ПОСЛАНИЕ
СТАРЦА ФИЛОФЕЯ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ
ПОСЛАНИЕ
ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ
КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДЕ
Даже
от вышней и от всемогущей, все в себе
содержащей, десницы божьей, которой цари
царствуют и которой великие славятся и
могучие, возвещают праведность твою,
пресветлейшего и высокопрестольнейшего
государя великого князя, православного
христианского царя и владыки всех, браздодержателя
святых божьих престолов, святой вселенской
соборной апостольской церкви пречистой
Богородицы, честного и славного ее Успения,
который вместо римского и константинопольского
владык воссиял. Ибо старого Рима церковь
пала по неверию ереси Аполлинария, второго
же Рима, Константинова-града, церковные
двери внуки агарян секирами и оскордами
рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима,
державного твоего царства святая соборная
апостольская церковь во всех концах
вселенной в православной христианской
вере по всей поднебесной больше солнца
светится.
Так
пусть знает твоя державность,
благочестивый царь, что все православные
царства христианской веры сошлись в едином
твоем царстве: один ты во всей поднебесной
христианам царь. И следует тебе, царь, это
блюсти со страхом божьим, убойся бога,
давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство,
и славу: все это здесь собирается и здесь, на
земле, остается. Вспомни, царь, того
праведного, который, скипетр в руке и
царский венец на своей голове нося, говорил:
«Богатству, что притекает, не отдавайте
сердца», и сказал премудрый Соломон: «Богатство
и золото не в сокровищнице познается, но
когда помогает нуждающимся»; апостол же
Павел, ему следуя, говорит: «Корень всякому
злу — сребролюбие», — и велит отказаться, не
возлагать надежды и тем более сердца на
него, но уповать на все дающего бога. Ибо вся
твоя к богу чистая вера и любовь — к божьим
святым церквам; да и еще, царь, соблюди две
заповеди, ведь в твоем царстве не осеняют
люди себя правильно знамением святого
креста. И о них заранее провидевший это
апостол Павел говорил: «Прежде писал вам,
ныне же с плачем говорю о врагах креста
Христова, им же конечная погибель».
Второе:
наполни святые соборные церкви епископами,
пусть не вдовствует святая божия церковь в
твое царствование! Не преступай, царь,
завета, что положили твои прадеды, великий
Константин, и блаженный святой Владимир, и
великий богоизбранный Ярослав, и другие
блаженные святые, того же корня, что и ты. Не
обижай, царь, святых божьих церквей и
честных монастырей, как данных богу в
наследство вечных благ на память
последующим родам, на что и священный
великий Пятый собор строжайший запрет
наложил.
О
третьей же заповеди пишу и с плачем горько
говорю, чтобы искоренил ты в своем
православном царстве сей горький плевел, о
котором и ныне еще свидетельствует серный
пламень горящего огня на площадях
Содомских, о котором пророк Исайя, рыдая,
повествовал: «Вслушайтесь в слово божие,
князья Содомские, и воспримите божий глагол,
люди Гоморры: «Что мне тук жертв ваших и
подношений ваших, переполнен я
всесожжениями. И если принесете мне кадило —
мерзко
мне это, и праздники ваши ненавидит душа моя!»
Так пойми, благочестивый царь, что пророк не
мертвым, уже погибшим содомлянам такое
говорил, но живым, творящим злые дела. Ибо
сказано: «Блудящий при живой жене разрывает
плоть свою, но творящий содомский блуд
убивает плод своего чрева». Бог сотворил
человека и семя в нем для рождения детей, а
мы сами свое семя убиваем и отдаем в жертву
дьяволу. И мерзость такая преумножилась не
только среди мирян, но и средь прочих, о коих
я умолчу, но читающий да разумеет. Увы мне,
как долго терпит милостивый, нас не судя!
Все это я написал, много и горько рыдая, и
сам я, окаянный, полон грехов, но боюсь и
молчать, подобно тому рабу, что скрыл свой
талант.
Ибо
я грешен и недостоин во всем и невежда в
премудрости, но ведь и бессловесная
валаамова ослица разумного поучала, и
скотина пророка наставляла, так и ты не
зазри о том, благочестивый царь, что дерзнул
я писать твоему величеству. И ныне молю тебя
и вновь умоляю: все, что выше я написал,
прими бога ради, ибо все христианские
царства сошлись в твоем царстве, после же
этого мы ожидаем царства, которому нет
конца.
Это
ж тебе написал, любя, и призывая, и моля
благодатью божьей, что переменишь ты
скупость на щедрость и немилосердие на
милость. Утешь плачущих и рыдающих день и
ночь, избавь обиженных из рук обижающих. «Не
обижайте, — сказал господь,— малых сих,
верующих в меня, ибо ангелы их видят всегда
лик отца моего, который на небесах».
«Блажен, — сказал, — призревший
нищего и убогого, в день страшный спасет
его господь». Господь сохранит его, и оживит
его, и ублажит его на земле, и не предаст его
в руки врагов, господь тебе в помощь.
И
если хорошо урядишь свое царство — будешь
сыном света и жителем горнего Иерусалима, и
как выше тебе написал, так и теперь говорю:
храни и внимай, благочестивый царь, тому,
что все христианские царства сошлись в одно
твое, что два Рима пали, а третий стоит,
четвертому же не бывать. И твое
христианское царство другим не сменится, по
слову великого Богослова, а для
христианской церкви сбудется блаженного
Давида слово: «Вот покой мой во веки веков,
здесь поселюсь, как пожелал я того». Святой
Ипполит сказал: «Когда увидим, что Рим
осажден персидскими войсками и персы
вместе со скифами идут на нас с боем, тогда
несомненно поймем, что то Антихрист». Пусть
же бог миром, любовью, многолетнем и
здоровьем, молитвами пречистой богоматери
и святых чудотворцев и всех святых — преисполнит
твое державное царствование!
|
|