, да и того
скудно. И поднялся на знатных людей ропот,
будто те привели великого князя на Новгород,
за то бог-сердцеведец им судья, зачинающим
рать и обижающим нас.
В
то же время князь великий Иван Васильевич
послал войско свое за Волок, и князь Василий
Васильевич и воевода заволоцкий Василий
Никифорович вышли навстречу со своим
войском и с жителями Заволочья и Печеры. И
сошлись они в ратном бою, и пало многое
множество с обеих сторон, а двиняне не пошли
за князем за Василием Васильевичем и за
воеводой за Василием за Никифоровичем, и
ополченье выбилось из сил, и заволоцких
порубили, и двинян порубили тоже. А князя
Василия Васильевича и воеводу Василия Никифоровича
бог сохранил, и прибыли в Новгород с
небольшой дружиной, а князь великий хотел
пойти на Новгород.
И
поехал избранный на владычество
архиепископ Феофил с посадниками
новгородскими и с житьими людьми на Коростынь и заключил мир с князем великим; и
дали князю великому Ивану Васильевичу
новгородцы пятнадцать с половиною тысяч
рублей, и целовали новгородцы крест князю
великому в том, что королю новгородцам не
предаваться и князей из Литвы не принимать;
а все то случилось божьим попущением за
наши грехи.
А
изменника Упадыша новгородцы казнили,
потому что изменил Новгороду и хотел зла
Великому Новгороду со своими
единомышленниками: пять пушек железом
забил, за что, награду приняв от искусителя-беса,
в напасть впал и в заблуждение пагубное,
света лишаясь, как Павел сказал: «Желающие
обогатиться впадают во зло». Как не
вострепетал, замышляя зло на Великий
Новгород, ты, исполненный коварства? Ради
мзды предаешь врагам Новгород, о Упадыш,
сладкой жизни вкусив в Великом Новгороде! О,
столько добра не вспомнив, немногого умом
достиг ты! О беда, сказать, и беззаконная
власть тогда обрела коварное зломыслие и
обман нечестивый, не ранами поразить кого-то,
но всех в городе погубить и сонму лукавых
предать, с которыми тогда сражались. И
злочестивому злосчастная гибель. Лучше бы
тебе, Упадыш, не бывать в утробе материнской,
и не был бы ты назван предателем Новгорода.
Но не смог ни достичь свершения своих
желаний, ни благословения не захотел, но
предпочел проклятье и получил его; а
христианская вера не гибнет, как погибли
обманы те непотребные и безуспешное
злодейство; бог по милосердию щедрот своих
человеколюбивое долготерпение и
незлобивое око от нас не отвратит,— и не
оставит благой бог наш, не предаст нас в
сети их и в помышление нечестивых.
Проклятия устрашась, братья, плоды покаяния
принесем.
Ты
же, милостивый Спас, простри руку свою
невидимую, отведи нас от всякого зла и будь
нам мирным помощником в день печали нашей,
когда вострепещет душа наша, видя
враждебные силы. Ты же, милостивый господь,
пошли нам от вышнего честного престола
твоего помощь и оружие непобедимое, святой
крест, молитвами святой богородицы и всех
святых. Христос начало спасению, конец
заблужденьям.
|
|