ПЕРВОЕ
ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ
ГРАМОТА
КУРБСКОГО ЦАРЮ-ГОСУДАРЮ ИЗ ЛИТВЫ
Царю, богом
препрославленному и среди православных
всех светлее являвшемуся, ныне же — за
грехи наши — ставшему супротивным (пусть
разумеет разумеющий), совесть имеющему
прокаженную, какой не встретишь и у народов
безбожных. И более сказанного говорить обо
всем по порядку запретил я языку моему, но,
из-за притеснений тягчайших от власти твоей
и от великого горя сердечного решусь
сказать тебе, царь, хотя бы немногое.
Зачем, царь, сильных во
Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе
богом для борьбы с врагами, различным
казням предал, и святую кровь их
победоносную в церквах божьих пролил, и
кровью мученическою обагрил церковные
пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за
тебя положивших, неслыханные от начала мира
муки, и смерти, и притеснения измыслил,
обвиняя невинных православных в изменах, и
чародействе, и в ином непотребстве и с
усердием тщась свет во тьму обратить и
сладкое назвать горьким? В чем же
провинились перед тобой и чем прогневали
тебя христиане — соратники твои? Не они ли
разгромили прегордые царства и обратили их
в покорные тебе во всем, а у них же прежде в
рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе
крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным,
воздал, истребляя нас и со всеми близкими
нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и
впал в невиданную ересь, словно не боишься
предстать перед неподкупным судьей —
надеждой христианской, богоначальным
Иисусом, который придет вершить
справедливый суд над вселенной и уж тем
более не помилует гордых притеснителей и
взыщет за все и мельчайшие прегрешения их, как
вещают слова: «Он есть Христос мой,
восседающий на престоле херувимском
одесную величайшего из высших, — судья
между мной и тобой».
Какого только зла и каких
гонений от тебя не претерпел! И каких бед и
напастей на меня не обрушил! И каких грехов
и измен не возвел на меня! А всех
причиненных тобой различных бед по порядку
не могу и исчислить, ибо множество их и
горем еще объята душа моя. Но обо всем
вместе скажу: всего лишен был и из
земли божьей тобою без вины изгнан. И воздал
ты мне злом за добро мое и за любовь мою
непримиримой ненавистью. И кровь моя,
которую я, словно воду, проливал за тебя,
обличает тебя перед богом моим. Бог читает в
сердцах: я же в уме своем постоянно
размышлял, и совесть свою брал в свидетели, и искал, и в мыслях своих
оглядывался на себя самого, и не понял, и не
нашел - в чем же я перед тобой согрешил. Полки
твои водил, и выступал с ними, и никакого
тебе бесчестия не принес, одни лишь победы
пресветлые с помощью ангела господня
одерживал для твоей же славы, и никогда
полков твоих не обратил спиной к врагам, а
напротив, преславно одолевал на похвалу
тебе. И все это не один год и не два, а в
течение многих лет неустанно трудился в
поте лица своего, так что мало мог
видеть родителей своих, и с женой своей не
бывал, и вдали от отечества своего
находился, в самых дальних крепостях твоих
против врагов твоих сражался и страдал от
телесных мук, которым господь мой Иисус
Христос свидетель; особенно много ран
получил от варваров в различных битвах, и все тело мое
покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого
и дела нет.
Хотел перечислить по
порядку все ратные подвиги мои, которые
совершил я во славу твою, но потому не
называю их, что бог их еще лучше ведает. Он
ведь за все это воздаст, и не только за
это, но и за чашу воды студеной. И еще, царь,
говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю,
лица моего до дня Страшного суда. И не
надейся, что буду я молчать обо всем: до
последнего дня жизни моей буду
беспрестанно со слезами обличать тебя
перед безначальной Троицей, в которую я
верую, и призываю на помощь херувимского
владыки мать - надежду мою и заступницу,
владычицу богородицу, и всех святых,
избранников божьих, и государя моего, князя
Федора Ростиславича.
Не думай, царь, и не
помышляй в заблуждении своем, что мы уже
погибли и истреблены тобою без вины, и
заточены, и изгнаны несправедливо, и не
радуйся этому, словно легкой победой
похваляясь: казненные тобой, у престола
господня стоя, взывают об отмщении тебе,
заточенные же и несправедливо изгнанные
тобой из страны взываем день и ночь к богу,
обличая тебя. Хотя и похваляешься ты
постоянно в гордыне своей,
в этой временной и скоропреходящей жизни,
измышляя на людей христианских
мучительнейшие казни, к тому же надругаясь
над ангельским образом и попирая его,
вместе со вторящими тебе льстецами и
товарищами твоих пиров бесовских,
единомышленниками твоими боярами, губящими
душу твою и тело, которые детьми своими
жертвуют, превзойдя в этом жрецов Крона. И обо всем этом здесь кончаю.
А письмецо
это, слезами омоченное, во гроб с собою
прикажу положить, перед тем как идти с тобой
на суд бога моего Иисуса. Аминь.
Писано в городе Волмере,
владении государя моего короля Сигизмунда
Августа, от которого надеюсь быть пожалован и
утешен во всех печалях моих милостью его
государевой, а особенно с помощью божьей.
Знаю я из священного
Писания, что дьяволом послан на род
христианский губитель, в прелюбодеянии
зачатый богоборец Антихрист, и ныне вижу
советника твоего, всем известного, от
прелюбодеяния рожденного, который и
сегодня шепчет в уши царские ложь, и
проливает кровь христианскую, словно воду,
и погубил уже столько сильных в Израиле, что
по делам своим он и есть Антихрист: не
пристало тебе, царь, иметь таких советчиков. В
законе божьем в первом писано: «Моавитянин,
и аммонитянин, и незаконнорожденный до
десятого колена в церковь божью не входят»
и прочая.
|
|