ПОВЕСТЬ
О СТОЯНИИ НА УГРЕ
Пришла весть к великому князю, что царь
Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и
царевичами, с уланами и князьями, да еще в
соглашении с королем Казимиром - ибо король
и направил его против великого князя, желая
сокрушить христианство. Князь великий
пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына
своего великого князя Ивана поставил у
Серпухова, а князя Андрея Васильевича
Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод
в иных местах, а других - по берегу.
Царь
Ахмат, услышав, что князь великий стоит у
Оки на берегу со всеми силами, пошел к
Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на
помощь себе короля или его силы, и опытные
проводники вели его к реке Угре на броды.
Князь же великий сына своего, и брата, и
воевод послал на Угру со всеми силами, и,
придя, они стали на Угре и заняли броды и
перевозы. А сам князь великий поехал из
Коломны на Москву к церквам Спаса и
Пречистой Богородицы и к святым
чудотворцам, прося помощи и защиты
православному христианству, желая обсудить
и обдумать это с отцом своим митрополитом
Геронтием, и со своей матерью великой
княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом
Андреевичем, и со своим духовным отцом
архиепископом ростовским Вассианом, и со
своими боярами - ибо все они тогда пребывали
в осаде в Москве. И молили его великим
молением, чтобы он крепко стоял за
православное христианство против басурман.
Князь
великий послушался их мольбы: взяв
благословение, пошел на Угру и, придя, стал у
Кременца с небольшим числом людей, а всех
остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в
Москве мать его великая княгиня с
митрополитом Геронтием, и архиепископ
Вассиан, и троицкий игумен Паисий просили
великого князя пожаловать его братьев.
Князь же принял их просьбу и повелел своей
матери, великой княгине, послать за ними,
пообещав пожаловать их. Княгиня же послала
к ним, веля им прямо отправиться к великому
князю поскорее на помощь.
Царь
же со всеми татарами пошел по Литовской
земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и,
придя, стал у Воротынска, ожидая, что король
придет к нему на помощь. Король же не пришел
к нему и сил своих не послал - были у него
свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей,
царь перекопский, королевскую Подольскую
землю, помогая великому князю. Ахмат же
пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти
реку.
И
пришли татары, начали стрелять, а наши - в
них, одни наступали на войска князя Андрея,
другие многие - на великого князя, а третьи
внезапно нападали на воевод. Наши поразили
многих стрелами и из пищалей, а их стрелы
падали между нашими и никого не задевали. И
отбили их от берега. И много дней наступали,
сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет
река. Были же тогда большие морозы, река
начала замерзать. И был страх с обеих сторон
- одни других боялись. И пришли тогда братья
к великому князю в Кременец - князь Андрей и
князь Борис. Князь же великий принял их с
любовью.
Когда
же река стала, тогда князь великий повелел
своему сыну, великому князю, и брату своему
князю Андрею, и всем воеводам со всеми
силами перейти к себе в Кременец, боясь
наступления татар - чтобы, соединившись,
вступить в битву с противником.
В городе же
Москве в это время все пребывали в страхе,
помнили о неизбежной участи всех людей и ни
от кого не ожидали помощи, только
непрестанно молились со слезами и
воздыханиями Спасу-вседержителю и господу
богу нашему Иисусу Христу и пречистой его
матери, преславной Богородице. Тогда-то и
свершилось преславное чудо пречистой
Богородицы: когда наши отступали от берега,
татары, думая, что русские уступают им берег,
чтобы с ними сражаться, одержимые страхом,
побежали. А наши, думая, что татары перешли
реку и следуют за ними, пришли в Кременец.
Князь же великий с сыном своим и братией и
со всеми воеводами отошел к Боровску,
говоря, что "на этих полях будем с ними
сражаться", а на самом деле слушая злых
людей -сребролюбцев богатых и брюхатых,
предателей христианских и угодников
басурманских, которые говорят: "Беги, не
можешь с ними стать на бой". Сам дьявол их
устами говорил, тот, кто некогда вошел в
змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и
случилось чудо пречистой: одни от других
бежали, и никто никого не преследовал.
Царь
же бежал в Орду, и пришел на него ногайский
царь Ивак, и Орду взял, и его убил. Один
только царевич хотел захватить окраинные
земли за рекой Окой, князь же великий послал
братьев своих, двух Андреев, услышали это
татары и побежали. И так избавил бог и
пречистая Русскую землю от нехристей. Был
же тогда холод и великие морозы. Царь
побежал 11 ноября.
В
6989 (1481)
году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу богу и пречистой
Богородице, говоря: "Не ангел, не человек
спас нас, но сам господь спас нас по
молитвам пречистой и всех святых. Аминь".
Тогда
же князь великий и братью свою пожаловал,
включил их в договор, князя Андрея и князя
Бориса, и князю Андрею дал Можайск, а князю
Борису уступил его села, и, скрепив этот
договор крестным целованием, они разошлись.
В
ту же зиму вернулась великая княгиня София
из побега, ибо она бегала на Белоозеро от
татар, хотя никто за ней не гнался. А тем
землям, по которым она ходила, стало хуже,
чем от татар, от боярских холопов, от
кровопийц христианских. Воздав же им,
господи, по их делам и по коварству их
поступков, по делам рук их дай им. Были же и
жены их там, ибо возлюбили они больше жен,
нежели православную христианскую веру и
святые церкви, где просвятились и начали
жизнь в купели святого крещения, и
согласились они предать христианство, ибо
ослепила их злоба. Но премилостивый бог не
презрел тех, кто был создан его рукой, не
презрел слез христианских, помиловал их по
своему милосердию и молитвам пречистой
матери и всех святых. Аминь.
Это
мы писали не для того, чтобы их укорять, но
да не хвалятся неразумные в безумии своем,
говоря: "Мы своим оружием избавили
Русскую землю", но воздадут славу богу и
пречистой его матери Богородице, ибо он нас
спас, и отринут это безумие, и творят битву
за битвой и доблесть за доблестью ради
православного христианства против
басурманства, чтобы воспринять в этой жизни
от бога милость и похвалу, а в том мире
венчаться нетленными венцами бога-вседержителя
и обрести царство небесное. Да получим и мы,
грешные, это царство по молитвам Богородицы.
Аминь.
О
храбрые, мужественные сыновья русские!
Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество,
Русскую землю, от неверных, не пощадите
своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и
разграбления домов ваших, и убиения детей
ваших, и поруганья над женами и детьми
вашими, как пострадали иные великие и
славные земли от турок. Назову их: болгары, и
сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и
албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа
и другие многие земли, которые не обрели
мужества и погибли, отечество загубили, и
землю, и государство, и скитаются по чужим
странам, воистину несчастные и бездомные, и
много плача и достойные слез, укоряемые и
поношаемые, оплевываемые за отсутствие
мужества. Люди, которые сбежали с многим
имуществом, и с женами, и с детьми в чужие
страны, не только золото потеряли, но и души
и тела свои погубили и завидуют тем, кто
тогда умер и не должен теперь скитаться по
чужим странам бездомными. Ей-богу, видел я
своими грешными очами великих государей,
бежавших от турок с имением, и скитающихся,
как странники, и смерти у бога просящих, как
избавления от такой беды. И пощади, господи,
нас, православных христиан, молитвами
Богородицы и всех святых. Аминь
|
|