ОБ
УПРАВЛЕНИИ СЛУГАМИ СВОИМИ, И БОЯРАМИ, И
ВИТЯЗЯМИ. ГЛАВА ШЕСТАЯ. ПЯТНИЦА
Александр, проверяй каждого
слугу своего, каково прилежание его в
службе тебе, и мужество его по сравнению с
соратниками его, и обходительность его в
обращении и с духовными людьми, и с мирскими.
И на такого полагайся, который отдаст
жизнь свою за тебя. Не приближай к себе по
службе и не принимай в совет свой
чужестранцев, за исключением известных
тебе; и остерегайся принимать на службу
человека, близкого неприятелю твоему,
который говорит в его пользу или ведет себя
согласно обычаям земли неприятеля твоего.
Александр, не отучишь от злых дел слуг своих
иначе, кроме как обеспечив жизнь их питьем
и едой; и развлекайся с ними <...> стрельбой и
потехами воинскими один день в неделю,
чтобы ты видел, каков каждый из них в своем
деле. А он будет
приучен служить тебе тем, чем ты победишь
неприятеля своего: именно этого требуй от
них, а не чего-нибудь большего. Не смотри на
происхождение их, но на дела их. Возвышай
милостью своей лучших из них, ибо так ты
достигнешь того, что придут из далекой
страны и будут стараться, как бы лучше
послужить тебе. Остерегайся слишком плохо
оплачивать службу: тебе следует выказать
сочувствие, увидев убытки их, и заботиться о
каждом во время болезни его, и обеспечивать
его всякими снадобьями, и оказывать им
честь после смерти сообразно их заслугам. В
этом цель твоей милости — заставить
любить себя слуг своих, которые, видя это,
отдадут с радостью жизнь свою за тебя; так
ты овладеешь неприятелем своим. Александр,
не давай никакого вооружения воинам своим,
но лучше храни оружие для их нужд в своей
оружейнице и производи смотр раз в неделю.
Поручи свою армию верному человеку,
умеющему угождать ей. Суди их судом
праведным и защищай их от всякой хулы, как
самого себя, ибо в них честь твоя.
О боярах его. Александр, знай,
что бояре — укрепление земли и честь царя, а
дети их от рождения находятся на службе
твоей. С их помощью ты выполнишь замысел
свой и будешь спокоен, если выезжаешь из
земли своей; они — стена крепкая для народа
твоего. Поэтому отдавай города свои достойнейшему
из них и тому, который дольше служит тебе. Не
оскорбляй их явно и воздавай честь каждому
словом добрым и одеждой с плеч своих.
Остерегайся весьма понижать того, кого ты
возвысил, но только за провинность его, или
возвышать кого-нибудь не по заслугам его —
это воистину глупость и та причина, которая
лишает царей славы их доброй. А также
милостив будь к детям их соразмерно их
заслугам, и приближай их к себе по службе
больше, чем чужеземцев неопытных. И
оставляй за каждым родовые владения его и
выслуженные поместья его, так ты умножишь
их любовь к себе, и научит сына своего отец
положить голову свою за тебя; и они не
захотят другого государя над собой, кроме
тебя и сына твоего, из-за такой великой
милости твоей. Александр, знай каждого
боярина своего и печать его; это нужно тебе
для некоторых вещей, необходимых царству
твоему. И суди о достоинствах каждого
человека по службе его, а не по владениям
его или роду его. Как сказал Ромас: «Будь
сыном кого угодно, если ты мудр. Ибо нет
проку в происхождении без мудрости и
достоинств своих собственных».
О витязях его.
Александр, витязи — наиважнейшие в царстве
люди и опора земли своей. Поэтому создай
себе устройство лучшее в порядке
подчинения их, чтобы тебе было известно о
тех из них, кто далеко, и о тех из них, кто
близко. Так ты не будешь иметь забот о том,
кого из них послать и кому поручить войско
свое, так что ты сможешь собрать количество
их, которое тебе нужно. Наименьшее
количество начальников — четыре,
потому что сторон света этого четыре;
передняя и задняя, правая и левая; подобным
образом восток, запад, юг, север. И пусть
каждый начальник не обладает вечно своей
четвертью. А если захочешь больше частей —
увеличь их до десяти, потому что в десяти
содержатся четыре следующие части: один, и
два, и три, и четыре. Под каждым начальником
по десять столечников, а под каждым
столечником десять бояр, а под каждым
боярином десять урядников, чтобы их было
тысяча; а под каждым урядником будет десять
человек, и таким образом получится десять
тысяч. А если тебе потребуется тысяча
человек, прикажи одному столечнику
призвать бояр своих, а боярам урядников
своих; так ты сможешь осуществить желание
свое быстро. Таким же образом, если тебе
будет нужно сто или десять человек,
приказывай тем, кто над ними; чтобы было
тебе легко управлять ими, потому что каждый
будет приказывать тому, кто под его началом.
А военачальником над витязями поставь
человека мудрого, и верного, и не гордого, и
терпеливого, и рассудительного, и знающего
нрав подчиненных, знающего искусство воинское
и как награждать каждого витязя. Так устрой
дела эти, чтобы каждый понимал, как ему
служить тебе, а не делай малому чином
великого подарка, а великому малого подарка.
А золотом и драгоценными камнями воздавай
честь не другим слугам своим, но только
военачальнику своему, и оказывай честь
земельными пожалованиями и при дворе
больше, чем другим слугам своим, и больше,
чем правителю своему. Относись к ним так,
как написано о твоем отношении к слуге, и
встречай их словом добрым. А который не
будет достоин чести — наказывай его тайно, а
если он не откажется от дурного поведения
— тогда образумь его в присутствии соратников
его, а если он вновь не откажется от этого —
прогони его прочь. И следует, чтобы они тебя
почитали и боялись больше других слуг твоих.
И не следует, чтобы они близко допускались
к тебе, когда придут к тебе. Не говори с ними
долго в присутствии других, но обо всем
втайне, и не говори в присутствии никакого
сановника, или гостя, или незнакомого человека,
ибо это приведет к тому, что ты погубишь
царство свое, как случилось с Тамостиосом - царем
и другими древними царями.
Научи
их приносить прошения свои в виде грамот, и
чтобы они присылали их к тебе с людьми,
достойными этого дела. И всякую грамоту
прочти перед военачальником своим и
гетманом своим, если речь идет о военном
деле. А если нужно будет рассмотреть
прошение или отдать приказ об этом, ты дай
ответ и напиши его на другой стороне той же
грамоты, которую принес тебе слуга твой; и
весь род просителя будет тебе служить от
всего сердца своего. А о чем не следует
писать, откажи в мягких выражениях. И будь
весел с ними при встрече и в разговоре
застольном, потому что они будут веселы
благодаря этому и будут гордиться этим.
Умножится любовь их к тебе и к детям твоим.
ГЛАВА
СЕДЬМАЯ. О ДЕЛЕ ВОЕННОМ, И ОБ УСТРОЕНИИ
ПОЛКОВ, И О СТОРОЖЕВЫХ ПОСТАХ; КАК СЛЕДУЕТ
РАССТАВИТЬ ВОЙСКО, С КЕМ БИТЬСЯ И С КЕМ НЕ
БИТЬСЯ; И О НАУКЕ ФИЗИОГНОМИКЕ; КАК
СОХРАНИТЬ ЦАРЮ ЖИЗНЬ СВОЮ В ПИТЬЕ, И В ЕДЕ, И
ВО СНЕ, И В ОДЕЖДЕ. СУББОТА
Александр, не выходи на опасное
место во время войны и держись близко от
главных людей из совета своего. И следует,
чтобы твой полк обеспечен был лучше всех
полков людьми, и орудиями, и находился на
месте лучшем, чем первый полк, и чтобы в нем
были люди опытные, и не обращающиеся в
бегство, и побывавшие в далеких землях.
Поэтому посылай уроженцев земли своей в
далекие земли, чтобы они тебе приносили
знания военные и обычаи царей доподлинно и
знали бы все уловки военные. А все нужды
пеших воинов, и всадников, и идущих на
приступ, и других удовлетворяй согласно
чести воинской, прежде названной. А того,
кто принесет тебе жалобу несправедливую
или об устройстве земли твоей, или о твоем
собственном поведении — удали его из земли
своей. Так ты научишь слуг своих, и
укрепишь любящих правду, и обратишь
грешников ко спасению.
Александр, пусть
тебя не знают все, кто участвует в войне твоей.
И будь покрыт доспехами под одеждой; а если
ты можешь спать вооруженным — делай так. Не
делай так, как делали цари глупые, которые
обнаруживали себя во время войны. Я клянусь
тебе: никогда не будет так, чтобы царь,
увидевшись с царем, не думал о вреде его.
Ведь сообщается в Писании о начале света, о
преступлении Каина против Авеля, брата его.
Потому что зависть и любовь к этому свету
приводит к тому, что является властью; по
природе света сего следует остерегаться
этого. Знай, что война подобна телу и душе,
которые состоят из двух
противоположностей, восстающих друг на
друга. В душе каждая из противоположностей
также надеется победить другую, тело же
состоит из двух врагов, из которых один
вооружен против другого; а если бы у одного
из них не было надежды победить,
прекратилась бы эта война; смысл ее в том,
чтобы победить врага своего. Потому пусть
будет целью твоей укрепить сердца воинов
твоих; и обещай им, что ты достигнешь победы;
и покажи им, что ты имеешь в доказательство
этого; и умножь у них оружие, которое бьет
издалека, о котором я тебе напишу. Следует,
чтобы встал законоучитель твой и произнес
речь от твоего имени (а ты бы стоял здесь же
в смирении великом), негодуя со слезами о
неправде врага твоего, и обещая каждому из
них милость твою больше прежней, и каждому
обещая помнить доброту его и чистое сердце
его. И обещай им, что сделаешь их вечными
слугами своими, и увеличь им дары свои, и обещай
сделать поселянина боярином, а боярина
витязем. И скажи им, что правило и заповедь
государственная гласит, что те, кто покинет
государя своего на поле брани — лишены чести
и доверия. Следует, чтобы законник твой
рассказывал им пространно об этом в
поучении должном и что нужно поститься,
молить бога со страхом и со смирением,
потому что так они избавятся от скорби и
печалей, которые их ожидают.
Александр, не вступай в битву,
если не находишься в поле или на месте
высоком. А если придется сражаться с теми,
кто выйдет против тебя на поле, защищайся
заслонами надежными и выставляй сторожей
верных днем и ночью, чтобы не напал враг
твой внезапно и не победил тебя. Раскидывай
шатер свой только в месте надежном,
например на горе или подобном месте, и
близко от воды. И запасайся снедью на дорогу
и дровами, даже если у тебя нет нужды в них.
Александр,
приучи коней своих к пушечной стрельбе и к
зверям диким, чтобы они не боялись ничего,
ибо так ты победишь неприятеля своего. У
каждого копейщика твоего, кроме копья,
должна быть пищаль, чтобы при столкновении
они оглушили коней неприятеля твоего и
укрепили сердца воинов твоих. Следует,
чтобы у тебя были воины различные: чтобы
один был лучник, а другой копейщик. А когда
ты пошлешь полк на неприятеля, посылай
вместе с ним слонов и туры, а в них чтобы
были лучники меткие и пушкари; если страх
охватит воинов, пусть укрепится сердце их
такой поддержкой. И разделив войско свое
сообразно числу неприятеля своего, ставь
справа людей в битве твердых, а слева —
пушкарей, и пищальников, и стрельцов
огненных, и орудия страшные, которые я
сделал тебе, когда ты бился с индийцами. От
этого звука страшного ужасом были охвачены
сердца их, и смешались кони их — и все это
благодаря сосудам этим самым. Необходимо,
чтобы ты заботился о воинах и знал
состояние своих людей и пушек их — тогда они
будут бояться тебя, если узнают, что ты
наблюдаешь за ними, и будут делать дело свое
с большим старанием. И присматривайся к
людям неприятеля своего; и с того места,
которое у него слабейшее, начинай нападение
на него. Действуй уверенно, когда
разворачиваешь войско; а сам будь вооружен,
и чтобы около тебя были люди храбрые и
верные. И выставляй сторожей опытных во
всем. Я никогда не видел, чтобы когда какое-нибудь
войско терпит поражение с одной стороны,
чтобы сердца врагов не были охвачены ужасом
и с другой. Устраивай засаду большую с
огнем и звуками страшными, ибо это подмога
великая твоим воинам и дело важное в войне,
потому что так ты вселишь ужас в сердце
врага твоего. И укрепляй сосуды устрашающие
на конях своих, которыми ты приведешь в
смятение коней неприятелей своих. И увеличь
в войске своем количество верблюдов для
переноса тяжестей в пути и для устрашения
вражеских коней.
О войне. Если же ты воевать
будешь против города, пригоовь себе
пороки многие и великие и набросай в этот
город огня, и камней, и запаха удушливого;
так ты разрушишь стену их и испортишь
воздух им. И создай себе орудие, чтобы
разрушить стену; а стрелять <...> следует
стрелами, намазав их ядом; направь лук
коловоротный на них, потому что это вселяет
ужас в сердца находящихся в крепостях
великих. А ночью поставь тех, которые не
умеют сражаться, и всех музыкантов своих,
чтобы они докучали им и мешали сну их.
Остерегайся всяких уловок ночных и не делай
гетманом и копейщиком робких людей. А если
можешь — добивайся всех своих целей
хитростями, потому что хитрости — основа
военного дела. Считай битву крайним
выходом при решении всех дел, как индийцы
хитрые, а не злые турки, сердитые и глупые.
Поэтому следует воевать с каждым народом по-разному,
в соответствии с его особенностями. Не
допускай, чтобы малая вещь снова стала
великой, но подумай о ней, прежде чем она
коснется тебя.
Вычисление имен. Знай,
Александр, что это та тайна, о которой я тебе
говорил, когда ты снаряжался против неприятеля
своего и когда ты посылал против него
одного из слуг своих. Это тайна божья,
которую он даровал нам; а я испытал эту
тайну, обнаружил, в чем ее помощь, и извлек
пользу из нее. Ты допытывался у меня о ней, а
я скрывал ее от тебя и давал тебе только
извлечь выгоду из нее. А теперь я открываю
тебе ее с тем, чтобы ты ее никому не
обнаруживал; но ты сам
не выходи на битву против неприятеля своего,
не вычислив, что ты одолеешь его. Если не
будет число твое таким, как число
неприятеля, то пошли слугу своего, сосчитав
имя его, чтобы полученное число было больше
числа имени неприятеля твоего. Сначала
сосчитай имя свое и вычитай из полученного
числа по девять, а то, что останется от имени
твоего или само число девять — храни это.
Таким же образом сосчитай имя противника
твоего и вычитай из полученного по девять, а
остаток сохрани, пока не посмотришь числа
во «вратах», которые я тебе напишу. А что
найдешь, поверь мне, это истинно с помощью
божьей.
ВОРОТА ПЕРВЫЕ. О
НАУКЕ ФИЗИОГНОМИКЕ. ВОСКРЕСЕНЬЕ
Александр, знай, что наука эта
нужна царю больше, чем другому человеку.
Ибо для царя человек то же, что орудие всякое
<...> для его мастера; если не будет мастер
знать орудия своего очень хорошо, то не
сможет делать работу свою должным образом.
Ты уже знаешь, что природа мудра, действия
ее не бессмысленны, а в действиях ее много
добра и мало зла. Поэтому природа различия
между нами установила, соответствующие
каждому из людей, которые ходят, а лица их
закрыты. Хотя мы различаемся одеждой,
Александр, обрести истину легко и достойно
способом доступным, а трудно и недостойно
способом недоступным. Человек, близкий к
разумному, пользуется его разумом, который
является благодатью божьей и знаком
милосердия его к людям. Поэтому знай, что
чрево матери для ребенка то же, что горшок
для варева. Характеры различаются в
зависимости от рождения, а природа
человеческая в зависимости от состава.
О
белизне. Белизна чрезмерная в сочетании с
глазами голубыми и чрезмерно быстрыми — признак
бесстыдства, коварства, и похотливости, и
легкомыслия; посмотри на людей немецких,
имеющих особенности эти, насколько они
дурны и бесстыдны. А поэтому остерегайся
всякого, у кого глаза голубые, а сам ом
слишком белый. Если же у него к тому же
широкий лоб, и жидкая борода, и волосы на
голове у него будут густыми, остерегайся
его, как скорпионов индийских, которые
убивают взглядом своим.
Также
есть в глазах свои приметы — по ним ты не
можешь ошибиться и узнаешь доброту и гнев
каждого человека, смотря на глаза его.
Худшие глаза те, цвет которых похож на голубизну
бирюзы. У кого глаза большие и вылезли из
орбит— тот завистлив, и ленив, и бесстыден,
и лжив; а если к тому же они синие — этот еще
хуже; и не может быть, чтобы глаз его не был
злым. У кого глаза средние, и неглубоко
посажены, и сурмистые или черные — тот
расторопный и разумный, дружелюбный. У кого
будут глаза как будто осокой прорезаны — тот
обманщик. У кого они будут похожи на глаза
животных, и остановятся как стрелы, и
малоподвижные, и подслеповатые—тот глуп и
груб по природе. У кого глаза быстро бегают —
тот
лживый и хитрый обманщик; а если к тому же
они будут больными — тот выносливый и не
щадит жизни своей. У кого около глаз точки —
тот
скрытен и знает много.
Александр, если увидишь
человека, который смотрит на тебя часто, а
если ты взглянешь на него, засмущается, и
покраснеет, и застыдится, сделает вид, что
он весел, и накатятся ему на глаза слезы — знай,
что он боится тебя. Но даже при наличии в
глазах его перечисленных добрых признаков,
если, когда ты посмотришь на него, он на тебя
взглянет бесстыдно и без боязни — этот мало
уважает тебя и завидует тебе, — не доверяй
ему. Александр, остерегайся уродов, как ты
остерегаешься неприятеля своего.
О волосах. Волосы
жесткие — признак твердости ума и сердца.
Волосы мягкие указывают на мягкое сердце, и
холодность ума, и малоумие. Множество волос
на плечах и на шее указывает на скотство, и
такой человек глуп; также обильные волосы
напротив сердца и на животе указывают на
натуру животную и нелюбовь к правде, а
любовь ко лжи. Смуглость чрезмерная — признак
глупости и великого и скорого гнева; а если и волосы
черные — это признак разума и правдолюбия,
одного из двух.
0 бровях.
Если волос их густой — это признак лени и
резкой речи. А если
будет бровь, близкая к белому цвету и тонкая
— это указывает на гордость. У кого бровь
средняя и черная —тот расторопен и разумен.
О ноздрях.
Ноздри тонкие — признак мягкосердия.
Длинные ноздри до губ — признак кротости
сердечной. Просто длинные — признак
беспощадности. Раздутые ноздри — признак
гнева и упрямства. Ноздри, толстые
посередине, — это верный признак твердости и
несправедливости. А лучше всего — когда
ноздри не слишком длинные и толщины средней
— такой человек разумен.
О лбе.
Лоб гладкий, не видно вен на нем — признак
сварливости и суетливости. Лоб средний по
ширине и выпуклости, и вены на нем видны — такой
человек верный, и любящий друзей, и
расторопный, и разумный.
О рте.
Рот широкий — признак твердости сердца и
пристрастия к еде. Губы толстые — признак
гнева и глупости. Средние же, красные весьма
— признак
справедливости.
Зубы
выпуклые и частые — признак твердости, и
хитрости, и неверности. Зубы же прямые и
редкие — признак разума и верности.
О лице. У
кого лицо с очень мясистыми челюстями — тот
глуп, груб по природе. У кого лицо худое,
желтое — тот злой и обманщик,
недоброжелателен. Длиннолицый человек — бесстыдный.
У кого выпуклые виски и вздувшиеся вены—тот
гневлив.
Об ушах.
У кого ухо большое — тот груб и тугодум.
Если ухо маленькое — глуп и любит чужое.
О
голосе. У кого голос низкий — тот тверд
сердцем. У кого голос умеренный, по скорости
и высоте, — тот разумен. У кого голос быстрый,
а что еще хуже — если он к тому же высокий —
тот бесстыден и плох. А у кого голос грубый и
низкий — тот гневлив и злонравен. У кого
голос неясный и гадкий — тот ревнив и
хитроват. А у кого голос ровный — тот
легкомыслен и горд; если изменяющийся — тот
тверд и драчлив. Кто спокоен на месте своем,
и речь его последовательна, говоря, двигает
рукой своей в подходящее время — тот преисполнен
разума и верен в делах своих.
О шее. У
кого шея длинная и тонкая — тот
легкомысленный и мягкосердечный; а если к
тому же у него будет голова маленькая — этот
еще хуже. Толстая шея — признак обжоры или
пьяницы и человека недалекого ума.
О животе и
о груди. Живот большой — признак глупости,
такой человек обжора, мягкосердечный.
Маленький же живот и узкая грудь — признак
хорошего ума и доброго совета.
О плечах и спине.
Широкие плечи и широкая спина указывают на
твердость сердца и сообразительность.
Спина слабая и грубая указывает на
злонравие, прямая и хорошая — признак
добрый. Приподнятые плечи указывают на
злосердечность и злопамятность.
Руки длинные, так что ладони
достают до колена, указывают на щедрость, и
учтивость, и добродушие; а у кого они короткие
— тот
любитель ссор и мягкосердечен.
Ладонь длинная с пальцами
длинными — признак высокого мастерства
рукодельного и понимания царских дел.
На бедрах и голенях много
мяса — признак немощи и слабости. Толщина
голеней и лодыжек указывает на твердость
ног и жизненную силу.
Нога грубая и мясистая
указывает на глупость и лживость, маленькая
же и нежная нога — признак злодейства.
Тонкая и маленькая пятка — признак
злосердечности, толстая пятка — признак
твердости сердца. У кого шаги широкие и
тихие — тот благополучен в делах и словах
своих, предвидит будущее и мягкосердечен.
Признаки хорошей натуры. Тело
мягкое и нежное, среднее между тонким и
толстым, между длинным и коротким; белый и
румяный или смуглый; тонок лицом; волосы
средние между прямыми и завивающимися,
русые волосы; с ровной и правильной формой
головы, прямой шеей, с худыми плечами, не
толст в животе и бедрах; голос его чистый, не
сиплый, средний между низким и высоким;
ладони его прямые, пальцы его длинные,
скорее тонкие; слова его немногочисленны,
но весьма вески; он мало смеется, лишь в
подходящее время; в природе его преобладает
желчь черная и красная; а взгляд его весел; и
не превозносится над тобой в вещах, не
приличествующих ему. Это поистине самый
разумный из всех, кого сотворил бог. Такого
или близкого к такому ищи, и будешь
благополучен. Ты уже знаешь, что государь
больше нужен людям, чем люди ему. Поэтому
пойми эти отмеченные признаки и углубись
всем разумом своим преподобным в науку эту,
и не будет печали в делах твоих с помощью
божьей.