ПОВЕСТЬ
О ПЕТРЕ, ЦАРЕВИЧЕ ОРДЫНСКОМ
МЕСЯЦА
ИЮНЯ, В ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ
БЛАЖЕННОГО ПЕТРА, ПЛЕМЯННИКА ХАНА БЕРКЕ,
КАК ОХВАТИЛ ЕГО СТРАХ БОЖИЙ, И УМИЛИЛСЯ ОН
ДУШОЮ, И, ПРИЙДЯ ИЗ ОРДЫ В РОСТОВ В ГОД 6761
(1253), КРЕСТИЛСЯ, И КАК ВИДЕЛ В ВИДЕНИИ СВЯТЫХ
АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА НА ТОМ ПОЛЕ, ГДЕ
НЫНЕ ЦЕРКОВЬ СТОИТ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И
ПАВЛА И МОНАСТЫРЬ ПОСТРОЕН. БЛАГОСЛОВИ,
ОТЧЕ
Святейший епископ ростовский Кирилл ходил
в Орду на поклон к хану Берке, радея о храме
святой Богородицы. И хан услышал от него о
святом Леонтии, который родом был из
Греческой земли, как пришел тот в Ростов по
благословению патриарха, и как крестил
город Ростов и привел в веру православную
людей, и как удостоен был похвалы за это от
русских князей, и от греческого царя и
патриарха, и от всего вселенского собора, и
о том, как после преставления Леонтия и до
сих пор свершаются чудеса от раки с мощами
его. И о многом другом беседовал епископ от
евангельских наставлений.
И, услышав это от епископа, хан Берке
полюбил его, и оказал ему почет, и пожаловал
ему все, чего тот просил, и отпустил его.
Напомню о том, что хан Берке велел, чтобы
после смерти святого князья ярославские
ежегодными дарами чтили гробницу его.
В то время разболелся сын хана, а был он у
него один. Хан же, видя, что нет никакой
пользы от врачей, сделал так: послал в
Ростов за святейшим владыкой и обещал ему
много даров, если исцелит сына его. Владыка
же, повелев служить молебны по всем церквам
в Ростове, освятил воду и, придя в Орду,
исцелил той водой ханского сына. Хан
возрадовался со всем домом своим, и вся Орда
радовалась, и повелел хан давать владыке
ростовскому ежегодную дань в храм святой
Богородицы.
Некий же отрок, ханова брата сын, еще юный,
который постоянно находился в свите хана,
слышав поучения святейшего владыки,
умилился душою и пролил слезы. Стал уходить
он в степь, уединялся там и размышлял: «Как
это веруют ханы наши в солнце и месяц, в
звезды и огонь? А кто же истинный бог?» Так
размышлял он, словно древний Авраам. От
благого корня отрасль благая бывает, а сей
отрок — благая отрасль от злого корня. И
надумал он уйти со святейшим владыкой,
чтобы увидеть храм Русской земли и чудеса,
свершаемые святыми, так говоря: «В наших
землях от солнца, и от месяца, и от звезд, и
от огня чудес не бывает».
Отец его, брат хана, в то время уже умер, а
мать его владела большим богатством,
которое хранила для него. Он же все это ни во
что ставил, а размышлял лишь о боге. Мать же
отрока, удрученная помыслами его, показала
ему все богатства отца. А он все раздал
нищим татарам и много золота владыке вручил.
И, утаившись ото всех, подобно древнему
Мельхиседеку, сыну цареву, решил уйти, — как
тот великой благодатью до крещения
преисполнен был и саном иерея от бога
наречен, так этот отрок благодать в душу
свою восприял до крещения. Это о таких бог в
Евангелии сказал: «Многие из первых станут
последними, а из последних — первыми». И
пришел он с владыкою в Ростов и увидел
церковь, украшенную золотом, и жемчугом, и
драгоценными каменьями, словно невесту
нарядную. И пение в ней услыхал дивное,
подобное ангельскому: ведь тогда было в
церкви святой Богородицы так, что левый
клирос пел по-гречески, а правый — по-русски.
Когда услышал это отрок, пребывавший еще в
язычестве, то разгорелся огонь в сердце его,
взошла луна в мыслях его, засияло солнце в
душе его, и пал он в ноги святейшего владыки
и воскликнул: «Господин мой, праведник
божий, я размышлял о богах хана и родителей
моих, и о солнце, и о луне, и об огне, — ведь
все это сотворено богом, а ваша вера правая
и благая, ваш бог истинный. Молю тебя —
сделай так, чтобы и я принял святое крещение».
Владыка внял его просьбе и велел ждать, ибо
был он в раздумье — не ищут ли отрока.
Прошло немного времени, и хан Берке умер. В
Орде начались раздоры и никто отрока не
искал; тогда святейший владыка крестил
отрока, дав ему имя — Петр. Все дни проводил
Петр в храме у владыки, учась слову
господнему. Потом святейший владыка Кирилл
преставился, и погребли его честно с
песнопениями; вечная ему память! На
владычный престол вступил святейший
владыка Игнатий; в ростовском храме святой
Богородицы он начал крыть купола оловом и
пол мостить мрамором, стал ходить в Орду,
собирая оброки ханские. Петр же, как научил
его владыка Кирилл, слезные молитвы днем и
ночью возносил к богу и строго соблюдал
пост.
Однако не оставил он и своей царской утехи:
ездил охотиться с ловчими птицами на
Ростовское озеро. Однажды после охоты, как
всегда помолившись, он уснул на берегу
озера. И когда наступил поздний вечер, то
подошли к нему два мужа, сияющие словно
солнце, н разбудили его, говоря: «Друг Петр,
услышана молитва твоя и милостыня твоя
угодна богу».
О чудо, братия! Как не подивиться силе
милостыни: подана была неверным, а когда
уверовал в бога, то услышан был им. Как в
древности Евстафий Плакида милостыню
творил язычником, а уверовав в бога, и на
земле получил великое вознаграждение, и
после мученической смерти — царство
небесное. О такой ведь милостыне сам
господь сказал своими устами: «Не пять ли
птиц продаете за одну монетку, а ведь ни
одна из них не забыта у бога». Так же и этого
блаженного Петра милостыня, розданная им до
крещения, после крещения и молитв была
богом услышана.
Петр же, проснувшись, увидел этих двух мужей,
ростом выше человеческого,
так что от страха почудилось ему, что они до
самых облаков и светлостию своей словно
весь мир освещали. В ужасе
дважды пытался подняться он и падал, в
третий раз встал и снова упал. Эти же
светлые мужи взяли его за руку и сказали ему:
«Друг Петр, не бойся, оба мы посланы к тебе
богом, в которого ты уверовал и крестился,
укрепит он род, и племя твое, и внуков твоих
до скончания мира, и вознаградит тебя за
милостыню твою, а за труды свои ты вечных
благ удостоишься».
Потом дали ему два кошелька и сказали: «Возьми
эти кошельки, в одном из них золото, а в
другом — серебро. Утром пойди в город и
выменяй три иконы — святой Богородицы с
младенцем, святого Дмитрия и святого Николы
— и дай за них столько, сколько спросят
меняющие». Петр же взглянул на незнакомцев,
и теперь показались они ему обычными людьми,
и взял кошельки, и подумал, что кто-то из
татарского племени хочет его поддержать,
ибо не уразумел смысла их слов.
И, набравшись смелости, спросил у них: «Господа
мои, если спросят у меня кто иконы
выменивает о кошельках этих, то что
отвечать? И кто вы такие?» Тогда сказали ему
два светлых мужа: «Кошельки эти спрячь за
пазуху, чтобы их никто не видел, и попросят
обменщики девять монет серебряных, а
десятую — золотую. И ты отсчитай по одной, и,
взяв иконы, иди к владыке, и скажи ему: «Петр
и Павел, Христовы апостолы, послали меня к
тебе, чтобы ты поставил церковь в том месте,
где я уснул около озера. А эти иконы, которые
я выменял, — их знамение, а кошельки эти они
мне дали. Что велишь мне с ними делать?» И
что тебе повелит сделать, то и сделай. А мы —
Христовы апостолы, Петр и Павел». И стали
они невидимы.
Смотрите, братья, не обманул сказавший: «Прославляющего
меня, — сказал, — прославлю»; ведь вот как
этого Петра бог прославил милостыни его
ради!
В ту же ночь и к владыке, приведя его в
трепет, явились святые апостолы и сказали
ему: «Построй церковь на деньги епископии
слуге нашему Петру, ибо много он владыке
Кириллу золота в епископию дал, и освяти ее
нашим именем. Если этого не сделаешь, то
смертью погубим тебя». И, сказав это, стали
невидимы. И святой Игнатий, проснувшись,
начал размышлять о ночном видении. Золота
же и серебра в епископской казне много было.
Позвал Игнатий князя и сказал ему: «Что
делать, не знаю. Явились мне Петр и Павел,
обликом как на иконе, так что устрашен был я,
и сказали мне, чтобы построил я церковь в их
имя. А я не знаю — где и как?» Князь же
ответил ему: «Вижу, господин, что в смятении
ты великом».
И когда они так разговаривали в доме
епископа, то увидел князь Петра, который шел
от церкви святой Богородицы в дом
епископский, а от икон, которые он нес, свет
сиял ярче, чем от огня, и поднимался выше
церкви, и ужаснулся князь и воскликнул: «О,
владыка, что это за огонь?» Им показалось,
что Петр охвачен пламенем, а никто другой
огня не видел.
Петр же утром сходил в город, выменял иконы,
как повелели ему святые апостолы, и, придя в
дом епископа, поставил те иконы пред князем
и владыкой, поклонился до земли и сказал: «Владыка,
Христовы апостолы Петр и Павел послали меня
к тебе и велели сказать, чтобы построил ты
церковь в том месте, где я спал у озера, а
иконы — знамение их. А эти кошельки они дали
мне, что велишь мне с ними сделать?»
Было же тогда время перед службой. Князь и
владыка встали и поклонились святым иконам,
хотя и не ведали, откуда они: иконописцев в
их городе не было, а Петр был еще юн и из
татар. И спросили они его: «Кто был
обменщиком икон этих?» Петр тогда ответил: «Я
их на торгу выменял, господа мои». И думали
они о видении владыки,— что так и будет.
Свет же исходил от икон в горнице, где они
стояли, словно сияние солнца, и все
находившиеся там были в ужасе.
После службы владыка Игнатий отпел молебны
святой госпоже богородице, святому Дмитрию
и святому Николе. И почтил владыка Игнатий
перед всеми Петра; повелел ему взойти на
колесницу с иконами, а всем велел идти на то
место, где спал Петр. Владыка, и князь, и все
горожане провожали с песнопениями иконы до
места Петрова, и на том месте, где спал он,
отпели молебны святым апостолам. Во время
молебна князь и владыка со слезами и
радостью призывали имена святых апостолов
Петра и Павла и пожертвовали их храму дома и
села. Отпев молебен, люди, по велению князя,
соорудили часовню, привезенную из города, и
тыном ее оградили, и там Петр иконы поставил,
и стали собираться в город.
Когда князь садился на коня, то в шутку
сказал Петру: «Владыка тебе церковь
построит, а я земли не дам! Что ты тогда
будешь делать?» Петр же ответил: «По
повелению, княже, святых апостолов я куплю у
тебя из земли этой, сколько пожалует
благодать твоя». Князь же, который видел
кошельки Петровы в доме у епископа, подумал:
«Владыка из-за страха перед святыми
апостолами едва ли много у тебя возьмет». И
сказал сам себе: «А что, если случится так,
как при Илье, когда он сказал: «Горсть муки
не истощится, сосуд с водой полным
останется, в кувшине масло не убудет?» И
сказал он Петру с усмешкой: «Петр, вот что
спрошу у тебя — как дал за иконы, так за мою
землю выложишь ли по меже девять гривен
серебра, а десятую — золотую? Сделаешь так?»
Петр ответил: «Святые апостолы сказали мне
— как тебе владыка велит сделать, сделай.
Спрошу его, господин». И спросил у владыки.
Владыка же, взяв крест, благословил Петра и
сказал: «Чадо Петр, господь сказал своими
устами: «Каждому, просящему у тебя, дай», — и
ты, чадо, не пожалел же богатств родителей
своих; ведь написано: «В кувшине масло не
убудет, горсть муки не истощится». Молитвой,
чадо, святых апостолов род твой благословен
будет, заплати князю за землю, как он просит».
Тогда Петр поклонился владыке до земли, и,
уверовав словам его, подошел к князю, и
сказал ему: «Да будет, князь, по воле святых
апостолов и по твоему повелению».
И велел князь отмерить мерной веревкой от
озера до ворот и от ворот до угла, а от угла
снова к озеру — место очень большое. Петр же
сказал: «Вели, князь, рвом окопать, как в
Орде делают, чтобы было обозначено место
это». И так сделали: горожане, провожавшие
иконы, сразу же выкопали ров, который
сохранился доныне. Петр же начал от самой
воды, вынимая из кошельков по одной деньге,
выкладывать девять гривен серебряных, а
десятую — золотую. И наполнили потом
Петровыми деньгами повозки и те колесницы,
на которых часовню везли, и кони едва смогли
тронуться с места.
И видев такое множество золота и серебра,
которого хватило бы, чтобы вдесятеро больше
купить земли,— а кошельки все оставались
полными, — князь и владыка подумали: «Что же
это такое, господи? Не по нашим грехам сие
свершилось! Великую, видно, благодать обрел
человек этот пред богом, дивимся мы милости
твоей, господи, и могуществу святых
апостолов». И поставили стражей у двора
Петрова из назначенных людей, бывших на
молебне, и определили, чтобы Петр ездил на
коне. И была в городе радость великая,
славили Петра с великой честью и многими
дарами одаривали, и много дней пели молебны,
прославляя бога и святых его апостолов за
чудо, свершившееся в нынешнее время, и нищим
много милостыни раздали и кормили их.
Не понимая,— как же свершилось чудо такое,—
Петр задумался и пребывал в молчании и
уединении. И владыка и князь, видя, что Петр
затосковал, решили между собой: «Если этот
юноша ханского рода уйдет в Орду, то беда
большая может быть городу нашему». А был
Петр высок ростом и красив лицом. И сказали
они ему: «Петр, хочешь — сосватаем тебе
невесту?» Петр же, прослезившись, ответил
князю и владыке: «Я, господа мои, возлюбил
вашу веру и, оставив веру отцов своих,
пришел к вам. Воля господня и ваша да будет».
Князь же сосватал за него невесту из рода
великих вельмож — жили еще тогда в Ростове
ордынские вельможи. Владыка обвенчал Петра,
и построил церковь, и освятил ее по заповеди
святых апостолов.
Князь брал с собой Петра на царскую утеху,
около озера тешил его ястребиной охотой,
чтобы его в нашей вере удержать. И как-то
сказал князь Петру: «Великую ведь ты
благодать обрел от бога и сам, и городу
нашему. А ведь написано: «Воздам богу от
всех благ, как он дал нам». Прими от меня,
Петр, этот небольшой надел земли нашей
вотчины, что напротив храма святых
апостолов подле озера этого. Я тебе и
грамоты напишу». Ответил ему Петр: «Я, княже,
ни отцом, ни матерью не обучен землею
владеть, и грамоты к чему эти?» Князь же
сказал: «Я все сделаю как нужно, Петр. А
грамоты вот для чего: чтобы не отнимали те
земли дети мои и мои внуки у твоих детей и
внуков после нас». Тогда Петр сказал: «Пусть
будет, княже, воля господня». И
велел князь при владыке написать грамоты на
владение многими землями вдоль озера, и
водами, и лесами, и сохранились те грамоты
доныне, и переписали на Петра усадьбы,
расположенные по его землям. Орда же тогда
набегов не совершала, и прошло много лет, и
было тихо.
Был у Петра нрав спокойный и покладистый и
добрый обычай во всем. И так полюбил князь
Петра, что и за трапезу без него не садился,
и владыка побратал Петра с князем в церкви.
И стал Петр названым братом князя. И
родились у Петра сыновья — его наследники.
В скором времени скончался святейший
епископ Игнатий и обрел царство небесное.
Вечная ему память!
Через несколько дней после владыки умер
старый князь. И дети князя звали Петра дядей
до самой его кончины. И, много лет прожив в
мире и спокойствии, в глубокой старости
приняв монашество, преставился Петр, отошел
к господу, которого он так возлюбил. И
погребли его на том месте, где спал он, возле
церкви святых Петра и Павла. И с того
времени возник монастырь сей.
Внуки же старого князя забыли Петра и его
благие дела и начали отнимать луга и
окраинные земли у Петровых детей. Тогда сын
Петра пошел в Орду и сказал, что он ханова
брата внук. Обрадовались его дядья, с
почетом приняли его, одарили многими
подарками и ханского посла выхлопотали для
него. Пришел посол хана в Ростов и,
рассмотрев грамоты Петра и старого князя,
рассудил тяжущихся. И определил н утвердил
рубежи владений Петрова сына по грамотам
старого князя, и дал ему от имени хана
грамоту с золотой печатью, которая есть и у
молодых князей, внуков старого князя. После
этого посол ушел.
И молодые князья меж собой и своим боярам
стали говорить: «Слыхали мы, что родители
наши звали дядей его отца — Петра, что дед
наш много у него серебра взял и братался с
ним в церкви, а все равно — род татарский, не
наша кость, какая это нам родня? Серебра нам
ни от них не досталось, ни от родителей
наших». И вот такие разговоры вели они, и не
вспоминали уже о чудесах святых апостолов,
а про любовь прародителей своих забыли. И
так вот прожили они много лег, завидуя детям
Петра, потому что те в Орде большим почетом
пользовались. У сына же Петрова родились
сыновья и дочери, и в глубокой старости
отошел он к господу.
Внук же Петра, Юрий, по завету родителей
своих с почитанием относился к храму
госпожи святой Богородицы в Ростове —
много гривен жертвовал и пиры учреждал
священникам, и клирикам, к всему собору
церковному, и отмечал праздники и память
святых апостолов Петра и Павла, и каждый год
поминал родителей и прародителей своих.
И рыбаки их всегда больше вылавливали рыбы,
чем городские рыболовы. Словно бы играя,
петровские рыбаки бросят сеть и богатый
улов извлекают, а городские рыболовы как ни
трудятся, а улова почти нет.
И пожаловались они князю: «Князь наш,
господин, если петровские рыбаки не
перестанут ловить, то озеро наше Ростовское
будет пусто. Они всю рыбу выловят». Тогда
правнуки старого князя сказали Юрию: «Слышали
мы изначала, что дед ваш получил грамоты от
прародителей наших на место под монастырь
ваш и на земли, рубежи которых обозначены, а
озеро наше, — грамот на него нет; так пусть
ваши рыбаки больше в озере не ловят». Так
сбылось предсказание старого князя,
побратима Петрова, который говорил, что
грамоты нужны, чтобы не нарушили договора
внуки.
Услышав такое, Юрий, внук Петра, пошел в Орду
и объявил, что он правнук ханова брата.
Дядья же Юрия приняли его с почетом, одарили
многими подарками и ханского посла
выхлопотали для него. Вот пришел посол в
Ростов и остановился в монастыре Петра и
Павла, возле озера. Испугались князья
ханского посла, стал он судить их с внуком
Петровым. Юрий положил перед послом все
грамоты, и посол, рассмотрев те грамоты,
говорит князьям: «Не ложны ли эти грамоты на
земли? Ваша ли вода в озере и есть ли под ней
земля? Можете вы воду снять с земли той?»
Ответили князья: «Да, господин, не ложны
грамоты эти. А земля под водою есть; озеро —
наша вотчина, господин. А снять воду с земли
не можем, господин». И сказал посол ханский,
судья: «А если не можете снять воду с земли,
то почему своей называете? Это сотворено
всевышним богом на благо всем людям». И
присудил по земле и воду Юрию, внуку Петрову,
ханский посол: «Как куплена земля, так и
вода, прилегающая к ней». И дал он Юрию от
имени хана грамоту с золотой печатью и ушел.
И не смогли князья ростовские никакого зла
сотворить Юрию. И установилась мирная жизнь
на долгие годы. И славили бога, как повелось
еще от родителей, и чтили память святых
апостолов со слезами и с радостью,
вспоминали с умилением чудеса их, и каждый
год поминали своих родителей, раздавая
щедрую милостыню.
И уже вырос правнук Петров — сын Юрия Игнат.
При его жизни вот что произошло.
Пришел Ахмыл на Русскую землю, и сжег город
Ярославль, и двинулся на Ростов со всей
силою своею, и устрашилась его вся земля, и
бежали князья ростовские, и владыка Прохор
побежал. Игнат же нагнал владыку, извлек меч
и сказал ему: «Если не пойдешь со мной
навстречу Ахмылу, то я сам зарублю тебя.
Наше это племя, там есть мои сродники». И
владыка послушался его, и со всем клиром,
облачившись в ризы и взяв крест и хоругвь,
пошел навстречу Ахмылу. А перед крестным
ходом шел Игнат с горожанами, взяв дары для
забавы ханской — ловчих кречетов, шубы и
пития разные, остановился он на краю поля
около озера, преклонил колени пред Ахмылом
и, назвавшись потомком ханского рода,
сказал: «А это село хана и твое, господин,
купля прадеда нашего, где чудеса
происходили, господин».
Страшно было видеть грозную рать татарскую.
И говорит Ахмыл: «Ты меня утехой ханской
даришь, а кто эти такие в белых ризах и с
хоругвью, наверное, биться с нами хотят?» А
Игнат ответил: «То богомольцы хана и твои,
пришли благословить тебя, а это несут
божницу — так полагается по закону
христианскому».
А в это время под Ярославлем находился сын
Ахмыла, охваченный тяжким недугом, везли
его на повозке. И велел Ахмыл привезти сына
своего, чтобы благословил его владыка. И
владыка Прохор, освятив воду, дал ему выпить
ее и благословил его крестом. И тот
выздоровел. Ахмыл же, увидев, что сын его
здоров, сошел с коня, остановился против
крестов, поднял руки к небу и сказал: «Благословен
бог вышний, который внушил мне мысль идти
сюда. Праведен ты, господин епископ Прохор,
так как молитва твоя воскресила сына моего.
Благословен и ты, Игнат, ибо спас людей
своих и сохранил город этот. Ханская кость,
наше племя; если тебе будет здесь какая-нибудь
обида, не поленись прийти к нам». Взял Ахмыл
сорок гривен серебра и дал их владыке, а
тридцать гривен дал клиру его, и принял
подарки у Игната, и целовал его, и
поклонился владыке, потом сел на коня
своего и пошел восвояси. Игнат же проводил
Ахмыла, потом вернулся с владыкой и
горожанами в город, и возрадовались все, и,
отпев молебны, прославили бога.
Пошли, господи, утешение читающим и пишущим
о делах давних прародителей наших, дай им
здесь покой и в будущей жизни, а всему роду
Петрову здоровья и многих лет жизни. Пусть
не оскудеет радость без печали и будет о них
вечная память до скончания мира.
Господу нашему Иисусу Христу слава, держава,
честь и поклонение ныне, и присно, и во веки
веков. Аминь.
|
|