ОТВЕТ
КИРИЛЛОВСКИХ СТАРЦЕВ НА ПОСЛАНИЕ ИОСИФА
ВОЛОЦКОГО ОБ ОСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ
Послание старца Иосифа из собственного
монастыря, что на Волоке, государю великому
князю Василию Ивановичу о юрьевском
архимандрите Касьяне и прочих еретиках, о
том, что одно и то же — убить ли грешника
либо еретика рукою или молитвой: потому как
руками разбил скрижали Моисей, Илья-пророк
четыреста жрецов заколол, Финеес пронзил
родича, когда тот предавался блуду с
мадианитянкой, а апостол Петр молитвой
низверг Симона-волхва при цезаре Нероне,
апостол Павел ослепил молитвой Елиму-волхва,
Лев, епископ катакский, связал епитрахилью
и сжег Илиодора-волхва, и пока Илиодор не
сгорел, не вышел епископ из огня, а другого
волхва, Исидора, тот же епископ сжег
молитвою при византийском цесаре, — вот из-за
каких доводов (что грешника или еретика
молитвой ли убить, рукой ли — все одно)
просим мы тебя, государя, о том, чтобы без
остатка искоренил ты, государь, государским
судом своим сорняк скверной ереси.
Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все
заволжские старцы привели на это послание
старца Иосифа от божественного Писания
обратное — что нераскаявшихся и непокорных
еретиков предписано держать в заключении, а
покаявшихся и проклявших свое заблуждение
еретиков божья церковь принимает в
распростертые объятия: ради грешников
облекся плотью сын божий, и пришел он
погибших сыскать и спасти.
А что, господин старец Иосиф, до того, что
скрижали Моисей руками разбил, то так и есть.
Но когда бог хотел уничтожить народ
израильский, поклонявшийся тельцу, тогда
Моисей возразил господу и сказал: «Если
уничтожишь их, господи, то меня раньше их». И
не уничтожил бог израильтян ради Моисея.
Видишь, господин, как любовь к грешникам и
преступникам смогла утолить гнев божий. Так,
господин, и пророк Илия, проявляя усердие к
богу-вседержителю, заколол четыреста
жрецов Ваала, потому что не покаялись они.
Но другие покаялись, и он принял их покаяние,
среди них был и пророк Авдей, удостоенный
пророческого дара. Финеес же, господин,
пронзил оружием родича, предавшегося блуду
с мадианитянкой, ибо этот грех охватил
тогда весь Израиль, потому и поставлено это
ему в заслугу.
А ведь тогда еще был Ветхий завет; нам же, в
благодати Нового завета, владыка Христос
открыл союз любви, чтобы брат не осуждал
брата, а только бог судил грехи людей,
сказав: «Не судите и не будете осуждены». А
когда привели к нему женщину, схваченную за
блуд, сказал милосердный судья: «Кто без
греха, пусть первый бросит в нее камень».
Сам же, склонив голову, написал грехи
каждого из них и так отразил поднятую на
убийство руку иудеев. В Судный день каждый
получит от бога по своим делам. Если же ты
требуешь, чтобы брат убивал согрешившего
брата, то скоро дойдет и до празднования
субботы, и до всего, что в Ветхом завете, что
ненавистно богу.
И апостол Петр низверг молитвой Симона-волхва,
потому что при цезаре Нероне назвал себя
сыном божьим коварный злодей, так что за
большое коварство и зло принял он от бога
заслуженный приговор. Сотвори и ты,
господин старец Иосиф, молитву, и если есть
недостойные еретики и грешники, то поглотит
их земля. Но если принимает бог покаяние
еретика и грешника, не будешь ты услышан. А
мы имеем в виду разбойника, спасшегося
покаянием, и мытаря, очистившегося
милосердием, и помним, что рыдающая
блудница прощена и господь назвал ее
дочерью; апостол Павел ослепил молитвой
Елиму-волхва, потому что стремился тот
отвратить проконсула от веры, но сам же
апостол Павел написал: «Пусть бы мне была
анафема, то есть проклятье, от Христа моего,
спаслись бы только мои братья-израильтяне».
Видишь, господин, как душу свою кладет он за
братьев заблудших, чтобы спаслись, и не
сказал им, чтобы огнем сгорели или земля их
поглотила, а могли они претерпеть от бога и
это. Вот, господин, епископ катанский Лев
связал епитрахилью и сжег Илиодора-волхва и
другого волхва, Исидора, также сжег
молитвой при византийском цесаре. А ты,
господин Иосиф, почему не испытаешь
своей святости? Связал бы архимандрита
Касьяна своей мантией, и пока бы он не
сгорел, ты бы связанного его в огне держал! А
мы бы тебя, из пламени вышедшего, приняли
как одного из трех отроков!
Пойми, господин Иосиф, велика разница между
Моисеем, Илией и апостолом Петром,
апостолом Павлом, да и между тобой и ими! Кто
бы из них, господин, знал про великое
милосердие бога, если бы сам он не открыл
его людям, принимая раскаявшегося грешника,
как, например, блудницу и мытаря, как того
скверного Манассию, который пятьдесят два
года поклонялся идолам и весь Израиль
заставил жить в беззаконии, но в одно
мгновенье покаялся и прощение получил?
Представляешь ли, господин, сколько за
пятьдесят лет погибло душ в народе
израильском, чему виной был царь Манассия?
Но человеколюбие бога превозмогло
преступление Манассии: в Вавилоне был он
заключен в медь и покаялся там перед
господом, тогда разбил медь ангел господень,
перенес его в Иерусалим, где и прожил он
остаток лет в покаянии. А апостол Петр
сказал, вопрошая господа: «Господи, если
брат мой грешит, прощать ли его на дню по
семи раз?» И сказал господь: «Не скажу тебе
— по семи, но семьдесят раз по семи прости
его!» Такова милость твоя, человеколюбец!
Слава, господи, бессчетной щедрости твоей,
по истинному приговору назван ты
милостивым и бесконечно терпеливым к
человеческим порокам, ведь праведных ты
любишь, а грешных прощаешь — ныне и навечно!
|
|